Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 04:13, курсовая работа
Задачи предварительного следствия можно считать выполненными, когда полно, всесторонне и объективно выяснены все обстоятельства, связанные с совершением преступления, а в отношении лиц, совершивших преступления, приняты установленные законом меры воздействия. Однако в процессе расследования иногда создаются такие обстоятельства, которые не позволяют следователю обеспечить участие в уголовном процессе лица, совершившего преступление, и поэтому он не может принять решение об окончании расследования. В этом случае следователь оказывается вынужденным приостановить дальнейшее расследование по делу.
Задачи предварительного следствия можно считать выполненными, когда полно, всесторонне и объективно выяснены все обстоятельства, связанные с совершением преступления, а в отношении лиц, совершивших преступления, приняты установленные законом меры воздействия. Однако в процессе расследования иногда создаются такие обстоятельства, которые не позволяют следователю обеспечить участие в уголовном процессе лица, совершившего преступление, и поэтому он не может принять решение об окончании расследования. В этом случае следователь оказывается вынужденным приостановить дальнейшее расследование по делу.
Институт приостановления предв
Запрет на производство следственных действий обусловлен тем, что при производстве следственных действий затрагиваются права и законные интересы граждан, защита которых гарантирована Конституцией РФ, а при приостановлении производства по делу ослабляются как ведомственный, так и прокурорский контроль и надзор над расследованием этого дела.
УПК РФ наряду с основаниями приостановления
расследования, предусмотренными УПК
РСФСР, ввел новое основание
Новеллой является и разрешение законодателя приостанавливать производство по делу не только в связи с невозможностью участия в производстве по делу обвиняемого, но и подозреваемого*(488).
УПК РСФСР не допускал приостановления производства по делу, если лицо, совершившее преступление, известно, но оно не привлечено по делу в качестве обвиняемого. И это, по нашему мнению, было правильно. Процессуальная фигура подозреваемого очень кратковременная. Если к подозреваемому применена мера пресечения, то обвинение ему должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения (ст. 100 УПК РФ).
Если же в качестве меры пресечения была избрана мера пресечения - заключение под стражу, то по истечении 10-дневного срока при непредъявлении обвинения эта мера пресечения немедленно отменяется. Отменяются и другие избранные меры пресечения.
УПК РСФСР (ст. 196 "Розыск обвиняемого") не допускала объявления в розыск подозреваемого. Объявление лица в розыск - мероприятие очень дорогое. Подозреваемый отличается от обвиняемого тем, что в отношении подозреваемого лицо, производящее расследование, не смогло собрать доказательства, бесспорно свидетельствующие о совершении преступления именно этим лицом, до приостановления производства по делу.
Возникает вопрос: сможет ли следователь
собрать недостающие
Приостановленные производством дела годами находятся у следователя, и трудно надеяться, что по истечении значительного времени доказательства вины подозреваемого будут собраны.
Представляется логичным, что по делам, по которым в двухмесячный срок не удалось собрать доказательства для предъявления обвинения, следует продлевать срок расследования. Если после исчерпания всех возможностей по собиранию доказательств не выявлены основания для привлечения лица в качестве обвиняемого, такие дела должны не приостанавливаться, а прекращаться по п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Представляется недопустимым приостановление производства по делу в отношении подозреваемого еще и потому, что такое лицо будет без достаточных доказательств находиться длительное время в состоянии подозрения, что не может согласовываться с тенденцией усиления защиты прав и законных интересов личности. Это состояние противоречит международным стандартам, исключающим неоправданные задержки в производстве по уголовным делам*(489).
Указанное позволяет высказаться за отмену этого нововведения, так как оно не согласуется с нормами международного права, ущемляет права и законные интересы не только обвиняемого, но и потерпевшего, ограничивая ему доступ к правосудию.
Новым в УПК РФ является и то, что законодатель наделил начальника следственного отдела правом отменять постановление следователя о приостановлении производства по делу*(490), а законом о внесении изменений в УПК РФ и Федеральный закон от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" полномочия руководителя следственного органа еще больше расширены.
Это вполне обоснованно, так как позволит своевременно реагировать на незаконное и необоснованное решение следователя.
Раскрывая понятие приостановления предварительного расследования по делу, все ученые, исследовавшие этот уголовно-процессуальный институт, отмечают, что это вынужденный перерыв производства по делу, обусловленный фактом невозможности участия в расследовании обвиняемого. Он или не установлен вообще, тогда преступление считается нераскрытым, или личность его установлена, но он реально не имеет возможности участвовать в производстве следственных действий по делу. Следователь или дознаватель не имеют возможности своевременно устранить обстоятельства, препятствующие участию обвиняемого в производстве по делу, и принимают решение о приостановлении производства следственных действий по делу.
Основная цель в приостановлении
- это устранение препятствий к
участию обвиняемого в
Под приостановлением предварительного
расследования мы понимаем урегулированный
законом, оформленный решением следователя,
дознавателя или прокурора
По данным МВД России, процент приостановленных дел значителен. Только за 2001 г. по сравнению с 2000 г. количество приостановленных за неустановлением и нерозыском лица, совершившего преступление, уголовных дел возросло на 131,4 тыс., или на 17,3%.
