Терроризм как глобальная
мировая проблема современности
Терроризм, во всех его формах
и проявлениях, по своим масштабам
и интенсивности, по своей бесчеловечности
и жестокости превратился ныне
в одну из самых острых и
злободневных проблем глобальной
значимости. Проявления терроризма
влекут за собой массовые человеческие
жертвы, разрушаются духовные, материальные,
культурные ценности,которые невозможно
воссоздать веками. Он порождает ненависть
и недоверие между социальными и национальными
группами. Террористические акты привели
к необходимости создания международной
системы борьбы с ним. Для многих людей,групп
и организаций терроризм стал способом
решения проблем: политических,религиозных,
национальных. Терроризм относится к тем
видам преступного насилия,жертвами которого
могут стать невинные люди, не имеющие
никакого отношения к конфликту. Терроризм
как глобальная проблема требует постоянного
внимания и изучения и поэтому представляет
широкое поле для исследований с последующим
их практическим применением.
1. Истоки
Терроризм
как явление, безусловно, обладает
своеобразной притягательностью
– особенно, если рассматривать
его с безопасного расстояния
– и в то же время представляет
немалые трудности для анализа.
Это мрачное обаяние терроризма
и трудности его интерпретации
имеют общий корень: внезапность,скандальность
и вопиющая жестокость – основные составляющие
терроризма. Войны –в том числе и гражданские
– во многом носят достаточно предсказуемый
характер,они происходят, что называется,
средь бела дня. Противоборствующие стороны
и не думают окутывать себя и свои действия
ореолом тайны. Даже гражданская война
соблюдает те или иные правила, в то время
как главные признаки терроризма -анонимность
и отрицание каких бы то ни было норм. Терроризм
всегда производил шокирующее впечатление
на общество и вызывал самые противоречивые
отклики и оценки. Лет восемьдесят назад
террорист в массовом сознании ассоциировался
со взъерошенным чернобородым чужаком-анархистом,
который швырялся бомбами направо и налево
и взирал на мир с дьявольской или идиотской
улыбкой. Это был совершенно аморальный
и фанатичный субъект, зловещий и нелепый
одновременно.Хотя Достоевский и Джозеф
Конрад и дали в своих произведениях гораздо
более углубленные образы представителей
этого движения, но отправной точкой для
них служил именно такой стереотип. В наши
дни этот образ, безусловно, претерпел
определенную трансформацию, но все же
не очень далеко ушел от первоначального
шаблона, и объяснения политологов и психиатров,
вызываемых для консультаций, в конечном
счете, не проливают света на эту загадку.
Надо сказать,
что во все времена и эпохи
террористы не испытывали недостатка
ни в поклонниках, ни в доверенных
лицах, да и сегодня мы снова
и снова слышим похвалы в
адрес новоявленных святых и
великомучеников террора. Нам
говорят, что террорист - это
человек, который не закоснел
в равнодушии, который посвятил
себя борьбе за свободу и
справедливость. Его изображают
кротким созданием, вынуждаемым
равнодушным большинством и жестокими
социальными условиями сыграть роль трагического
героя: добрый самаритянин, подливающий
яд, Франциск Ассизский с бомбой. Разумеется,
такого рода канонизация сама по себе
нелепа, но в то же время последовательное,
безоговорочное отрицание терроризма
с его бесчеловечными методами исходит
лишь от тех, кто проповедует идеи непротивления
злу насилием. Как отметил еще триста лет
назад полковник Сексби, убийство –далеко
не всегда преступление, а вооруженное
сопротивление превосходящим силам противника
в открытом поединке и в полном соответствии
с кодексом рыцарской чести– порой заведомо
обречено на провал.
Шиллер напоминал о том, что
тирания не безгранична и что
приходится браться за оружие,
когда все прочие доводы оказываются
исчерпанными. Выдвинутое Шиллером
обоснование насилия как"последнего
довода" свободных людей, не желающих
мириться с невыносимыми условиями существования,
вдохновляло не одно поколение тираноборцев.
