Политическое и экономическое развитие зарубежных стран в 50-70 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 19:38, реферат

Описание

Разным этапам развития подсистемы в целом и ее составным частям соответствовали свои долговременные цели. Они определялись состоянием хозяйства стран, соотношением политических сил внутри стран и в мировом хозяйстве в целом, привлекательностью тех или иных моделей экономического развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3

Экономическая стратегия и политика развивающихся стран в 50 – 70-е годы…….4
Основные направления экономической политики…………………………………..10
Подробный анализ стран в 50-70 годы……………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………………….26

Схема………………………………………………………………………………………..27

Список литературы…………………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

мировая эк.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

    Энергосырьевые  проблемы в мировом хозяйстве  в 70-е годы способствовали развитию в развивающихся странах материало- и энергоемких отраслей (химии, металлургии). Это потребовало резкого расширения ввоза машин и оборудования, так как предприятия этих отраслей отличаются крупными размерами, нуждаются в значительной производственной инфраструктуре. В свою очередь поддержание и развитие материальной базы этих отраслей потребовало существенного увеличения экспорта их продукции. В малых и средних странах низкая емкость внутренних рынков препятствовала диверсификации производства. В них импульсы замещения импорта быстро затухали, поскольку наступали исчерпание платежеспособного спроса и насыщение внутренних рынков. Именно малые страны первыми стали переходить к наращиванию экспортного производства в конце 60-х годов.

    Стратегия возрастающего участия в международном  разделении труда, в частности в  странах Восточной Азии, получила обоснование в теории «летящей стаи гусей» или «догоняющего жизненного цикла продукта». Последовательность и взаимосвязь роста импорта, производства и экспорта были отмечены японским экономистом К. Акамацу в 1943 г. в статистическом исследовании данных о торговле и производстве в отраслях японской промышленности. В 1973 г. К. Кодзима развил концепцию К. Акамацу, назвав ее «догоняющий жизненный цикл продукта».

    Переход к политике экспортной ориентации позволяет  осуществлять производство определенных видов промышленной продукции в  расчете на внешние рынки и увеличить объем внешних поступлений. Это вторая модель развития, которая базируется на активном взаимодействии с иностранным капиталом и формирует экономику открытого типа. Она требует создания необходимых отраслей инфраструктуры, привлечения иностранной технологии. В социально-политическом плане в переходе к экспортной ориентации от замещения импорта воплотился компромисс трех сил — национальной буржуазии, государства и иностранного капитала. Ни одна из них не могла самостоятельно осуществить перестройку хозяйства и соответственно ответить на широкий социальный вызов развития.

    Изменения в экономической стратегии связаны  не только с усилившейся интернационализацией, воздействием долгового кризиса  и международным давлением. Корни  изменений лежат также в сдвигах в социальной структуре развивающихся стран в последние десятилетия.

    Попытки изменить положение экспортеров  в национальной экономике, повысить конкурентоспособность обрабатывающей промышленности дали в большинстве  стран ограниченный эффект. Экспортные операции нередко менее прибыльны, чем поставки на внутренний рынок. Поставщики вынуждены были все чаще обращаться к внешним источникам финансирования. Поэтому в промышленной политике различных групп стран были существенные различия как по содержанию этапов, так и по срокам их осуществления.

    В крупных развивающихся странах  экспорт готовых изделий имеет  пределы как стимулятор экономического роста. Так, увеличение вывоза готовых  изделий на 1% обеспечивает прирост  ВВП на Тайване на 0,15%, тогда как  в Индии — на 0,08, в Бразилии — на 0,01%. Поэтому увеличение экспорта в крупных странах служит не столько источником экономического роста, сколько инструментом устранения диспропорций и улучшения технологической структуры. Страны, которые опирались на экспорт ископаемого и сельскохозяйственного сырья, также дольше следовали стратегии замещения импорта. Другие страны, не располагая крупными запасами сырья и находившиеся в сфере интересов Запада, с помощью иностранного капитала смогли вписаться в международное разделение труда, что способствовало формированию современного хозяйственного механизма и более полному использованию их экономических ресурсов. Отчетливо это проявилось в небольшой группе стран.

