Песпективы ТЭО России и Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:01, контрольная работа

Описание

Россия и Китай могут и должны сотрудничать в различных сферах - в политике, экономике, вопросах безопасности, согласовывая свои позиции по дипломатическим каналам. На сегодняшний день российско-китайские отношения все еще находятся на этапе обмена товаров массового спроса на сырье.

Работа состоит из  1 файл

к.р..docx

— 53.78 Кб (Скачать документ)

      Исходя  из вышеизложенного, можно утверждать, что у России отсутствует четкая концепция политического курса  в отношении воссоединения Китая. Однако политические и экономические  ставки России, поставленной перед  выбором "или те, или другие", сделаны на материке. Все же Россия могла бы, соблюдая принятые обязательства  перед КНР.

      Проект  нефтепровода "Россия-Китай" является крупнейшим на настоящий момент китайско-российским проектом, его реализация имеет огромное значение для содействия развитию отношений  стратегического партнерства и  сотрудничества между РФ и КНР. Китай "обладает колоссальным потребительским  рынком нефти".

      После 2010 г эта цифра может достичь 30 млн. тонн. Таким образом, Россия будет обеспечена стабильным рынком сбыта, а Китай стабильным источником нефти.

      Важным  итогом развития китайско-российских связей за последние годы является утверждение конструктивных отношений  стратегического сотрудничества. Это - новая современная модель межгосударственных отношений, благодаря которым закреплены уже достигнутые результаты и  вместе с тем будут предприниматься  новые шаги для развития сотрудничества в различных сферах. Основа их весьма прочна. Конкретно это проявляется  в следующем:

      а) Неизменна общая тенденция к  постоянному углублению отношений  между двумя странами.

      б) Решение проблем, оставленных историей, устранило препятствия  на пути развития китайско-российских связей.

        Имеется в виду, прежде всего,  решение «в основном» территориального  спора, что геополитически гарантирует  долголетнюю дружбу между двумя  государствами. «Дальновидная позиция  и взаимопонимание, достигнутое  Китаем и Россией по вопросам, оставленным историей, обеспечивают  чрезвычайно успешное развитие  отношений между двумя странами  и способность сохранения им  долгосрочной стабильности».

      в) Гарантия долгосрочной жизнеспособности двусторонних отношений, основанных на равенстве.

      Одна  из самых главных особенностей китайско-российских отношений заключается в том, что с самого начала в основание  их создания и развития были положены 5 принципов мирного сосуществования. Когда закладывались отношения  конструктивного партнерства, с  российской стороны было дано недвусмысленное  разъяснение, что оба государства  являются полностью независимыми и  что больше не будет разделения на «старшего и младшего братьев». В  своих отношениях стороны уважают  единство и территориальную целостность  друг друга, а также проявляют  внимание к безопасности партнера. В международной сфере они  стремятся к здоровому развитию международных отношений, выступают с многочисленными инициативами в целях создания нового международного порядка.

      Что касается сферы экономики, то здесь  они активизируют сотрудничество и  вместе с тем занимают позитивные позиции в отношении экономической глобализации. Благодаря утверждению и развитию равноправия между КНР и Россией, их отношения явно вступают в новый исторический этап, на котором они могут усиливать двустороннее сотрудничество и одновременно взаимодействовать в важных международных вопросах.

      Потенциал отношений стратегического партнерства  между Китаем и Россией не исчерпан, эти страны как постоянные члены  Совета безопасности ООН и великие  державы, обладающие глобальным влиянием, должны играть еще большую роль в  международных делах. Ощущается  необходимость их сотрудничества во многих вопросах в ходе развития ситуации после окончания холодной войны:

      а) Предстоят многие годы сотрудничества в продвижении глобальной многополярности  и создании нового международного порядка.

