Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:30, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение проблемы Тайваня в отношениях Китая и Японии.
Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:
1. Показать причины и развитие тайваньской проблемы.
2. Рассмотреть отношения между Китаем и Японией.
3. Показать взгляд со стороны Японии и Китая на тайваньскую проблему.
Введение
Глава 1. Тайваньская проблема: истоки и развитие
1.1 История отделения Тайваня от КНР
1.2 Развитие тайваньской проблемы
1.3 Основной курс китайского правительства на разрешение тайваньского вопроса
Глава 2. Китайско-японские отношения: возможный альянс или неизбежная конфронтация
2.1 Проблема компенсации ущерба, нанесенного Японией Китаю в результате войны
2.2 Вопрос о моральной компенсации
Глава 3. Тайваньская проблема в отношениях между Китаем и Японией
3.1 Территориальный спор о принадлежности островов Сенкаку (Дяоюйдао)
3.2 Тайваньская проблема в 90-е годы
Заключение
Список использованных источников и литературы
Синдзо Абэ указал, что Япония будет, как и прежде, относиться к тайваньской проблеме в соответствии с принципами, предусмотренными в Совместном японо-китайском заявлении, и эта позиция Японии не претерпела никаких изменений.
Остановившись на ядерной проблеме
Корейского полуострова, Ху Цзиньтао констатировал,
что Китай и Япония должны настаивать
на денуклеаризации Корейского полуострова
и мирном урегулировании ядерной
проблемы полуострова путем диалога
во имя сохранения мира и стабильности
на Корейском полуострове и в
Северо-Восточной Азии. В нынешней
сложной ситуации, отметил далее
Ху Цзиньтао, соответствующие стороны
должны проявлять сдержанность и
сохранять хладнокровие во избежание
дальнейшего ухудшения
Синдзо Абэ сказал, что Япония выступает за денуклеаризацию Корейского полуострова и урегулирование его ядерной проблемы путем диалога. Он выразил удовлетворение по поводу согласия всех сторон на возобновление шестисторонних переговоров, дал высокую оценку усилиям, прилагаемым китайской стороной в этом направлении, и выразил надежду на достижение успеха на переговорах. Синдзо Абэ также подчеркнул, что "три неядерных принципа" /не обладать, не производить и не ввозить ядерное оружие/ являются неколебимым политическим курсом японского правительства[31].
Китайско-японские отношения развиваются по схожему сценарию формирования пределов ухудшения отношений и схожести позиций по проблемам безопасности, но со своей спецификой. Китаю и Японии не удастся полностью изменить негативное взаимное восприятие из-за различий в трактовке истории. Тем не менее, приход в 2012 г. к власти «пятого поколения китайских лидеров», многие представители которого получили образование на Западе, и омоложение японской политической элиты за счет политиков послевоенного поколения способны к середине 20-х гг. ослабить исторический негатив в пользу взаимодействия сторон. Интересы сотрудничества будут работать на создание трехстороннего формата «США – Япония – Китай» по вопросам региональной безопасности и развития.
Стремясь диверсифицировать
Очередным свидетельством обострения
японо-китайской конкуренции
Одновременно в китайской
Соображения о потенциальной возможности
китайско-японского
Однако если Китай, действительно
примет решение о необходимости
китайско-японской кооперации в деле
обеспечения своей
Осмысление новых подходов к обеспечению энергетической (сиречь – нефтяной) безопасности закономерно совпадает с активизацией международной экспансии китайского капитала в этой области (т.е. "политики "выхода за пределы"). Еще несколько лет назад в Китае стали раздаваться голоса специалистов, которые настаивали на том, что "в поисках стратегии нефтяной безопасности нужно делать упор на новых соображениях, предполагающих переход от пассивных оборонительных систем к активным системам инициативного удара" и одновременно призывали "смело и широкомасштабно включаться в инвестиционную конкуренцию в тех зарубежных регионах, где нефтегазовые перспективы наиболее велики"[35].
