Сравнительная характеристика образования Чехословакии, Югославии и Польши в 1918 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 19:46, курсовая работа

Описание

Цель изучения данной проблематики – раскрытие процесса распада Австро-Венгерской империи и становления новых составляющих послевоенной политической карты Европы – Чехословакия и Королевство сербов, хорватов и словенцев.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..
Глава 1. Исторические предпосылки образования Чехословакии и
Королевства сербов, хорватов и словенцев ………………………….
1.1 Формирование «государствообразующих» наций Чехословакии и
Королевства сербов, хорватов и словенцев ………………………….
1.2. Национальное движение в чешских, югославских и польских
землях в годы Первой мировой войны ……………………………
Глава 2. Формирование государственной территории Чехословакии и
Королевства сербов, хорватов и словенцев ……………………..
2.1. Проблемы спорных территорий Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев с момента образования этих государств и до установления Версальской системы международных отношений………………………………
Заключение
Список использованных источников и литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

осн текст.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

9. Исправление  границ Италии должно быть  произведено на основе ясно  различимых национальных границ.

10. Народы  Австро-Венгрии, место которых  в Лиге Наций мы хотим видеть  огражденным и обеспеченным, должны получить широчайшую возможность автономного развития.

11. Румыния,  Сербия и Черногория должны  быть эвакуированы. Занятые территории  должны быть возвращены. Сербии  должен быть предоставлен свободный  и надежный доступ к морю. Взаимоотношения различных балканских государств должны быть определены дружественным путем в соответствии с исторически установленными принципами принадлежности и национальности. Должны быть установлены международные гарантии политической и экономической независимости и территориальной целости различных балканских государств.

13. Должно  быть создано независимое Польское  государство, которое должно включать  в себя все территории с  неоспоримо польским населением, которому должен быть обеспечен  свободный и надежный доступ к морю, а политическая и экономическая независимость которого, равно как и территориальная целостность, должны быть гарантированы международным договором. Необходимо отметить, что программа Вильсона была не единственной декларацией в мире в то время, содержащей пункты, констатирующие право наций на самоопределение.  Правительством Советской России также выдвигался принцип самоопределения народов [2, с.16]. Однако эта программа имела исключительно декларативный характер, поскольку Советская Россия исключалась из списка «признанных» союзниками держав [9, c.33]. Таким образом, предполагалось создание только Польши, как полностью независимого государства. Составляя эти пункты, В.Вильсон, несомненно, руководствовался прежде всего внешнеполитическими интересами США, а не «благородными» целями дарования свободы нациям: «Отчего не стащить с мировой сцены еще одного конкурента – лоскутную Австро-Венгерскую империю?» [16, с. 269].  Тем не менее, как видно из приведенных пунктов этой программы, подтверждалось признание необходимости создания условий для национального самоопределения народов Европы. 

     Признавая необходимость создания новых государств в Центральной и Юго–восточной Европе, при определении границ создатели Версальской системы руководствовались своими собственными геополитическими интересами. Например, главнокомандующий союзными армиями Антанты маршал Фош говоря о судьбе будущего Польского государства твердил о «красной опасности, угрожающей Польше. Он требовал создания «великой Польши» с передачей ей Познани и Данцига. В этой позиции Франции отчетливо прослеживается её намерение создать противовес Германии и Советской России [4, с. 12].. В разгар прений Клемансо прямо заявил: «Когда был поднят вопрос об образовании Польского государства, имелось в виду… создать барьер между Германией и Россией…» [Цит. по кн.: С.Бекер. Вудро Вильсон. Мировая война. Версальский мир, стр. 414]. Британский премьер-министр Д.Ллойд Джордж в «документе из Фонтенбло» («Некоторые замечания для мирной конференции до составления окончательного проекта мирных условий») от 25 мая 1919 г. Д.Ллойд Джордж высказывался против удовлетворения  территориальных требований к Германии со стороны поляков [4, с. 14]. Этот факт говорил о том, что Великобритания стремилась использовать относительно сильную Германию для ослабления французской гегемонии в Европе [4, с.15]. Таким образом, разносторонний подход победителей к вопросам послевоенного установления границ не способствовал установлению абсолютно «справедливых» государственных границ, отвечающих границам национальным. 

     2.2. Чехословацкий и югославский  вопросы на Парижской мирной конференции и установление границ. 