Впрочем, на одного Вильгельма Телля приходилось
немало самозваных спасителей человечества,
горячих голов, фанатиков и безумцев, весьма
своеобразно представляющих себе право
личности на самозащиту и видящих в оружии
не "последний довод", но панацею
от всех зол – как реальных, так и мнимых.
Патриотизм с давних пор был последним
убежищем негодяя. То же самое справедливо
в отношении борьбы за свободу.Так, латиноамериканские
конокрады, будучи пойманными и желая
избежать повешения, объявляли, что руководствовались
в своих действиях политическими мотивами.
Разумеется, большинство террористов
и не «Вильгельмы Телли», и не вульгарные
конокрады. Бывает, что в них причудливо
сочетаются самые разные,порой противоречащие
друг другу качества, что вовсе не облегчает
задачу исследователю терроризма. Можно,
конечно, спорить, был ли прав Эдмунд Берк,
говоривший, что если "поскрести идеолога,
то под ним обнаружится террорист",но
зато совершенно очевидно другое: если
"поскрести" террориста, то под ним
совсем не обязательно скрывается идеолог.Анализ
проблемы терроризма сложен еще по одной
причине. За последнее столетие характер
терроризма претерпел значительные изменения.
Это касается не только методов, но и задач
борьбы, а также личностей тех, кто принимает
в ней участие. Столь же существен и второй
момент: в отличие от марксизма, терроризм
не является идеологией, но представляет
собой бунтарскую стратегию, которая может
применяться приверженцами самых разных
политических течений. В то же время терроризм
- это не набор чисто технических приемов.
У тех, кто им занимается, существует определенная
мировоззренческая общность. Они могут
принадлежать к левой или правой части
политического спектра, они могут быть
националистами или, что реже, интернационалистами,
но в основных моментах их ментальность
выказывает удивительное сходство. Часто
они гораздо ближе друг другу по духу,
чем сами подозревают и были бы готовы
признать тайно или публично. Подобно
тому, как технологией терроризма могут
успешно овладевать люди самых разных
убеждений,его философия также без труда
преодолевает преграды, существующие
между отдельными политическими доктринами.
Она универсальна и беспринципна. Терроризм,вопреки
бытующему мнению, не является подвидом
партизанской (революционной) войны, и
его политические функции в наши дни носят
иной характер. Кто-то в качестве синонима
к понятию "терроризм" использует
термин"городская партизанская война".
Насчет эпитета "городской"все в
порядке, но вот определение "партизанский"
тут уж совсем ни причем: ведь разница
между терроризмом и деятельностью партизана
имеет не стилистический, но качественный
характер.
Особенности современного терроризма
вкратце сводятся к следующему:
Терроризм– одна из наиболее серьезных,
чреватых большими опасностями проблем,которые
ныне встают перед мировым сообществом.
Терроризм– это реакция на несправедливость.
Если бы в мире царила политическая и социальная
справедливость, никакого терроризма
не было бы и в помине.
Единственный способ уменьшить
угрозу терроризма – борьба с теми
социальными и политическими
язвами, что вызывают его к жизни.
Террористы– это фанатики-идеалисты,
доведенные до отчаяния бесчеловечными
условиями существования. Они бескорыстны,
и в основе их действий лежат мотивы чисто
идеологического характера.
Терроризм может заявить о себе
в любой точке земного шара.
