Стратегии транснациональных компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание

Поэтому целью моей работы является изучение рыночных стратегий ТНК, механизмов их действия, выявление характерных черт для той или иной стратегии. Данный анализ позволит выявить закономерности (или их отсутствие) для каждой из стратегий.

Содержание

Введение____________________________________________________________________2
Глава 1. Понятие ,сущность и роль ТНК. Роль транснациональных компаний в современной мировой экономике________________________________________________4
1.1. Понятие, сущность и виды ТНК______________________________________________4
1.2. Конкурентоспособность ТНК________________________________________________8
Глава 2. Сущность и основные формы стратегий ТНК____________________________ 11

2.1 Основные формы стратегий выхода ТНК на международные рынки_______________14

2.2 Общие изменения и акценты в стратегической политике современных ТНК________18

Глава 3. Российские ТНК на мировом рынке_____________________________________22

3.1 Формирование ТНК в России_______________________________________________22

3.2 Основные стратегии российских ТНК по завоеванию рынков____________________24

Заключение________________________________________________________________28

Список используемой литературы____________________________________________29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_ЧерезовойК_330_3.doc

— 227.50 Кб (Скачать документ)

       Непосредственно деятельность и стратегии транснациональных корпораций тесно связана с интересами государств их происхождения. Как правило, цели стран происхождения ведущих транснациональных компаний имеют ярко выраженную национальную окраску, а именно: обеспечение высокого уровня жизни своих граждан и укрепление мощи и авторитета своего государства на мировой арене. Подобная ситуация способствует развитию однобокого глобализма, используемого данными странами исключительно в собственных интересах.15 Однако, усиливающаяся с каждым новым переходом глобализации на более высокий уровень своего развития взаимозависимость государств должна в конечном счете свести на нет надежды ряда стран установить новый экономический порядок, отвечающий их имперским амбициям.

       В ходе достижения каждым отдельным государством своих целей между ним и остальным миром возникают противоречия, связанные с борьбой за ограниченные топливные, сырьевые, трудовые ресурсы. Особо важное значение при этом приобретает глобальное соперничество за рынки сбыта. То есть корпорация приходится разрабатывать новые маркетинговые и рекламные стратегии, а также в рамках глобальной или транснациональной стратегии сталкиваться с все большей конкуренцией и тратить больше средств на НИОКР. Однако, у данных стратегий есть преимущество: размещающие свое производство за рубежом транснациональные компании избавляют свои государства от необходимости преодолевать протекционистские барьеры в случае их введения.

     Транснациональные корпорации укрепляют позиции своего государства на территории других стран, создавая там анклавы своей собственности в виде филиалов и дочерних предприятий. Такая система собственности за рубежом обеспечивает реальное международное влияние государства, это можно хорошо видеть на примере США и так называемой «двойной экономике США».

       Однако, рост экономической мощи ТНК неизбежно влечет за собой усиление глобального политического влияния корпораций на мировой арене и соответственно ослабление политической власти правительств государств.

       Транснациональные корпорации оказывают благоприятное влияние на международные отношения, прежде всего, на состояние международной безопасности, так как они способствуют развитию взаимозависимости различных государств, делая любую агрессию стран, связанных системой транснациональных компаний, по отношению друг к другу невозможной или по крайней мере невыгодной.

      Политическое и экономическое значение транснациональных корпораций столь велико, что в обозримом периоде времени они останутся одним из важных факторов усиления воздействия промышленно развитых стран на многие регионы мира. Отсюда вытекает очевидный вывод, что забота о превращении ведущих отечественных корпораций в транснациональные стала осознанной целью внешней политики государств, стремящихся к усилению своего влияния в международном масштабе. В этом плане Россия не должна быть исключением. Создание российских транснациональных корпораций в рамках СНГ и в дальнем зарубежье представляется не только экономически, но и политически важной задачей промышленной политики России. Правильно определив одну из стратегий выхода на международные рынки корпорация может добиться колоссальных успехов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Российские ТНК на мировом рынке

3.1 Формирование ТНК в России

       В итоге в начале 90-х годов прошлого века транснациональный потенциал России имел лишь торгово-посреднический характер,   был связан с деятельностью внешнеторговых объединений бывшего советского союз а.   Из других компаний можно лишь выделить сохранившиеся и реструктурированные либо трансформировавшиеся Монголсовцветмет, Зарубежнефть, Ингосстрах и несколько других производственного и коммерческого характера.

