Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 19:46, курсовая работа
Цель изучения данной проблематики – раскрытие процесса распада Австро-Венгерской империи и становления новых составляющих послевоенной политической карты Европы – Чехословакия и Королевство сербов, хорватов и словенцев.
Введение ………………………………………………………………..
Глава 1. Исторические предпосылки образования Чехословакии и
Королевства сербов, хорватов и словенцев ………………………….
1.1 Формирование «государствообразующих» наций Чехословакии и
Королевства сербов, хорватов и словенцев ………………………….
1.2. Национальное движение в чешских, югославских и польских
землях в годы Первой мировой войны ……………………………
Глава 2. Формирование государственной территории Чехословакии и
Королевства сербов, хорватов и словенцев ……………………..
2.1. Проблемы спорных территорий Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев с момента образования этих государств и до установления Версальской системы международных отношений………………………………
Заключение
Список использованных источников и литературы……………………
9. Исправление
границ Италии должно быть
произведено на основе ясно
различимых национальных
10. Народы Австро-Венгрии, место которых в Лиге Наций мы хотим видеть огражденным и обеспеченным, должны получить широчайшую возможность автономного развития.
11. Румыния,
Сербия и Черногория должны
быть эвакуированы. Занятые территории
должны быть возвращены. Сербии
должен быть предоставлен
13. Должно
быть создано независимое
Признавая
необходимость создания новых государств
в Центральной и Юго–восточной Европе,
при определении границ создатели Версальской
системы руководствовались своими собственными
геополитическими интересами. Например,
главнокомандующий союзными армиями Антанты
маршал Фош говоря о судьбе будущего Польского
государства твердил о «красной опасности,
угрожающей Польше. Он требовал создания
«великой Польши» с передачей ей Познани
и Данцига. В этой позиции Франции отчетливо
прослеживается её намерение создать
противовес Германии и Советской России
[4, с. 12].. В разгар прений Клемансо прямо
заявил: «Когда был поднят вопрос об образовании
Польского государства, имелось в виду…
создать барьер между Германией и Россией…»
[Цит. по кн.: С.Бекер. Вудро Вильсон. Мировая
война. Версальский мир, стр. 414]. Британский
премьер-министр Д.Ллойд Джордж в «документе
из Фонтенбло» («Некоторые замечания для
мирной конференции до составления окончательного
проекта мирных условий») от 25 мая 1919 г.
Д.Ллойд Джордж высказывался против удовлетворения
территориальных требований к Германии
со стороны поляков [4, с. 14]. Этот факт говорил
о том, что Великобритания стремилась
использовать относительно сильную Германию
для ослабления французской гегемонии
в Европе [4, с.15]. Таким образом, разносторонний
подход победителей к вопросам послевоенного
установления границ не способствовал
установлению абсолютно «справедливых»
государственных границ, отвечающих границам
национальным.
2.2.
Чехословацкий и югославский
вопросы на Парижской мирной конференции
и установление границ.
Парижская мирная конференция началась 18 января 1919г. Границы Чехословацкой республики определялись Версальским, Сен-Жерменским и Трианонским мирными договорами. Важную роль в признании территориальных притязаний Чехословакии сыграло то обстоятельство, что она уже фактически осуществляла суверенитет над указанными территориям [18, с. 100]. Открытым оставался вопрос польско-чехословацкой границы. Было решено провести в Тешинской Силезии плебисцит, который не поведён. Спор из-за Тешина решился конференцией послов в июле 1920 г.: важная железнодорожная магистраль Кошице — Богумин осталась в составе Чехословакии. VII раздел Версальского мирного договора, подписанного союзными державами с Германией 28 июня 1919 г., устанавливал границу между Германией и Чехословацким государством. Ею признавалась бывшая граница между Австро-Венгрией и Германией на 3 августа 1914 г. Кроме того, Германия отказывалась от небольшой части Верхней Силезии в пользу Чехословакии [18, с.102]. В III разделе договора, заключенного в Сен-Жермен-ан-Ле 10 сентября 1919 г. с Австрией, последняя признавала полную независимость Чехословацкого государства, в состав которого входила автономная территория к югу от Карпат, и отказывалась в пользу Чехословакии от прав на территории бывшей Австро-Венгерской монархии. Чехословакия брала на себя обязательства образовать на территории русин к югу от Карпат автономную единицу в составе Чехословацкого государства и предоставить ей наибольшую степень самоуправления, совместимую с единством чехословацкого государства. По Трианонскому договору 4 июня 1920 г. Венгрия отказывалась в пользу Чехословакии от Словакии и Подкарпатья (Угорской Руси) [18, с.104].
Территориальное положение Королевства сербов, хорватов и словенцев было зафиксировано в Сен–Жерменском, Трианонском и Нейиском догвороах. По Сен-Жерменскому договору Австрия лишалась большой части своих южнославянских владений, судьба которых была в дальнейшем определена Рапаллъским (итало-югославским) договором 1920 г. Жителям словенской Каринтии с г. Целовац. (Клагенфурт) была предоставлена возможность самим определить свою судьбу; по итогам плебисцита 10 октября 1920г. этот район вошел в состав Австрии [3, с.194]. По Трианонскому договору за Королевством сербов, хорватов, словенцев закреплялась Хорватия [11, с.31]. По Нейиский договору 27 ноября 1919г. к Королевству сербов, хорватов и словенцев отошли 4 округа на западной границе Болгарии, населенные болгарами [3, с.195].
С
оформлением Версальской
Заключение
Настоящая работа в целом отображает процесс становления независимых Чехословакии Королевства сербов, хорватов и словенцев. Обретение независимости государством, длительное время таковой не имевшем, возможно исключительно благодаря наличию консолидированных «государствообразующих наций». Процесс такой национальной консолидации в чешских, словацких и югославянских землях в целом завершился к концу XIX века. В последние два года Первой мировой войны на территории Чехословакии и Югославии активизируется национально-освободительное движение, появляются политические силы, стремившиеся к отделению национальных территорий Австро-Венгерской империи и созданию новых независимых государств. В Чехословакии такой политической силой являлся Чехословацкий национальный комитет, признанный в 1918г. державами Антанты в качестве «неофициального правительства». Важнейшими национально ориентированными силами в югославских землях выступали Югославский национальный комитет и Народное вече Хорватии.
Немаловажным обстоятельством было военное поражение Австро-Венгерской империи в Первой мировой войне, в результате которого реакционный монархический режим уже не мог удержать «за собой» вышедшие из под его контроля территории.
Становление государственных границ Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев происходило в сложных внешнеполитических условиях. Необходимо отметить наличие спорных территорий Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев с соседними странами. Так, Венгрия претендовала на Словакию и Подкарпатскую (Угорскую) Русь, Польша – на Тешинскую Силезию. Спорными с Италией были югославские земли Далмации, Словенского Приморья и Хорватии. Отдельно следует отметить этнический конфликт внутри Чехословакии, связанный с нежеланием населения судето-немецких регионов находиться в составе новообразованного чехословацкого государства. Таким образом, «исповедуемый» Державами Антанты национальный принцип действовал «не для всех».
Окончательное оформление границ Чехословакии и Королевство сербов, хорватов и словенцев произошло в рамках Версальской системы международных отношений, которое сложно назвать «справедливым». Как отмечает Дж. Ротшильд в своей книге «Східно-Центральна Європа між двома світовими війнами”: «Примирення національного принципу з цілями миротворців послабити німецьку і стримати російську потугу було просто неможливе».