Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:35, курсовая работа
Курсовая работа содержит 56 стр., 7 рисунков, 7 таблиц, 26 источников.
ВТО, экономика, торговля, внешнеэкономические связи, экспорт, импорт, ВВП, ГАТТ, ГАТС, внешний долг, валютные резервы, индекс потребительских цен, инвестиции в основные средства, розничные продажи, уровень безработицы, обменный курс, валютные резервы, внешний долг , импортная квота и экспортная квота.
Введение 6
1 Общие положения ВТО 7
1.1 Краткая история и структура ВТО 7
1.1.1 История ВТО 7
1.1.2 Структура и функции ВТО 8
1.2 Основные цели и принципы ВТО 10
1.3 Направления и содержание работы ВТО 12
1.4 Преимущества торговой системы ВТО 15
2 Китай и ВТО 24
2.1 Процесс вступления Китая в ВТО 24
2.2 Влияние вступления в ВТО на Китайскую экономику 27
2.3 Анализ внешнеторговых связей Китая 30
2.3.1 Анализ динамики объемов экспорта и импорта КНР 30
2.3.2 Анализ динамики отношения экспорта и импорта к ВВП 33
2.3.3 Анализ основных торговых партнеров КНР за 2000 - 2008 гг. 35
2.3.4 Товарная структура экспорта и импорта КНР 1995 - 2007 гг. 39
3 Проблемы и обязательства при вступлении Китая в ВТО 43
Заключение 52
Библиографический список 54
2.3.4 Товарная структура экспорта и импорта КНР 1995 - 2007 гг.
Рассмотрим структуру импорта КНР за 1995-2007 гг.
В Приложении А представлены данные о структуре импорта КНР в 1995 - 2007 гг. Структура импорта представлена 2 группами товаров: сырьевым и промышленными товарами. На рисунке 6 показано изменение структуры импорта КНР за 13 лет по двум группам товаров38.
Рисунок 6 - Изменение структуры импорта КНР
Как
видно из приложения А и из графика
6 в структуре импорта
В группу сырьевых товаров входят следующие виды продукции:
В импорте промышленных товаров лидирующее место занимают машины и транспортные средства – 48,8 % от всего импорта пром. товаров в 1995 г. и 57 % - в 2007 г.
Также значительную роль в импорте промышленных товаров в 1995 г. играл импорт продукции текстильной промышленности, металлургии, минералов – 26 %. Но к 2007 г. мы видим значительное сокращение доли товаров этого вида в структуре импорта промышленных товаров до 14,43 %.
В 2007 году в импорте КНР доля машин, оборудования и транспортных средств составила 43 %, химических продуктов – 11,25 %, непищевого сырья - 12,33 %, минерального топлива – 10,97 %, и продукции текстильной промышленности и металлургии – 10,76 %.
Рассмотрим структуру экспорта КНР за 1995-2007 гг.
В приложении Б представлены данные о товарной структуре экспорта КНР за 1995 -2007 гг. Также как и структура импорта, структура экспорта представлена 2 группами товаров: сырьевым и промышленными. На рисунке 7 представлены данные о структуре экспорта КНР за исследуемый период.
Рисунок 7 – Структура экспорта КНР в 1995 - 2007 гг.
Мы видим, что доля сырьевых товаров в экспорте КНР в 1995 г. составляла 14,4 %, а к 2007 году она снизилась в 2,85 раза и составила всего 5,05 %.
Доля пищевых продуктов в экспорте КНР за исследуемый период сократилась с 6,6 % до 2,5 %. Удельные веса напитков и табачных изделий, а также непищевого сырья в экспорте КНР также снизились с 0,9 % до 0,11 % и с 2,94% до 0,75 % соответственно. По другим видам сырьевых товаров также наблюдается снижение доли в экспорте к 2007 году по сравнению с 1995.
К 2007 г. в экспорте КНР незначительно снизились удельные веса продукции химической промышленности, металлургии, а также разнообразной продукции на 1,16 %, 3,61 % и 12,29% соответственно по сравнению с 1995 годом. В свою очередь возросла доля экспорта машин, оборудования и транспортных средств на 26 % .
