Стратегии транснациональных компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание

Поэтому целью моей работы является изучение рыночных стратегий ТНК, механизмов их действия, выявление характерных черт для той или иной стратегии. Данный анализ позволит выявить закономерности (или их отсутствие) для каждой из стратегий.

Содержание

Введение____________________________________________________________________2
Глава 1. Понятие ,сущность и роль ТНК. Роль транснациональных компаний в современной мировой экономике________________________________________________4
1.1. Понятие, сущность и виды ТНК______________________________________________4
1.2. Конкурентоспособность ТНК________________________________________________8
Глава 2. Сущность и основные формы стратегий ТНК____________________________ 11

2.1 Основные формы стратегий выхода ТНК на международные рынки_______________14

2.2 Общие изменения и акценты в стратегической политике современных ТНК________18

Глава 3. Российские ТНК на мировом рынке_____________________________________22

3.1 Формирование ТНК в России_______________________________________________22

3.2 Основные стратегии российских ТНК по завоеванию рынков____________________24

Заключение________________________________________________________________28

Список используемой литературы____________________________________________29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_ЧерезовойК_330_3.doc

— 227.50 Кб (Скачать документ)
 

 Введение____________________________________________________________________2 
Глава 1. Понятие ,сущность и роль ТНК. Роль транснациональных компаний в современной мировой экономике________________________________________________4 
1.1. Понятие, сущность и виды ТНК______________________________________________4 
1.2. Конкурентоспособность ТНК________________________________________________8 
Глава 2. Сущность и основные формы стратегий ТНК____________________________ 11

2.1 Основные формы стратегий выхода ТНК на международные рынки_______________14

2.2 Общие изменения и акценты в стратегической политике современных ТНК________18

Глава 3. Российские ТНК на мировом рынке_____________________________________22

3.1 Формирование ТНК в России_______________________________________________22

3.2 Основные стратегии российских ТНК по завоеванию рынков____________________24

Заключение________________________________________________________________28

Список  используемой литературы____________________________________________29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Создание и воплощение в жизнь конкурентных, корпоративных и глобальных стратегий является одной из наиболее интересных и важных тем в сфере стратегического управления. Невозможно себе представить на сегодняшний день ни одной крупной корпорации, которая не была бы заинтересованной в разработке конкурентной стратегии для каждого своего бизнеса. Так как на самом деле конкурентные стратегии каждого подразделения, филиала внутри компании складываются как мозаика, образуя общую корпоративную стратегию, в которой находит свое отражение практически весь бизнес ТНК и его развитие на ближайшие несколько лет.

      Актуальность и важность данной курсовой работы определяется тем, что в условиях возрастающей глобализации рынков предприятия сталкиваются с необходимостью глубоких изменений в своей структуре и выбора корпоративной стратегии для успешного конкурирования на рынках. В процессе глобализации мировой экономики, характеризующейся международной направленностью предприятий и сращиванием рынков, стратегии транснациональных компаний по своей сути являются стратегиями интернационализации. Поэтому важно изучать и понимать стратегии компаний, так как стратегии интернационализации предприятий могут сильно отличаться друг от друга: во-первых, они могут служить разным целям, таким как расширение на новые или уже существующие рынки, использованию выгод от размещения производства и снижения издержек.

   Во-вторых, интернационализация может быть использована в разных формах: как  через основание, или приобретение дочерних или долевых предприятий, так и через рыночные сделки с третьими предприятиями, а также посредством стратегических альянсов.

     И, в-третьих, разные функции  предприятий могут быть затронуты  интернационализацией в разной  степени.

     Также, стремление к лидерству на определенных рынках заставляет ТНК непрерывно совершенствовать качество продукции и технологии удовлетворения возрастающих потребностей покупателей. Для сохранения лидерства на мировом рынке и поддержания продукции и услуг на конкурентоспособном уровне крупнейшие ТНК прежде всего должны правильно выбрать свою стратегию. В стратегии ТНК большое значение придается поддержанию определенного уровня качества, ассортимента и других конкурентных преимуществ.

