Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:08, статья
Последние два - два с половиной года стали переломными для России в плане значительной активизации ее участия в интеграционных процессах на пространстве СНГ: с 1 января 2010 г. функционирует Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, полным ходом идет работа по формированию договорно-правовой базы Единого экономического пространства трех стран, в рамках российского председательства в Содружестве в 2010 г. выдвинуты и реализуются новые инициативы в формате многостороннего экономического сотрудничества, включая создание многосторонней зоны свободной торговли СНГ.
В то же время последовательность интеграционных шагов, отражающая mainstream интеграции, представляет собой формат, который в наибольшей степени приспособлен к условиям глобализации, органично вписывается в быстро меняющиеся мирохозяйственные реалии и позволяет полностью учесть разнообразные интересы стран-участниц и растущие амбиции глобально оперирующих компаний. Конструкция ЗСТ-"ЗСТ +" - МЭП привлекательна тем, что здесь
page 6
нет жесткой соподчиненности и взаимообусловленности ступеней интеграции, то есть с учетом конкретных интересов стран-участниц возможен переход к решению задач следующего уровня до завершения интеграционных мероприятий предыдущего уровня без потери в качестве процесса.
Данная конструкция, не обремененная наднациональной надстройкой и сохраняющая обособленные таможенные территории, допускает параллельное движение вперед на всех уровнях с одновременной их взаимной подстройкой, которая учитывает меняющиеся внутренние и внешние условия развития, включая отношения с третьими странами (на схеме эти возможности, а также открытый характер рассматриваемого типа интеграции отражены пунктиром и двусторонними стрелками). Соответственно экономится время, и вся конструкция приобретает характер саморазвивающейся системы, демонстрируя хорошую приспособляемость к вызовам глобализации и становясь, по сути, одним из ее главных проявлений в мирохозяйственной сфере.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И СТРУКТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
До последнего времени львиная часть исследований российских ученых в области региональной экономической интеграции, регионализма концентрировалась на деятельности ЕС и группировок развивающихся государств. В центре внимания находились вопросы формирования единого рынка, экономического и валютного союза ЕС, расширения его на Восток, взаимодействия интеграционного ядра и интеграционной периферии (опять же на примере ЕС), интеграционного строительства с участием развивающихся стран, включая создание ими таможенных союзов.
Показательно, что в учебном пособии под редакцией профессора Н. Н. Ливенцева5 подробно рассматриваются ЕС, НАФТА, АТЭС, отдельные интеграционные группировки развивающихся стран, опыт СЭВ и интеграция в СНГ, но практически ничего не говорится об основной массе либерализационных и интеграционных соглашений, являющихся базой и движущей силой современного регионализма. Это объясняется традиционным пониманием интеграции как регионально обусловленного процесса, хотя, как уже отмечалось, реальная практика интеграции намного шире6.
Применительно к современному регионализму вполне можно говорить о том, что количественные изменения привели к новому качеству данного явления. Эксперты ВТО отмечают быстрый рост числа региональных торговых соглашений (РТС) в 1990 - 2000-х годах и особенно во время последнего кризиса. Имеется в виду весь спектр двусторонних и многосторонних соглашений либерализационного и интеграционного характера, включая преференциальные торговые с частичным снижением и/или отменой пошлин, соглашения о создании ЗСТ в торговле товарами, о создании ТС, об экономической интеграции, охватывающие торговлю услугами и другие сферы экономического сотрудничества.
За весь период существования ГАТТ (1948 - 1994 гг.) эта организация получила от стран-членов заявления о 123 РТС (относящихся к торговле товарами), тогда как еще около 350 нотификаций о заключении РТС (во многих случаях выходящих далеко за рамки регулирования торговли товарами) поступило уже после старта работы ВТО в 1995 г. При этом в кризисные 2008 - 2009 гг. в ВТО было заявлено о 75 новых РТС (35 в 2008 г. и 40 в 2009 г.). К июлю 2010 г. общее число нотифицированных в ВТО РТС превысило 470, из которых 283 составляли действующие (на 31 декабря 2008 г. их было 230). Еще порядка 90 РТС в рамках процедуры раннего уведомления ВТО находятся в стадии переговоров или подписаны, но еще не вступили в силу.
