Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 02:44, курсовая работа
Во второй половине XX века все большее внимание и тревогу вызывает обострение проблемы, связанной с водоснабжением в мире вообще и, в особенности в засушливых районах, к которым относятся страны Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки.
Введение 3
Глава 1. Место экологического фактора в ряду глобальных проблем современности 5
1.1 Усиление роли экологии в международных отношениях 5
1.2 Состояние водных ресурсов как важная причина дестабилизации международных отношений. 12
Глава 2. Проблема распределения водных ресурсов в контексте регионального сотрудничества на примере Ближнего Востока 20
2.1 Внутрирегиональная водообеспеченность государств Ближнего Востока. 20
2.2 Водный фактор в контексте ближневосточного конфликта 25
Заключение 35
Библиографический список 37
В последние десятилетия возникла проблема, связанная с усилием освоения водоэнергетического потенциала вод Евфрата Турцией. Начало обострению соперничества за воды Евфрата было положено свыше 20 лет назад. В 1983г. Турция разработала генеральный план освоения шести крайне неразвитых провинций юго-восточной Анатолии, где расположено 40% всех пригодных к обработке земель. В основе плана лежало комплексное использование водных ресурсов верховьев тигра и Евфрата для развития орошения и производства гидроэнергии. Планом предусмотрено осуществление 13 крупных проектов, включающих строительство 22 плотин (7 – на Евфрате), 19 крупных электростанций и орошение 1,7 млн. га полузасушливых земель. Этот план, целью которого является контроль над водными ресурсами, рассматривался и рассматривается Турцией как основной элемент будущей безопасности и мощи государства. Контролирую воду, идущую в нижерасположенные страны – Сирию и Ирак, Турция получила рычаги для воздействия на политику указанных стран. 60
Сирия и Ирак были обеспокоены, что строительство Турцией плотин лишить их от 40 до 90% стока воды Евфрата. В 1987г. между Турцией и Сирией была достигнута договоренность об использовании водных ресурсов Евфрата. В соответствии с ней Турция обязалась обеспечивать ежегодный сток воды на сирийскую территорию в объеме 500-850 куб. м/c. Тем не менее, арабская печать не раз подвергала позицию Турции острой критике, обвиняя ее в том, что сокращение подачи воды из Евфрата предпринято с целью политического давления на соседей. В свою очередь, турецкие официальные лица опровергали эти утверждения.61
Проблема взаимоотношений между странами усугубилась в 1989г., когда в результате сильной засухи резко понизился уровень воды Евфрата. Засуха отрицательно повлияла на экономику Турции и еще более негативно сказалась на ситуации в Сирии, в которой резко снизился уровень водоснабжения и подачи электроэнергии в Дамаске, Алеппо и некоторых других городах страны. 62
В январе 1990 года Турция нарушила движение потока вод Евфрата для того, чтобы заполнить водные бассейны перед дамбой “Ататюрк”. Эта мера еще раз высветила уязвимость Сирии перед политикой, проводимой Турцией в отношении водных ресурсов, находящихся вверх по течению реки Евфрат.63
Временное перекрытие реки вызвало сильное беспокойство у юго-восточных соседей Турции. Особую тревогу вызвала Сирия, которой принадлежит около 675 км среднего течения Евфрата.64
На протяжении десятилетий страны региона предпринимали попытки договориться о распределении водных ресурсов и создании механизма урегулирования спорных ситуаций. Однако дальше декларации дело не пошло. В итоге Турция продолжает осуществлять план водохозяйственного строительства.
Принцип водного домино сказался и на планах Ирака, который, находясь в низовьях, еще больше подвержен дефициту стока. Ирак также заявляет о своих исторических правах на воды Тигра и Евфрата. В отношении раздела водных ресурсов Ирак придерживается сходной с Сирией позиции о квотах на потребление водных ресурсов, определяемых на основе "математической формулы", настаивая на выделении воды Турцией в количестве не менее 700 куб. м/с. вместо нынешних 500. Учитывая, что среднегодовой поток вод Евфрата составляет около 1000 куб. м/с Турция, по мнению Ирака, должна использовать около трети этого количества, оставляя не менее 700 куб. м/с Сирии и Ираку.65
Такая позиция Багдада объясняется тем, что сооружение плотины Кебан в Турции и плотины Табка в Сирии значительно уменьшило сток реки Евфрат в Ирак, что стало причиной нехватки воды для ирригации.
