Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2011 в 21:13, курсовая работа
Целью работы является изучение Норвежского Королевства и современных социально-политических процессов в нем. Задачи исследования поставлены следующие:
o рассмотреть государственное устройство Норвегии на современном этапе, а также взаимоотношения между ветвями власти и Королем
o показать работу политической системы Норвегии, дав характеристику основным политическим партиям и движениям
o определить основные проблемы современного развития страны
o выявить особенности социально-экономического развития на современном этапе
o а также рассмотреть взаимоотношения Норвегии и Объединенной Европы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО НОРВЕЖСКОГО КОРОЛЕВСТВА. 5
1.1. Король и Правительство Норвегии. Взаимоотношения между ними. 5
1.2. Работа норвежского Стортинга. 8
1.3. Политическая система. 11
2. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ НОРВЕГИИ. 17
2.1. Особенности социально-экономического развития на современном этапе. 17
2.2. Проблемы современного развития. 20
2.3. Отношения с Единой Европой. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Министерство образования Российской Федерации
Новосибирский государственный университет экономики и управления
НГУЭ
и У (НИНХ)
Кафедра Международных отношений
Учебная дисциплина: Социально-политические процессы в странах Европы и в США
Тема курсовой работы: Социально-политическое развитие Норвегии
Номер группы: МО-71
Наименование специальности: Международные отношения
Ф.И.О. студента и номер зачетной книжки: Булатова Мария Анатольевна 071883
Дата
регистрации кафедрой:
«_____» __________________ 200__
г.
Проверил:
Матеев Даниэль Андреевич
Оценочная
таблица курсовой
работы
Кол-во
Баллов
Актуальность
темы
Цель
работы
Задачи
работы
План
работы
Содержательная
часть курсовой работы
Правила
оформления текста курсовой
работы
Использование
источников
Уровень
изложения темы
Содержательность
выводов по работе
Итоговая
оценка за курсовую
работу
Подпись
преподавателя
НОВОСИБИРСК, 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Курсовая
работа посвящена социально-
Актуальность темы исследования Норвегии определяется тем, что раньше этой маленькой стране не уделялось почти никакого внимания, вместе с тем секреты ее процветания взволновали весь Запад. Поэтому можно предположить, что в скором будущем Норвегия может выйти с заднего плана современных геополитических процессов и начать играть немаловажную роль во всем мире. Норвегия, в отличие от своих соседей по Скандинавскому полуострову, не входит в Европейский союз. Норвежцы абсолютно довольны таким положением вещей, ведь им и без Евросоюза живется неплохо: самые высокие пенсии, зарплаты, ВВП на душу населения, уровень продолжительности жизни, здоровья нации, грамотности людей, в то же время очень незначительное число нищих, безработных. Норвегия успешно развивается согласно идее государства всеобщего благоденствия.
Целью
работы является изучение Норвежского
Королевства и современных
Норвежское Королевство – это государство в Северной Европе (в Западной части Скандинавского полуострова) с унитарной формой государственного устройства. Королевство делится на 19 фюльке (губерний), которые, в свою очередь, делятся на муниципалитеты или коммуны (их 434 по данным на 2003 год). Каждая имеет свой совет, избираемый на 4 года. Органы местного самоуправления имеют право самостоятельного налогообложения, однако многие властные полномочия осуществляются на областном и федеральном уровнях. В стране действует Конституция от 17 мая 1814 года с рядом поправок и изменений. В соответствии с ней официальная государственная религия - евангелическо-лютеранская.1
Норвегия
является ограниченной наследственной
монархией.2 Глава государства и
исполнительной власти – король или королева
(с января 1991 г. – Харальд V из династии
Шлезинг-Гольштейн-Зондербург-
В Норвегии существует прямой порядок престолонаследия, при котором только законный ребенок короля и королевы может унаследовать престол, причем предпочтение должно отдаваться старшим родственникам по ближайшей линии. В поправке к Конституции 1990 года строгая салическая система наследования была заменена кастильской. В случае отсутствия наследника король может предложить парламенту своего наследника, а тот вправе не согласиться с выбором короля. Наследники короны Норвегии не могут вступать в брак без согласия короля, а также не могут принимать корону других стран без согласия короля и двух третей представителей Стортинга. Король же имеет право отречься от престола в связи с преклонным возрастом (чего, однако, в истории Норвегии пока не случалось). Во время своих поездок в пределах государства король может передавать управление государством Государственному Совету, может назначать государственных секретарей для оказания помощи членам Совета.