     Начальным этапом зарождения нового российского транснационального капитала,   очевидно, можно было бы считать принятие в 1995 году Федерального закона  «О создании финансово –  промышленных групп в Российской Федерации».   Этот документ был призван стимулировать восстановление разрушенных производственно –  коммерческих связей на постсоветском пространстве посредством предоставления льгот формирующимся новым российским корпоративным структурам,   инициирующим свою хозяйственную деятельность в странах СНГ. Именно в качестве ФПГ первоначально были сформированы с участием предприятий стран СНГ такие структуры, как Интеррос,   Интер РАО ЕЭС, Нижегородские автомобили, Группа Точность, ТаНаКо, Славянская бумага.16 К сожалению, закон дал скорее лишь политический импульс российскому бизнесу,  не предоставив ему каких-либо ощутимых экономических и фискальных льгот и стимулов.

     Крупные же российские компании, зачастую, были обременены финансовым  и трудностями, вызванными общим системным кризисом в стране,   далеко не всегда в тот период был и в состоянии стать центром производственной консолидации капитала.  Среди методов достижения ими возможной корпоративной солидарности часто использовалось не соображения предоставления экономической выгоды, а стремление любой ценой принудить младшего партнера к подчинению. Тем не менее,  некоторые структуры были созданы,  либо восстановлены на базе прежних постсоветских связей. Этому способствовало открытие дороги для  внешнеторговых связей на уровне бартерных контрактов, введение в практику легальных схем финансирования под уступку денежного требования,  т.н.  факторинг. Именно через формат международных ФПГ первоначально формировалась транснациональная деятельность в странах СНГ четырех крупнейших российских металлургических компаний: Магнитогорского МК, Новолипецкого МК, Новокузнецкого МК, Череповецкого МК. В иной организационно правовой структуре наращивали свою транснациональную деятельность в странах СНГ компании: РАО ЕЭС России,   Мечел, Русал, НК ЛУКОЙЛ,   Объединенные машиностроительные заводы (ОМЗ),   будущий ГМК Норникель.17 Как видно, в основном это были приватизированные гиганты,   начавшие инвестиционную экспансию в условиях благоприятной конъюнктуры на рынках их экспортной продукции.

    Следующая группа сравнительно  молодых российских ТНК сформировалась  в результате проводимых ими  активных операций по слиянию  и поглощению с зарубежным  и компаниями, включая и теми, которые вели транснациональную  хозяйственную деятельность. Причем операции слияния и поглощения носят весьма широкий и разносторонний характер: создание стратегических альянсов,   обмен активам и, уступка зарубежной филиальной сети,   совместная работа на рынках третьих стран и др. Среди данной волны российских ТНК можно выделить НК Татнефть,  НК ТНК-ВП,  КАМАЗ, Уралкалий,  Трубная металлургическая компания  (ТМК),   группа ЕВРАЗ,   АК Алросса,   ВТБ, Сбербанк и другие.18

      Обращает на себя внимание тот факт,  что процесс транснационализации деятельности российских компаний происходит как за счет растущих масштабов слияний и поглощений на российском рынке,  так и посредством реализации данных коммерческих проектов российским бизнесом за рубежом. По данным международного рейтингового агентства KPMG , российский рынок слияний и поглощений в 2007 году занял первое место среди развивающихся рынков и увеличился к уровню 2006  года в два раза.  В стоимостном выражении его объем составил около 13 млрд долларов.   Для сравнения можно отметить,   что в 2000  году стоимость всех операций С и П,   в которых участвовали российские компании,   составила 1,2 млрд долл. 19  Росси я стала абсолютным лидером на рынке слияний и поглощений в Восточной Европе.

      Высокая динамика транснационализации деятельности российских компаний наблюдается в таком сравнительно новом секторе международного бизнеса, как телекоммуникационный.  Некоторые специалисты склонны считать, что российские ТНК в данном сегменте мирового рынка использовали благоприятную конъюнктуру,   а интернационализацию их деятельности обеспечил в основном иностранный инвестор. Среди них особенно агрессивную стратегию зарубежной деятельности демонстрируют АФК Система, Вымпелком, Мегафон, МТС.

   Таким образом,  в настоящее время мы являемся свидетелями того, что российские ТНК в своей зарубежной деятельности приобретают растущие масштабы,   диверсификацию форм,  откровенно по-хорошему агрессивный коммерческий напор.   Исходя из устоявшихся критериев транснациональности,  в России можно назвать уже свыше 50 отечественных ТНК с зарубежными производственными (для сферы услуг -  профильными сервисными)  дочерними структурами,   в каждой из которых ПИИ превышают 5 долл. Сопоставимые показатели свидетельствуют,   что согласно официальной информации зарубежных стран аккумулированные объемы привлеченных российских ПИИ в рамках ТНК составляют порядка 65 -70  млрд долл.20 Более того, некоторые российские ТНК входят в авторитетный рейтинг журнала Finаcial Times

FT-500, такие как Газпром( 33 место), Роснефть (62 место), Сбербанк (86  место), Лукойл (140 место), Сургутнефтегаз (174 место), Норильский никель (207 место)21, данные компании успешно осуществляют свою деятельность как в России, так и за рубежом.