   Поэтому целью моей работы является изучение рыночных стратегий ТНК, механизмов их действия, выявление характерных черт для той или иной стратегии. Данный анализ позволит выявить закономерности (или их отсутствие) для каждой из стратегий. 

        Осуществление поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:

  • Изучение ТНК, их видов, сущности и  роли
  • Рассмотрение основных факторов конкурентоспособности ТНК
  • Анализ стратегий ТНК и их сущности
  • Оценка эффективности стратегий ТНК, и изучение стратегий ТНК в России
 

      В первой главе «Понятие, сущность и виды ТНК. Роль транснациональных компаний в современной мировой экономике» исследуется становление и развитие ТНК, а также виды и сущность функционирования ТНК.

    Во второй главе «Сущность и основные формы стратегий ТНК » рассматриваются основные стратегии ТНК и их влияние на деятельность компаний.

     В третьей главе «Российские ТНК на мировом товарном рынке » на примере России изучается процесс формирование ТНК и применение стратегий характерных для ТНК в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие, сущность и виды ТНК. Роль транснациональных компаний в современной мировой экономике 
1.1. Понятие, сущность и роль ТНК 

      

      Общепризнанно, что ТНК стали на современном этапе основной и движущей силой процесса интернационализации мировой экономики как вширь (глобализация), так и вглубь (регионализация). Это означает, что господство в мировой экономике нескольких сотен крупнейших ТНК определяет основные пропорции мирового производства и сбыта.

     ТНК имеют довольно продолжительную историю. Уже в 1939 г. в мире их насчитывалось около 300, а в 1999 г. общая численность ТНК достигла 59,9 тыс. с 508,2 тыс. филиалами, т. е. увеличилась почти в 200 раз.1 Материнские компании расположены, главным образом, в развитых странах (примерно 72%), а филиалы — в развивающихся (около 65,2%).

    Существуют различные концепции, объясняющие возникновение ТНК и развитие. Одна из них — относительная узость внутреннего рынка в условиях постоянно нарастающих объемов производства при антимонопольном регулировании внутренних рынков в большинстве развитых государств и соответственно объективная необходимость выхода на рынки других стран не просто с товарами, но с конкурентными преимуществами крупных монополий.

        В настоящее время вывоз капитала остается основной формой экспансии как для сформировавшихся, так и для вновь создаваемых ТНК.

       Термин Транснациональная корпорация возник в качестве компромисса в ходе переговоров о мандате деятельности ООН в вопросе ограничения деятельности международных монополий в развивающихся странах. “Группа 77” еще в 1974 г. постаралась терминологически отделить свои многонациональные компании от специфически западных, которые по формальным признакам напоминали некоторые фирмы развивающихся стран (например, Бразилии, Венесуэлы, Индии), но отличались двумя важными чертами: первое — источник происхождения капитала (капитал происходил из одной страны и соответственно приставка “транс” как нельзя лучше отражала направление их операций по отношению к штаб-квартире — головной компании), второе — по масштабам финансовой и технологической базы, возможностям политического, правового и любого иного прикрытия операций. Впоследствии это политическое дистанционирование постепенно стиралось, и международные монополии всех стран стали называться транснациональными.

      По определению ООН, ТНК — это международно-оперирующие фирмы в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров.2

     По определению Дж.  Даннинга,  транснациональная корпорация представляет собой

"предприятие,  осуществляющее прямые зарубежные инвестиции и владеющее либо контролирующее механизмы получения добавочной стоимости более чем в одной стране".3

      При этом эксперты ООН относят к международно-оперирующим корпорации, которые осуществляют любую производственную и (или) сбытовую деятельность, главное, чтобы их деятельность была вынесена за пределы национального государства. Однако это определение не является исчерпывающим, поскольку не учитывает важнейших признаков этого современного международного хозяйствующего субъекта, отличающего его от других субъектов МЭ и МЭО. Определим основные признаки ТНК:

  1. Корпоративность

    Это всегда объединение (корпорация) частной головной фирмы (материнская компания), размещенного в стране происхождения (базирования) ее капитала и филиалов, принадлежащих ей, но размещенных в других (принимающих) странах.

