Проблема водных ресурсов во внутрирегиональных отношениях (на примере Ближнего Востока)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 02:44, курсовая работа

Описание

Во второй половине XX века все большее внимание и тревогу вызывает обострение проблемы, связанной с водоснабжением в мире вообще и, в особенности в засушливых районах, к которым относятся страны Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Место экологического фактора в ряду глобальных проблем современности 5
1.1 Усиление роли экологии в международных отношениях 5
1.2 Состояние водных ресурсов как важная причина дестабилизации международных отношений. 12
Глава 2. Проблема распределения водных ресурсов в контексте регионального сотрудничества на примере Ближнего Востока 20
2.1 Внутрирегиональная водообеспеченность государств Ближнего Востока. 20
2.2 Водный фактор в контексте ближневосточного конфликта 25
Заключение 35
Библиографический список 37

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 82.38 Кб (Скачать документ)

В последние  десятилетия возникла проблема, связанная  с усилием освоения водоэнергетического  потенциала вод Евфрата Турцией. Начало обострению соперничества за воды Евфрата было положено свыше 20 лет назад. В 1983г. Турция разработала  генеральный план освоения шести  крайне неразвитых провинций юго-восточной  Анатолии, где расположено 40% всех пригодных  к обработке земель. В основе плана  лежало комплексное использование  водных ресурсов верховьев тигра  и Евфрата для развития орошения и производства гидроэнергии. Планом предусмотрено осуществление 13 крупных  проектов, включающих строительство 22 плотин (7 – на Евфрате), 19 крупных  электростанций и орошение 1,7 млн. га  полузасушливых земель. Этот план, целью  которого является контроль над водными  ресурсами, рассматривался и рассматривается  Турцией как основной элемент  будущей безопасности и мощи государства. Контролирую воду, идущую в нижерасположенные  страны – Сирию и Ирак, Турция получила рычаги для воздействия  на политику указанных стран. 60

Сирия и  Ирак были обеспокоены, что строительство  Турцией плотин лишить их от 40 до 90% стока воды Евфрата. В 1987г. между  Турцией и Сирией была достигнута договоренность об использовании водных ресурсов Евфрата. В соответствии с  ней Турция обязалась обеспечивать ежегодный сток воды на сирийскую  территорию в объеме 500-850 куб. м/c. Тем не менее, арабская печать не раз подвергала позицию Турции острой критике, обвиняя ее в том, что сокращение подачи воды из Евфрата предпринято с целью политического давления на соседей. В свою очередь, турецкие официальные лица опровергали эти утверждения.61

Проблема  взаимоотношений между странами усугубилась в 1989г., когда в результате сильной засухи резко понизился  уровень воды Евфрата. Засуха отрицательно повлияла на экономику Турции и еще  более негативно сказалась на ситуации в Сирии, в которой резко  снизился уровень водоснабжения и подачи электроэнергии в Дамаске, Алеппо и некоторых других городах страны. 62

В январе 1990 года Турция нарушила движение потока вод Евфрата для того, чтобы  заполнить водные бассейны перед  дамбой “Ататюрк”. Эта мера еще  раз высветила уязвимость Сирии  перед политикой, проводимой Турцией  в отношении водных ресурсов, находящихся  вверх по течению реки Евфрат.63

Временное перекрытие реки вызвало сильное  беспокойство у юго-восточных соседей  Турции. Особую тревогу вызвала Сирия, которой принадлежит около 675 км среднего течения Евфрата.64

На протяжении десятилетий страны региона предпринимали  попытки договориться о распределении  водных ресурсов и создании механизма  урегулирования спорных ситуаций. Однако дальше декларации дело не пошло. В  итоге Турция продолжает осуществлять план водохозяйственного строительства.

Принцип водного домино сказался и на планах Ирака, который, находясь в низовьях, еще больше подвержен дефициту стока. Ирак также заявляет о своих исторических правах на воды Тигра и Евфрата. В  отношении раздела водных ресурсов Ирак придерживается сходной с Сирией позиции о квотах на потребление  водных ресурсов, определяемых на основе "математической формулы", настаивая  на выделении воды Турцией в количестве не менее 700 куб. м/с. вместо нынешних 500. Учитывая, что среднегодовой поток  вод Евфрата составляет около 1000 куб. м/с Турция, по мнению Ирака, должна использовать около трети этого  количества, оставляя не менее 700 куб. м/с  Сирии и Ираку.65

Такая позиция Багдада объясняется  тем, что сооружение плотины Кебан  в Турции и плотины Табка в  Сирии значительно уменьшило  сток реки Евфрат в Ирак, что стало  причиной нехватки воды для ирригации.

