Сравнительная характеристика образования Чехословакии, Югославии и Польши в 1918 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 19:46, курсовая работа

Описание

Цель изучения данной проблематики – раскрытие процесса распада Австро-Венгерской империи и становления новых составляющих послевоенной политической карты Европы – Чехословакия и Королевство сербов, хорватов и словенцев.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..
Глава 1. Исторические предпосылки образования Чехословакии и
Королевства сербов, хорватов и словенцев ………………………….
1.1 Формирование «государствообразующих» наций Чехословакии и
Королевства сербов, хорватов и словенцев ………………………….
1.2. Национальное движение в чешских, югославских и польских
землях в годы Первой мировой войны ……………………………
Глава 2. Формирование государственной территории Чехословакии и
Королевства сербов, хорватов и словенцев ……………………..
2.1. Проблемы спорных территорий Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев с момента образования этих государств и до установления Версальской системы международных отношений………………………………
Заключение
Список использованных источников и литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

осн текст.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

     Словацкое национальное движение в года Первой мировой войны не было столь активно, как чешское. Только в конце 1918 г. на антивоенных митингах и стачках  начинают выдвигаться требования отделения словацких территорий от Австро-Венгрии [20, с.290]. В Словакии, особенно в тех её районах, где основную массу трудящихся составляли словаки, а большинство представителей господствующих слоёв было венграми, возникла благоприятная почва для перерастания социальных конфликтов в национальные [20, с.297]. Необходимо отметить, что в широких кругах словацкого общества идея существования самостоятельного государства словаков не имела распространения [20, с.294]. Так, Словацким национальным советом, образованном  буржуазными кругами в городе Турчански-Свети-Мартин, 30 декабря 1918 г. была принята Мартинская декларация о вхождении Словакии в единое чехословацкое государство [5, с.25].

     Югославские земли перед первой мировой войной не входили в состав единого территориального образования. Свои национальные государства имели только Сербия и Черногория [2, с.3]. Другие же территории будущего Югославянского государства входили в состав Австро-Венгерской империи. В венгерскую часть многонациональной габсбургской империи входили Хорватия, Междумурье и Воеводина,  а в австрийскую - Краньска, Штаерска, Корушка, Истрия с Триестом и Далмация с Адриатическими островами [2, с.4]. Национальное движение в югославских землях  было мощным не только в годы первой мировой войны, но и конце XIX – начале XX века. Показательно, что действия участника националистической организации «Млада Босна»  Гаврила Принципа способствовали развязыванию мировой войны. Гаврило Принцип совершил убийство австрийского эрцгерцога Франца – Фердинанда, видя в нём врага угнетённых югославов, что послужило поводом австро-венгерскому генеральному штабу начать осуществление превентивной войны против Сербии, что через некоторое время способствовало втягиванию в конфликт империалистических держав [15, с.55].   Значительное антигабсбургское влияние на югославские народы Австро-Венгрии имела Сербия. В Боснии и Герцеговине и других территориях с сербским населением наблюдался переход крестьян на сторону сербской армии [4, с.27]. За годы войны значительная часть политических и общественных деятелей Хорватии, Словении и Далмации стали ориентироваться на победу в войне Сербии и держав Антанты. В  1915 г. в Париже была создана организация эмигрантов из Австро-Венгрии – Югославянский комитет, переехавший вскоре в Лондон, где была развёрнута широкая антиавстрийская компания. Комитет провозглашал единство трех югославянских народов – сербов, хорватов и словенцев, назвав их одной нацией с тремя именами, и высказался за возможность их объединения в независимое государство вне рамок монархии Габсбургов [4, с.29]. 30 мая 1917 г. при открытии австрийского парламента хорватскими и словенскими политическими деятелями была принята Майская декларация, содержащая требования создания югославской федеративной единицы в составе Австро-Венгрии [2, с.14]. Ещё более важной в политическом отношении была Корфская декларация, подписанная 20 июля 1917 г. представителем Совета министров Сербии Николой Пашичем  и председателем Югославянского комитета Анте Трумбичем. Согласно этому документу, предусматривалось создание объединенного югославянского государства, в состав которого должны были войти Сербия, Черногория и Югославянские земли Австро-Венгрии [11, с.30]. Первыми к выполнению этой задачи приступили партии Словении. 16 августа 1918 г. они образовали народный совет, большинство в котором принадлежало Словенской народной партии. 5 октября в Загребе возникло Народное вече Хорватии, ставшее представительным органом всех югославянских земель и получившее функции координационного центра [11, с.31]