Таким
образом, можно сделать следующий
вывод: КНР в структуре экспорта
уменьшается доля сырьевых товаров, в
то время как увеличивается доля промышленных
товаров, а в структуре импорта незначительно,
но увеличивается импорт сырьевых товаров.
Это можно объяснить нехваткой различных
ресурсов в Китае – таких как, железная
руда с высоким содержанием металла и
пр.
3
ПРОБЛЕМЫ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПРИ ВСТУПЛЕНИИ
КИТАЯ В ВТО
Пять основных обязательств Китая после вступления в ВТО:
1) все физические и юридические лица участвующие в иностранных инвестициях, в том числе физических и юридических лиц, которые не инвестировали или зарегистрированными в Китае, будут использовать по меньшей мере такой же режим, как китайских предприятий в отношении прав торговли;
2) Китай отменит практику двойного ценообразования, а также различные методы лечения внутри страны продается товаров и экспорта товаров;
3) контроль цен не будет стремиться обеспечить защиту отечественных производителей и сервисных компаний;
4) изменение существующего внутреннего законодательства и проектов новых законов в единой и эффективной основе в строгом соответствии с Соглашением ВТ, с тем чтобы соответствовать требованиям Соглашения о ВТО;
5) сельскохозяйственной продукции не будет экспортных субсидий в любой форме.
Возможности:
1) Китай имеет широкие обязательства по поводу снятия ценового контроля, обеспечивающие эффективность юридических процедур, что делает прозрачным процесс принятия решений, что в свою очередь дает возможность участвовать частному сектору в экономической деятельности, а это значительно поможет Китаю при переходе от чрезмерного регулирования экономики к рыночной экономике;
2) вступление Китая в ВТО означает применение четких и надежных правил в коммерческих отношений Китая с другими членами ВТО. Это значит, более предсказуемой и стабильной коммерческих отношений с торговыми партнерами Китая.
3) это повышает общую среду, в которой действует экономика Китая и в котором проводится внешняя торговля Китая. Некоторые аналитики ожидают, что определенные отраслевые льготы, например, возможное увеличение текстильных изделий и одежды экспорта в связи с применением ликвидации квот и увеличение роста квоты для Китая, ограничивая стран; возможно прилив иностранных инвестиций в Китай, что позволит увеличить занятость и экономический рост .
Задачи и проблемы:
1) многие люди в Китае согласны, что самая большая проблема будет сталкиваться государственный сектор, так как будет глубокое воздействие на путь, по которому работает экономика Китая и по которому китайское правительство управляет экономикой. В этой связи роль правительства будет смещена. Процесс окажется более трудным, чем ожидалось, и даже болезненным;
2) секторы услуг, таких, как распределение, банковское дело, страхование и телекоммуникации, являются слабыми местами в экономике Китая. Неразвитые и неопытные, они столкнутся с серьезными проблемами при воздействии в полном объеме при зарубежной конкуренции;
3) диапазон китайской обрабатывающей промышленности, в том числе авто, фармацевтической и химической, целлюлозно-бумажной, машины и т.д., которые обладают относительно низкой производительностью и эффективностью будет также сталкиваются с агрессией внешних конкурентов39.