Ирак, открыто заявляя, что "путем реализации гидропроектов Турция хочет установить полный контроль над водами рек Тигр и Евфрат, что приведет к засухе и большому дефициту воды в Ираке и Сирии”. Так, в августе 1998 года иракские власти заявили о возможности предъявления иска Турции, "если Анкара не откажется от планов строительства дамб на главных водных артериях региона, так как это создает дополнительные проблемы для Ирака и Сирии". Ирак ранее заявлял также о возможных судебных исках в отношении иностранных фирм, имеющих контракты в Проекте Юго-Восточной Анатолии. Однако подобные заявления являлись в большей мере реакцией на заключенное в очередной раз сепаратное соглашение об "окончательном решении" проблемы распределения вод Евфрата между Сирией и Турцией, вызывавшего беспокойство Багдада по поводу игнорирования иракских "водных интересов".66
Однако в Ираке понимают, что урегулировать водные противоречия с Турцией арабские страны смогут лишь путем соглашения. По мнению иракской газеты "Аль-Ирак", "Ираку и Сирии грозит дефицит воды, если им не удастся достигнуть соглашения с Турцией о разделе вод рек Тигр и Евфрат".67
Турция, в свою очередь, ссылаясь на
то, что эти крупнейшие реки региона
берут начало на ее территории, а
также на отсутствие четкого международно-
Однако
чтобы как-то снизить накал
Имеются предпосылки для развития кризиса в отношении вод Нила. Эфиопия рассматривает проблему воды как проблему первостепенного значения. После свержения “коммунистического режима” Менгисту в 1991 году, разрушительного конфликта с Эритрией Эфиопия не обладает ни экономической стабильностью, ни достаточными финансовыми возможностями для получения необходимых объемов воды дорогостоящим путем опреснения. Во многом эти обстоятельства определяют отношение Эфиопии к использованию вод Нила Египтом. Эфиопия все более настойчиво требует пересмотра соглашения о водах Нила, подписанного в 1959 году, считая его неравноправным и льготным для Египта и Судана. Несколько раз появлялись сообщения о том, что Эфиопия намерена в одностороннем порядке отказаться от выполнения этого соглашения, что может привести не только к конфликтной ситуации, но и вооруженному столкновению с Египтом.70
Со своей
стороны, Египет в течение долгого
времени занимал жесткую
Однако,
несмотря на эти меры, Египет год
от года становится более уязвимым
в отношении воды. Это происходит
под влиянием ухудшения условий
окружающей среды, качества воды, а
также под влиянием изменений
политического климата в
Бассейн реки Иордан также является предметом для долговременного конфликта между Израилем, Палестинской автономией и Иорданией. В период с 1948 по 1955 годы, первые годы после обретения Израилем независимости, страны, расположенные в этом регионе, не сумели достичь взаимопонимания и создать региональный план развития или распределения водных ресурсов. Предложения были сформированы всеми — правительствами Израиля, Иордании, Сирии, Египта, а также представителями США, СССР и ООН. Однако предложения, подготовленные странами региона, были сконцентрированы на удовлетворении лишь собственных внутренних интересов и по политическим и практическим соображениям не могли быть реализованы в масштабах всего региона. Принятие международных проектов также было весьма проблематичным, так как в них содержались новые подходы к распределению водных ресурсов, включающие и признание Израиля в качестве государства и равноправного партнера.73
Отвергнув предложения о распределении водных ресурсов, каждое государство в этом регионе приступило к осуществлению своего национального плана развития водного хозяйства. Целью этих планов было удовлетворение неотложных внутренних потребностей, что неминуемо вело к соперничеству за эксплуатацию общих водных ресурсов. Подобное соперничество и нехватка ресурсов стали создавать проблемы в сфере безопасности. В 1955 г. Израиль создал Национальную водохозяйственную компанию для отвода воды из реки Иордан в южные районы Израиля и пустыню Негев, где численность населения постоянно увеличивалась. В ответ на это в 1964 г. Сирия и Иордания начали строительство дамбы для того, чтобы изменить течение рек