Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 15:15, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ особенностей развития и инструментов поддержки наименее развитых стран с выработкой рекомендаций повышения эффективности применения последних. В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
- выделить основные характерные черты группы наименее развитых стран;
- обозначить основные проблемы из развития;
- проанализировать эффективность международной помощи развитию на конкретном примере (Конго).
Введение Ошибка! Закладка не определена.
Глава I. Место и роль наименее развитых стран (НРС) в мировой экономике 5
1.1. НРС: сущность и специфика 5
1.2. Основные финансовые отношения между НРС и развитыми странами 8
1.3. Оказание помощи НРС как особый вид отношений 13
Глава II. Взаимодействие развитых стран и международных организаций с НРС (на примере конфликтной ситуации в Конго) 18
2.1 Сущность ситуации и экономическая подоплека конфликта 18
2.2 Участие ООН и иных международных организаций в разрешении конфликта 21
2.3 Рекомендации по перспективам разрешения конфликта 27
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Причины
сокращения помощи развитых государств
развивающимся требуют
Первая
и главная причина
Второй причиной сокращения помощи развивающимся странам стала ограниченность ресурсов богатых государств. В связи с этим следует упомянуть три важных обстоятельства:
-
низкие темпы роста, а
-
присоединение ГДР, что сильно
и надолго напрягло
-
глубокий и длительный кризис
в Японии, лишивший ее возможности
оказывать существенную
Третья причина - глубокие кризисы в отдельных регионах мира, угрожающие устойчивости мирового хозяйства в целом. Цепь финансовых и общеэкономических кризисов в Мексике, странах СНГ, в первую очередь в России и Украине, в Японии, Республике Корея, Бразилии потребовали такого вливания средств со стороны международных финансовых организаций, что на традиционную помощь развивающимся странам просто не хватало денег. Срочная антикризисная помощь Мексике составила около 60 млрд. долларов. Почти столько же по разным каналам из-за рубежа получила Республика Корея. Каждой из этих стран была оказана поддержка на сумму большую, чем вся совокупная помощь развивающимся странам за год. Иностранные государственные и частные банковские средства вместе с капиталами МБРР, ЕБРР, МВФ направлялись в виде займов в Россию, Украину, другие постсоветские государства.
Четвертое - открывшиеся новые иностранные сферы приложения частного капитала: возможность приобретения крупных хозяйственных объектов или участия в них стран, вставших на путь создания рыночного хозяйства (приобретение чешской и латвийской автомобильной промышленности концерном «Фольксваген», пакетов акций комбинатов, занятых производством сырья и топлива в России и Казахстане), потребовали от развитых государств значительных кредитов и финансовых гарантий своим фирмам, вкладывающим капитал за рубежом. Из 50 млрд. долларов, вложенных частными инвесторами в экономику Китая, не менее 40 % гарантированы правительствами стран происхождения инвестиций. Государственная помощь отечественным инвесторам на новых рынках также ограничивала ресурсы для оказания помощи развитию.
Определенную роль в сокращении ассигнований на хозяйственную помощь развитию оказала подготовка стран ЕС к переходу на единую региональную валюту. Поскольку государственные финансы стран, переходящих к евро, должны были соответствовать определенным критериям, им пришлось выравнивать бюджет, сокращать задолженность, отказываться от дефицитного финансирования, сильно экономить на расходах. С точки зрения сокращения бюджетных расходов, ассигнования на помощь развивающимся странам - самая безобидная статья.
Перечисленные причины в значительной степени отразились на государственных финансах отдельных стран и соответственно на размерах помощи развивающимся странам. Меньше всего отрицательные последствия неблагоприятной конъюнктуры и истощения бюджетных ресурсов наблюдались в малых развитых странах Западной Европы - Дании, Швеции, Нидерландах, Швейцарии, Австрии, Испании, где доля помощи развитию в ВВП осталась на высоком уровне или даже возросла. Хотя по абсолютным размерам финансирования развития эти страны в совокупности уступают Японии или Германии.
