Шпаргалка по "Международным отношениям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:16, шпаргалка

Описание

1. Международные экономические отношения (МЭО): предмет и объект изучения. Сущность и этапы развития.
Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Включают валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения. Лидирующей формой международных экономических отношений являются валютно-финансовые отношения.

Работа состоит из  1 файл

Otvety_po_MEO.docx

— 141.63 Кб (Скачать документ)

По мере расширения и укрепления, развивающихся стран и их финансовых и фондовых рынков, они естественно  стали оказывать влияние на состояние  и тенденции развития мирового фондового  рынка. Что естественно вызвало  так же существенный рост фондового  рынка.

Однако такой бурный рост мировых рынков, по словам некоторых  аналитиков, явился одной из основных причин мирового финансового кризиса. Так как реальный сектор экономики, оказался оторванным от фондовых рынков из за разницы в ценах на ценные бумаги и реальной их стоимостью. Поэтому начиная с 2008 года, тенденция развития на фондовом рынке стала обратной и пошла на спад. Но по прогноза ведущих финансовых аналитиков уже в ближайшее время ситуация стабилизируется и мы получим разворот рынка опять же в обратном направлении, то есть на подъем.

30.Осо́бая, cвобо́дная или специа́льная экономи́ческая зо́на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Классификация ОЭЗ

ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых  льгот.

 По функциям

  • Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).
  • Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.
  • Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.
  • Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.
  • Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)
  • Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.

По степени интеграции в экономику

  • Зоны, интегрированные в национальную экономику, ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей.
  • Анклавные (экспортно-ориентированные) зоны, в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.

По системам льгот

  • Налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 16 %) снижается налог на прибыль. Для ТВЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26 % до 14 %.)[1]
  • Таможенные (импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;
  • Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
  • Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.
  • Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

31. Мировой опыт свободных экономических зон и технопарков: индустриально-инновационное Свободные экономические зоны и технопарки создаются на условиях открытости для внешнего участия и способствуют концентрации капитала и интеллектуального потенциала страны. Основной для формирования и успешного функционирования этих зон является экономическая и научная развитость страны, а также возможность привлекать и использовать научные достижения, инвестиции и передовые методы управления, что достигается при создании специальных преференциальных условий в рамках политики открытости страны. Основная идея технопарков - технологический прорыв и сокращение времени внедрения инноваций в производство. Технопарки наряду с другими свободными экономическими зонами (СЭЗ) становятся также своеобразной экспериментальной площадкой по «обкатке» рыночных моделей экономического развития, о чем свидетельствует опыт Китая..

Концепция. Программы предусматривает рассмотрение накопленного мирового опыта с целью определения перспектив развития СЭЗ и технопарков и возможностей ведения в них бизнеса. Актуальность темы обусловлена необходимостью развития новых рыночных форм территориальной организации производства и укрепления международных связей, а также все большего вовлечения в этот процесс регионов. Именно в СЭЗ многие видят прототип новой политики «открытых дверей» в мировую систему хозяйства.

Цель и задачи. Программа послужит стимулом к развитию международного взаимовыгодного сотрудничества и партнерства в вопросах:

  • инвестиционного сотрудничества
  • решения проблемы функционирования и развития в рыночной экономике
  • ускорения адаптации к условиям внешней среды
  • определения реструктуризации внутрикорпоративных процессов и внешних отношений компании
  • активизации торгово-экономического сотрудничества
  • внедрения инноваций в производство.

Тематика:

  • Виды существующих СЭЗ и анализ их работы
  • Специфика инвестирования и направления деятельности в СЭЗ
  • Изменения в европейском и международном законодательстве
  • Перспективы функционирования СЭЗ
  • Выбор юрисдикции
  • Уроки развития СЭЗ в странах бывшего СССР
  • Технологии международного налогового планирования
  • Налоговые аспекты построения корпоративной структуры при выборе СЭЗ
  • Холдинговые компании и вспомогательные структуры для привлечения капитала
  • Британский опыт организации технопарков и бизнес-инкубаторов
  • Архитектурные модели технопарков
  • Кембридж - пример научно-технологического парка
  • Источники финансирования технопарков
  • Правительственные программы

32.ообые экономичнские зоны

33. Под валютной системой понимается совокупность денежно-кредитных отношений, сложившихся между субъектами мирового хозяйства на базе интернационализации хозяйственной жизни и развития мирового рынка, закрепленная в международных договорных и государственно-правовых нормах.