      В совместном заявлении стороны выступили  с инициативой развития нового порядка. Однако реализовать эту инициативу в короткие сроки невозможно, учитывая прежде всего то обстоятельство, что  США с удвоенной энергией стремятся  создать однополюсный мир, оказывают  колоссальное давление на Россию в  Европе и Азии и одновременно сдерживают Китай. А Западная Европа и Япония оказывают поддержку США в  создании международного порядка под  эгидой Запада. Борьба между многополярностью и однополярностью, т.е. между представлениями  Китая и России, с одной стороны, и Западом, с другой, относительно будущей мировой ситуации будет  принципиальной проблемой, подразумевающей  длительную борьбу между Востоком и Западом. Вместе с тем будет углубляться процесс глобальной многополярности и продолжаться борьба за создание справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка». Нынешние же условия таковы, что США и другие западные державы обладают силовым превосходством,

      б) Китай и Россия имеют важные общие  интересы в АТР.

      Этот  регион после распада СССР приобрел для России большую, чем прежде, значимость. Особенно после расширения НАТО на Восток, когда эта организация  оказалась у российского порога. Дальний Восток стал для РФ «зоной безопасности», а Азия - ее «стратегическим  тылом». Экономические интересы России также сместились на Восток, и ускорение  развития восточных районов встало на повестку дня. Стратегическое положение  в АТР для России явно становится все более важным.

      Китай - это крупная азиатская держава. Политическое и экономическое положение, ситуация в области безопасности в Азии имеют для КНР жизненно важное значение. Обеспечение политической стабильности и экономического развития этого региона имеет для него непреходяще важное значение.  25На пороге нового столетия положение в  АТР осложнилось. Острие обновленного договора безопасности между США  и Японией нацелено на азиатских  соседей. Еще большую угрозу несет  для безопасности КНР, России, Кореи  и других стран замышляемый Соединенными Штатами план ПРО. В этих условиях стратегическое сотрудничество Китая  и России имеет долгосрочные совместные цели.

      в) Далеко не исчерпан потенциал сотрудничества двух стран в области экономики.

      4 тыс. км. общей границы создают   условия для тесного сотрудничества  Китая и России в области  экономики. В настоящее время  между ними прогрессирует тенденция  к росту политических связей, тогда как экономические отношения отстают от них. Правительства обеих стран предпринимают ряд мер, чтобы в этой области складывалась новая ситуация. Если говорить об условиях, существующих в обеих странах, то Россия обладает достаточно хорошей индустриальной базой, стоит на передовом в мире научно-техническом уровне, располагает чрезвычайно богатыми природными ресурсами и высококачественными научно-техническими кадрами. Китай в результате политики реформ и открытости также располагает многими благоприятными возможностями для сотрудничества с другими государствами: с одной стороны, он имеет емкий рынок для зарубежных товаров, а с другой, возможности для экспорта целого ряда товаров и в первую очередь продукции легкой промышленности и бытовой электроники. Эта взаимодополняемость в области экономики создает необычайно благоприятные условия для расширения торговли и экономического взаимодействия между Китаем и Россией.

      г) Модель китайско-российских отношений  стратегического  сотрудничества имеет  долгосрочные перспективы для развития.

      За  почти 10 лет развития отношений между  КНР и Россией выявилась очень  успешная модель, характеризующаяся  несколькими важными особенностями:

      Во-первых, исходным моментом, лежащим в основе этих отношений, являются интересы страны. 

      Во-вторых, обе стороны добиваются международных  условий мира и развития, вместе работают над созданием стабильного  окружения, чтобы каждой сосредотачивать  усилия для развития своей экономики.

      В-третьих, стороны проявляют взаимное уважение в области политики, сотрудничают в экономике, уважают суверенитет  и национальное достоинство друг друга.

      В-четвертых, создаваемые двумя странами партнерские  отношения не являются союзом, они  также не направлены против третьих  стран, не представляют угрозы для какого-либо государства, а активно отстаивают дело мира и безопасность данного  региона.