  

3.2 Основные стратегии российских ТНК по завоеванию рынков 

   Современное становление рыночных отношений в России — сложное и противоречивое явление.  В новом тысячелетии России необходимо иметь ясные ориентиры своей экономической интеграции и стратегическую программу действий с четкими представлениями о базовых принципах,  основных приоритетах,   источниках и механизмах экономического развития.  Необходимо определить способ достижения устойчивого роста уровня жизни населения.  Он связан с созданием демократического общества,  динамично развивающегося на основе эффективной современной рыночной экономики,  высоких технологий,  сохраняющего лучшие традиции российской истории,  великое культурное наследие и духовные ценности.  Для этого требуется поддержка государством эффективных и конкурентоспособных российских предприятий  (например,  отраслей пищевой,  косметической,  пивоваренной,  химической,  военной, аэрокосмической,  лесной и других);  создание для них справедливых и равных налоговых условий,  а на этапе становления даже льготных;  необходима информационная и маркетинговая поддержка,  требуются реальные законы и условия для их выполнения;  необходима комплексная система финансирования и кредитования наиболее перспективных и конкурентоспособных российских предприятий;  требуется поддержка предприятий при выходе на внешний рынок и многое другое.  В условиях неуклонного обострения международной конкуренции эти меры являются основополагающими.    Конкурентоспособность многих российских товаров  (например, в пищевой промышленности - по уровню вкусовых и других качественных характеристик)  является очевидной и не вызывает сомнений даже на Западе,  но организационная сторона их подачи остается большой проблемой.  Так,  система сертификации и стандартизации на международном уровне практически отсутствует;  маркетинговые принципы стратеги- ческого и тактического планирования при выходе на внешний рынок с комплексным изучением международной маркетинговой среды и при продвижении продукции практически не используются;  подготовленных управленческих кадров,  способных принимать нестандартные,  порой рискованные,  но рассчитанные на перспективу решения тоже практически нет.  Все эти проблемы можно перечислять и дальше,  но главное -  нахождение основной идеи развития России,  интеграции ее в мировое хозяйство,  поиск Россией так называемого  «своего пути», своих стратегий развития.  На наш взгляд,  решение связано с повышением конкурентоспособности российской экономики,  то есть в оценке способности национальных производителей продавать свои товары  (услуги)  как внутри страны,  так и за рубежом;  в способности увеличивать или удерживать за собой доли рынков,  достаточных для расширения и совершенствования производства, для роста уровня жизни населения.  Важно сознавать при этом,

что конкурентоспособность  определяется долгосрочными процессами развития.

       Сейчас роль России достаточно скромная,  но и у нее еще есть время и ресурсы на то,  чтобы вписаться в процесс экономической и политической глобализации.22  Глобализация — это вовсе не унификация и стандартизация.  Создать продукт,  удовлетворяющий всем вкусам,  нереально, даже при использовании множественно-национальной стратегии Различия во вкусах,  в менталитете,  то есть в аспектах международной маркетинговой среды,  никогда никуда не исчезнут.  А значит,  и у России есть свой шанс присоединиться к этому процессу. Своеобразие и неповторимость России как отдаляет,  так и приближает ее к мировым процессам;  ее исторический опыт,  научный,  образовательный,  культурный потенциал велик.  Как правильно распорядиться всем этим —  необходимо решать сейчас.  Россия — одна из тех мировых держав,  которые будут формировать многополярность мира и в значительной степени определять развитие всего человечества.      Специфика современной жизни требует от субъектов экономических взаимоотношений проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов,  дабы обеспечить эффективное использование редких наличных ресурсов и качественное удовлетворение потребительских требований. Чтобы принять оптимальное управленческое  решение по выбору стратегии в условиях жесткой конкурентной борьбы,  предприятию необходимо располагать огромными объемами коммерческой информации.  Необходима серьезная проработка рынков выпускаемой и намеченной к производству продукции и технико-экономическое обоснование планируемых изменений на предприятиях,  что совершенно невозможно без выбора той или иной стратегии.  Совершенно очевидно,  что маркетинг в современных условиях необходим на этапах функционирования компании для решения задач ее повседневной деятельности. Особое место в оценке влияния и применения опыта зарубежных ТНК для российских компаний занимает необходимость изучения международной маркетинговых стратегий. 

       На данный момент российские ТНК использую различные стратегии. Стратегии крупных российских компаний, направлены на реализацию преимущества одновременного доступа к большему количеству рынков, обусловили появление новых подходов к интегрированным производственным сетям и маркетинговым стратегиям, в центре которых - внимание к глобальному имиджу компании и брендам. Уязвимость глобального имиджа обусловливает разработку социально ориентированных программ развития крупных компаний. Небольшое число ТНК использует стратегии «аутсорсинга».

Информация о работе Стратегии транснациональных компаний