Социально-политическое развитие Норвегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2011 в 21:13, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение Норвежского Королевства и современных социально-политических процессов в нем. Задачи исследования поставлены следующие:
o рассмотреть государственное устройство Норвегии на современном этапе, а также взаимоотношения между ветвями власти и Королем
o показать работу политической системы Норвегии, дав характеристику основным политическим партиям и движениям
o определить основные проблемы современного развития страны
o выявить особенности социально-экономического развития на современном этапе
o а также рассмотреть взаимоотношения Норвегии и Объединенной Европы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО НОРВЕЖСКОГО КОРОЛЕВСТВА. 5
1.1. Король и Правительство Норвегии. Взаимоотношения между ними. 5
1.2. Работа норвежского Стортинга. 8
1.3. Политическая система. 11
2. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ НОРВЕГИИ. 17
2.1. Особенности социально-экономического развития на современном этапе. 17
2.2. Проблемы современного развития. 20
2.3. Отношения с Единой Европой. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 31

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ. НОРВЕГИЯ.doc

— 337.00 Кб (Скачать документ)

       Правительство Норвегии большое внимание уделяет  социальной политике – прежде всего  в отношении семьи, детей и  пожилых людей. Существует система семейных пособий, которая финансируются государством, и координируется службой социального и пенсионного обеспечения. Стортинг вводит определенные ограничения и правила на получение семьей пособия на ребенка, а также при планировании госбюджета размер этих пособий (в 2006 г. это было около 121 евро).25  Также правительство Норвегии вводит курс на увеличение мест в детских садах – ведь это ключевой фактор участия родителей в трудовой жизни. Большинство детей в Норвегии вырастают в хороших условиях и живут в безопасности и финансовом достатке. Однако, данная ситуация касается не всех. Поэтому Министерство по делам детей и равноправия ежегодно выбирает лучшую Коммуну детей и молодежи.  А через год правительство проводит оценку мер, принятых коммуной для улучшения условий жизни детей и молодежи. Пожилые люди, если живут в домах престарелых, то это не наказание, а благо. Норвегия на весь мир славится своими высокими пенсиями. И это все лишь малая часть того, что делается в государстве по вопросам условий жизни детей, молодежи страны, а также благосостояния семьи.

        

       2.2. Проблемы современного развития.

       Норвегия  – одна из богатейших стран мира и в значительной степени нынешнему процветанию государство обязано гигантским запасам нефти и газа. Норвежские месторождения в Северном море и Арктике превратили эту страну в северную Саудовскую Аравию.  Во время кризиса 1973 г. Новегия «спасла» Запад,  когда арабский мир бойкотировал нефтяные поставки. Резервы государства с населением чуть более 5 млн. человек составляют 300 млрд. долларов,26 т. е. 60 тыс. долларов накоплений на человека. Но, как ни странно, многие норвежцы испытывают беспокойство по этому поводу. Причиной этому являются нефтяные доллары, благодаря которым государство стало одним из самых дорогих в мире. Норвежцы, безусловно, более чем платежеспособны, но их беспокоит чересчур дисциплинированное правительство, избегающее лишних расходов.

       Проблема  всплыла в октябре 2006 г., когда  правительство предоставило проект бюджета на будущий год. Министр  финансов принял решение об увеличении ставок налогов – как подоходного, так и налогов на жилье, топливо, продукты питания, несмотря на низкий уровень безработицы (2,5%) и процветающую экономику.   Норвежцы возмущаются и считают, что правительство занимается мазохизмом, когда клянется не расходовать более 4% поступлений от продажи нефти, отказываясь при этом от инвестирования в экономику страны. Такой феномен назвали «нефтяным отравлением». Министерство финансов планирует использовать нефтяные деньги на повышение объемов средств, расходуемых на помощь другим государством (хотя эта доля и так самая большая в мире), а также будут списаны практически все долги с государств, получавших займы от Норвегии.