В
2009 г. третейская группа ВТО обнародовала
свой многостраничный доклад по спору
между США и Китаем в отношении
применяемых китайцами
Во-первых, никогда ранее в практике ВТО не рассматривались споры, касающиеся выполнения членами этой организации обязательств по т.н. «торговым правам», т.е. правам на осуществление экспорта и импорта товаров. Во многом отсутствие подобного рода прецедентов связано с тем, что тематика «торговых прав» выходит за рамки стандартного пакета обязательств членов ВТО и находит свое отражение в качестве т.н. «обязательств ВТО-плюс» лишь в документах о присоединении к ВТО новых стран с целью пресечения монополизации такими странами деятельности по импорту товаров. Во-вторых, впервые третейской группе ВТО предстояло вынести решение в отношении применения на практике ограничительных мер, обусловленных соображениями защиты общественной морали в соответствии со статьей XX (a) ГАТТ. Используя это основание, китайцы пытались доказать, что действующие ограничения необходимы для обеспечения проверки содержания импортируемой аудиовизуальной продукции на предмет его соответствия законодательству Китая. Ранее применение торговых ограничений, исходя из соображений защиты общественной морали, рассматривалось арбитрами ВТО лишь однажды, в рамках спора между США и островным государством Антигуа и Барбуда в отношении доступа наамериканский рынок «он-лайн» услуг в сфере игорного бизнеса. В указанном случае, однако, речь шла о соблюдении положений не статьи XX (a) ГАТТ, а родственной ей по смыслу статьи XIV (a) ГАТС, в соответствии с которой, при определенных условиях, у членов ВТО сохраняется возможность применения ограничительных мер в торговле услугами, требующихся для защиты общественной морали. В-третьих, результаты спора представляли для экспертов интерес с точки зрения продолжающегося мониторинга выполнения Китаем своих обязательств в ВТО, а также проверки эффективности формулировок навязанных Китаю обязательств из категории «ВТО- плюс».4В документах о присоединении Китая к ВТО он обязался по истечении трехлетнего переходного периода (т.е. к декабрю 2004 г.) предоставить «всем предприятиям в Китае право на осуществление торговли». Аналогичным образом китайцы взяли на себя обязательство разрешить всем предприятиям в Китае, а также иностранным компаниям и физическим лицам экспортировать с таможенной территории и импортировать на таможенную территорию Китая любые товары3. При этом в Протоколе о присоединении Китая к ВТО фигурирует следующая формулировка, сосредоточившая на себе основное внимание арбитров: «Без ущерба для права Китая регулировать торговлю в соответствии с Соглашениями ВТО, Китай по- степенно либерализует торговлю и сферу охвата права на торговлю таким образом, чтобы по истечении трех лет после присоединения все предприятия в Китае получили право торговать любыми товарами на всей таможенной территории Китая». Третейская группа интерпретировала указание на «все предприятия в Китае» как включающее в себя китайские компании, зарегистрированные в Китае, а также иностранные фирмы, инвестирующие и зарегистрированные в этой стране5. Таким образом, арбитры установили обязательство Китая обеспечить, чтобы всем предприятиям в Китае, включая зарегистрированные там компании с иностранными инвестициями, было предоставлено право импортировать любую продукцию на китайский рынок. При оценке формулировки «без ущерба для права Китая регулировать торговлю…» арбитры пришли к выводу, согласно которому данная фраза означает, что обязательство Китая обеспечить наличие у всех предприятий в Китае торговых прав не должно пониматься как ущемляющее его право регулировать торговлю соответствующим нормам ВТО образом. Исходя из этого, по мнению арбитров, если регулирование Китаем торговли в соответствии с правилами ВТО приводит к нарушению его обязательства о предоставлении торговых прав, то право Китая регулировать торговлю соответствующим нормам ВТО образом превалирует над обязательством об обеспечении для всех предприятий в Китае права на торговлю. В процессе рассмотрения данного положения третейская группа интерпретировала фразу «право регулировать торговлю» как означающую «право на регулирование экспорта и импорта». В этом контексте право Китая регулировать торговлю соответствующим нормам ВТО образом, согласно трактовке арбитров, включает в себя право регулировать на основе правил ВТО деятельность импортеров и экспортеров конкретных товаров. Вывод арбитров о преимущественной силе «регулятивной оговорки» над обязательствами о торговых правах является весьма серьезным правовым прецедентом, ослабляющим эффективность навязанных Китаю обязательств в