Сторонники новых взглядов исходят
из признания серьезной
Вместе с тем важнейшими средствами
для сохранения энергетической безопасности
Китая считаются сдерживание
энергопотребления до максимально
возможных пределов, минимизация
внешней зависимости Китая, диверсификация
источников импорта и расширение
использования новых и
В Совместной декларации 1998 г. руководителями Японии и Китая выражена готовность к «партнерству в духе дружбы и сотрудничества» в XХI веке. Однако пока это больше напоминает заявление о намерениях. Как свидетельствует анализ, до сего времени японо-китайский политический диалог не отличался результативностью. Некоторые проблемы остаются неурегулированными со времен восстановления межгосударственных отношений в 1972 г. Одна из них – территориальный спор о принадлежности островов Сэнкаку (Дяоюйдао). С середины 90-х гг. внимание к ним привлечено в связи с якобы имеющимися в районе залежами нефти. Остроту ситуации придало решение Токио в 1996 г. о введении 200-мильной исключительной экономической зоны вокруг Японии, чем закреплялись права Японии на острова. Если в прежние годы больше инцидентов возникало в связи с использованием территории островов, то теперь — прилегающей акватории, где действуют китайские нефтепоисковые и другие суда. С трудом сторонам удается достигать согласия по разграничению рыболовных зон. Не утратила актуальности для японо-китайских отношений и тайваньская проблема. Это можно объяснить, с одной стороны, ужесточением курса Пекина на воссоединение КНР с Тайванем и стремлением получить для этого дипломатическую поддержку от Токио, с другой – расширением обязательств Японии в рамках альянса с США по ведению в чрезвычайной ситуации военных действий в прилегающих к Японии районах. Возможность распространения этих обязательств на Тайваньский пролив встречает резкую негативную реакцию со стороны руководителей КНР.
Каждая из проблем в двусторонних отношениях, будучи непростой, в то же время не является непреодолимой на пути развития отношений в тех областях, где интересы двух стран более всего совпадают. Складывается впечатление, что многие из проблем не разрешены отчасти из-за того, что нужны в качестве средства регулирования темпов развития отношений. Нельзя также не учитывать того, что в условиях внешнеполитической зависимости от Вашингтона Токио ограничен в выстраивании своего курса на китайском направлении политики. На данном этапе в большей степени от Пекина зависит определение той дистанции, которая сохраняется в отношениях между Японией и Китаем.
По результатам исследования, проведенного газетой «Иомиури», за последние годы негативные настроения в отношении друг друга среди населения Японии и Китая даже усилились. Из японцев в ходе опроса 1999 г. отрицательное отношение к Китаю выразили 45,9% (1995-й – 34,9%), положительное – 47,7 (1995-й – 54,6%), а среди китайских респондентов антияпонские настроения были выявлены у 50,4% (1995-й – 37,8%).
Таким образом, политического сближения
между двумя партнерами по торгово-экономическому
сотрудничеству пока не происходит. И
нынешнее положение, как представляется,
может сохраняться долго. В обозримом
будущем японо-китайские
На пути к политическому сближению
Японии и Китая остается не одно
препятствие. И такое положение
имеет шансы сохраняться долго.
До тех пор, пока, как представляется,
между двумя странами не будет
выработана согласованная модель политического
взаимодействия. Этой моделью вряд
ли можно считать декларированное
сторонами в 1998 г. "партнерство
на основе сотрудничества в XXI веке".
При этом - в таком взаимодействии
должна возникнуть и заинтересованность
у Вашингтона. Вероятнее всего
японо-китайские отношения
1. Источники
1. Лю Лифань. Сентябрь 2003 г. Размышления
о стратегии нефтяной безопасности Китая.
– Режим доступа: www.stats.gov.cn/tjshujia/
2. Приоритеты внешней политики Японии
на 2007 год // Посольство Японии в России.