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что в чехословацких, югославских и польских землях в годы Первой мировой войны сформировались объединения национально ориентированных сил, целью которых было создание новых государств, которые формировались бы на новой, «более справедливой» этнической основе. Этими силами, в частности,  были: в чехословацких землях - Чешский союз, Национальный комитет; югославские национально ориентированные политические объединения: Югославянский  национальный комитет, Народное вече Хорватии. В условиях критического военного и политического положения Австро-Венгрии и Германии осенью 1918 г., вызванного широкомасштабным наступлением на  всех фронтах силами Антанты и её союзников [9, с.56], создавалась крайне благоприятная почва для провозглашения новых государств на основе национальных территорий этих многонациональных империй. Кроме того, благоприятным образом на развитие национального движения угнетённых народов Европы имела Октябрьская социалистическая революция в России. Правительство Советской России провозгласило лозунг о праве наций на самоопределение, вплоть до образования самостоятельных государств [2, с. 10]. Стремясь сохранить целостность австро-венгерских земель, 16 октября 1918 г. император Карл издал манифест о превращении Австро-Венгрии в федерацию. Это половинчатое решение не могло удовлетворить народы Чехословакии и Югославии. Югославянский, чешский и польский национальные комитеты заявили о разрыве с Австро-Венгрией. Нота министра иностранных дел графа Андраши от 28 октября 1918 г. к правительству США с просьбой о немедленном заключении перемирии и сепаратного мира была расценена в чехословацких и югославских землях как признание безоговорочной капитуляции Австро-Венгрии. 28 октября было объявлено о создании Чехословакии и Государства сербов, хорватов и словенцев [5, с.38]. В его состав вошли территории Далмация, Хорватия, Славония и Риека [11, с.32]. 
 
 
 

Глава 2. Формирование государственной  территории Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев.

           2.1. Проблемы спорных территорий Чехословакии и Королевства   сербов, хорватов и словенцев с момента образования этих государств и до установления Версальской системы международных отношений. 

    В условиях образования независимых Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев довольно остро встали вопросы, связанные с определением государственных границ. Далее рассматриваются вопросы положения чехословацких,   югославских территорий с осени 1918г. и до оформления Версальской системы.

      Для независимого чехословацкого  государства остро стояли вопросы  о принадлежности следующих территорий: 1) проблема «немецких» регионов  Северной и Западной Чехии,  так называемой Австрийской Силезии,  отдельных районов, протянувшихся вдоль южных границ Чехии и Моравии, а также в глубине чисто чешских областей – в Северной Моравии, в городах Йиглава и Брно [20, с.316]; 2)  государственная принадлежность Словакии (Венгрия, основываясь на условиях заключенного ею с Францией 13 ноября перемирия, отказывалась признать выход словацких территорий из состава венгерского государства) [18, с.96]; 3) проблема Тешинской Силезии (историческая принадлежность которой Чехии оспаривалась со стороны Польши) [18, с.95].

    В условиях распада австро-венгерской монархии, немецкие депутаты от Чешских земель выступили 3 октября 1918 г. с заявлением, в котором требовали объединения всех австрийских немцев в едином государстве [20, с.317]. 29 октября, после провозглашения Чехословацкого государства в Вене, на совещании судетонемецких депутатов было принято решение об образовании в Северо-Западной Чехии самостоятельной провинции Дейчбемен и о её присоединении к австро-немецкому государству. В течение последующих четырёх дней возникли ещё три других подобных «государственных образований» - провинция Судетенланд, охватывавшей часть австрийской Силезии и Моравии, Бемервальдгау в Юго-Западной Чехии и Дейчзюдмерен в Южной Моравии, которые предполагалось присоединить к Австрии. Центром движения за самоопределение немцев стала Немецкая Богемия (Дойчбёмен). В этой провинции был созван независимый парламент (ландтаг) и образовано коалиционное правительство. Чешские власти были вовсе не склонны допустить отделение промышленно развитых немецких районов от страны, и к концу 1918 г. всю эту территорию заняли чехословацкие войска [18, с.96]. Примерно к 20 декабря установление контроля чехословацкого правительства над всеми пограничными районами Чешских земель было завершено [20, с.332], органы местного самоуправления были реорганизованы, большинство, как правило, по-прежнему оставалось в руках представителей немецких политических партий [18, с.98].