В структуре РТС доминируют соглашения о свободной торговле в чистом виде, а также дополненные соглашениями об экономической интеграции (причем число соглашений по типу "ЗСТ+" выросло в истекшем десятилетии почти в пять раз). Число таможенных союзов невелико -15, из них четыре образованы ЕС.
Примерно 37% всех нотифицированных в ВТО и вступивших в силу РТС заключено при участии ведущих развитых стран и их объединений - ЕС, ЕАСТ, США и Японии (причем США и Япония стали сравнительно недавно заметными игроками на поле регионализма). Среди других стран безусловными лидерами на поле регионализма являются Сингапур и Чили, последовательно проводящие политику открытой экономики и ориентирующиеся на соглашения интеграционного типа. Высокую активность по заключению РТС
5 См.: Международная экономическая интеграция. М., 2006.
6 Справедливости ради отметим, что проблематика современного регионализма уже стала предметом исследований ряда российских экономистов, в том числе нашла отражение в монографии Я. Д. Лисоволика "Конкурентная Россия в мире "конкурентной либерализации"" (М., 2007, 446 с), где автор говорит о важности сочетания многосторонней, региональной и двусторонней либерализации и приводит примеры такой политики за рубежом.
page 7
Таблица 1. Структура региональных торговых соглашений, нотифицированных в ВТО и вступивших в силу, по видам соглашений на середину 2010 г.1
Виды РТС | Включая двойной счет | Исключая двойной счет | ||
всего | % к итогу | всего | % к итогу | |
Соглашения о преференциальной торговле | 13 | 4.6 | 13 | 6.2 |
Соглашения о свободной торговле | 164 | 58.0 | 89 | 42.8 |
Таможенные союзы | 15 | 5.3 | 15 | 7.2 |
Соглашения об экономической интеграции | 79 | 27.9 | 79 | 38.0 |
Соглашения о присоединении к существующим РТС (в основном расширение ЕС) | 12 | 4.2 | 12 | 5.8 |
Все соглашения | 283 | 100.0 | 208 | 100.0 |
1 ВТО раздельно учитывает РТС в торговле товарами и РТС в торговле услугами, охватывающие широкий комплекс вопросов, хотя на практике это одно и то же РТС. Исключение двойного счета осуществляется путем вычитания из числа соглашений о свободной торговле товарами тех случаев, когда между странами заключены также соглашения об экономической интеграции. По таможенным союзам, где есть такие соглашения, в обоих вариантах соглашения о ТС и соглашения об экономической интеграции считались раздельно.
Источник: WTO Regional Trade Agreements Database (http://rtais.wto.org).
Таблица 2. Страны и объединения, участвующие в наибольшем числе РТС, нотифицированных в ВТО и вступивших в силу, на середину 2010 г.
Страны и объединения | Всего РТС | В том числе | ||
РТС в торговле товарами | соглашения об экономической интеграции | |||
ЕС | 37 | 29 | 8 | |
Чили | 31 | 18 | 13 | |
Сингапур | 31 | 17 | 14 | |
ЕАСТ | 25 | 17 | 8 | |
Мексика | 24 | 14 | 10 | |
США | 21 | 11 | 10 | |
Япония | 21 | 11 | 10 | |
Китай | 17 | 10 | 7 | |
Турция | 16 | 16 | 0 | |
Республика Корея | 14 | 9 | 5 | |
Индия | 14 | 12 | 2 | |
Таиланд | 14 | 9 | 5 | |
Австралия | 14 | 8 | 6 | |
Украина | 14 | 14 | 0 | |
Новая Зеландия | 13 | 7 | 6 |
Источник: WTO Regional Trade Agreements Database (http://rtais.wto.org).
проявляют Мексика, Турция, Индия, Китай, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Республика Корея, Израиль и ряд других государств.
Помимо всплеска активности по заключению новых РТС, для последнего времени и особенно кризисных лет стало характерно проявление и закрепление наиболее значимых качественных изменений в форматах и содержании регионализма.
