Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 19:46, курсовая работа
Цель изучения данной проблематики – раскрытие процесса распада Австро-Венгерской империи и становления новых составляющих послевоенной политической карты Европы – Чехословакия и Королевство сербов, хорватов и словенцев.
Введение ………………………………………………………………..
Глава 1. Исторические предпосылки образования Чехословакии и
Королевства сербов, хорватов и словенцев ………………………….
1.1 Формирование «государствообразующих» наций Чехословакии и
Королевства сербов, хорватов и словенцев ………………………….
1.2. Национальное движение в чешских, югославских и польских
землях в годы Первой мировой войны ……………………………
Глава 2. Формирование государственной территории Чехословакии и
Королевства сербов, хорватов и словенцев ……………………..
2.1. Проблемы спорных территорий Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев с момента образования этих государств и до установления Версальской системы международных отношений………………………………
Заключение
Список использованных источников и литературы……………………
Словацкое национальное движение в года Первой мировой войны не было столь активно, как чешское. Только в конце 1918 г. на антивоенных митингах и стачках начинают выдвигаться требования отделения словацких территорий от Австро-Венгрии [20, с.290]. В Словакии, особенно в тех её районах, где основную массу трудящихся составляли словаки, а большинство представителей господствующих слоёв было венграми, возникла благоприятная почва для перерастания социальных конфликтов в национальные [20, с.297]. Необходимо отметить, что в широких кругах словацкого общества идея существования самостоятельного государства словаков не имела распространения [20, с.294]. Так, Словацким национальным советом, образованном буржуазными кругами в городе Турчански-Свети-Мартин, 30 декабря 1918 г. была принята Мартинская декларация о вхождении Словакии в единое чехословацкое государство [5, с.25].
Югославские земли перед первой мировой войной не входили в состав единого территориального образования. Свои национальные государства имели только Сербия и Черногория [2, с.3]. Другие же территории будущего Югославянского государства входили в состав Австро-Венгерской империи. В венгерскую часть многонациональной габсбургской империи входили Хорватия, Междумурье и Воеводина, а в австрийскую - Краньска, Штаерска, Корушка, Истрия с Триестом и Далмация с Адриатическими островами [2, с.4]. Национальное движение в югославских землях было мощным не только в годы первой мировой войны, но и конце XIX – начале XX века. Показательно, что действия участника националистической организации «Млада Босна» Гаврила Принципа способствовали развязыванию мировой войны. Гаврило Принцип совершил убийство австрийского эрцгерцога Франца – Фердинанда, видя в нём врага угнетённых югославов, что послужило поводом австро-венгерскому генеральному штабу начать осуществление превентивной войны против Сербии, что через некоторое время способствовало втягиванию в конфликт империалистических держав [15, с.55]. Значительное антигабсбургское влияние на югославские народы Австро-Венгрии имела Сербия. В Боснии и Герцеговине и других территориях с сербским населением наблюдался переход крестьян на сторону сербской армии [4, с.27]. За годы войны значительная часть политических и общественных деятелей Хорватии, Словении и Далмации стали ориентироваться на победу в войне Сербии и держав Антанты. В 1915 г. в Париже была создана организация эмигрантов из Австро-Венгрии – Югославянский комитет, переехавший вскоре в Лондон, где была развёрнута широкая антиавстрийская компания. Комитет провозглашал единство трех югославянских народов – сербов, хорватов и словенцев, назвав их одной нацией с тремя именами, и высказался за возможность их объединения в независимое государство вне рамок монархии Габсбургов [4, с.29]. 30 мая 1917 г. при открытии австрийского парламента хорватскими и словенскими политическими деятелями была принята Майская декларация, содержащая требования создания югославской федеративной единицы в составе Австро-Венгрии [2, с.14]. Ещё более важной в политическом отношении была Корфская декларация, подписанная 20 июля 1917 г. представителем Совета министров Сербии Николой Пашичем и председателем Югославянского комитета Анте Трумбичем. Согласно этому документу, предусматривалось создание объединенного югославянского государства, в состав которого должны были войти Сербия, Черногория и Югославянские земли Австро-Венгрии [11, с.30]. Первыми к выполнению этой задачи приступили партии Словении. 16 августа 1918 г. они образовали народный совет, большинство в котором принадлежало Словенской народной партии. 5 октября в Загребе возникло Народное вече Хорватии, ставшее представительным органом всех югославянских земель и получившее функции координационного центра [11, с.31]