Ирак, открыто заявляя, что "путем  реализации гидропроектов Турция хочет  установить полный контроль над водами рек Тигр и Евфрат, что приведет к засухе и большому дефициту воды в Ираке и Сирии”.  Так, в  августе 1998 года иракские власти заявили  о возможности предъявления иска Турции, "если Анкара не откажется  от планов строительства дамб на главных  водных артериях региона, так как  это создает дополнительные проблемы для Ирака и Сирии". Ирак ранее  заявлял также о возможных  судебных исках в отношении иностранных  фирм, имеющих контракты в Проекте  Юго-Восточной Анатолии. Однако подобные заявления являлись в большей  мере реакцией на заключенное в очередной  раз сепаратное соглашение об "окончательном  решении" проблемы распределения  вод Евфрата между Сирией и  Турцией, вызывавшего беспокойство Багдада по поводу игнорирования  иракских "водных интересов".66

Однако в Ираке понимают, что  урегулировать водные противоречия с Турцией арабские страны смогут лишь путем соглашения. По мнению иракской газеты "Аль-Ирак", "Ираку и  Сирии грозит дефицит воды, если им не удастся достигнуть соглашения с Турцией о разделе вод  рек Тигр и Евфрат".67

Турция, в свою очередь, ссылаясь на то, что эти крупнейшие реки региона  берут начало на ее территории, а  также на отсутствие четкого международно-правового  статуса этих рек и порядка  регулирования потребления, настаивает на том, что эти реки являются не международными, а водными путями, пересекающими государственные  границы, или трансграничными. Исходя из этого Турция заявляет, что имеет  такие же "права на свои природные  ресурсы (имеется в виду вода), как  и на землю", и будет, насколько  это возможно, учитывать интересы Сирии и Ирака (турки рассматривают "оставляемую" арабам воду в качестве "подарка"), при этом ставя во главу угла турецкие интересы. Турецкие официальные лица постоянно заявляют, что Турция вопреки расхожему мнению вовсе не богата водными ресурсами. Так, в среднем на одного человека в год в Турции приходится около 4108 куб. м воды, в Ираке - 6580 куб. м, а в Сирии - 3350 куб. м, в то время как обеспеченными считаются страны, в которых на душу населения приходится свыше 8 тыс. куб. м.68

Однако  чтобы как-то снизить накал межгосударственных противоречий Турция предложила проект Трубопровод мира – строительство  крупного водовода по подаче воды рек  Джейхан и Сейхан в засушливые страны Ближнего Востока – Сирию, Иорданию, Израиль и страны Персидского  залива. Кроме того, переговоры проходили  о подписании соглашения  с Израилем на 20 лет о продаже 50 млн. куб. м. пресной  воды в год. Договоренность об экспорте водных ресурсов, которая обсуждалась  не один год, была все же достигнута.69

Имеются предпосылки для развития кризиса в отношении вод Нила. Эфиопия рассматривает проблему воды как проблему первостепенного значения. После свержения “коммунистического режима” Менгисту в 1991 году, разрушительного конфликта с Эритрией Эфиопия не обладает ни экономической стабильностью, ни достаточными финансовыми возможностями для получения необходимых объемов воды дорогостоящим путем опреснения. Во многом эти обстоятельства определяют отношение Эфиопии к использованию вод Нила Египтом. Эфиопия все более настойчиво требует пересмотра соглашения о водах Нила, подписанного в 1959 году, считая его неравноправным и льготным для Египта и Судана. Несколько раз появлялись сообщения о том, что Эфиопия намерена в одностороннем порядке отказаться от выполнения этого соглашения, что может привести не только к конфликтной ситуации, но и вооруженному столкновению с Египтом.70

Со своей  стороны, Египет в течение долгого  времени занимал жесткую позицию  в отношении Нила. В настоящее  время Египет ставит проблему водных ресурсов в центр своей внешней  и внутренней политики. Были предприняты  попытки сконцентрировать как можно  больше водных ресурсов на своей территории. К числу таких попыток можно  отнести строительство Асуанской  плотины в 1960-е годы.71

Однако, несмотря на эти меры, Египет год  от года становится более уязвимым в отношении воды. Это происходит под влиянием ухудшения условий  окружающей среды, качества воды, а  также под влиянием изменений  политического климата в регионе. К ним примешиваются еще и  факторы засухи в Эфиопии, а также  неспособность Асуанского водохранилища  сохранять равновесие между испарением и притоком вод Нила. Давно используемые ограниченные сельскохозяйственные территории стали небольшими в то время, когда  быстро увеличиваются темпы роста  народонаселения (к началу XXI века численность  населения Египта достигла 70 млн. чел.). Судан, участвующий в этом конфликте, разоренный гражданской войной и  управляемый радикальным исламским  фундаменталистским режимом, не раз  проявлял экспансионистские настроения в отношении вод Нила, угрожая  отказаться выполнять соглашение 1959 года.72

Бассейн реки Иордан также является предметом  для долговременного конфликта между Израилем, Палестинской автономией и Иорданией. В период с 1948 по 1955 годы, первые годы после обретения Израилем независимости, страны, расположенные в этом регионе, не сумели достичь взаимопонимания и создать региональный план развития или распределения водных ресурсов. Предложения были сформированы всеми — правительствами Израиля, Иордании, Сирии, Египта, а также представителями США, СССР и ООН. Однако предложения, подготовленные странами региона, были сконцентрированы на удовлетворении лишь собственных внутренних интересов и по политическим и практическим соображениям не могли быть реализованы в масштабах всего региона. Принятие международных проектов также было весьма проблематичным, так как в них содержались новые подходы к распределению водных ресурсов, включающие и признание Израиля в качестве государства и равноправного партнера.73

