Политическое и экономическое развитие зарубежных стран в 50-70 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 19:38, реферат

Описание

Разным этапам развития подсистемы в целом и ее составным частям соответствовали свои долговременные цели. Они определялись состоянием хозяйства стран, соотношением политических сил внутри стран и в мировом хозяйстве в целом, привлекательностью тех или иных моделей экономического развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3

Экономическая стратегия и политика развивающихся стран в 50 – 70-е годы…….4
Основные направления экономической политики…………………………………..10
Подробный анализ стран в 50-70 годы……………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………………….26

Схема………………………………………………………………………………………..27

Список литературы…………………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

мировая эк.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

    ·  изменение мирохозяйственных связей.

    В 50-е гг. в отраслевой структуре  промышленности Великобритании первое место занимало машиностроение, второе – металлургия и металлообработка, третье – пищевая, четвертое – текстильная отрасль. По техническому оснащению и технологии производства английская промышленность намного отставала от индустрии США, ФРГ, а в некоторых случаях и Японии. Научно-техническая революция, ускорив сдвиги в структуре экономики, привела к значительному уменьшению значения традиционных производств. Началось сооружение новых автомобильных, электронных, авиационных, химических и нефтеперерабатывающих заводов. Однако происходившие в промышленности структурные изменения привели к усугублению проблем депрессивных районов. Совершенствование структуры хозяйства Великобритании затруднялось еще и тем, что по сравнению с западноевропейскими конкурентами и Японией гораздо большая часть инвестиций – до 10 % от суммы внутренних капиталовложений – вывозилась за границу, несмотря на то, что доля вложений в хозяйство в валовом национальном продукте страны была ниже, чем в других индустриальных странах. Все это делало очень уязвимым внешнеэкономическое положение страны. Поэтому Англия не только отказалась вступить в "Общий рынок", но, чтобы противостоять ему, создала в 1960 г. Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), объединив под своим руководством Австрию, Данию, Норвегию, Португалию, Швейцарию и Швецию.

    В 60-70-е гг. экономика Великобритании находилась в крайне сложном положении. С одной стороны, бурно росли гигантские монополии в наиболее современных отраслях производства, которые диктовали свои условия и оказывали мощное воздействие на политику государства. С другой – увеличился государственный сектор, который охватывал в основном традиционные отрасли производства и крайне медленно перестраивался под влиянием НТР.

    Трудности в стимулировании экономического роста  в 60-70-е гг. привели к дальнейшему  сокращению социальных расходов правительства. Так, в августе 1966 г. через парламент был принят закон о ценах и доходах, означавший замораживание заработной платы рабочих и служащих в условиях роста стоимости жизни и ограничения прав профсоюзов. Цены, квартирная плата, транспортные расходы особенно увеличились вследствие девальвации фунта стерлингов, проведенной в ноябре 1967 г. И хотя после прихода к власти в 1974 г. лейбористы начали реализацию своей программы с ряда социальных мер, ухудшение экономического положения под влиянием мирового энергетического кризиса привело к сворачиванию этого курса.

    В результате низких темпов роста промышленной продукции Великобритания с конца 60-х гг. передвинулась со второго  места на четвертое – после  США, ФРГ и Японии. В 1970 и 1971 г. Англия переживала экономическую депрессию, размер ее промышленного производства не превышал одного процента. Неблагоприятное положение наблюдалось и в области внешней торговли. После того как ЕАСТ оказалась бессильной в конкуренции с ЕЭС, правительство Великобритании принимает решение о вступлении страны в "Общий рынок", но согласие "шестерки" было получено только после третьего тура переговоров в 1973 г. При этом Англии пришлось идти на значительные уступки:

    ·  переходный период устанавливался сроком на 4,5 года;

    ·  существующие пошлины должны были уменьшаться постепенно в пять этапов, по 20 % на каждом;

    ·  признание более высоких цен  на сельхозпродукцию;

    ·  отказ от признания фунта стерлингов в качестве резервной валюты;

    ·  постепенное увеличение взносов  в бюджет ЕЭС со 100 млн. ф. ст. в 1973 г. до 300 млн. в 1980 году.