Таким
образом, можно сделать вывод о том, что
в чехословацких, югославских и польских
землях в годы Первой мировой войны сформировались
объединения национально ориентированных
сил, целью которых было создание новых
государств, которые формировались бы
на новой, «более справедливой» этнической
основе. Этими силами, в частности,
были: в чехословацких землях - Чешский
союз, Национальный комитет; югославские
национально ориентированные политические
объединения: Югославянский национальный
комитет, Народное вече Хорватии. В условиях
критического военного и политического
положения Австро-Венгрии и Германии осенью
1918 г., вызванного широкомасштабным наступлением
на всех фронтах силами Антанты и её
союзников [9, с.56], создавалась крайне благоприятная
почва для провозглашения новых государств
на основе национальных территорий этих
многонациональных империй. Кроме того,
благоприятным образом на развитие национального
движения угнетённых народов Европы имела
Октябрьская социалистическая революция
в России. Правительство Советской России
провозгласило лозунг о праве наций на
самоопределение, вплоть до образования
самостоятельных государств [2, с. 10]. Стремясь
сохранить целостность австро-венгерских
земель, 16 октября 1918 г. император Карл
издал манифест о превращении Австро-Венгрии
в федерацию. Это половинчатое решение
не могло удовлетворить народы Чехословакии
и Югославии. Югославянский, чешский и
польский национальные комитеты заявили
о разрыве с Австро-Венгрией. Нота министра
иностранных дел графа Андраши от 28 октября
1918 г. к правительству США с просьбой о
немедленном заключении перемирии и сепаратного
мира была расценена в чехословацких и
югославских землях как признание безоговорочной
капитуляции Австро-Венгрии. 28 октября
было объявлено о создании Чехословакии
и Государства сербов, хорватов и словенцев
[5, с.38]. В его состав вошли территории Далмация,
Хорватия, Славония и Риека [11, с.32].
Глава 2. Формирование государственной территории Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев.
2.1. Проблемы спорных
территорий Чехословакии
и Королевства сербов,
хорватов и словенцев
с момента образования
этих государств и до
установления Версальской
системы международных
отношений.
В условиях образования независимых Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев довольно остро встали вопросы, связанные с определением государственных границ. Далее рассматриваются вопросы положения чехословацких, югославских территорий с осени 1918г. и до оформления Версальской системы.
Для независимого
В условиях распада австро-венгерской монархии, немецкие депутаты от Чешских земель выступили 3 октября 1918 г. с заявлением, в котором требовали объединения всех австрийских немцев в едином государстве [20, с.317]. 29 октября, после провозглашения Чехословацкого государства в Вене, на совещании судетонемецких депутатов было принято решение об образовании в Северо-Западной Чехии самостоятельной провинции Дейчбемен и о её присоединении к австро-немецкому государству. В течение последующих четырёх дней возникли ещё три других подобных «государственных образований» - провинция Судетенланд, охватывавшей часть австрийской Силезии и Моравии, Бемервальдгау в Юго-Западной Чехии и Дейчзюдмерен в Южной Моравии, которые предполагалось присоединить к Австрии. Центром движения за самоопределение немцев стала Немецкая Богемия (Дойчбёмен). В этой провинции был созван независимый парламент (ландтаг) и образовано коалиционное правительство. Чешские власти были вовсе не склонны допустить отделение промышленно развитых немецких районов от страны, и к концу 1918 г. всю эту территорию заняли чехословацкие войска [18, с.96]. Примерно к 20 декабря установление контроля чехословацкого правительства над всеми пограничными районами Чешских земель было завершено [20, с.332], органы местного самоуправления были реорганизованы, большинство, как правило, по-прежнему оставалось в руках представителей немецких политических партий [18, с.98].
Сложности же в отношении Словакии заключались в том, что Венгрия отказывалась признать выход словацких территорий из состава венгерского государства [18, с.97]. Премьер-министр Чехословакии К. Крамарж утверждал, что Чехословацкая республика, неотъемлемой частью которой является Словакия, признана всеми государствами Антанты. В начале ноября 1918 г. в Прешове был образован так называемый Восточнословацкий национальный совет, который стремился сохранить Словакию в рамках Венгрии. 11 декабря 1918г. так называемая Словацкой народная республика, провозглашенная 16 ноября, заявила о желании остаться в составе Венгрии. В результате прямого военного вмешательства Чехословакии венгерское административное влияние в регионе было устранено, Словацкий национальный совет и другие словацкие органы управления распущены в январе 1919 г. [5, с. 35].