Ярмук и Баньяс и помешать Национальной водохозяйственной компании Израиля достичь своей цели. Трения, возникшие в ходе этих действий, являются одной из причин войны 1967 года, в ходе которой Израиль разбомбил эту дамбу, оккупировал Голанские высоты, Западный берег реки Иордан и сектор Газа, а также расширил доступ к берегам рек Ярмук и Иордан, чем укрепил свои позиции в контроле над пресноводными ресурсами трех крупнейших источников, к числу которых относятся: источники и верховье реки Иордан, приблизительно половина реки Ярмук и прибрежная территория верховья реки Баньяс. Это дало возможность Израилю осуществить ряд крупных ирригационных проектов.74
В то же
время Иордания завершила проект
по сооружению крупной дамбы, перекрывавшей
течение восточных притоков реки
Иордан южнее Ярмука и создала
собственную систему
Следует отметить, что потребление воды в этом районе неоднородно. Общий спрос на воду в Израиле колеблется между 1.750 — 2000 млн. кб. м. воды в год. Из этого объема большая часть воды расходуется на нужды сельского хозяйства (70-75%); для домашнего потребления — 20–25% и только 5–6% приходится на долю промышленности. Поставка воды в Израиль составляет 1.500–1.750 млн. кб. м., что является недостаточным. В Израиле внутреннее потребление воды на человека в месяц — более 100 куб. м. в месяц. По некоторым данным возобновляемый объем воды на территории палестинского государства составляет 1080 млн. кб. м. Внутреннее потребление воды на человека в месяц отличается в сельских районах Западного берега р.Иордан, где объемы не превышают 15 куб. м., от городских районов (35 куб. м.). 75
В секторе Газа общее потребление воды составляет 100–120 млн. кб. м., из которых 60–80 млн. кб. м. предназначаются для сельского хозяйства и 40 млн. кб. м. для домашнего использования. Снабжение полностью зависит от подземных вод, которые обновляются естественным путем в объеме немногим меньше 60 млн. кб. м. и которые при чрезмерном использовании оказываются под угрозой потери объемов, качества, а также заполнения морской водой. В настоящее время в водах подземных водоемов на 10% превышено допустимое содержание соли. 76
Спрос на воду в Иордании колеблется между 765 млн. кб. м. и 880 млн. кб. м. На аграрный сектор приходится более 70% этого объема, на потребление на бытовом уровне — 20% и на промышленность менее 5%. Ожидается, что Иордания, которая получает воду только из подземных источников и реки Иордан, будет испытывать возрастающий дефицит воды, который достигнет 250 миллионов кубических метров (при 173-х млн. кубических метров ежегодного потребления) к 2010 году.77
Таким образом, Ближний Восток является одним из наиболее уязвимых регионов. Борьба за воду может привести не только к межгосударственным конфликтам, но и повлечь за собой дестабилизацию региона.
Можно сделать вывод, что на Ближнем Востоке есть существенные проблемы распределения водных ресурсов. Это вызвано различными факторами, как крайне неравномерным распределением водных ресурсов в регионе, так и высоким ростом населения.
Следует отметить, что данная проблема быстро интернационализируется, превращаясь в серьезный фактор международной политики в регионе и объект разногласий и противоречий в отношениях между народами. Напряженность из-за воды на разных географических направлениях, очевидно, будет сохраняться, а, возможно, и обостряться, если не будут найдены альтернативные решения.
В XX века международное сообщество столкнулось с проблемами, которые получили глобальный характер. Они возникли в результате объективного развития общества и создают угрозу всему человечеству и требующие для своего решения объединенных усилий всего мирового сообщества».
К их категории можно отнести
демографический взрыв, угрозу
истощения в мире природных
ресурсов и нехватки в мире
источников энергии и
Важное место среди которых занимают проблемы окружающей среды. Ухудшение состояния окружающей человека природной среды повлияло на все важнейшие ее компоненты – атмосферу и климат, водные ресурсы и Мировой океан, почвенный покров Земли и ее недра, растительный и животный мир. Но это влияние было разным и имело неодинаковые последствия.