Понятия "терроризм"
и"террорист" появились сравнительно
недавно. В дополнении к Словарю Французской
академии 1798 года терроризм определяется
как systeme, regime de laterreur. Согласно одному французскому
словарю, вышедшему двумя годами ранее,якобинцы
часто употребляли это понятие устно и
письменно по отношению к себе -и всегда
с положительным оттенком. Однако после
9-го термидора слово"террорист" стало
носить уже оскорбительный смысл, превратившись
в синоним "преступника". Вскоре это
понятие достигло берегов Британии.Достаточно
вспомнить знаменитые слова Эдмунда Берка,
написанные им в 1795 году,где он упоминал
"тысячи псов ада, именующихся террористами",
которых натравили на французов. Слово
"терроризм" в те времена применялось
к периоду Французской революции между
мартом 1793 и июлем 1794 года и означало"правление
ужаса". Впоследствии термин получил
более расширенное толкование и стал означать
всякую систему правления, основанную
на страхе.Затем, до самых недавних пор,
слово "терроризм" - как, кстати, и"партизанская
война", употреблялось настолько широко
и означало столько различных оттенков
насилия, что вовсе утратило какой-либо
конкретный смысл. Достаточно часто приходится
слышать голоса, призывающие отказаться
от изучения политического терроризма
как особого явления на том основании,
что на всем протяжении мировой истории
в результате преступлений со стороны
властей погибло гораздо больше людей,
чем от рук "террористов снизу".Возможно,
так оно и есть, но, тем не менее, меня здесь
интересует не проблема политического
насилия в целом и не ужасы отдельных политических
режимов, но гораздо более специфическое
явление.
Систематические
террористические акции начинаются
во второй половине XIX столетия. С
самого начала это течение
разделилось на несколько вполне
отчетливых рукавов. Так, в России революционеры
вели борьбу с самодержавием в 1878-1881 годах,
равно как и в самом начале XX столетия.Радикальные
националистические группировки: армяне,
ирландцы, македонцы, сербы пользовались
террористическими методами в борьбе
за национальную автономию или независимость.
Затем, в 90-е годы прошлого столетия, анархисты
повели"пропаганду делом" во Франции,
Италии, Испании и Соединенных Штатах.Отдельные
политические убийства в Италии и Франции
вызывали большой общественный резонанс,
хотя и не являлись частью какой-то общей
стратегии. Что касается терроризма в
Испании и Соединенных Штатах, то он обладал
своей спецификой, поскольку пользовался
поддержкой определенных групп населения.
Так,в Соединенных Штатах идеи терроризма
брали на вооружение представители рабочего
движения - "Молли Магуайрес", а впоследствии
и Западный профсоюз шахтеров. В Испании
терроризм был оружием как крестьянских,
так и рабочих движений. При всех различиях
в деталях и политической конкретике,
у этих выступлений имелось нечто общее:
они были связаны с ростом демократии,
с одной стороны, и национализма - с другой.
Тяготы существования, против которых
выступали эти люди, присутствовали и
раньше: меньшинства подвергались угнетению,
авторитаризм был правилом, не знавшим
исключений. Но, с распространением идей
просвещения и ростом национализма социальные
условия,которые прежде не вызывали протеста,
стали казаться чудовищными. Однако вооруженный
протест получал шанс на успех только
в том случае, если верхи изъявляли согласие
играть по новым правилам, что, прежде
всего, исключало расправу с инакомыслящими.
Короче, террористические группировки
могли одержать победу только над таким
правительством, которое отвергало террористические
методы.
Такой вот парадокс вставал перед
тогдашними террористами, а методы старых
авторитарных режимов, отметаясь многими
правительствами, брались на вооружение
новыми тоталитарными государствами.
Среди многочисленных
террористических движений особую
роль играла "Народная воля",
хотя и действовала она в
России лишь с января 1878 по
март 1881 года. Эта организация начала
вооруженную борьбу, когда один
из ее членов, некто Ковальский,
взялся за оружие,сопротивляясь
аресту; затем Вера Засулич стрелявшая
в генерал-губернатора Трепова, а первым
пиком этой кампании террора стало убийство
генерала Мезенцева, шефа Третьего отделения,
в августе 1878 года. В сентябре 1879 года революционным
трибуналом "Народной воли" был приговорен
к смерти император Александр II. Впрочем,
еще раньше, в апреле, некто Соловьев покушался
на жизнь царя, но делал это по собственному
почину. Последующие покушения на государя
(попытка пустить под откос царский поезд
и взрыв бомбы в Зимнем дворце) также не
увенчались успехом. Царь был убит 1 марта
1881 года, и парадокс ситуации состоял в
том, что большинство народовольцев к
этому моменту было уже арестовано. Это
событие стало одновременно и апогеем,
и финалом кампании террора, и примерно
на два десятилетия в России наступило
затишье.