Отвергнув предложения о распределении  водных ресурсов, каждое государство  в этом регионе приступило к осуществлению  своего национального плана развития водного хозяйства. Целью этих планов было удовлетворение неотложных внутренних потребностей, что неминуемо вело к соперничеству за эксплуатацию общих водных ресурсов. Подобное соперничество  и нехватка ресурсов стали создавать  проблемы в сфере безопасности. В  1955 г. Израиль создал Национальную водохозяйственную компанию для отвода воды из реки Иордан в южные районы Израиля и пустыню Негев, где численность населения постоянно увеличивалась. В ответ на это в 1964 г. Сирия и Иордания начали строительство дамбы для того, чтобы изменить течение рек Ярмук и Баньяс и помешать Национальной водохозяйственной компании Израиля достичь своей цели. Трения, возникшие в ходе этих действий, являются одной из причин войны 1967 года, в ходе которой Израиль разбомбил эту дамбу, оккупировал Голанские высоты, Западный берег реки Иордан и сектор Газа, а также расширил доступ к берегам рек Ярмук и Иордан, чем укрепил свои позиции в контроле над пресноводными ресурсами трех крупнейших источников, к числу которых относятся: источники и верховье реки Иордан, приблизительно половина реки Ярмук и прибрежная территория верховья реки Баньяс. Это дало возможность Израилю осуществить ряд крупных ирригационных проектов.74

В то же время Иордания завершила проект по сооружению крупной дамбы, перекрывавшей  течение восточных притоков реки Иордан южнее Ярмука и создала  собственную систему распределения  водных ресурсов.

Следует отметить, что потребление воды в  этом районе неоднородно. Общий спрос  на воду в Израиле колеблется между 1.750 — 2000 млн. кб. м. воды в год. Из этого  объема большая часть воды расходуется  на нужды сельского хозяйства (70-75%); для домашнего потребления — 20–25% и только 5–6% приходится на долю промышленности. Поставка воды в Израиль  составляет 1.500–1.750 млн. кб. м., что является недостаточным. В Израиле внутреннее потребление воды на человека в месяц  — более 100 куб. м. в месяц. По некоторым данным возобновляемый объем воды на территории палестинского государства составляет 1080 млн. кб. м. Внутреннее потребление воды на человека в месяц отличается в сельских районах Западного берега р.Иордан, где объемы не превышают 15 куб. м., от городских районов (35 куб. м.). 75

В секторе  Газа общее потребление воды составляет 100–120 млн. кб. м., из которых 60–80 млн. кб. м. предназначаются для сельского  хозяйства и 40 млн. кб. м. для домашнего  использования. Снабжение полностью  зависит от подземных вод, которые  обновляются естественным путем  в объеме немногим меньше 60 млн. кб. м. и которые при чрезмерном использовании  оказываются под угрозой потери объемов, качества, а также заполнения морской водой. В настоящее время  в водах подземных водоемов на 10% превышено допустимое содержание соли. 76

Спрос на воду в Иордании колеблется между 765 млн. кб. м. и 880 млн. кб. м. На аграрный сектор приходится более 70% этого объема, на потребление на бытовом уровне — 20% и на промышленность менее 5%. Ожидается, что Иордания, которая получает воду только из подземных источников и реки Иордан, будет испытывать возрастающий дефицит воды, который достигнет 250 миллионов кубических метров (при 173-х млн. кубических метров ежегодного потребления) к 2010 году.77

Таким образом, Ближний Восток является одним из наиболее уязвимых регионов. Борьба за воду может привести не только к  межгосударственным конфликтам, но и повлечь за  собой дестабилизацию региона.

Можно сделать  вывод, что на Ближнем Востоке  есть существенные проблемы распределения  водных ресурсов. Это вызвано различными факторами, как  крайне неравномерным  распределением водных ресурсов в регионе, так и   высоким ростом населения.

Следует отметить, что данная проблема быстро интернационализируется, превращаясь в серьезный фактор международной политики в регионе и объект разногласий и противоречий в отношениях между народами. Напряженность из-за воды на разных географических направлениях, очевидно, будет сохраняться, а, возможно, и обостряться, если не будут найдены альтернативные решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В XX века международное сообщество столкнулось с проблемами, которые получили глобальный характер. Они возникли в результате объективного развития общества и создают угрозу всему человечеству и требующие для своего решения объединенных усилий всего мирового сообщества».

 К их категории можно отнести  демографический взрыв, угрозу  истощения в мире природных  ресурсов и нехватки в мире  источников энергии и продовольствия, растущую пропасть между богатыми  и бедными странами, терроризм  и ряд других.

Важное место среди которых занимают проблемы окружающей среды. Ухудшение состояния окружающей человека природной среды повлияло на все важнейшие ее компоненты – атмосферу и климат, водные ресурсы и Мировой океан, почвенный покров Земли и ее недра, растительный и животный мир.  Но это влияние было разным и имело неодинаковые последствия.

Информация о работе Проблема водных ресурсов во внутрирегиональных отношениях (на примере Ближнего Востока)