    2. Основные направления экономической политики

    После завоевания политической независимости в экономической политике развивающихся стран доминировали усилия на ускорение экономического роста и обеспечение необходимых для этого внутренних и внешних условий.

    Ускорение экономического роста. Древнейшие страны и народы, в жизни которых до этого столетия ничего не менялось, следовали лозунгу «Нам следует бежать, пока остальной мир может идти шагом». Концепция догоняющего развития предусматривает формирование экономического роста путем увеличения национального дохода и повышения нормы и массы накопления, замещения импорта и обеспечения притока иностранного капитала.

    Отличительной чертой концепции догоняющего развития была недооценка социальных проблем, сопутствующих  экономическому росту. Предполагалось, что темпы развития экономики неизбежно приведут к расширению занятости, повышению уровня жизни всех, в том числе беднейших слоев населения.

    Теоретическим обоснованием модели ускоренного экономического развития послужила неокейнсианская  школа. Большой вклад в разработку концепций догоняющего развития внесли работы У. Ростоу, П. Розенштейн-Родана, Р. Нурксе и др.

    На  потребности быстрого промышленного  развития был ориентирован хозяйственный  механизм. Государство воздействовало на промышленное развитие путем ограничительных  и поощрительных мер, причем поощрительные меры преобладали над ограничительными. Они включали расширение поставок средств производства, технического опыта, производственного и снабженческо-сбытового кредита, развитие системы государственных закупок, регулирование налогообложения.

    Укрепление  национального предпринимательства. Одним из направлений экономической  политики освободившихся стран являлась национализация иностранной собственности. Только с 1960 по 1974 гг. в 62 развивающихся  странах произошло 875 случаев национализации иностранных предприятий, главным образом горнодобывающих и плантационных. Основная волна национализации пришлась на 70-е годы. Национализация, ликвидация концессионной формы предпринимательства и экстерриториальности иностранных компаний, ограничение непосредственной эксплуатации природных и людских ресурсов означали крушение внеэкономических методов эксплуатации, относительный переход к экономической эксплуатации этой подсистемы. Следует при этом отметить, что огосударствление предприятий часто не означало полного разрыва с компаниями западных стран.

    Внешнеэкономическая политика подавляющего большинства  государств была направлена на стимулирование национального производства и ограждение внутренних рынков от конкуренции. Огромный разрыв в уровнях экономического развития с промышленно развитыми странами вызвал необходимость проведения гибкой протекционистской политики для ускорения модернизации отсталых хозяйственных структур. В частности, валютный курс нередко поддерживался на завышенном уровне, что позволяло национальным предприятиям приобретать необходимое оборудование за рубежом по заниженным ценам. Но подобная практика одновременно сдерживала развитие экспорта.

    Новый международный экономический порядок. Одной из особенностей развития политического процесса было преобладание различных форм коллективных действий при выработке экономической политики с целью определения совместной линии по укреплению развивающихся стран в мировой экономической системе — идея коллективной опоры на собственные силы. Продолжением этой тенденции было выдвижение в начале 70-х годов комплексных программ изменения характера мирохозяйственных связей и создания новой структуры международных экономических отношений. Новый международный экономический порядок должен был устранить экономическое неравенство, позволить ликвидировать увеличивающийся разрыв между развитыми и развивающимися странами.

    Отдельные элементы этой концепции содержались  в работах известных западных экономистов Г. Мюрдаля, Г. Зингера, С. Делла. В частности, Г. Мюрдаль поддерживал протекционистские меры развивающихся стран, полагая, что без такой защиты они не смогут эффективно развивать производительные силы. «Экономическое развитие, предоставленное самому себе, является процессом циклической и кумулятивной обусловленности, имеющим тенденцию благоприятствовать тем, кто уже обеспечен, и даже препятствовать усилиям тех, кто живет в менее развитых районах», — отмечал он.