– Режим доступа: #"#">#"#">#"#">#"#">/presstw.
20. Международные экономические отношения. Интеграция: Учебн. пособие для вузов / Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер. – М., 2002.
21. Михеев В. Китай и Япония на фоне глобальных тенденций // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2007. – № 4. – С. 50 – 60.
22. Остроухов О.П. Внешняя
23. Потапов М.
24. Семин А.В. Внешнеполитические ориентиры Японии и Китай (90-е гг. ХХ в.). – М., 2001.
25. Семин А.В. Что мешает достижению согласия между Токио и Пекином // Проблемы Дальнего Востока. – 2001. – № 2. – С. 37 – 46.
26. Семин А.В. Эволюция и проблемы японо-китайских отношений (1972 – 1992 гг.). – М., 1995.
27. Солнцев В. Ясуо Фукуда о «возвышенных устремлениях» японской дипломатии // Компас. – 2008. – № 5. – С. 20 – 24.
28. Стратегия Японии к ХХI веку: как преодолеть кризисы. – Токио, 1978.
29. Толстой В. История китайско-японских отношений в конце XIX – второй половине XX вв. как препятствие двустороннему политическому диалогу // Журн. междунар. права и междунар. отношений. – 2007. – № 3. – С. 51 – 56.
30. Якимцев С.К. Проблема
31. Courtis K. Economics and Security in Pacific // Foreign Affairs. – 1998. - № 1. - Р. 141 - 145.
32. СРС Sincerely wishes to make a peaceful National Reunification
Miracle. – Режим доступа: #"#">#"#">#"#">#"#">#"#_
[2] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М., 2001. – С. 145.
[3] Courtis K. Economics and Security in Pacific // Foreign Affairs. – 1998. - № 1. - Р. 142.
[4] Капустин
А.Е. Китай. – Режим доступа: #"#_ftnref5"
name="_ftn5" title="">[5] Капустин А.Е.
Китай. – Режим доступа: #"#_ftnref6" name="_ftn6"
title="">[6] Лю Лифань. Сентябрь 2003 г.
Размышления о стратегии нефтяной безопасности
Китая. – Режим доступа: www.stats.gov.cn/tjshujia/
[7] Лю
Лифань. Сентябрь 2003 г. Размышления о стратегии
нефтяной безопасности Китая. – Режим
доступа: www.stats.gov.cn/tjshujia/
[8] Капустин
А.Е. Китай. – Режим доступа: #"#_ftnref9"
name="_ftn9" title="">[9] Сюэ Гохун,
Юань Голинь. Познавать положение страны,
правильно определять стратегию развития
энергетики в Китае. – Режим доступа: #"#_ftnref10"
name="_ftn10" title="">[10] Чжоу Юаньчунь.
Энергетическая стратегия Китая направлена
на 2020 г. – Режим доступа: #"#_ftnref11"
name="_ftn11" title="">[11] Чжоу Юаньчунь.
Энергетическая стратегия Китая направлена
на 2020 г. – Режим доступа: #"#_ftnref12"
name="_ftn12" title="">[12] Чжоу Юаньчунь.
Энергетическая стратегия Китая направлена
на 2020 г. – Режим доступа: #"#_ftnref13"
name="_ftn13" title="">[13] Сюэ Гохун,
Юань Голинь. Познавать положение страны,
правильно определять стратегию развития
энергетики в Китае. – Режим доступа: #"#_ftnref14"
name="_ftn14" title="">[14] Чжоу Юаньчунь.
Энергетическая стратегия Китая направлена
на 2020 г. – Режим доступа: #"#_ftnref15"
name="_ftn15" title="">[15] Лю Лифань.
Сентябрь 2003 г. Размышления о стратегии
нефтяной безопасности Китая. – Режим
доступа: www.stats.gov.cn/tjshujia/
Информация о работе Проблема Тайваня в отношениях Японии и Китая в 90-е годы