По мере интернационализации хозяйственных  связей формируются национальная, региональная и мировая валютные системы.

Первоначально возникла национальная валютная система — это форма организации валютных отношений страны, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством, а так же обычаями международного права.

Национальная валютная система  является составной частью внутренней денежной системы и определяется характерными чертами последней, но в то же время она относительно самостоятельна и выходит за национальные рамки.

На национальную валютную систему  возлагается ряд функций:

    • формирование и использование валютных ресурсов;
    • обеспечение внешнеэкономических связей страны;
    • обеспечение оптимальных условий функционирования национального хозяйства.

Мировая и региональная валютные системы  носят международный характер и  обслуживают взаимный обмен результатами деятельности субъектов национальных экономик.

Региональная валютная система — это форма организации валютных отношений ряда государств определенного региона, закрепленная в межгосударственных соглашениях и в создании межгосударственных финансово-кредитных институтов. Наиболее яркий пример валютной системы такого уровня — Европейская валютная система.

Мировая валютная система (МВС) — это глобальная форма организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства, закрепленная многосторонними межгосударственными соглашениями и регулируемая международными валютно-кредитными и финансовыми организациями.

МВС включает, с одной стороны, валютные отношения, с другой стороны, валютный механизм. Валютные отношения представляют собой повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютном и денежном рынках в целях осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций. Валютный механизм представляет собой правовые нормы и представляющие их инструменты как на национальном, так и на международном уровнях.

МВС прежде всего решает мирохозяйственные задачи, что отражается на ее функциях. В качестве основных функций МВС следует отметить следующие:

    • опосредование международных экономических связей;
    • обеспечение платежно-расчетного оборота в рамках мирового хозяйства;
    • обеспечение необходимых условий для нормального воспроизводственного процесса и бесперебойной реализации производимых товаров;
    • регламентирование и координирование режимов национальных валютных систем;
    • унификация и стандартизация принципов валютных отношений.

Современная МВС не выступает как нечто обособленное, а формируется, исходя из взаимосвязи и взаимодействия национальных и международных валютных систем. С ростом интернационализации хозяйственной жизни грани между этими валютными системами постепенно стираются. Сбой отдельной национальной валютной системы может оказать негативное воздействие на региональные и мировую валютные системы (например, события в России 17 августа 1998 г.), или реформирование региональной валютной системы ведет к серьезным переменам как в различных национальных системах, так и в мировой валютной системе в целом (например, введение в ЕВС евро).

Национальные и международные  валютные системы состоят из целого ряда схожих элементов. Однако различные  задачи, функции и условия деятельности данных систем накладывают на их элементы определенную специфику (см. табл. 10.1).

Таблица 10.1

Основные элементы национальной и мировой валютных систем

Национальная валютная система

Мировая валютная система

Национальная валютная единица

Резервные валюты и международные  счетные валютные единицы

Условия конвертируемости национальной валюты

Условия взаимной конвертируемости валют

Паритет национальной валюты

Унифицированный режим валютных паритетов

Режим валютного курса

Регламентация режимов валютных курсов

Наличие или отсутствие валютных ограничений

Межгосударственное регулирование  валютных ограничений

Регулирование использования международных  кредитных средств обращения

Унификация использования международных  кредитных средств обращения

Регулирование внешнеэкономических  расчетов страны

Унификация форм международных  расчетов

Режим национального валютного  рынка

Режим мировых валютных рынков

Режим национального золотого рынка

Режим мировых рынков золота

Состав и структура ликвидности  страны

Межгосударственное регулирование  международной валютной ликвидности

Национальные государственные  органы, регулирующие валютные отношения  страны

Международные организации, осуществляю-щие межгосударственное валютное регулирование


 

34.. Мировая валютная система в своем развитии прошла следующие этапы:

Парижская валютная система (1816-1914 гг.)

Информация о работе Шпаргалка по "Международным отношениям"