Подразделение ТНК - это относительно самостоятельное предприятие, действующее в экономике этой страны и участвующее в ее внешних экономических связях, ради целей и по направлениям сообразно интересам головной компании.4

    Подразделения в зависимости от юридического статуса могут выступать как филиалы (отделения), дочерние компании (“дочки”) и ассоциации компании.

Филиал. Филиалы ТНК отличаются от филиалов других зарубежных компаний (некорпораций) тем, что головная компания на их создание предоставляет свои средства, а национальный бизнесмен создает фирму и регистрирует ее как национальное юридическое лицо, что открывает ему широкие возможности для деятельности в стране и участия в ее внешнеэкономических связях.5 Финансовые, менеджерские и другие связи филиала с головной компанией более или менее прозрачны, но национальный статус создает ему особо благоприятные условия для его деятельности и обеспечивает для головных компаний ряд преимуществ. Прежде всего это отличное знание местных экономических условий, национального законодательства, практики воздействия государства на частного предпринимателя. Личные связи национальных руководителей и ответственных сотрудников создают возможность вписать их деятельность в рамки и направления государственной политики. В итоге в экономике принимающей страны филиал, будучи внешненациональным6, получает возможность действовать как национальный хозяйственный субъект, что позволяет ему сократить в существенном объеме как политические, так и коммерческие риски.

         На это же работает стратегия размещения филиалов, обеспечивающая максимальное их приближение к ресурсам (природным, трудовым, менеджерским, технологическим, информационным, финансовым), использование передовых технологий управления филиалами, предоставляющее большую самостоятельность в маркетинге, с одной стороны (что позволяет им быстрее приспособиться к условиям принимающей страны), и концентрацию, централизацию финансовых потоков и управление финансами — с другой.      Например, ТНК весьма часто используют дивизионную схему управления филиалами.          Подразделения в зависимости от юридического статуса могут выступать как филиалы (отделения), дочерние компании (“дочки”) и ассоциации компании.

       Независимо от типа филиала ТНК — это всегда имманентная часть корпорации, выполняющая в принимающей стране ее функции. Филиалы ТНК создаются в порядке, установленном законодательством принимающей страны.

       Водораздел между типами филиалов лежит по линии головной компании. Именно это определяет степень юридической самостоятельности филиала и жесткости контроля со стороны головной компании.

Дочерняя  компания. Дочерняя компания является юридическим лицом с собственным балансом. Создание дочерних предприятий — это обеспечение возможности руководства данным филиалом со стороны головной компании. При этом она юридически не отвечает за деятельность дочерней фирмы сверх номинальной цены своего контрольного пакета в ней. Между головным и дочерним предприятиями заключаются любые сделки, отвечающие интересам головной компании. Все прибыли “дочки” могут быть искусственно сосредоточены в головной компании вплоть до частичного или полного ее банкротства. Таким образом ТНК реализует возможности системы участия в капитале, которая может носить многоступенчатый характер, обеспечивая головной компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль за громадными капиталами. Как правило, головной компании принадлежит больше половины акций (паев) филиала, а потому она имеет право (и на практике его реализует) осуществлять контроль за его деятельностью, назначать или увольнять большинство членов органов администрации и управления.

ТНК может  применять по отношению к своим  филиалам и более значительную, чем у дочерних предприятий, систему участия с тем, чтобы обеспечить себе непосредственный централизованный контроль за всей его деятельностью. В этом случае в принимающей стране создаются отделения ТНК либо имеющиеся там дочерние предприятия преобразуются в отделения. Так было, в частности, с дочерними фирмами ТНК США после Второй мировой войны. Отличительными чертами отделения является принадлежность всех его акций (паев) родительской компании, а значит, и отсутствие у него права юридического лица и хозяйственной самостоятельности.

Информация о работе Стратегии транснациональных компаний