Государственный
Совет - правительство Норвегии –
коллегиальный орган, в котором
решения принимаются
Взаимоотношения короля и советников строятся на основе взаимной ответственности друг перед другом. Собственные советники короля могут ставить под сомнение его решения в отношении принимаемых законов и отправлять их на специальное рассмотрение в Государственном Совете. Король же может не подписать решение Госсовета, только если сам считает, что оно противоречит конституции. Однако на практике такое, конечно, редко применяется, так как на самом заседании Государственного Совета рассматриваются заранее принятые решения.
Премьер-министр, а также другие члены Государственного Совета и государственные секретари могут, без предварительного судебного решения, увольняться со службы Королем по заслушиванию мнения об этом Государственного совета. Министры могут участвовать в парламентских прениях, но не имеют права голоса.
Стортинг – это однопалатный парламент Норвегии, обладающий законодательной властью. С 2005 года он состоит из 169 депутатов (ранее было 165), избираемых каждые 4 года. Парламент не может быть распущен, не может быть досрочных выборов.6 Норвежская избирательная система основана на принципах прямого выбора и пропорционального представительства. Избирать и быть избранным норвежец может с 18-летнего возраста, но для избрания в Стортинг лицо должно проживать в государстве не менее 10 лет. Выдвижение кандидатов на выборы происходит от политических партий или от граждан. Основным избирательным участком в Норвегии является коммуна, а округом – губерния; для так называемых уравнительных мандатов, их 8, избирательный округ – вся страна. Окружные представители распределяются между избирательными округами определенным образом в зависимости от проживающего населения. Особенностью скандинавских стран является метод подсчета голосов (т. н. Метод Лагу).7 Метод этот сугубо математический и довольно изощренный, ставящий целью максимально учесть предпочтения избирателей. Партии не может предоставляться дополнительный мандат, если она получила менее 4% голосов в целом по стране.
Стортинг разделен на 2 части (Одельстинг и Лагтинг), но все же считается однопалатным. Ведь члены его частей избираются по одним правилам, действует один руководящий орган – президиум Стортинга, наиболее важные решения принимаются на совместном заседании – на пленуме. Норвежцы сами предпочитают называть свою законодательную систему как «однопалатную с некоторыми чертами двухпалатности». Одельстинг сейчас состоит из ¾ депутатов – 127, а Лагтинг – из 42 (¼ от общего числа). Каждая часть парламента заседает отдельно и имеет свое особое управление: президента, вице-президента и секретарей. Все они избираются простым большинством голосов. В силу статьи 76 конституции Одельстинг и Лагтинг обладают каждый особой компетенцией: законопроект вносится только в Одельстинг, и если его принимают, то направляют в Лагтинг. Там законопроект могут принять, а могут отправить на доработку в Одельстинг. Если проект возвращен дважды, весь Стортинг на совместном заседании выносит решение квалифицированным большинством (т. е. 2/3 от общего числа голосов). Таким образом, Лагтинг не играет существенной роли в решении вопросов.
Президиум Стортинга функционирует на постоянной основе в перерывах между сессиями. Президиум состоит из президента Стортинга и президентов его частей, как и их заместителей – вице-президентов, т. е. из 6 членов.8 Все они избираются с учетом партийного представительства в парламенте. Полномочия Президиума сводятся к следующему: определение времени заседаний, надзор за порядком выступающих в парламенте, прениями в частях парламента, соблюдением конституционных норм. Председателем Президиума является президент Стортинга. Он также обладает некоторыми полномочиями: может сам принять решение по делу, которое не попадает под ведомства комитетов Стортинга, а также при подсчете голосов, если они делятся поровну, голос президента обладает решающей силой.
В современных условиях центр
тяжести больше перемещается
из президиума в важнейшие
комитеты и партийные фракции
(группы) парламента. Комитеты также
могут осуществлять свои
Формально
право законодательной
Информация о работе Социально-политическое развитие Норвегии