данной области, что в перспективе может снизить ценность таких обязательств для американских компаний, работающих на китайском рынке. Однако стоит не преувеличивать значения указанного вывода третейской группы, так как из текста Протокола о присоединении Китая к ВТО всегда отчетливо вытекало: обязательства Китая по торговым правам не означают наличие у него меньших прав по регулированию торговли по сравнению с остальными членами этой организации. Сторонники данной точки зрения не склонны драматизировать последствия позиции арбитров по рассматриваемому вопросу, полагая, что едва ли можно смоделировать большое количество ситуаций, когда право регулирования торговли в соответствии с положениями ВТО существенным образом посягало бы на торговые права иностранных предприятий. Между тем, как представляется, трактовка арбитрами упомянутого положения Протокола о присоединении Китая к ВТО в перспективе может оказаться важным связующим элементом при разрешении более сложного юридического вопроса. Дело в том, что, как уже отмечалось выше, обязательства Китая в сфере торговых прав находятся за рамками договоренностей Уругвайского раунда и не являются составной частью ГАТТ, на положения которого Китай ссылался в обоснование применения им ограничительных мер в торгово-аудиовизуальной продукцией. Таким образом, возникает вопрос, насколько правомерным является применение изъятия согласно статье XX (a) ГАТТ в отношении обязательства по торговым правам, не покрываемого нормами ГАТТ. Иными словами, могут ли изъятия из обязательств, предусмотренных одним договором, распространяться на обязательства, сформулированные вне рамок данного договора, и достаточно ли для этого записи, содержащейся в Протоколе о присоединении Китая к ВТО. В своем докладе третейская группа отметила, что она не сбрасывает со счетов возможное наличие у Китая более широких и жестких обязательств, чем применяемые к другим членам ВТО. В то же время, по мнению арбитров, такая ситуация сама по себе не приводит логическому выводу, что обязательство о предоставлении торговых прав направлено на ограничение возможности регулирования Китаем импорта и экспорта, а следовательно и деятельности импортеров и экспортеров конкретной продукции. В итоге третейская группа все-таки ушла от прямого ответа на вопрос о том, применима ли статья XX (a) ГАТТ к обязательствам, не охваченным напрямую нормами ГАТТ. Арбитры решили не углубляться в интерпретацию взаимосвязи обязательств Китая, зафиксированных в Протоколе о его присоединении к ВТО, с ГАТТ и сочли возможным на время оставить без внимания данную тему, сосредоточившись вместо этого на установлении факта соблюдения Китаем условий применения соответствующего положения статьи XX ГАТТ. Совершая такой хитрый маневр, арбитры, по сути, изменили логическую последовательность оценки правовых норм, уйдя от первоочередного решения вопроса о применимости статьи XX ГАТТ к непредусмотренным в ГАТТ обязательствам, и взявшись за рассмотрение гораздо менее политически чувствительного аспекта, связанного с выполнения Китаем условий применения изъятия о защите общественной морали. Отклонив впоследствии доводы Китая, обосновывающие применяемые им ограничения изъятием согласно статье XX (a) ГАТТ, третейская группа легальным обходным путем избавила себя от необходимости вынесения вердикта по потенциально ключевой проблеме спора о допустимости использования оговорки о защите общественной морали в отношении ограничительных мер, не покрываемых ГАТТ. Таким образом, данная тема по-прежнему продолжает оставаться открытой и представлять интерес не только в части изъятия по соображениям защиты общественной морали, но и применительно ко всей статье XX ГАТТ. Вместе с тем, как представляется, существует немало оснований полагать, что статья XX ГАТТ впоследствии может быть признана применимой к обязательствам Китая по торговым правам, содержащимся в Протоколе о его присоединении к ВТО. На подобное развитие событий может оказать влияние тот факт, что Протокол в силу предусмотренной в нем записи является неотъемлемой частью Соглашений ВТО, которые в свою очередь включают и ГАТТ. Кроме того, сама фигурирующая в Протоколе формулировка «без ущерба для права Китая регулировать торговлю в соответствии с Соглашениями ВТО…»12 наводит на мысль, что именно таким образом китайцы и могли обеспечить для себя возможность легального использования изъятий из норм ГАТТ при применении мер, нарушающих близкие с ГАТТ по смыслу обязательства, но не предусмотренные ГАТТ напрямую. Если исходить из того, что закрепленные в статье XX ГАТТ изъятия не могут применяться для обоснования нарушений обязательств «ВТО-плюс», отсутствующих