Проблемы и перспективы альянса Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 17:58, курсовая работа

Описание

Повышенного внимания эта организация заслуживает в виду её скрытых тенденций представлять собой конкурента России на пространстве СНГ и Средней Азии в области политической интеграции и энергетики. Хотя, на официальном -международном уровне звучат другие лозунги и причины объединения: “ГУАМ не направлена против кого-нибудь. ГУАМ это -отображение объективной тенденции развития регионализации международного сотрудничества как одной из современных форм глобализации и интернационализации всего мира.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

1. История создания ГУАМ. Зачем была создана организация……5

1.2 Структура и развитие ГУАМ……………………………………..15

2. ГУАМ как часть международных отношений. Перспективы развития организации……………………………………………………………..18

3. Проблемы ГУАМ……………………………………………………..22

Заключение………………………………………………………………23

Список используемой литературы…………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

курсач хейфец.docx

— 72.54 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

КАФЕДРА № 83

ОТЧЕТ  
ЗАЩИЩЕН С ОЦЕНКОЙ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

проф., д.и.н.       В. Л. Хейфец
должность, уч. степень, звание   подпись, дата   инициалы, фамилия
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ
ПРОБЛЕМЫ  И ПЕРСПЕКТИВЫ АЛЬЯНСА ГРУЗИИ, УКРАИНЫ, УЗБЕКИСТАНА, АЗЕРБАЙДЖАНА И  МОЛДАВИИ
по  курсу: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРАН  СНГ
 
 

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ

СТУДЕНТ ГР. 8732       Я.А. Ромашенко
      подпись, дата   инициалы, фамилия

Санкт-Петербург 2011 

Содержание: 

    Введение…………………………………………………………………3

            1. История создания ГУАМ. Зачем  была создана организация……5

    1.2  Структура  и развитие ГУАМ……………………………………..15 

    2. ГУАМ как  часть международных отношений.  Перспективы развития организации……………………………………………………………..18

    3. Проблемы  ГУАМ……………………………………………………..22

           Заключение………………………………………………………………23

            Список используемой литературы…………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Нынешний этап международных отношений на послесоветском пространстве показывает растущую процедуру отдаления вышедших союзных республик от – России.  Образуются разные антироссийские блоки государств, которые находятся в некоторой степени  под политическим и экономическим покровительством США, который по-прежнему остается главным стратегическим соперником России. Цель  этих блоков - образование наименее благоприятной репутации нашей страны и политического климата для осуществления политики на территории Содружества Независимых Государств, Средней Азии, и Ближнего Востока усложняя и без того не легкие отношения с соседями, а иногда с ЕС и зарубежными партнерами.

Разобраться в политических приоритетах  партнеров России в ближайшем окружении не является  целью работы, но представляет огромный интерес группы государств - близких соседей нашей страны, это Грузия, Азербайджан, Украина, Молдавия и Узбекистан. За последние несколько лет эти государства  проявляли стремление к интеграции под отчетливыми лозунгами и в целях создания определенного противовеса влиянию России на пространстве Содружества Независимых Государств и бывшего СССР. Точнее эти цели выглядят так: усложнить отношения России с СНГ, , странами Средней Азии, ЕС, образовать противодействие пророссийской интеграции. И, обязательно, тема энергетики –газ и нефть – образовать энергетические коридоры в Европу в обход России т.к в этой области Россия приходится основным экспортером сырья особенно через Украину.

         Среди многих международных организаций  пытающихся сузить влияние, и замедлить развитие сотрудничества России с окружением, наиболее сильное влияние, и  затрагивающая мое внимание, имеет оргaнизaция ГУАМ (с 1999 до 2005 гг. . ГУУАМ). Оргaнизaция былa  нaзванa тaк по нaчaльным бyквам вошедших в неё cтран – Грyзия, Укрaина, Узбекистaн,(с 1999-2005 гг.)  Азербайджан, Молдовa. Узнать задачи и цели этой организации, возможности осуществления интеграционной политики в объединенный союз, отобразить её вес на мировой арене, перспективы (если такие есть) дальнейшего развития этого союза, ее проблемы и постараться найти более заинтересованную сторону в образовании организации, выяснить её функции – и является целью этой работы.