      Для углубленного развития китайско-российских отношений необходимо укреплять  согласованность в политической сфере и добиваться новых прорывов в подходах к некоторым проблемам. В связи с постоянными изменениями  обстановки постоянно корректируются и отношения между крупными державами. Развитие китайско-российских отношений  также должно соответствовать складывающейся ситуации. Кроме того, они должны также быть еще более практичными. В последние годы между странами заключено много соглашений, однако, в ходе реализации некоторых из них  не были достигнуты поставленные цели.

      1)  в области стратегического сотрудничества  двум странам необходимо дальнейшее  укрепление доверия, согласование  механизма развития отношений  со многими странами. Новые моменты,  выявившиеся в международных  отношениях в последние годы, состоят в том, что между  крупными державами постоянно  корректируются отношения. В этом  есть позитивная сторона, но  есть и негативный фактор. Например, в общественном мнении России  проявляется подозрительность и  опасения, когда у КНР развиваются  связи с другими государствами,  особенно когда улучшаются китайско-американские  отношения. В таких случаях  некоторые представители российской  общественности демонстрируют опасения, будто это «затрагивает интересы  России», считая, что развитие  отношений КНР и США приведет  к «втягиванию» Китая в проектируемую  США стратегическую систему и  для России сложится неблагоприятное  положение.

      2) в области внешней политики  необходимо полностью использовать  созданный двумя странами механизм  регулярных встреч на высшем  уровне, чтобы он непрерывно играл эффективную роль. В последние два года одним из важных результатов этих контактов и связи по «горячей линии» в чрезвычайных ситуациях является обсуждение в любое время важных проблем двусторонних отношений и международных инцидентов, согласование по ним политики. Такого рода механизм консультаций в условиях крупных изменений в современной международной обстановке особенно важен.

      И Китай, и Россия являются объектами  прессинга по различным проблемам  и ситуациям со стороны западных стран во главе с США. Однако в  связи с развитием процесса экономической  глобализации оба государства и  той или иной степени занимают идентичную политику в отношении  Запада.

      3)  в экономической сфере правительства  двух стран уже проявили большую  активность, однако, по-прежнему лишь  достижение еще большего взаимопонимания  в наших подходах и политике  даст возможность активнее мобилизовывать  потенциал сотрудничества. Проблем  в области экономического взаимодействия  между Китаем и Россией довольно  много, но много и возможностей  для их устранения:

      «Взаимодополняемость» в торгово-экономических связях не проявляется в должной мере, при этом препятствия в подходах являются важным сдерживающим фактором. Всем ясно, что Россия обладает невиданными  природными ресурсами. Ее энергетические и лесные ресурсы и другие полезные ископаемые недостаточно освоены. Все  эти богатства находятся в  сибирских и дальневосточных  районах, расположенных вблизи Китая. У Китая же – изобилие рабочей  силы и возможностей освоения природных  богатств. В настоящее время в  экономическом сотрудничестве западных стран с Китаем в очень большой  степени используется многочисленная и дешевая китайская рабочая  сила.

      4)  в военной сфере. Торговля военной  техникой между КНР и РФ  также подвержена сильному лимитированию  из-за воздействия политики и  концептуальных подходов. Если снять  эту проблему, то можно добиться  значительного прогресса. Россия  обладает военной наукой и  техникой глобального порядка  и вот уже несколько лет  поддерживает в этой области  определенные контакты с Китаем. Однако, у нее очень много опасений, касающихся обменов в военной  области, и здесь она лимитирована  политически. Отдельные представители  российской общественности постоянно  прокламируют концепцию «китайской  угрозы», и поэтому все это  сильно ограничивает сотрудничество  России с Китаем в области  военной техники и вооружений. Между тем для этих двух  стран данная область сотрудничества  таит громадный потенциал и,  в то же время, взаимовыгодна.   

Глава 3. Перспективы развития торговых отношений РФ И КНР 

      В конце сентября 2010 Москва и Пекин завершили строительство нефтепровода Сковородино — Дацин мощностью 15 млн твг и подписали соглашение о поставах в Китай 30 млрд м3 в год российского газа.

Информация о работе Песпективы ТЭО России и Китая