в текстах договоренностей Уругвайского раунда, то это означало бы признать неправомерность отхода новых членов ВТО от исполнения навязанных им завышенных обязательств во всех без исключения случаях. Принятие такого подхода противоречило бы духу договоренностей ВТО, легализующих целый ряд оснований, позволяющих членам этой организации вводить меры, не соответствующие ГАТТ и другим Соглашениям ВТО. Следуя данной логике, можно предположить, что никакие элементы обязательств «ВТО-плюс» сами по себе не препятствуют их существованию и исполнению в одинаковом правовом режиме с обязательствами, содержащимися в договоренностях Уругвайского раунда, включая ГАТТ, и фраза «без ущерба для права Китая регулировать торговлю в соответствии с Соглашениями ВТО…» лишь юридически оформляет такое понимание. В ходе рассмотрения спора третейская группа также обратила внимание на предусмотренную Протоколом о присоединении Китая к ВТО запись о том, что «всем иностранным физическим лицам и предприятиям, включая неинвестирующие или незарегистрированные в Китае» в отношении торговых прав должен предоставляться не менее благоприятный режим по сравнению с режимом, применяемым к действующим в Китае компаниям. По мнению арбитров, фраза «всем иностранным предприятиям, включая неинвестирующие или незарегистрированные в Китае» охватывает как зарегистрированные за рубежом предприятия, желающие осуществлять импортную и экспортную деятельность, но не имеющие коммерческого присутствия в Китае, так и зарегистрированные за рубежом предприятия, располагающие коммерческим присутствием в Китае и желающие осуществлять импортную и экспортную деятельность через функционирующую на китайском рынке компанию. Базируясь на данной трактовке, третейская группа проанализировала ряд оспариваемых США китайских мер в отношении торговых прав иностранных компаний. В итоге арбитры определили, что поскольку компании с иностранными инвестициями в Китае не имеют права импортировать соответствующую аудиовизуальную продукцию, то такое ограничение представляет собой нарушение Китаем своих обязательств по Докладу рабочей группы и Протоколу о его присоединении к ВТО40.
Выполнение обязательств Китая в ВТО
Результаты
рассмотренного третейской группой
спора еще раз подтвердили мнение
о том, что, спустя почти восемь лет с момента
присоединения к ВТО, Китай по-прежнему
избирательно подходит к выполнению своих
обязательств в рамках данной организации.
При этом, с точки зрения права, поведение
Китая никоим образом не оправдывает тот
факт, что в данном конкретном случае речь
идет о невыполнении им не являющихся
общепринятыми для участников мировой
торговой системы обязательств категории
«ВТО-плюс». В своем решении арбитры убедительно
доказали, что нарушения обязательств,
отсутствующих в договоренностях Уругвайского
раунда, могут в итоге привести к несоблюдению
правил, закрепленных в правовых документах
ВТО, и в частности, ГАТС и ГАТТ. В целом
складывается впечатление, что изначальная
очевидность применения китайцами дискриминационных
ограничений в торговле свидетельствует
об их желании «протестировать» действенность
механизма ВТО по обеспечению выполнения
ее правил. При этом нельзя исключать и
намерений Китая использовать в свою пользу
имеющиеся недостатки функционирующей
в ВТО системы разрешения споров, касающиеся,
прежде всего, длительности всей процедуры
рассмотрения разбирательств. Иными словами
китайцы, как представляется, отнюдь не
против эксплуатации политики «безответственного
прагматизма» в торговле, к проявлению
которой относится практика введения
заведомо ограничительных мер с перспективой
приведения их в соответствие с нормами
ВТО лишь по истечении нескольких лет
после получения вердикта органа ВТО по
разрешению споров. В подтверждение такой
гипотезы говорят и намерения Китая, не
дожидаясь угрозы введения ответных торговых
санкций, исправить ситуацию с применением
явно дискриминационных мер к импорту
иностранных автозапчастей, после того
как ВТО, по иску все тех же США, было
принято решение о несоответствии этих
мер правилам данной организации41.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Непосредственный результат вступления Китая во Всемирную торговую организацию (это произошло 11 декабря 2001 года) на сегодняшний день выглядит очень внушительно. Произошел резкий всплеск иностранных инвестиций в страну, которая и без того поставила все мыслимые рекорды по этой части. Международный бизнес ожидает, что главным результатом вступления КНР в ВТО, то есть - открытия китайского рынка для импорта, станет еще большее повышение конкурентоспособности китайской продукции, и голосует за это долларом.