Политическое и экономическое развитие зарубежных стран в 50-70 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 19:38, реферат

Описание

Разным этапам развития подсистемы в целом и ее составным частям соответствовали свои долговременные цели. Они определялись состоянием хозяйства стран, соотношением политических сил внутри стран и в мировом хозяйстве в целом, привлекательностью тех или иных моделей экономического развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3

Экономическая стратегия и политика развивающихся стран в 50 – 70-е годы…….4
Основные направления экономической политики…………………………………..10
Подробный анализ стран в 50-70 годы……………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………………….26

Схема………………………………………………………………………………………..27

Список литературы…………………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

мировая эк.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

    Таковы  наиболее общие закономерности развития мировой экономики в 50-70-е гг., но проявление их в каждой отдельной  стране имело свои особенности.

    В течение первого послевоенного  десятилетия США сохранили и  упрочили свои позиции в мировой  экономике. За время войны в Корее  в американскую промышленность было инвестировано до 30 млрд. долл., то есть больше, чем за всю вторую мировую  войну. Это привело к росту объема промышленного производства, расширению занятости и повышению заработков за счет увеличения основных ставок и сверхурочных работ. Однако в 1953-1954 г. страна вступает в полосу очередного экономического спада. Для его преодоления правительство прибегло к финансовым рычагам регулирования: был понижен обязательный уровень резервов в банках ФРС, сокращена учетная ставка для облегчения доступа к кредиту, правительство выбросило на рынок часть валютных резервов, были сокращены налоги на корпорации и личные доходы. Одновременно проводятся необходимые мероприятия в социальной сфере: осуществляется программа дорожного и жилищного строительства.

    Вступление  США в эпоху НТР ознаменовалось сдвигами в экономическом и социальном развитии. Промышленность, а затем и сельское хозяйство стали функционировать на совершенно новой технической основе. Быстро возрастала наукоемкость производства, а вместе с ней усилилась роль монополий и государства в финансировании научных исследований и опытных конструкторских работ (НИОКР). Во второй половине 50-х гг. возникла новая, более высокая форма концентрации и централизации капитала в виде конгломератов, устанавливающих монопольный контроль за совершенно не связанными по производственно-техническому принципу фирмами. Произошли изменения и в структуре рабочей силы, характеризующиеся сокращением занятости в традиционных отраслях и увеличением численности рабочих в наукоемком производстве, сфере обслуживания и государственном секторе. Однако воздействие НТР на социально-экономическое развитие приводило к созданию новых проблем. К ним относились:

    ·  быстрое, часто неконтролируемое внедрение  технологических новшеств, приносящее ущерб окружающей среде;

    ·  рост структурной безработицы;

    ·  разрыв между предложением услуг и платежеспособным спросом населения;

    ·  снижение темпов экономического роста  на фоне усиления конкуренции со стороны  европейских государств.

      Решение этих проблем становилось  важнейшей задачей государства  и нашло отражение в программе  "новых рубежей", предложенной правительством Дж. Кеннеди в начале 60-х гг. В арсенале его средств были рычаги бюджетной, налоговой и кредитно-денежной политики, включая сокращение срока амортизации основного капитала, введение налоговой скидки на капиталовложения, установление косвенного контроля над ценами и заработной платой и т.д. Гибкая в целом политика "новых рубежей" дала положительные результаты. Индекс промышленного производства в 1964 г. на 20 % превысил уровень 1961 г.

    С 1963 г. в США начали осуществляться социальные реформы, получившие название программы "великого общества". Ее центральным звеном стала "война с бедностью", направленная на улучшение положения беднейших слоев населения страны. Для реализации большей части программы учреждалось Управление экономических возможностей, в задачи которого входило обеспечение системы профессиональной подготовки и обучения, организация программ для сельской местности и малого бизнеса, помощь органам местного самоуправления и т.д. Вводилось медицинское страхование для престарелых граждан. В 1968 г. минимум заработной платы был поднят до 1,6 долл. в час. Активизировалась политика регулирования и сельского хозяйства. К концу 60-х гг. общая сумма социальных расходов составила около 40% федерального бюджета.