       Повышенного внимания эта организация заслуживает в виду её скрытых тенденций представлять собой конкурента  России на пространстве СНГ и  Средней Азии в области политической интеграции и энергетики. Хотя, на официальном -международном уровне звучат другие лозунги и причины объединения: “ГУАМ не направлена против кого-нибудь. ГУАМ это -отображение объективной тенденции развития регионализации международного сотрудничества как одной из современных форм глобализации и интернационализации всего мира.

Цели  организации:

1) .установление демократических ценностей и обеспечение главенствования права и уважение прав и свобод человека;

2).обеспечение  беспрерывного развития;

3).упрочнение  мировой и региональной стабильности  и безопасности

Предмет работы- страны альянса ГУУАМ.

Объект работы- взаимоотношение альянса как внутренние, так и внешние.

Структуру своей  работы я решила построить так: для  начала я расскажу о самой организации, о том кто и для каких  целей ее организовывал. Затем я  расскажу о структуре и о развитии организации. Далее я считаю важным обозначить как альянс взаимодействует в международных отношениях и, конечно, о перспективах развития.  
 

1. История создания организации. Кто и зачем создавал ГУАМ.

Создание  неформальной группы пяти государств ( Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова, а с 1998 г. - Узбекистан) ГУУАМ в 1997 г. было обусловлено наличием разногласий как в рамках СНГ, так и в двусторонних отношениях между некоторыми государствами СНГ. Из-за сложных взаимоотношений между Азербайджаном и Арменией, Россией и Украиной, Россией и Азербайджаном, Россией и Грузией, Приднестровского конфликта Россия окончательно перестала быть скрепляющим стержнем региональной интеграции для всех членов СНГ. При этом политическая неустойчивость и экономическая нестабильность в России (1991-1998) отнюдь не благоприятствовали интеграционным тенденциям в СНГ. Однако обо всем по порядку.   

 В октябре 1997 г. Президенты Азербайджана, Грузии, Молдовы и Украины провели встречу, на которой обсудили вопросы, которые представляли взаимный интерес. Эти вопросы включали двустороннее и региональное сотрудничество, политические и экономические связи, европейскую и региональную безопасность. Во время встречи Президенты выделили важность сотрудничества четырех государств в создании евроазиатского транскавказского транспортного коридора, полагая, что взаимодействие в данном направлении станет хорошей основой для развития сотрудничества и дружбы, полной реализации имеющихся экономических возможностей и добрососедских отношений . Лидеры стран выделили необходимость углубления четырехстороннего взаимодействия в целях создания безопасной и стабильной Европы. В Европе руководящими принципами являются уважение суверенитета, территориальной целостности, взаимоуважение, нерушимости границ государств, демократия, сотрудничество, верховенство закона и уважение прав закона. Главы 4х государств были едины в оценке рисков и угроз как для европейской, так и региональной безопасности. Президенты согласились с тем, что процесс интеграции в европейские и трансатлантические структуры может в существенной мере понизить эти угрозы. В этом контексте была выявлена перспектива взаимодействия 4х стран в рамках ОБСЕ, других атлантических и европейских структур, включая Программу НАТО "Партнерство ради мира" и Совет Евро-Атлантического Партнерства. Главы четырех стран условились, что такое взаимодействие, а также развитие особого партнерства, аналогичного Хартии об особом партнерстве между Украиной и НАТО, могут стать важным элементом упрочения стабильности и основой взаимоотношений и дальнейшего развития взаимодействия между НАТО и другими странами в регионе. Грузия, Украина,  Азербайджан и Молдова будут прикладывать общие усилия по преодолению сложностей, с которыми сталкивается Европа на пороге 21 века.  

 Высказав общую озабоченность, в отношении затянувшихся конфликтов в Европе, Лидеры четырех стран высказались за скорейшее урегулирование спокойным путем неразрешенных вопросов. Президенты были едины во мнении о необходимости решения проблем с агрессивным национализмом, международным терроризмом и сепаратизмом. Лидеры договорились развивать четырехсторонний диалог по всем вышеупомянутым вопросам на всевозможных условиях. Именно этими словами увековечено создание организации.