    В качестве одного из ключевых вопросов программы переустройства системы  мирохозяйственных связей были выдвинуты положения о восстановлении равновесия цен на сырьевые и промышленные товары с целью стабилизации доходов от экспорта освободившихся стран, а также улучшение условий доступа развивающихся стран к передовой технике и технологии, перераспределения национальных доходов между двумя подсистемами мирового хозяйства. Усилия развивающихся стран поддерживались социалистическими государствами.

    Тенденция к региональной интеграции. Особое значение придавалось хозяйственным  аспектам сотрудничества между самими развивающимися странами. Оно выражалось в тенденции к интеграции их национальных хозяйств на региональном уровне. В отличие от интеграции развитых капиталистических стран тесное экономическое сотрудничество развивающихся государств не подготовлено в достаточной степени предшествующим развитием производительных сил, а вызывалось потребностями ликвидации технико-экономической отсталости, возможностью использовать экономию на масштабах производства.

    Данная  концепция дополнялась предложениями  о создании за счет государственных средств крупных совместных предприятий развивающихся стран, которые могли бы конкурировать на внешних рынках. Однако подобные планы слабо претворялись в жизнь и не оказали значительного влияния на расширение торговли и ускорение экономического роста. Слабость молодой промышленности не способствовала достижению первоначальных целей. Причины относительно слабой интеграции развивающихся стран связаны также с присутствием иностранного капитала во многих отраслях их хозяйств. Направление внешнеэкономических связей испытывает мощное воздействие интересов западных стран.

3. Подробный анализ стран в 50-70 годы

    В экономической литературе 50-е гг. обычно называют “серебряными”, а 60-е  – “золотыми”, что связано с  необычайно высокими темпами экономического роста. Об этом наглядно свидетельствуют следующие данные:

    Самым влиятельным из всех факторов послевоенного  развития западных стран являлся  феномен так называемого "наверстывания".

    "Наверстывание"  – особая стратегия по осуществлению  активной политики индустриализации и модернизации примитивной экономики, проявляющаяся в темпах развития настолько высоких, насколько велико было отставание данной страны от группы лидеров.

    Содержание  стратегии “навёрстывания”.

    1.  Стимулирование спроса:

    ·  увеличение уровня потребления населения;

    ·  нехватка квалифицированной рабочей  силы;

    ·  принятие социальных программ.

    2.  Стимулирование предложения:

    ·  резерв рабочей силы в традиционных отраслях;

    ·  структурная перестройка;

    ·  рост вложенных инвестиций;

    ·  увеличение производительности труда.

    Другим  важнейшим фактором послевоенного  развития стало вступление развитых стран в эпоху НТР – научно-технической  революции.

    НТР – качественный скачок в развитии общества, обусловленный использованием передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребностей людей.

    НТР началась в 40-50-х гг. XX в. в результате крупнейших научных и технических  открытий, в частности создания ЭВМ, атомной энергетики, полимерных материалов, ракетно-космической техники и др. Предполагается, что развитие НТР и видоизменения механизма государственного регулирования повлияли на сокращение продолжительности четвертого цикла Кондратьева 1940/50-1990-х гг.

    Применение  микроэлектроники и новейших средств  связи стимулирует процесс формирования межотраслевых народнохозяйственных комплексов. Расширяются масштабы контроля над разнообразными и территориально разбросанными видами деятельности. Это приводит к тому, что технологической основой производства становится мелкосерийное диверсифицированное производство. Одновременно происходит сужение собственно материального производства при стремительном росте "индустрии знаний".

    Третьим важнейшим фактором динамичного роста развитых стран стало формирование системы смешанной экономики.

    Смешанная экономика – экономика страны, в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономической  систем.

    Главными  целями правительства в этот период выступали обеспечение полной занятости, сокращение неравенства заработной платы и общее повышение благосостояния людей. В плане экономической конъюнктуры были разработаны антициклические методы фискального и монетарного порядка, чтобы стимулировать или ограничивать спрос в момент, когда экономика подает сигналы некоторой "одышки" или перегрева. Кроме того, многие государства использовали систему экономического планирования для координации своей политики в области экономического роста с деятельностью предприятий и профсоюзов.

Информация о работе Политическое и экономическое развитие зарубежных стран в 50-70 годы