    Экономический кризис конца 60-нач. 70-х гг. вынудил правительство Р. Никсона перейти к новой политике по стимулированию экономики.

    Особенности экономической политики Р. Никсона

    1 этап Август-ноябрь 1971 г. 

    ·  Замораживание цен и зарплаты на 90 дней

    ·  установление дополнительного 10 % налога на импорт

    ·  прекращение обмена долларов на золото

    2 этап Ноябрь 1971 г.-январь 1973 г. 

    ·  Контроль над ценами и зарплатой

    ·  девальвация доллара

    3 этап Январь-июнь 1973 г. 

    ·  Отмена прямого государственного контроля над ценами и зарплатой

    ·  замораживание уровня цен и зарплаты и введение новой системы контроля

    4 этап Июль 1973-апрель 1974 г. 

    ·  Снятие ограничений с объемов  производства сельхозпродукции

    ·  сокращение социальных расходов

    Ситуация  в экономике США резко обострилась  в связи с мировым энергетическим кризисом 1973 г., вызвавшим мировой экономический кризис 1973-1975 гг. Как свидетельствуют цифры, в США этот кризис проявился острее, чем в другим странах, но по своим показателям он уступал "Великой депрессии".

    Особенности мирового экономического кризиса 1973-1975 гг. В США:

    ·  свёртывание производства на фоне роста  цен и неконтролируемой инфляции;

    ·  рост безработицы;

    ·  переплетение циклического кризиса  с сырьевым, структурным и финансовым.

    Кризис  обнажил зависимость США от импорта и внешнеторговой экономической конъюнктуры в целом. За годы кризиса обострилось соперничество развитых государств на мировом рынке, причем США оказались потесненными ФРГ и Японией. Увеличение мировых цен на нефть привело к образованию огромного дефицита торгового баланса, что в свою очередь способствовало дальнейшему ослаблению позиции доллара на мировых рынках. В довершение к экономическим проблемам в стране возник политический кризис, связанный с Уотергейтским скандалом. Пришедшая к власти администрация Дж. Картера считала своей главной задачей достижение сбалансированности федерального бюджета к 1981 г. Для этого были предложены антиинфляционная и энергетическая программы. Однако решить поставленные проблемы не удалось.

    Реализация "плана Маршалла" позволила западноевропейским странам восстановить довоенный уровень развития производства и включиться в конкурентную борьбу с США.

    Новая ситуация в мире существенно изменила экономическую политику правительства  Франции. Это проявилось в следующих  особенностях:

    ·  основное внимание стало уделяться  модернизации химической промышленности, машиностроения, радиоэлектроники и  приборостроения и развитию новых  отраслей (атомная, электронная и  нефтеперерабатывающая);

    ·  уменьшение объемов вывоза капитала и изменение его характера (не ссудный, а производительный);

    ·  широкое использование программирования экономики.

    Экономическая политика, проводившаяся во Франции, получила название дирижизма. Ее основы были разработаны в период правления  де Голля.

    Основные  черты “дирижизма”:

    ·  прямые административные методы вмешательства в экономику;

    ·  активная предпринимательская деятельность государства;

    ·  сильный государственный сектор;

    ·  прямое финансирование капиталовложений;

    ·  индикативное планирование.