     Сложности же в отношении Словакии заключались  в том, что Венгрия отказывалась признать выход словацких территорий из состава венгерского государства [18, с.97]. Премьер-министр Чехословакии К. Крамарж утверждал, что Чехословацкая республика, неотъемлемой частью которой является Словакия, признана всеми государствами Антанты. В начале ноября  1918 г. в Прешове был образован так называемый Восточнословацкий национальный совет, который стремился сохранить Словакию в рамках Венгрии. 11 декабря 1918г. так называемая Словацкой народная республика, провозглашенная 16 ноября, заявила о желании остаться в составе Венгрии. В результате прямого военного вмешательства Чехословакии венгерское административное влияние в регионе было устранено, Словацкий национальный совет и другие словацкие органы управления распущены в январе 1919 г. [5, с. 35].

     Осенью 1918 г. между Чехословакией и Польшей  возник спор из-за части территории северной Словакии (Оравы и Спиша) в Татрах и небольшой по площади, но экономически и стратегически важной Тешинской Силезии. Чехословацкая сторона аргументировала свои претензии на Тешинскую Силезию "историческим правом" (эти земли еще в XIII — XIV вв. вошли в состав Чешской короны), польская сторона в качестве основных аргументов выдвигала этнический состав населения (преимущественно польский с большим процентом немецкого населения). 5 ноября 1918 г. Польша и ЧСР заключили временное соглашение, в результате которого большая часть Тешинской области вошла в состав Польши. Неудовлетворенная таким решением Чехословакия в январе 1919г. заняла польскую часть Тешинского района, что привело к вооруженному конфликту с польскими войсками и протесту западных союзников, под нажимом которых было подписано новое соглашение о демаркационной линии, немного передвинутой в пользу ЧСР [5, с.36]. 3 февраля 1919 г. административная власть над Тешинской территорией была передана межсоюзнической комиссии. Несколько попыток решить вопрос на двустороннем уровне (переговоры в марте и в мае 1919 г.) результатов не принесли, и проблема польско-чехословацких границ была перенесена на международную конференцию в Париж [18, с.97].

     Для Югославянского государства  также имели место территориальные конфликты с соседними государствами. В начале ноября 1918 г. имел место конфликт с Италией, которая желая получить обещанные ей земли по Лондонскому договору [9, с.45], приступила к оккупации Словенского Приморья, Далматинского побережья, а также некоторых районов собственно Хорватии и Словении. В связи с отсутствием у Югославянского государства своих вооруженных сил ситуация складывалась угрожающая. Великие державы, несмотря на все просьбы Загреба о международном признании, отнюдь не спешили и откладывали этот вопрос до мирной конференции [6, с. 46]. 16 ноября областное правительство Далмации известило президиум Народного Веча о своем намерении в самое ближайшее время обратиться к Сербии с предложением о присоединении области к Сербскому королевству, мотивируя это решение отсутствием собственных сил для борьбы против итальянской экспансии. 24 ноября Народное Вече приняло декларацию об объединении с Сербией. Государственное устройство будущей «общей родины» предполагалось обсудить на Учредительном Собрании, кроме вопроса о династии Карагеоргиевичей, которая изначально признавалась правящей в новом объединенном государстве [2, с.46]. Говоря о формировании территории единого югославского государства необходимо отметить значительную роль Сербии, как центра юнионистского движения. К 1 декабря 1918 г. все югославские земли были объединены в единое государство [6, с.35].   Сербские дипломатические миссии проводили значительную работу на местах, чтобы завоевать популярность, устанавливали тесные контакты с местными органами самоуправления [11, с.26]. 25 ноября 1918 г.  в Воеводине состоялась Великая народная скупщина, принявшая решение об объединении Воеводины с Сербией [11, с.29]. Аналогичное постановление вынесла другая Великая народная скупщина в черногорском городе Подгорицы об объединении Черногории с Сербией. Решением местных органов самоуправления и Народного веча в Сараево в декабре 1918 г. Босния и Герцеговина вошли в состав Сербии, сохранив на некоторое время старые органы управления [11, с.31]. 1декабря делегация загребского Народного веча вручила верноподданнический адрес сербскому принцу-регенту Александру Карагеоргиевичу, этот день считается временем окончательного оформления территории югославянского государства [6, с.45].

