Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:35, курсовая работа
Курсовая работа содержит 56 стр., 7 рисунков, 7 таблиц, 26 источников.
ВТО, экономика, торговля, внешнеэкономические связи, экспорт, импорт, ВВП, ГАТТ, ГАТС, внешний долг, валютные резервы, индекс потребительских цен, инвестиции в основные средства, розничные продажи, уровень безработицы, обменный курс, валютные резервы, внешний долг , импортная квота и экспортная квота.
Введение 6
1 Общие положения ВТО 7
1.1 Краткая история и структура ВТО 7
1.1.1 История ВТО 7
1.1.2 Структура и функции ВТО 8
1.2 Основные цели и принципы ВТО 10
1.3 Направления и содержание работы ВТО 12
1.4 Преимущества торговой системы ВТО 15
2 Китай и ВТО 24
2.1 Процесс вступления Китая в ВТО 24
2.2 Влияние вступления в ВТО на Китайскую экономику 27
2.3 Анализ внешнеторговых связей Китая 30
2.3.1 Анализ динамики объемов экспорта и импорта КНР 30
2.3.2 Анализ динамики отношения экспорта и импорта к ВВП 33
2.3.3 Анализ основных торговых партнеров КНР за 2000 - 2008 гг. 35
2.3.4 Товарная структура экспорта и импорта КНР 1995 - 2007 гг. 39
3 Проблемы и обязательства при вступлении Китая в ВТО 43
Заключение 52
Библиографический список 54
Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге и на количестве рабочих мест.
Повышение эффективности
внешнеэкономической
Применение
принципов ВТО позволяет
В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.
Политические выгоды:
Помимо экономических выгод от более свободной внешней торговли, государство получает и определенные политические выгоды.
- защита от лоббирования;
У правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом.
Проводимая государством политика протекционизма для отдельных отраслей подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства. В первые десятилетия 20-го века усиление политики торговых ограничений привело к торговой войне, победителей в которой не было, ведь, в конечном счете, от подобных ограничений страдают даже сектора, требующие защиты, замедляется экономический рост и падает общее благосостояние.
Присоединение к системе ВТО помогает избежать подобных ситуаций, так как проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды.
Борьба с коррупцией:
Система свободной торговли также создает предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений в законодательную систему, что, в конечном счете, способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений, к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено с опасностью коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и, следовательно, получения сверхприбыли компаниями-импортерами - т.н. “квотной ренты”. Сейчас в ВТО ведется работа по сокращению и устранению многих еще существующих квот, особенно на текстильные изделия.
Прозрачность и гласность, т.е. обеспечение доступности всей информации по правилам торговли для общественности; более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы безопасности и стандарты на продукцию; применение принципа недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений и обмана18.
Выгода системы ВТО для взаимоотношений между странами:
- обеспечение равных шансов для всех участников;
Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО19.
-
эффективный механизм
Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения торговых споров, которые, будучи “предоставленными самим себе”, могли бы привести к серьезному конфликту. До Второй мировой войны такой возможности не было. После войны торгующие страны в ходе переговоров согласовывали правила торговли, которые сейчас действуют в рамках ВТО. Они включают в себя обязательства вынесения своих споров в ВТО и неприменения односторонних действий.
Каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается, прежде всего, с точки зрения действующих норм и правил. После принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, последующем пересмотре норм и правил путем переговоров. С момента создания ВТО в 1995 году около 200 споров были вынесены на ее рассмотрение. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения.
Увеличивающееся число споров, выносимых в ВТО, свидетельствует не о нарастании напряженности в мире, а скорее об укреплении экономических связей и увеличивающемся доверии стран к данной системе разрешения разногласий.
-
укрепление международной
Торговая система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.
Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
- создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая прозрачность их внешнеэкономической политики;
- доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и, следовательно, устранение дискриминации;
-
возможность реализации своих
текущих и стратегических
При анализе возможных последствий членства в ВТО нельзя ограничиваться только перечнем преимуществ, декларируемых самой организацией20. Перечисленные выше экономические выгоды в большинстве своем вытекают из преимуществ либерализации внешней торговли, рассматриваемых экономической теорией. «Отождествление процессов, протекающих в рамках ГАТТ (ВТО), с движением в сторону растущей либерализации мировой торговли стало в послевоенный период настолько общим местом, что в аудитории, не состоящей сплошь из профессиональных экономистов, часто приходится делать оговорку, что глобальный многосторонний механизм либерализации не является единственным способом достижения большей открытости экономики»21. А что можно сказать об альтернативных механизмах? Прежде всего, это односторонняя либерализация или, иными словами, национальная политика внешней торговли, направленная на либерализацию последней. Эта альтернатива обладает одним бесспорным преимуществом: она позволяет ориентироваться на оптимальный для национальной экономики режим внешней торговли, не связанный с необходимостью учитывать встречные требования со стороны партнеров по внешнеэкономической деятельности. Действительно, если рекомендации ВТО или других партнеров по либерализации так полезны для национальной экономики, что мешает принять их в одностороннем порядке? Зачем связывать себя обязательствами? Проблема возникает, если национальное правительство руководствуется не столько национальными интересами, сколько интересами поддерживающих его бизнес-сообществ, лоббирующих свои интересы. Тогда, действительно, следование нормам ВТО может уберечь от опасности коррупции и лоббирования на национальном уровне. Однако эта оговорка не отменяет отмеченного выше преимущества односторонней либерализации, а скорее заставляет более внимательно относиться к мотивам, лежащим в основе внешнеторговой политики.