    Франции принадлежит приоритет в применении индикативного (необязательного) планирования как метода воздействия государства на экономику, осуществляющегося с 1946 года. Основной задачей первого плана страны (1947-1953 гг.) были модернизация национализированного сектора и восстановление хозяйства. Укрепление конкурентоспособности частных фирм стало задачей второго плана (1954-1957 гг.). Переход от протекционизма к "открытой экономике" был провозглашен третьим планом (1958-1961 гг.). В 60-е гг. был взят курс на создание фирм-гигантов европейского типа, т. к. по степени концентрации производства Франция отставала от других развитых стран. В 1971-1975 гг. осуществлялся шестой план, в котором предусматривалось создание национальных компаний международного масштаба. Уделялось внимание увеличению нормы прибыли и стимулированию накоплений. В седьмом плане (1976-1980 гг.) провозглашалась политика "промышленной переориентации", предполагающей поддержку государством наиболее конкурентоспособных экспортных отраслей.

    В результате наиболее быстрыми темпами  развивались авиационная, автомобильная, атомная, нефтеперерабатывающая, химическая отрасли промышленности. Появились аэрокосмическая и ракетная отрасли ВПК. Форсированными темпами развивалось производство пластмасс, радиоэлектроники, началось производство вычислительных машин и устройств. Политика государства, связанная с поощрением концентрации производства, привела к появлению гигантских финансово-промышленных комплексов (финансовых групп). Всего десять финансово-промышленных групп распоряжались 40 % частного имущества и имели решающее влияние в руководстве национализированными отраслями промышленности, которые в 1967 г. давали 11 % промышленной продукции и охватывали 38 % производственных капиталовложений. Изменения затронули и аграрный сектор. Если в 1954 г. доля занятого в сельском хозяйстве самодеятельного населения страны составляла 27 %, то в 1968 г. она снизилась до 15%. При этом резко возросла товарность сектора за счет укрупнения хозяйственных единиц, перехода к комплексной механизации, применения машин. Франция вышла на второе место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, уступая лишь США.

    Одним из важных направлений деятельности французского правительства в 50-70-е  гг. было оздоровление финансовой системы. В 50-е гг. наметилась тенденция к  возвращению капиталов в страну из воюющих за независимость колоний Франции. Голлисты поддержали эту тенденцию. Одной из первых крупномасштабных акций в этом направлении стал внутренний заем министра финансов А. Пине в 1958 г., обеспечивший казне 294 млрд. франков чистой выручки и 30 млрд. франков в облигациях прежних займов. Сокращение государственных расходов, в том числе по социальным статьям, позволило создать золотые и валютные резервы, значительно превышающие общую сумму государственного долга. В 1960 г. правительство объявило о досрочном погашении части внешней задолженности. Вместо обесцененного франка в январе 1960 г. был введен новый франк, равный 100 старым. В конце 60-х гг. валютно-финансовая политика страны была изменена. 8 августа 1969 г. было объявлено о девальвации франка на 12,5 % по отношению к доллару США и на 11,1% – по отношению к золоту. Такая политика обеспечила стране значительные преимущества в области внешней торговли, что в свою очередь вызвало значительный рост промышленного производства в стране. Однако во второй половине 70-х гг. финансовое положение значительно осложнилось, что было связано со следующими факторами:

    ·  усилением инфляции;

    ·  увеличением утечки капиталов за границу;

    ·  дефицитом внешнеторгового баланса  страны.

    Это привело к тому, что Франция  за 1973-1979 гг. свела платежный баланс с дефицитом в 1,5 млрд. долл.

    Особое  значение в развитии французской  экономики имела западноевропейская интеграция. В апреле 1951 г. представители  Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Люксембурга  и ФРГ подписали договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), предусматривавший постепенную отмену таможенных пошлин и создание общего рынка угля и стали для стран-участниц. 25 марта 1957 г. Франция вместе со своими партнерами подписала соглашение о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, ныне Экономический союз).

    50-е  гг. стали периодом улучшения  экономического положения и Великобритании. В основе ускорения темпов  роста хозяйства этой страны  лежали благоприятные экономические  факторы, общие для всех европейских стран:

    ·  влияние НТР;

    ·  гонка вооружений в условиях "холодной войны";

Информация о работе Политическое и экономическое развитие зарубежных стран в 50-70 годы