Удельный вес приостановленных к числу расследованных дел в 2001 г. возрос с 44,6 до 49,4%*(493).
На 1 января 1994 г. остаток приостановленных дел по всем основаниям в России составлял 6,5 млн уголовных дел. В 1994 г. приостановлено 1 212 871 уголовных дел, а в 1995 г. еще приостановлено 1 097 033 уголовных дела*(494).
Не изменилось положение и в 2004 г. За 7 месяцев 2004 г. раскрываемость составила всего 57,3%. С 2000 по 2004 гг. раскрываемость ухудшилась на 18,9%. Анализируя состояние раскрываемости преступлений, заместитель начальника Следственного комитета при МВД России Б.Я. Гаврилов в диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук пишет, что в 2003 г. по делам, расследованным следователями МВД России, лица, совершившие преступления, установлены только по 34,0% уголовных дел, тогда как официальный показатель уровня раскрываемости преступлений за 2003 г. составил 56,7%. Эти цифры различаются не в пользу процента раскрываемости*(495).
О состоянии работы органов предварительного следствия МВД России свидетельствуют данные, приведенные в табл. 6.1*(496).
Таблица 6.1
┌──────┬──────────────┬───────
│ Год │ Остаток дел │ Принято к │ Находилось │Окончено дел│Направлено в│ Прекращено │
│ │ на начало │ производству │в производстве │(с повторны- │суд с обвини-│ дел │
│ │ отчетного │ дел │ │ми) │тельным заклю-│ │
│ │ периода │ │ │ │чением │ │
├──────┼──────────────┼───────
│2000 │ 290 274 │ 2 027 885 │ 2 318 159 │ 945 756 │ 757 502 │ 188 254 │
├──────┼──────────────┼───────
│2001 │ 291 121 │ 2 104 452 │ 2 395 573 │ 911 921 │ 750 604 │ 161 317 │
├──────┼──────────────┼───────
│2002 │ 270 176 │ 1 933 120 │ 2 203 296 │ 746 220 │ 532 727 │ 213 160 │
├──────┼──────────────┼───────
│2003 │ 269 533 │ 2 198 569 │ 2 468 102 │ 647 133 │ 492 074 │ 155 059 │
├──────┼──────────────┼───────
│2004 │ 308 141 │ 2 247 410 │ 2 555 551 │ 566 629 │ 469 656 │ 96 973 │
└──────┴──────────────┴───────
Приведенные данные свидетельствуют о неблагополучном состоянии дел по борьбе с преступностью и соблюдению законности при расследовании уголовных дел и учете преступлений в правоохранительных органах. Так, анализ статистических данных на 2004 г. показывает, что в производстве следователей МВД России находилось 2 555 551 уголовное дело, из них окончено (с повторными) 566 629 уголовных дел. Из оконченных 469 656 направлено в суд с обвинительным заключением, 96 973 уголовных дела прекращено. Приостановлено только за неустановлением личности лица, совершившего преступление, и нерозыском 1 368 412 уголовных дел. Сюда нужно приплюсовать уголовные дела, приостановленные по п. 3 и 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, а остальные 317 644 дела значатся в остатке на конец 2004 г.
Таким образом, элементарный арифметический подсчет позволяет подвести итог и констатировать, что более половины уголовных дел от числа расследованных приостановлено производством в 2004 г. В суд с обвинительным заключением направлено только каждое пятое уголовное дело. Образно говоря, таков КПД всей следственной работы МВД России.
Предварительное следствие по уголовному делу может быть приостановлено при наличии предусмотренных в законе оснований и условий.
Основания
приостановления
лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;
подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам;
место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;
временное
тяжелое заболевание
Каждое из указанных в законе оснований должно быть подтверждено доказательствами.
Приведенный перечень оснований приостановления производства по делу является исчерпывающим*(497). Другие обстоятельства, препятствующие окончанию расследования, не могут служить основанием приостановления производства по делу. Длительное проведение сложной экспертизы, выезд потерпевших, свидетелей на длительное время и другие обстоятельства не являются основанием к приостановлению производства по делу. Если истекает в этих случаях срок расследования, то он должен быть продлен.
Рассмотрим каждое из названных оснований.
1. Неустановление лица, подлежащего
привлечению в качестве
Приостановление производства по делу осуществляется в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности за совершение установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, должна продолжаться и после приостановления производства по делу*(498).
2. Подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия или суда или по иным причинам не установлено его местопребывание. Законодатель указывает на две причины неизвестности местопребывания обвиняемого:
подозреваемый или обвиняемый скрылся;
по иным причинам место его нахождения не установлено.
Такое разграничение необходимо, потому что в зависимости от причин неизвестности местопребывания подозреваемого или обвиняемого возникают те или иные юридические последствия.
Информация о работе Приостановление и возобновление предварительного следствия