    В послевоенном развитии ФРГ можно  выделить две основные тенденции. Первая связана с "экономическим чудом", когда страна, восстановив народное хозяйство от разрушительных последствий  войны, закрепилась в мировой экономике на втором месте после США. Вторая обусловлена колебаниями темпов роста и привела к уменьшению доли ФРГ в промышленном производстве стран Запада. Однако в целом сочетание различных факторов, внутренних и внешних, создавало благоприятную основу для сохранения относительно высоких темпов развития (табл. 19).

    Общая характеристика этапов послевоенного  развития ФРГ

    50-е  гг. 

    ·  Ускоренное развитие машиностроения, приборостроения, оптики, электроэнергетики

    ·  государственная политика "приглушения конъюнктуры", направленная на торможение экономического подъема и погашения инфляции

    ·  активная социальная политика. 1953 г. – "год потребителя

    60-е  гг. 

    ·  Интенсификация сельского хозяйства, усиление процессов укрупнения хозяйств

    ·  сильное влияние НТР на развитие химической промышленности, автостроения, нефтеперерабатывающей промышленности (база – иностранные патенты и лицензии). Модернизация технической базы промышленности. Усиление концентрации производства при разделении производственных функций между крупными и мелкими предприятиями

    ·  кризис традиционных отраслей

    ·  усиление ориентации на внешний рынок

    ·  составление общих народнохозяйственных, отраслевых и региональных планов

    70-е  гг. 

    ·  Переход к реиндустриализации. Развитие наукоемких производств

    ·  возрастание роли мелких и средних  предприятий

    ·  усиление государственного регулирования  в рамках неолиберальной доктрины. Стимулирование экспорта долгосрочного  капитала с целью выравнивания платежного баланса

    Изменение условий экономического развития ФРГ, особенно внешних, обусловленное резким изменением соотношения курса марки к валютам других развитых стран в конце 70-х гг., обнажило различные структурные перекосы в западногерманской экономике, накопленные за прошедший период. Экономическая структура, характеризовавшаяся чрезмерно высокой долей промышленности и низкой долей сферы услуг, относительно слабым развитием инфраструктуры, пришла в несоответствие с новыми внутренними и внешними условиями экономического развития. В стране назрели условия для структурного скачка. Его важнейшим элементом становится перенос за рубеж части промышленного производства. За границу начинают перемещаться в основном нерентабельные, а также экологически вредные предприятия. В стране остаются отрасли с технологически сложным производством, на продукцию которых имеется высокий спрос.

    Важное  значение для укрепления роли и места  ФРГ в Западной Европе имело завершение создания свободной торговли промышленными  товарами и образование в 1979 г. Европейской  валютной системы.

    Получив самостоятельность от американской оккупационной администрации, японское правительство в кратчайший срок успешно решило задачу выбора пути дальнейшего экономического развития, взяв курс "внешнеэкономической  ориентации". В 1952 г. был принят закон, который разрешал образование экспортных картелей. В целях поощрения экспорта широко практиковалось его субсидирование. Импортные лицензии выдавались преимущественно на закупку оборудования и сырья для модернизации промышленности. Проникновение в Японию иностранного капитала ограничивалось. Главным торговым партнером Японии были США. Для более эффективного использования американской помощи был организован "Специальный счет для промышленных инвестиций". В 1952 г. Япония вступила в Международный валютный фонд, а в 1955 г. стала членом Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), действовавшего с 1948 г.

    С середины 50-х гг. Япония вступила в  период невиданно высоких темпов экономического роста. Началось время "экономического чуда" (табл. 20).

    Причины японского “экономического чуда”:

    ·  расширение внутреннего рынка;

    ·  высококачественная рабочая сила;

    ·  особая система наёмного труда;

    ·  высокоэффективное использование  иностранной экономической помощи;

    ·  массовое обновление основного капитала;

    ·  беспрецедентная закупка ноу-хау, патентов и лицензий.