       Жители  государства возмущены такими перспективами  – ведь есть объекты внутри страны, которые следовало бы привести в  порядок. Поэтому не удивительно, что в Норвегии появилась политическая ниша, которую заняла Партия прогресса. Новому харизматичному лидеру – Сив Йенсен – удалось  привлечь внимание СМИ и значительную часть населения к партии, лишь поднимая вопрос об использовании нефтяных средств.  Сейчас Партия Прогресса – главная оппозиционная партия, поддерживаемая населением, которая на выборах 2009 г. может показать непредсказуемые результаты. Хотя экономисты предсказывают, что если Норвегия начнет расходовать более 4% доходов от продажи нефти и газа, это вызовет виток инфляции, повышение валютного курса, а в итоге – безработицу, жители государства говорят, что это лишь отговорки, все больше и больше проникаясь доверием к крайне правым. 

       Другая  актуальная проблема Норвегии, связанная с нефтью – это вопрос «что  делать, когда она закончится?».27 На сельское хозяйство надежд мало (пахотные земли занимают всего 4% территории). Нефтяных запасов осталось на 50 лет, газовых – на 100. Поэтому важным фактором развития норвежской экономики стало разведение рыбы. Если искусственное выращивание рыбы будет развиваться так же успешно, то доходы государства от продажи морепродуктов превысят доходы от нефтяной и газовой отраслей. По иронии судьбы именно нефтяная отрасль стала в свое время источником финансирования для возрождения рыбной промышленности. Тогда государство поступило очень разумно, вложив значительную часть доходов от нефти в рыбную отрасль, ведь сейчас прогнозируют падение цен на нефть и, наоборот, рост цен на продукты. Ну и, конечно, нельзя забывать о традиционных отраслях – металлургии, судоходстве – они играют и будут играть очень важную роль. А если добавить к этому наукоемкие технологии, можно надеяться, что Норвегии будет на что жить в будущем.

       В Норвегии, как и во многих других странах, важное место занимает проблема иммиграции. На сегодняшний день иммигранты составляют более 415 тыс. человек или 8,9% населения страны.28 Эмигрантами являются представители более чем 200 стран, приехавших в Норвегию с различными целями. С момента последнего расширения ЕС (т. е. с 1 мая 2004 г.), в Норвегию увеличился приток рабочей силы из стран Балтии и Польши. Большинство таких приезжающих находится в Норвегии временно, однако многие остаются в Норвегии на длительный срок. Правительство ставит перед собой цель – это такое решение иммиграционного вопроса, которое поможет обеспечить стабильное экономическое и социальное развитие страны, в то же время в соответствии с международными обязательствами и целями создания условий для культурного и информационного обмена. За последние годы произошел ряд значительных изменений:

  • реорганизованы ведомства, которые занимаются вопросами иммигрантов
  • внесено много изменений  и поправок в основные законы, регулирующие иммиграционные вопросы, как например Закон об иностранцах от 24.06.88.
  • принято несколько  новых законов, как например Закон  о гражданстве, который действует  с 01.09.2006 и Закон об интеграции от 04.07.2003.
  • разработана и реализована  новая программа интеграции иностранцев  в норвежское общество с целью  обучения норвежскому языку, предоставления информации о норвежском обществе и подготовки к выходу на рынок труда или продолжению образования

       Однако  в сентябре этого года премьер-министр  Норвегии Йенс Столтенберг сделал заявление, что «нужно принять меры для ограничения числа лиц, желающих получить убежище, и не нуждающихся в защите».29 
В Норвегии в 2008 г. наблюдался самый большой после Нидерландов рост количества просителей убежища. На сегодняшний день в страну приехало почти вдвое больше просителей убежища, чем в тот же самый период в прошлом году, 60% заявлений отклоняется. Правительство хочет защитить право беженцев на получение убежища, а также желает, чтобы те, кто получает защиту в Норвегии, как можно скорее интегрировались и становились частью норвежского общества. А для этого необходимо ввести меры для сокращения числа просителей убежища, не нуждающихся в защите.