     Таким образом, сравнивая территориальное  оформление чехословацкого и югославского государств, можно сделать вывод  о том, что Чехословакия «вобрала в себя» земли, в национальном плане противопоставленные национальной идее «титульных» наций. Югославянское государство, напротив, складывалось из регионов, доминирующим населением которых были родственные между собой югославские народы, что ограничивало захватнические тенденции со стороны соседних держав, в основе которых были бы положены идеи концентрации своей «титульной» нации в рамках собственного национального государства  

     2.2. Версальско-Вашингтонская система  международных отношений и территории  государств Чехословакии и Королевства  сербов, хорватов и словенцев.  

     Версальская система – это сумма различных договоров и соглашений, подписанных победителями в Первой мировой войне с побежденной Германией, также различных договоров, которые были заключены ведущими европейскими державами с малыми странами Европы. Это были договоры, в которых признавалось существование новых государств на политической карте Европы  и устанавливались их  границы [4, с.14]. Неверным является мнение о том, что новые государства получили свою независимость именно в результате Версальского мира [4, с.14]. Как уже отмечалось выше, это явление было итогом национально-освободительной борьбы в этих странах. Версальские договоры закрепили их существование как малых независимых стран [4, с.15]. 

2.1. Национальный принцип и его применение союзниками при подходе к вопросам обустройства послевоенных государственных границ. 

       В настоящее время общепризнанным  является принцип, согласно которому  «… люди для достижения свободы  и самореализации должны самоидентифицироваться  с этнической общностью, а раскрытие  потенциала народа возможно лишь в собственном национальном государстве» [21]. Признавали это и политические деятели, причастные к созданию Версальской системы. Так, декларация союзников от 30 декабря 1916 г., переданная А.Брианом от имени всех союзников американскому послу гласит: «Мир невозможен до тех пор, пока не будут гарантированы восстановление попранных прав и свобод, признание национального принципа и свободное существование малых государств; до тех пор, пока не будет достигнуто соглашение, навсегда ликвидирующее причины, издавна являющиеся угрозой для наций, и дающее единственно действительные гарантии безопасности вселенной» [14, с.32]. У.Черчилль в отношении угнетённых народов Европы говорил, что «все эти народы хотели вырваться из рамок федерации или империи, и поощрение их в этом стремлении считалось либеральным политическим курсом» [17, с. 38]. А. Тардье считал, что именно национальные проблемы во многом предопределили ход и результаты Первой мировой войны: «Мир возник из самих причин и характера войны. Ещё до того, как правительства придали ему определенную форму, его уже хотели народы. Мир был предрешён правительствами с конца 1916 г. в соответствии с инстинктивными стремлениями народов…» [14, с.62]. Подтверждающую и уточняющую цели союзников, называет А. Тардье «программу всеобщего мира» - «14 пунктов Вудро Вильсона» об условиях мира из его послания Конгрессу от 8 января 1918 года [16, с.227]. Далее приводятся пункты этой программы, касающиеся вопросов дальнейшей судьбы народов Европы этнических территорий в Европе, входивших ранее  в состав Австро-Венгерской и Германской империй:

Информация о работе Сравнительная характеристика образования Чехословакии, Югославии и Польши в 1918 г