В
связи с огромными ежегодными
затратами бюджетных средств
на структурную перестройку
В два раза уменьшилась доля затрат на помощь в США. Именно в стране - лидере западного мира помощь развивающимся странам носила военно-политический характер. Теперь эта мотивация отпала или сильно ослабла. США несли также основное бремя срочной антикризисной помощи Мексике, Бразилии, финансировали кредитные операции МВФ и Международного банка в Республике Корея, России, Индонезии, Таиланде.
Более всего заинтересованной в сохранении своего влияния в странах, входивших ранее во французскую колониальную империю, в первую очередь в государствах Северной, Западной и Экваториальной Африки, оказалась Франция. Ее заинтересованность в африканских источниках топлива, сырья и рынках сбыта оказалась особенно велика. Французский частный капитал глубоко укоренился в бывших колониях. Из них во Францию поступает основная масса иностранной рабочей силы, являющейся важным фактором хозяйственного развития. Французское правительство проводит также широкомасштабные финансово-политические акции в Индокитае и Латинской Америке. Франция за последние десятилетия не переживала серьезного хозяйственного кризиса, ее государственные финансы были практически не затронуты финансовыми обвалами в Юго-Восточной Азии, Бразилии я России. В результате у нее сохранилась военно-политическая и хозяйственная мотивация и финансовые возможности. Франция оказалась одним из трех главных спонсоров развивающихся стран наряду с Германией и США по абсолютным размерам помощи и лидером среди крупных экономически развитых стран по доле помощи развитию в ВВП. Участвуя в финансировании помощи через международные организации, в первую очередь через ЕС, Франция, в отличие от многих других стран, основную часть помощи оказывает на двусторонней основе.
Перспективы
помощи зависят от финансовых возможностей
государств-спонсоров, а следовательно,
и международных
В
краткосрочной и среднесрочной
перспективе нет оснований
По мере превращения Китая в одну из мощных держав не только по военным, но и по хозяйственным параметрам, возможно увеличение помощи развивающимся странам со стороны КНР по военно-политическим соображениям. Однако масштабы этой помощи целиком зависят от успехов Китая в перестройке собственной экономики и успехов в преодолении негативных явлений в банковской сфере.
Другим спонсором развивающихся стран относительно недавно стали и газодобывающие монархии Персидского залива. Однако, несмотря на впечатляющие успехи Саудовской Аравии, Кувейта, Бахрейна и ОАЭ в создании собственной промышленности и сферы услуг, их финансовые ресурсы по-прежнему зависят от цен на нефть и газ, а сфера их помощи ограничивается некоторыми мусульманскими государствами и Палестинской автономией.
«Хотя Африку нередко называют "континентом конфликтов", даже здесь вряд ли найдется страна, чье население и экономика понесли бы больший ущерб, чем Демократическая Республика Конго (ДРК, а ранее - Конго-Киншаса, Заир) от актов насилия, ставших следствием противоборства на этнополитической, социальной, конфессиональной и иной почве.
Сразу после того как ДРК обрела в 1960 г. независимость, она почти на 40 лет оказалась ввергнута в пучину конфликтов, в которых участвовало множество внутренних и внешних действующих лиц. Президент Мобуту Сесе Секо, правивший страной 32 года, шел по стопам бельгийских колонизаторов, заставлявших население трудиться за гроши, принося богатства метрополии. Мобуту и его окружение накопили на своих банковских счетах, в основном за счет ресурсов Катанги (провинция Конго), колоссальные средства. В то время как верхушка получала в свое распоряжение миллиарды долларов, население страны умирало от голода, разрушалась инфраструктура, распадался государственный аппарат16. В годы "холодной войны" за спиной Мобуту стоял Вашингтон. Режим Мобуту предоставил в распоряжение США не только национальные богатства, но и территорию страны, в частности, базу Камина в Западном Заире, с которой осуществлялось снабжение антиправительственной ангольской группировки УНИТА.