       Весной  правительство ввело ряд мер, направленных на сокращение числа беженцев, в том числе, ужесточение требований экономических гарантий и более  широкое применение Положения Дублин II. Это положение говорит о том, что страна, в которой впервые подано заявление о предоставлении убежища, несет ответственность за надлежащее рассмотрение дела, если семья заявителя не проживает на законных основаниях в другой стране. Сейчас правительство принимает также ряд дополнительных мер для сокращения количества просителей убежища. Право убежища сейчас может предоставляться тому, для кого в стране проживания существует угроза жизни, опасность быть подвергнутым пыткам со стороны органов власти или других вооруженных группировок по национальному признаку, расовой принадлежности, вероисповеданию или из-за собственных политических убеждений.30

       Страны  Скандинавского полуострова всегда считались едва ли не образцом национальной терпимости, страной, в которой нет почвы для возникновения межнациональной и этнической розни. Норвегия всегда была страной с двух этносов: норвежцев и саами. Народ саами традиционно был расселен на территории четырех государств: Финляндии, Норвегии, России и Швеции и поэтому был признан коренным населением Норвегии.31 Точных данных нет, но предположительно численность саами составляет 60-100 тыс. Традиционным источником существования народа являются оленеводство, рыболовство, охота, земледелие и народные промыслы. В конце 19 века норвежские власти начали строгую политику норвегизации. Однако с 30-х гг. XX века в отношении саами начала проявляться более позитивная политическая перспектива: новая политическая линия представляла собой отказ от политики ассимиляции. В 80-х годах были созданы Культурный комитет саами и Комитет по правам саами. В 2000 г. по решению Стортинга был основан фонд народа саами в 75 млн. норвежских крон.32 Он должен быть использован с целью укрепления языка и культуры саами, а также служить коллективными компенсациями за урон, нанесенный несправедливыми мерами в отношении народа саами политикой ассимиляции. Управление фондом осуществляет Самедигги. Сейчас около 11 тыс. представителей саами зарегистрированы для голосования и участия в выборах в Самедигги (Саамский парламент, официально открытый в 1997 г.). Правительство заявило о том, что имеет цель предоставить Самедигги более широкие полномочия и влияние в вопросах, особо касающихся народа саами. Надо сказать, что по этим вопросам Самедигги пользуется большой степенью автономии. Сейчас в Норвегии существует Партия Народов Саами. Министр рыболовства и по делам береговой администрации Норвегии – Хельга Педерсен — единственный в мире член правительства, который принадлежит к саамской народности.

       Есть  еще одна возникшая недавно проблема – это безработица в Норвегии. Новые данные департамента социального  обеспечения показывают увеличение безработных в стране,33 а чиновники готовятся к новому экономическому спаду. Хотя работу сейчас не имеют всего 1.7% всей рабочей силы, беспокойство вызывает то, что число безработных увеличивается на 1000 человек в месяц.  Больше всего растет безработица в строительстве и промышленной сфере. Премьер-министр Йенс Столтенберг заявил о том, что бюджет на будущий год составлен с учетом возможного неблагоприятного внешнего влияния и дает дополнительные возможности справляться с неожиданными ударами по экономике страны. Однако эту проблему едва ли стоит считать серьезной, и правительство обещает ее ликвидировать к концу 2009 г.

       2.3. Отношения с Единой Европой.

       Проблема  вступления или невступления в Европейский  Союз существует в Норвегии давно. В  стране проходило 2 референдума (в 1972 и 1994 гг.) по вопросу о присоединении, однако жители проголосовали оба  раза против. В стране существует два лагеря: сторонников и противников вступления в ЕС.34 За вступление в Евросоюз выступают такие политические партии, как Рабочая Партия, Партия Хёйре. Т. н. движение «Европа» считает, что только присоединение к Евросоюзу обеспечит Норвегии всю полноту ответственности за происходящее в Европе, а соответственно позволит влиять на будущее, как Европы, так и самой страны. Главной целью движения является новый референдум.