Во-первых, половина всех вступивших в силу РТС за период с начала 2008 г. по середину 2010 г. - это межрегиональные, преимущественно трансконтинентальные РТС. Здесь наибольшую активность демонстрируют ЕС, ЕАСТ, страны Восточной и Юго-Восточной Азии, США, Канада, Мексика, Чили. В данном случае мы имеем результат целенаправленных действий государств по структурированию внешней конкурентной среды для получения максимальных преимуществ в процессе интеграции в глобальное экономическое пространство. Реализуемые развитыми и многими развивающимися странами стратегии
page 8
конкурентной либерализации главной своей задачей ставят достижение наибольшего экономического эффекта от участия в РТС, что все чаще не совпадает с идеологией классического, пространственно ограниченного регионализма.
Во-вторых, растущая часть новых РТС приходится на соглашения с участием в качестве одной из сторон региональных объединений. И если раньше это были только ЕС и ЕАСТ, то в последнее время в качестве полноправных участников РТС выступают наиболее продвинутые объединения развивающихся государств - АСЕАН, МЕРКОСУР, Южноафриканский таможенный союз, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Более того, в 2008 - 2009 гг. появились первые межблоковые (и одновременно межрегиональные) РТС: между ЕАСТ и Южноафриканским таможенным союзом, между ЕАСТ и Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, а также между ЕС и Карибским форумом африканских, карибских и тихоокеанских государств. На саммите стран ЕС, Латинской Америки и Карибского бассейна в мае 2010 г. глава Еврокомиссии Ж. М. Баррозу заявил, что Евросоюз и МЕРКОСУР договорились возобновить официальные переговоры о создании ими зоны свободной торговли, охватывающей территорию проживания 800 млн. человек. Таким образом, успешные региональные группировки становятся все более активными, самостоятельными участниками глобальных торгово-политических процессов.
В-третьих, РТС двух-трех последних лет - это все больше соглашения именно интеграционного типа, не ограничивающиеся созданием зоны свободной торговли товарами, а охватывающие вопросы торговли услугами, обмена инвестициями и рабочей силой, охраны интеллектуальной собственности, таможенного, технического, санитарного и фитосанитарного регулирования, конкурентной политики, доступа к рынку госзакупок, кооперации, урегулирования споров и др. Если исключить двойной счет (см. пояснение к таблице), то с начала 2008 г. по середину 2010 г. 70% всех вступивших в силу РТС относились именно к этой категории. В целом же на середину 2010 г. общее число подобных РТС составило около 80, или (опять же исключая двойной счет) почти 40% всех действующих РТС.
Как уже говорилось, на базе соглашений об экономической интеграции, надстраиваемых над соглашениями о свободной торговле товарами, происходит становление нового интеграционного формата с более или менее выраженными чертами общего рынка и даже элементами экономического союза, но без атрибутики, свойственной таможенному союзу - единого внешнего тарифа и наднациональных органов внешнеторгового регулирования. Возникающая в результате принципиально новая кооперационная структура мирового хозяйства все более утрачивает сотовый характер, где интенсивность сотрудничества внутри пространственно сопряженных торговых блоков существенно выше, чем в неблоковом и/ или межрегиональном формате, и приобретает сетевую основу, при которой выравнивается интенсивность блокового и внеблокового, зачастую сильно разделенного в пространстве интеграционного взаимодействия.
С достаточно высокой степенью уверенности можно предположить, что на определенном этапе множащиеся и перекрывающие друг друга межгосударственные экономические пространства приведут к формированию новой многосторонней системы регулирования международной коммерции, реализации проекта "ВТО+". В его рамках станет возможным согласованное на глобальном уровне решение всего комплекса вопросов, входящих сегодня в повестку соглашений об экономической интеграции. Отсюда важный практический вывод: создание интеграционных мегаблоков (например, панамериканской или азиатско-тихоокеанской зон свободной торговли, активно обсуждавшихся до кризиса ЗСТ АСЕАН+3 (Китай, Республика Корея, Япония), АСЕАН+6 (те же плюс Индия, Австралия, Новая Зеландия), трансконтинентальных ЗСТ Восточная Азия-ЕС и Восточная Азия-Северная Америка) вряд ли возможно и целесообразно.
<Регионализм> в его классическом виде в значительной степени исчерпал свой экономический и геополитический ресурс, хотя применительно к России и ее партнерам по СНГ сохраняется весомый созидательный потенциал региональной экономической интеграции, цель которой - восстановить нарушенные после распада СССР производственно-
page 9
СООТНОШЕНИЕ РЕГИОНАЛИЗМА И МНОГОСТОРОННОСТИ