Восстания против диктатора в 1979,1989,1992 гг. были потоплены в крови. Но самой кровопролитной оказалась разразившаяся во второй половине 90-х гг. гражданская война, получившая название "африканской первой мировой"17. В нее оказались вовлечены вооруженные силы 8 соседних государств, 12 мятежных группировок, армии свергнутых режимов из соседних стран и толпы международных наемников. Гражданская война в Конго оказалась тесно связана с вооруженными конфликтами в соседних странах, включая Руанду, Бурунди, Уганду, ЦАР, Конго (Браззавиль) и Анголу.
Если оценивать ситуацию в ДРК и вокруг нее в целом, то можно утверждать, что конголезский конфликт представлял собой три войны. Одна - между стоящим у власти режимом и стремящимися свергнуть его конголезскими повстанцами; другая - этническая война в восточных провинциях Конго, прежде всего между хуту и конголезскими тутси (баньяму-ленге); третья охватывала соседние с ДРК страны, причем Руанда и Уганда действовали на стороне мятежников, тогда как Зимбабве, Ангола и Намибия - на стороне правящего режима18.
Свой вклад в длительный конголезский конфликт внес этнический фактор. Именно в восточный Заир (прежнее название ДРК) бежали хуту, участвовавшие в геноциде против тутси в Руанде в 1994 г. В 1996-1997 гг. руандийские тутси вторглись в Конго, преследуя экстремистов хуту, и захватили контроль над большей частью восточного Заира. Лоран Кабила, возглавивший борьбу против режима Мобуту в 1997 г., в свою очередь, опирался на поддержку тутси из восточных областей Конго (баньямуленге), а также правительства Руанды, где тутси пришли к власти.
В 1997 г. режим Мобуту рухнул. Л. - Д.Кабила занял Киншасу, провозгласил себя президентом и переименовал Заир в Демократическую Республику Конго. В 1998 г. Кабила порвал с прежними союзниками, обвинив их в намерении восстановить средневековую империю тутси, в которую вошли бы Руанда, Бурунди и Уганда и восточные области Конго. Этот шаг едва не стоил ему власти, т.к. Руанда, Уганда и Бурунди, ранее оказывавшие ему помощь, поддержали антиправительственный мятеж в августе 1998 г.
В июле 1999 г. в столице Замбии Лусаке представителями конголезских противоборствующих сторон, а также Анголы, Намибии, Зимбабве, Руанды и Уганды, было подписано соглашение о прекращении огня, предусматривавшее размещение в стране миротворческих сил ОАЕ под эгидой ООН, вывод иностранных войск, разоружение вооруженных формирований, диалог между правительством и оппозицией. Однако ни повстанцы, ни соседние с Конго государства не собирались выполнять соглашение.
Ситуация изменилась после убийства Л. - Д.Кабилы в январе 2001 г. Ставший его преемником старший сын Жозеф Кабила обещал предпринять усилия для прекращения вооруженного конфликта и представил программу мирного урегулирования. В феврале 2001 г. в Лусаке состоялась новая встреча участников конфликта. На саммит прибыли президенты Зимбабве Роберт Мугабе, Намибии - Сэм Нуйома, министры иностранных дел и обороны Анголы, Уганды, Руанды. Во встрече принял участие лидер одной из крупнейших повстанческих группировок - Конголезского освободительного движения (КОД) Жан-Пьер Бемба. Главным итогом встречи стало подписание соглашения о разъединении вооруженных формирований, вовлеченных в конфликт. Были достигнуты договоренности о прекращении огня и размещении в ДРК миротворческого контингента ООН, об отводе вооруженных сил всех стран, участвовавших в конфликте, с занимаемых позиций, а в перспективе - о полном выводе иностранных войск с территории ДРК, а также о формировании переходного правительства.
Информация о работе Современные формы стимулирования развития наименее развитых стран