    В последнее время в экономической  литературе принято выделять группу факторов, сыгравших особую роль в  экономическом развитии Японии. Среди  них:

    1)  гомогенность японской нации,  что выражается в осмыслении  необходимости концентрации всех материальных и моральных сил нации на экономическом развитии страны и объединении всех на традиционных японских ценностях;

    2)  отсутствие сырьевых ресурсов, что  заставляет вести постоянную  модернизацию структуры производства, внедрять материало- и энергосберегающие технологии, проводить поиск альтернативных источников сырья и топлива;

    3)  действие антивоенной Конституции  Японии, ограничившей средства на  оборону в 1% от ВНП;

    4)  выгодное географическое положение.

    Для стадии индустриализации начала 60-сер. 70-х гг. было характерно бурное развитие материалоемких секторов – металлургии, нефтепереработки, химических производств. Промышленные гиганты концентрировались в городах-портах, обеспечивающих ввоз сырья и вывоз продукции. Ускоренными темпами шла урбанизация прибрежных зон Японии. При перестройке японской промышленности был использован опыт прямого контроля, осуществлявшийся накануне войны, при активной роли правительства в формировании структуры промышленности. Государство применяло селективные налоговые и кредитные льготы, выборочный контроль над составом конкурентов в отраслях. Особое значение имел полный государственный контроль над всей системой внешнеэкономических связей. Сюда входили:

    1)  распределение по лимиту средств  на оплату импорта в соответствии с отраслевыми приоритетами;

    2)  ограничение притока иностранных  капиталовложений;

    3)  поощрение импорта технологий.

    Такой контроль над внешнеэкономическими связями действовал 22 года, его "либерализация" длилась 10 лет. Она включала поэтапную отмену ограничений на импорт продукции конкурентоспособных отраслей. Только в 1971 г. была введена полная обратимость иены.

    Значительные  изменения происходят в эти годы и в других сферах. В 1961 г. был принят Основной сельскохозяйственный закон, главной целью которого стал перевод сельского хозяйства на рельсы крупного товарного производства. С 1965 г. начала осуществляться стратегия преодоления бедности, в результате которой доходы нивелировались, социальный разрыв сглаживался и становился минимальным даже для развитых стран.

    Между тем "нефтяной шок" первой половины 70-х гг. показал слабые места национальной экономики и предопределил кризис 1974-1975 гг., который проявился в  спаде производства, гиперинфляции  и затоваривании. Это заставило  Японию начать коренную перестройку всей экономики.

    В условиях кризиса и структурной  перестройки на передний план начала выдвигаться неоконсервативная  модель развития экономики. Концепция "гражданского благополучия" трансформировалась в "японскую модель общества благополучия". Отличительная черта этой модели – минимальные общественные ассигнования, связанные с решением социальных проблем. Основной акцент делался на "свободу индивидов" и гарантию социального дохода, не ослабляющего побудительные мотивы к высококачественному труду. Принцип "справедливого распределения" уступил место принципу "равных возможностей".

    Особенности экономического развития западных стран  позволяют выделить три основные модели смешанной экономики.

    Национальные  модели смешанной экономики:

    1)  неоэтатистская модель: Франция,  Великобритания, Италия, Япония;

    2)  неолиберальная модель: США, ФРГ;

    3)  модель централизованного согласия: Швеция, Нидерланды; Австрия, Бельгия.

    Эта классификация является достаточно условной, т. к. в действительности каждая страна со временем может использовать инструменты, свойственные другой модели. Так, для Франции было характерно сближение с неолиберальной моделью, для США, наоборот, с неоэтатистской. Тем не менее, развитие смешанной экономики представляет собой сочетание этих трех моделей. Но их проявление в конкретной экономике меняется от одной страны к другой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Политическое и экономическое развитие зарубежных стран в 50-70 годы