       Против  присоединения к ЕС выступают: Партия Прогресса, Партия Центра и многие другие. У этого движения существуют свои доводы против. Во-первых, если норвежцы присоединятся к ЕС, законы Евросоюза будут иметь большее значение, чем Конституция и другие норвежские законы. Те, кто против, утверждают, что власть в странах-участницах все больше и больше удаляется от тех, кого затрагивают решения, то есть от народа. Во-вторых, членство ЕС приведет к тому, что Норвегия не сможет сама решать, как управлять рыбными ресурсами. В-третьих, это проблема безработицы в странах ЕС, которая так пугает норвежских избирателей. В-четвертых, это такая важная тема для норвежцев, как экология. Ведь Европейский Союз намного больше уделяет времени вопросам экономического роста, нежели улучшению экологической ситуации. Кроме того, членство в ЕС лишает Норвегию права голоса в мировом сообществе. Этот голос приобретает ЕС. Вот лишь немногие из причин, которые называют противники присоединения Норвегии в Евросоюзу.

       В целом можно сказать, что, оставаясь  вне ЕС, Норвегия, возможно, в большей  степени сохранит внутреннее самоуправление, но не сможет влиять на внешние факторы своей целостности и процветания. Установив более тесные отношения с ЕС, страна получит большее влияние на международную ситуацию, определяющую ее благосостояние и целостность. Но при этом у отдельного норвежца или норвежки будет меньше возможностей влиять на собственное положение и условия жизни.  Но, несмотря на то, что Норвегия не входит в ЕС, она всегда была очень тесно связана с Европой, которая всегда было главным направлением внешней политики государства. Норвегия входила в число основателей ООН, НАТО, ОБСЕ и Совета Европы. Наиболее важная форма сотрудничества с ЕС – Соглашение о Европейском Экономическом Пространстве (ЕЭП), по которому Норвегия является частью внутреннего рынка ЕС. Государство также участвует в разработке законодательства ЕС по вопросам транспорта, охраны окружающей среды и обязана следовать этому законодательству. Кроме того, Норвегия  участвует в программах ЕС по вопросам культуры, научных исследований, регионального сотрудничества и образования, а также сотрудничает по юридическим вопросам и в области правопорядка. Все граждане Норвегии свободно могут передвигаться внутри Шенгенской зоны. Норвегия, разделяя взгляды и интересы ЕС в международной политике, тесно сотрудничает с Евросоюзом в областях внешней политики и политики безопасности.

       При расширении ЕС и ЕЭП в 2004 г. были созданы 2 системы финансирования – одна система ЕЭП и специальная  норвежская система. Норвегия взяла  на себя обязательства выделить с 2004 по 2009 гг. 9 млрд. крон на выравнивание экономических и социальных различий в десяти новых членах ЕС, а также в Греции, Португалии и Испании. Сотрудничество Норвегии в рамках ЕС находится в постоянном развитии, что позволяет ставить новые задачи и предоставляет возможности, которые должны быть приняты в политике Норвегии относительно Европы. Многие принимаемые меры показывают, что Норвегия тесно сотрудничает с объединенной Европой, содействуя экономическому и социальному развитию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Похоже, норвежцы вступили в новое тысячелетие  с немалой уверенностью в будущем своей родины. Она уже является одной из богатейших стран мира, а все новые миллиарды от эксплуатации нефтегазовых ресурсов текут рекой. На подходе еще один крупнейший источник доходов- рыбопродукты, которые теперь не только добываются за счет рыболовства в открытом море, но и все больше производятся на рыбоводческих фермах на побережье. Критики, правда, предостерегают от излишней самоуверенности, указывая на то, что норвежская экономика по-прежнему основывается на эксплуатации невосполнимых природных ресурсов. Они сетуют на низкий уровень инвестиций в научные исследования и конструкторские разработки, способные привнести в экономику инновации и заложить фундамент новой промышленности, основанной на высоких технологиях. Критики напоминают о судьбе Испании: золото и серебро, привезенное конкистадорами, было растрачено в войнах, а не вложено в развитие экономики, так что страна в результате стала еще беднее.

Информация о работе Социально-политическое развитие Норвегии