Осенью 1918 г. между Чехословакией и Польшей возник спор из-за части территории северной Словакии (Оравы и Спиша) в Татрах и небольшой по площади, но экономически и стратегически важной Тешинской Силезии. Чехословацкая сторона аргументировала свои претензии на Тешинскую Силезию "историческим правом" (эти земли еще в XIII — XIV вв. вошли в состав Чешской короны), польская сторона в качестве основных аргументов выдвигала этнический состав населения (преимущественно польский с большим процентом немецкого населения). 5 ноября 1918 г. Польша и ЧСР заключили временное соглашение, в результате которого большая часть Тешинской области вошла в состав Польши. Неудовлетворенная таким решением Чехословакия в январе 1919г. заняла польскую часть Тешинского района, что привело к вооруженному конфликту с польскими войсками и протесту западных союзников, под нажимом которых было подписано новое соглашение о демаркационной линии, немного передвинутой в пользу ЧСР [5, с.36]. 3 февраля 1919 г. административная власть над Тешинской территорией была передана межсоюзнической комиссии. Несколько попыток решить вопрос на двустороннем уровне (переговоры в марте и в мае 1919 г.) результатов не принесли, и проблема польско-чехословацких границ была перенесена на международную конференцию в Париж [18, с.97].
Для Югославянского государства также имели место территориальные конфликты с соседними государствами. В начале ноября 1918 г. имел место конфликт с Италией, которая желая получить обещанные ей земли по Лондонскому договору [9, с.45], приступила к оккупации Словенского Приморья, Далматинского побережья, а также некоторых районов собственно Хорватии и Словении. В связи с отсутствием у Югославянского государства своих вооруженных сил ситуация складывалась угрожающая. Великие державы, несмотря на все просьбы Загреба о международном признании, отнюдь не спешили и откладывали этот вопрос до мирной конференции [6, с. 46]. 16 ноября областное правительство Далмации известило президиум Народного Веча о своем намерении в самое ближайшее время обратиться к Сербии с предложением о присоединении области к Сербскому королевству, мотивируя это решение отсутствием собственных сил для борьбы против итальянской экспансии. 24 ноября Народное Вече приняло декларацию об объединении с Сербией. Государственное устройство будущей «общей родины» предполагалось обсудить на Учредительном Собрании, кроме вопроса о династии Карагеоргиевичей, которая изначально признавалась правящей в новом объединенном государстве [2, с.46]. Говоря о формировании территории единого югославского государства необходимо отметить значительную роль Сербии, как центра юнионистского движения. К 1 декабря 1918 г. все югославские земли были объединены в единое государство [6, с.35]. Сербские дипломатические миссии проводили значительную работу на местах, чтобы завоевать популярность, устанавливали тесные контакты с местными органами самоуправления [11, с.26]. 25 ноября 1918 г. в Воеводине состоялась Великая народная скупщина, принявшая решение об объединении Воеводины с Сербией [11, с.29]. Аналогичное постановление вынесла другая Великая народная скупщина в черногорском городе Подгорицы об объединении Черногории с Сербией. Решением местных органов самоуправления и Народного веча в Сараево в декабре 1918 г. Босния и Герцеговина вошли в состав Сербии, сохранив на некоторое время старые органы управления [11, с.31]. 1декабря делегация загребского Народного веча вручила верноподданнический адрес сербскому принцу-регенту Александру Карагеоргиевичу, этот день считается временем окончательного оформления территории югославянского государства [6, с.45].
Таким
образом, сравнивая территориальное
оформление чехословацкого и югославского
государств, можно сделать вывод
о том, что Чехословакия «вобрала
в себя» земли, в национальном
плане противопоставленные
2.2.
Версальско-Вашингтонская
Версальская
система – это сумма различных договоров
и соглашений, подписанных победителями
в Первой мировой войне с побежденной
Германией, также различных договоров,
которые были заключены ведущими европейскими
державами с малыми странами Европы. Это
были договоры, в которых признавалось
существование новых государств на политической
карте Европы и устанавливались их
границы [4, с.14]. Неверным является мнение
о том, что новые государства получили
свою независимость именно в результате
Версальского мира [4, с.14]. Как уже отмечалось
выше, это явление было итогом национально-освободительной
борьбы в этих странах. Версальские договоры
закрепили их существование как малых
независимых стран [4, с.15].
2.1. Национальный
принцип и его применение союзниками при
подходе к вопросам обустройства послевоенных
государственных границ.
В настоящее время