     Парижская мирная конференция началась 18 января 1919г. Границы Чехословацкой республики определялись Версальским, Сен-Жерменским и Трианонским мирными договорами. Важную роль в признании территориальных притязаний Чехословакии сыграло то обстоятельство, что она уже фактически осуществляла суверенитет над указанными территориям [18, с. 100]. Открытым оставался вопрос польско-чехословацкой границы. Было решено провести в Тешинской Силезии плебисцит, который не поведён. Спор из-за Тешина решился конференцией послов в июле 1920 г.: важная железнодорожная магистраль Кошице — Богумин осталась в составе Чехословакии. VII раздел Версальского мирного договора, подписанного союзными державами с Германией 28 июня 1919 г., устанавливал границу между Германией и Чехословацким государством. Ею признавалась бывшая граница между Австро-Венгрией и Германией на 3 августа 1914 г. Кроме того, Германия отказывалась от небольшой части Верхней Силезии в пользу Чехословакии [18, с.102]. В III разделе договора, заключенного в Сен-Жермен-ан-Ле 10 сентября 1919 г. с Австрией, последняя признавала полную независимость Чехословацкого государства, в состав которого входила автономная территория к югу от Карпат, и отказывалась в пользу Чехословакии от прав на территории бывшей Австро-Венгерской монархии. Чехословакия брала на себя обязательства образовать на территории русин к югу от Карпат автономную единицу в составе Чехословацкого государства и предоставить ей наибольшую степень самоуправления, совместимую с единством чехословацкого государства. По Трианонскому договору 4 июня 1920 г. Венгрия отказывалась в пользу Чехословакии от Словакии и Подкарпатья (Угорской Руси) [18, с.104].

     Территориальное положение Королевства сербов, хорватов и словенцев было зафиксировано  в Сен–Жерменском, Трианонском и  Нейиском догвороах. По Сен-Жерменскому  договору Австрия лишалась большой части своих южнославянских владений, судьба которых была в дальнейшем определена Рапаллъским (итало-югославским) договором 1920 г. Жителям словенской Каринтии с г. Целовац. (Клагенфурт) была предоставлена возможность самим определить свою судьбу; по итогам плебисцита 10 октября 1920г.  этот район вошел в состав Австрии [3, с.194]. По Трианонскому договору за Королевством сербов, хорватов, словенцев закреплялась Хорватия [11, с.31]. По Нейиский договору 27 ноября 1919г. к Королевству сербов, хорватов и словенцев отошли 4 округа на западной границе Болгарии, населенные болгарами [3, с.195].

     С оформлением Версальской системы  международных отношений в Европе в целом завершилось формирование независимых Чехословацкого и Югославского государств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Настоящая работа в целом отображает процесс становления независимых Чехословакии Королевства сербов, хорватов и словенцев. Обретение независимости государством, длительное время таковой не имевшем, возможно исключительно благодаря наличию консолидированных «государствообразующих наций». Процесс такой национальной консолидации в чешских, словацких и югославянских землях в целом завершился к концу XIX века. В последние два года Первой мировой войны на территории Чехословакии и Югославии активизируется национально-освободительное движение, появляются политические силы, стремившиеся к отделению национальных территорий Австро-Венгерской империи и созданию новых независимых государств. В Чехословакии такой политической силой являлся Чехословацкий национальный комитет, признанный в 1918г. державами Антанты в качестве «неофициального правительства». Важнейшими национально ориентированными силами в югославских землях выступали Югославский национальный комитет и Народное вече Хорватии.

     Немаловажным  обстоятельством было военное поражение  Австро-Венгерской империи в Первой мировой войне, в результате которого реакционный монархический режим  уже не мог удержать «за собой» вышедшие из под его контроля территории.

     Становление государственных границ Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и  словенцев происходило в сложных внешнеполитических условиях. Необходимо отметить наличие спорных территорий Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев с соседними странами. Так, Венгрия претендовала на Словакию и Подкарпатскую (Угорскую) Русь, Польша – на Тешинскую Силезию. Спорными с Италией были югославские земли Далмации, Словенского Приморья и Хорватии. Отдельно следует отметить этнический конфликт внутри Чехословакии, связанный с нежеланием населения судето-немецких регионов находиться в составе новообразованного чехословацкого государства. Таким образом, «исповедуемый» Державами Антанты национальный принцип  действовал «не для всех».

     Окончательное оформление границ Чехословакии и Королевство  сербов, хорватов и словенцев произошло  в рамках Версальской системы международных отношений, которое сложно назвать «справедливым». Как отмечает Дж. Ротшильд в своей книге «Східно-Центральна Європа між двома світовими війнами”: «Примирення національного принципу з цілями миротворців послабити німецьку і стримати російську потугу було просто неможливе».

Информация о работе Сравнительная характеристика образования Чехословакии, Югославии и Польши в 1918 г