В
противоположность
Большинство существующих региональных соглашений относятся к первому типу координации, глобальная же координация склоняется к обеспечению порядка, опирающегося на строго определенные правила. Таким образом, существуют конкурирующие типы многосторонней либерализации внешней торговли, и неудивительно, что представители ВТО рассматривают региональные группировки как "игроков" с потенциально конкурирующими целями. Между тем в последние годы отмечается усиление значимости региональных групп (ЕС, страны Юго-Восточной Азии), а в современной экономической литературе признается факт, что принятие решений в рамках ВТО все больше зависит от процессов, протекающих в региональных блоках. Это и понятно: в рамках регионального соглашения легче прийти к общему решению вследствие меньшего числа участников, а на уровне ВТО эти участники, де-юре независимые и обладающие правом голоса, де-факто действуют согласованно, склоняя чашу весов в ту или иную сторону. Отсюда видно, что региональные соглашения действительно представляют собой реальную и действенную альтернативу таким глобальным организациям, как ВТО, и заслуживают внимания при выборе стратегии либерализации внешней торговли22.
Другие поводы усомниться в бесспорности упомянутых преимуществ членства в ВТО вытекают из рассмотрения ее как политического рынка. Как утверждает экономическая теория, свободная торговля оптимальна для достижения наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов, а существование протекционизма обусловлено, скорее всего, политическими факторами. Эти факторы влияния можно представить в виде своеобразного рыночного взаимодействия, где предметом торгов являются мероприятия экономической политики, "спрос" предъявляют избиратели, лоббисты, а "предложение" обеспечивают политики и чиновники. На таком рынке мероприятия экономической политики обмениваются на факторы политической поддержки, начиная от голосов избирателей и заканчивая взятками.
Уже отмечалось, какие опасности для внешнеэкономической политики могут возникать на национальном политическом рынке, а также влияние региональных политических рынков на принятие решений в ВТО. А как работает глобальный политический рынок, институтом которого является эта организация? По большому счету, механизм взаимодействия участников глобального политического рынка не отличается от процессов, происходящих на национальных политических аренах. Здесь также отстаиваются протекционистские интересы, причем умение "расталкивать локтями" имеет, возможно, даже большее значение, поскольку за интересами конкретных компаний-лоббистов стоят национальные правительства с различным потенциалом политического давления.
Это
проявляется как в содержании
вопросов, обсуждаемых в ВТО, так
и в определении правил глобального
экономического режима. По сути, на повестке
дня в переговорах ВТО - постоянное
обсуждение взаимных уступок в отношении
доступа к рынкам. Причем возможности
влияния часто определяются не экономическим,
а политическим потенциалом сторон. В
этом смысле политически слабые участники
чаще проигрывают. Сами правила урегулирования
споров также являются результатом взаимодействия
разных групп игроков с различным политическим
весом, и, таким образом, нельзя гарантировать
беспристрастности принимаемых политических
норм23.
2
КИТАЙ И ВТО
2.1 Процесс вступления Китая в ВТО
Важной
идеей внешнеэкономической
На этапе бурного индустриального развития, китайские достижения в области активизации внешнеэкономических связей, использования преимуществ международного разделения труда и современных экономических инструментов, как правило, не противоречили идеологии и практике роста самообеспечения.
Стратегия Пекина учла масштабы и ресурсное обеспечение страны: в результате по мере активизации участия Китая в мировом хозяйстве в указанный период его экономика прибавляла в независимости и комплексном характере. Данные таблицы 1 говорят не только о высокой и стабильной экономической динамике в Китае, но и иллюстрируют сравнительно низкую зависимость страны от мировой конъюнктуры: резкие колебания в объемах внешней торговли не сопровождаются изменениями в темпах экономического роста. Если же учесть, что примерно треть всей внешней торговли страны и привлеченных прямых иностранных инвестиций приходится лишь на одну провинцию - Гуандун, то следует признать, что экономический рост КНР главным образом базируется на внутренних факторах. Хозяйство в целом демонстрирует высокую устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним воздействиям, что в условиях нынешней вялой конъюнктуры на мировом рынке выгодно отличает Китай от большинства новых индустриальных стран, которые не в состоянии обеспечить стабильный рост ВВП при продолжительных падениях объемов внешней торговли.