Страсбургское Коммюнике формально зафиксировало практическое углубление сотрудничества и политическое сближение между государствами во многих областях как в двусторонних отношениях , так и на международной арене. В основу создания Объединения было положено стремление государств ГУАМ восстановить в значительной мере ослабленные экономические связи, создать новые действенные механизмы кооперации, закрепить климат дружеских отношений и направить их на гармонизацию процессов экономическог развития на пространстве бывшего СССР. 

Особое внимание Организации стало уделятся после принятия в объединение в 1999 году на Тысячелетнем Саммите НАТО Узбекистана - одного-единственного представителя Центральной Азии в ГУУАМ, который стремился энергично действовать на западном направлении. “Открытие больших запасов нефти на шельфах Каспийского моря придало новый импульс этой идее.” Новые и оставшиеся нерешенными противоречия в Закавказском регионе привели к формированию неофициальных объединений Москва-Ереван-Тегеран, с одной стороны, и Баку-Тбилиси-Анкара - с другой, которые выступают как политико-экономические неформальные союзы в борьбе за первенство в осуществлении проектов по строительству экспортных нефтегазопроводов , о чем было объявлено на встрече, состоявшейся в период проведения в Вашингтоне юбилейного саммита НАТО. Принятая главами государств ГУУАМ Вашингтонская декларация обозначила в качестве отправной точки сотрудничества участие в процессах интеграции в европейские и евроатлантические структуры. Декларировалось намерение взаимодействовать в международных организациях, в частности, в Совете евроатлантического партнерства и в рамках натовской программы “Партнерство ради мира”, а также в области миротворчества и мирного урегулирования конфликтов; совместно бороться с этнической нетерпимостью, сепаратизмом, религиозным экстремизмом и терроризмом; наращивать усилия по реализации проекта транспортного коридора “Европа-Кавказ-Азия”. Однако, я постараюсь осветить подробнее наиболее значимые вехи в развитии Организации.

По сообщению  “ИА Regnum” “На начальном этапе, в 1995-1996 гг., взаимодействие стран ГУУАМ проявилось в форме политических консультаций в рамках ОБСЕ, Совета Европы и переговоров об обычных вооружениях и вооруженных силах в Европе. О создании группы в составе Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы было объявлено в совместной декларации, принятой в Страсбурге в октябре 1997 г. Декларация зафиксировала уровень сотрудничества между странами этой группы и совпадение их позиций по ключевым международным проблемам.

С 1998 г. постоянной темой многосторонних консультаций было создание и развитие транс кавказского транспортного коридора. Это фактор рассматривался как важный механизм, способствующий укреплению экономической и политической безопасности стран группы. Особое значение это направление получило в связи с разработкой Каспийских нефтяных месторождений и прокладкой сети трубопроводов для транспортировки нефти и газа на мировые рынки. В связи с этим акцент в консультациях сместился на обеспечение безопасности транспортных коридоров.

24 апреля 1999г. во время юбилейного Вашингтонского  саммита государств-членов и государствпартнеров  НАТО к этой группе присоединился  Узбекистан. В заявлении президентов  были определены принципы и основные направления деятельности новой организации. Они включают укрепление взаимодействия в рамках международных организаций и форумов, сотрудничество в рамках Программы НАТО "Партнерство ради мира", и Совете Евро-Атлантического партнерства, сотрудничество в направлении мирного урегулирования конфликтов и кризисных ситуаций, противодействие этнической нетерпимости, сепаратизму, религиозному экстремизму и терроризму, укрепление режима нераспространения ядерного оружия и других видов ОМП , сотрудничество в развитии транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия.

Ялтинский саммит ГУУАМ в июне 2001 г. принял Хартию организации, которая содержит уставные положения и конкретизирует цели деятельности. В июле 2002 г. подписано соглашение о создани зоны свободной торговли. Хотя страны ГУУАМ не противопоставляли себя России, СНГ или другим организациям, разумеется, их совместные проекты в той или иной мере конкурировали с интересами России. Главный аспект такой конкуренции заключался в попытках России удержать под свом контролем систему транспортировки нефти и газа в Европу, часто - в ущерб интересам других государств, включая Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан. С другой стороны, привлекательность ГУУАМ определяется равноправным и взаимовыгодным характером отношений, возможностью коллективного представительства национальных интересов стран региона, созвучностью целей ГУУАМ с демократическими принципами, которые декларируют европейские и евроатлантические структуры. “5

Информация о работе Проблемы и перспективы альянса Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии