Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:16, шпаргалка
1. Международные экономические отношения (МЭО): предмет и объект изучения. Сущность и этапы развития.
Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Включают валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения. Лидирующей формой международных экономических отношений являются валютно-финансовые отношения.
Существует несколько основных методов государственного воздействия на состояние платежного баланса.
Первый метод — это прямой контроль, включая регламентацию импорта (например, через количественные ограничения), таможенные и другие сборы, запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям, вывоза краткосрочного и долгосрочного капитала и др. Подобные меры прямого контроля обычно вызывают сильные затруднения для многих фирм страны и соответственно воспринимаются враждебно.В краткосрочном плане прямой контроль дает положительный эффект. В долгосрочном плане эффект от этих мер противоречив.
Второй метод — дефляция (т.е. борьба с инфляцией), которая нацелена на решение внутриэкономических задач, при этом побочным эффектом является улучшение состояния платежного баланса.
Третий метод — изменения обменного курса. И при твердом, и при плавающем курсе они проходят под сильным контролем и влиянием государства. Так, даже в условиях плавающего курса государство (обычно в лице центрального банка страны) часто стремится удержать эти колебания в определенных пределах, ориентируясь на так называемые курсовые цели, дабы избежать сильных экономических потрясений.
14. Особенности ценообразования
на мировом рынке. Мировые
Ценообразование — установление цен, процесс выбора окончательной цены
в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложен
Уровень цены на каждый товар на мировом рынке определяется с учетом конкретной рыночной ситуации, и, прежде всего, он зависит от соотношения спроса и предложения и уровня конкуренции на данном рынке. За мировую цену принимают цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках. Ценообразование на мировых рынках во многом зависит от типа рынка. В зависимости от количества субъектов торговли и характера конкуренции различают рынок совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и рынок конкурентов-олигополистов.
На рынке совершенной конкуренции, который характеризуется большим числом покупателей и продавцов и однородной продукцией, цены имеют тенденцию к сближению.
Этому способствует стремление продавцов получить максимум прибыли: продавец незначительно снижает цены, увеличивая объемы поставок, и благодаря этому получает большую массу прибыли и сохраняет свои позиции на рынке.
Рынок чистой монополии - это рынок одного продавца. В этом случае он варьирует цены, поставляя различное количество продукции в зависимости от спроса.
На рынках монополистической конкуренции продавцами выступают как крупные производители, так и менее сильные фирмы. Цены на этих рынках образуются на конкурентных началах, но с элементами монополизма. В случае, когда крупные производители начинают повышать цены, всегда находятся более мелкие конкуренты, готовые продать аналогичную продукцию по более низким ценам.
Олигополистический рынок представлен несколькими крупными производителями-поставщиками товаров, обладающими значительными сегментами рынка. Эти фирмы и страны-импортеры, как правило, заключают соглашения о сотрудничестве. Между собой эти фирмы заключают негласные соглашения о разделе рынков сбыта, ценах и объемах производства.
Все многообразие экономических факторов,
влияющих на мировые цены, можно условно объединить в несколько
групп:
- общеэкономические факторы (фаза экономического
цикла, спрос и предложение, уровень инфляции
)
- факторы, связанные с производством конкретного
товара (издержки, прибыль, уровень налогов,
потребительские свойства товара, спрос
и предложение);
- специфические факторы, которые связаны
только с некоторыми видами товаров и
услуг (сезонность, гарантии и прочее)
или с особенностями валютной политики и т. п.
Помимо экономических, на цены могут влиять
также политические или военные факторы.
15. Множественность цен на мировом рынке. Основные виды публикуемых цен.
Множественность
цен - наличие ряда цен на один и тот же товар
или товары одинакового качества в одной
и той же сфере обращения на одинаковой
транспортной базе.
На мировых рынках существует множество
цен на одни и те же товары, произведенные
разными фирмами, в разных странах или
даже одними и теми же фирмами, продающими
свои товары в разных странах или разных
городах одной и той же страны. Разброс
цен на мировых рынках во многом определяется
многообразием международных торговых
связей, различиями в факторах производства
при производстве одних и тех же товаров
в разных странах, регионах страны, а также
наличием иных факторов, которые способствуют
или повышению цен на товар, или, наоборот,
их понижению, включая факторы политического
характера.
В числе этих факторов:
• различия в структуре рынка;
• налоговая, бюджетная, таможенная политика;
• различия в мобильности (способности
к перемещению) ресурсов между странами
(по сравнению с внутренней мобильностью);
• разные уровни вмешательства государства
во внутреннюю и внешнюю торговлю и др.
Необходимо отметить, что мировой рынок
представляет собой намного более сложное
явление, чем любой национальный рынок.
Мировым рынкам, в частности, присущи более
острая конкурентная борьба и специфические
формы государственного вмешательства.
В каждой стране действуют законы, которые
по-разному влияют на ценообразование
и движение цен. Здесь приходится учитывать
расходы на изучение конъюнктуры мирового
рынка конкретного товара (и его заменителей),
продвижение товара на рынок и т.д. (это трансакционные, или маркетинговые,
затраты).
Виды цен. С целью учета и анализа конъюнктуры
на мировом рынке пользуются и регулярно
публикуются следующие виды цен:
• справочные цены («запрашиваемые» цены, которые при продаже
оказываются ниже);
• цены статистики внешней торговли (отражают совершенные сделки и динамику
внешнеторговых цен);
• цены биржевых котировок (фиксируют осуществленные на биржах
сделки с соответствующими ценами);
• цены фактических сделок и
контрактов (наиболее полно отражают рыночные цены
по конкретным видам товара).
16. Внешнеторговая политика государств. Свободная торговля и протекционизм.
Внешнеторговая политика государства
– это целенаправленные действия
государства и его органов
по определению режима регулирования
внешнеэкономической
Основные цели внешнеторговой политики:
- изменение степени и способа включения
данной страны в международное разделение
труда;
- изменение объема экспорта и импорта;
- изменение структуры внешней торговли;
- обеспечение страны необходимыми ресурсами
(сырьем, энергией и т.д.);
- изменение соотношения экспортных и
импортных цен.
Выделяется два
Фритредерство ( свободная торговля) — вид внешнеторговой политики государства, предполагающий снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешней торговли, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества. На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров.
Протекциони́зм — политика защи
Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание.
17. Тарифные ограничения в международной торговле.
Таможенный тариф в узком смысле представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым товарам.
Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
1) фискальную, которая относится
и к импортным, и к экспортным
пошлинам, поскольку они являются
одной из статей доходной
2) защитную, относящуюся к
импортным пошлинам, поскольку с
их помощью государство
3) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
По объекту обложения пошлины бывают: импортные, экспортные, транзитные.
Импортные пошлины – таможенные пошлины, которыми облагаются импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции.
Экспортные пошлины - таможенные пошлины, которыми облагаются экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.
Транзитные пошлины - таможенные пошлины, которыми облагаются товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.
18. Нетарифные меры регулирования внешней торговли.
Нетарифные методы регулирования
внешнеэкономической
Меры прямого ограничения
Лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных государственных органов на ввоз определенного объема товара. В лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товара.
Лицензирование толкуется в международной практике как временная мера, которая осуществляется на основе строгого контроля тех или иных товарных потоков. Оно практикуется в случаях временного ограничения нежелательных объемов импорта. В современной зарубежной практике в основном применяются генеральная и индивидуальная лицензии.
Генеральная лицензия - постоянно действующее разрешение фирме на право импорта определенных товаров из перечисленных в ней государств без ограничения объема и стоимости. Иногда в лицензии указываются товары, запрещенные к ввозу. Генеральные лицензии со списками товаров регулярно публикуются в официальных изданиях.
Индивидуальная лицензия выдается как разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара (иногда двумя-тремя видами, но одной и той же товарной группы). В ней указываются также сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара. Она является именной, не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок действия (как правило, до одного года).
Квота — это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие,квартал и другие периоды).
Глобальная квота, на долю которой приходится две трети всех случаев, устанавливает ограничение объема импорта в стоимостных или натуральных показателях на определенный период. Общая величина допустимого квотой импорта по странам не разбивается.
Индивидуальная квота предусматривает размер импорта в отношении конкретных стран или конкретного товара (его производителя). В качестве критерия при распределении индивидуальной квоты учитываются встречные обязательства государств по импортированию товаров данной страны. Такие обязательства закрепляются торговыми соглашениями и принимают характер двусторонней квоты на договорной основе.
Сезонные квоты устанавливают ограничение размеров импорта сельхозтоваров на определенное время года. Ограничение импорта без учета временного периода представляют неконкретизированные квоты.
Специальные защитные меры
В качестве отдельной группы мер
можно рассматривать
- Импортные квоты
- Специальные пошлины
- Антидемпинговые пошлины
- Установление барьера по
- Компенсационные пошлины
19. Стимулирование и страхование экспорта
Стимулирование экспорта
Стимулирование экспорта - поощрение
деятельности национальных предприятий-экспортеров.
К основным средствам стимулирования
экспорта относятся:
- государственное субсидирование;
- льготное кредитование и страхование
экспорта;
- валютная политика;
- ввоз и вывоз капитала;
- налоговые льготы экспортерам, их транспортное
обеспечение;
- информирование и консультированное
руководства предприятий;
- дипломатическая поддержка экспортеров;
- государственная политика развития экспортной
базы;
- подготовка кадров для внешней торговли.