Вторая волна
террора связана с деятельностью
эсэров. Началось все в 1902 году, когда некто
Балмашев убил министра внутренних дел
Сипягина. Впрочем, за год до этого молодой
дворянин Карпович застрелил министра
просвещения Боголепова. Эсеры совершили
три крупных убийства в 1903году (в том числе
губернаторов Оболенского и Богдановича)
и два в 1904-м, а в1905 году число убийств возросло
до пятидесяти четырех. В 1906 году их было
совершено восемьдесят два и в 1907-м – семьдесят
три. После этого волна террора пошла на
убыль: три убийства в 1908-м, два в 1909-м и
одно в 1910-м. Самым громким стало убийство
"сильной руки" режима, министра внутренних
дел Плеве, застреленного на петербургской
улице в 1904 году. В 1905 году Каляев убил
великого князя Сергея Александровича.
Последним убийством, потрясшим Россию,
стало покушение на Столыпина в киевском
оперном театре в 1911 году. Столыпин был
убит уже после того, как боевая организация
эсеров прекратила существование. Его
убийца был одиночкой и, возможно, двойным
агентом. Не считая отдельных инцидентов,
после 1911 года индивидуальный террор сошел
на нет.Третья, относительно небольшая
волна терроризма поднялась уже после
захвата власти большевиками в 1917 году.
Частично она была направлена против большевистских
руководителей (были убиты Урицкий и Володарский
и ранен Ленин),частично против германских
дипломатов и военных – дабы помешать
мирным переговорам между Россией и Германией.
Однако большевикам без особого труда
удалось погасить этот пожар.
В последнее десятилетие ХIХ и
первое ХХ века было совершено немало
покушений на жизнь ведущих политиков
Европы и Америки. Так,были убиты американские
президенты Маккинли и Гарфилд, предпринято
несколько неудачных покушений на Бисмарка
и германского кайзера. В 1894 году убили
президента Франции Карно, а в 1897-м – премьер-министра
Испании Антонио Кановаса. В 1898 году была
убита австро-венгерская императрица
Элизабет, а в1900-м – король Италии Умберто.
Но хотя во многих случаях убийцами были
анархисты, чаще всего они действовали
по собственному почину, не поставив соратников
в известность о своих планах. В то время
все как-то позабыли, что у цареубийства
вообще-то существует долгая традиция
и что во Франции, например, в том же столетии
имели место покушения на жизнь Наполеона
и Наполеона III. Как отмечал современник,
которого никак нельзя заподозрить в симпатиях
к анархистам, "трудно приписать им
участие во всех этих многочисленных злодеяниях,
в том числе и в покушениях на жизнь монархов".
До первой мировой войны терроризм рассматривался
исключительно как признак левизны, хотя
его индивидуалистический характер подчас
плохо вписывался в общий шаблон. Но ни
ирландские и македонские борцы за независимость,
ни армянские и бенгальские террористы
не имели никакого отношения к анархизму
или социализму. Российские черносотенцы,
разумеется, были террористами, но их задачей
была борьба с революцией. Они учиняли
еврейские погромы и убивали тех, кто состоял
в оппозиции самодержавию. "Черная сотня"
находилась на правом фланге российской
политической жизни, да и основана была
при содействии полиции. Но,как это часто
бывает в истории террористических движений,
ученик чародея сам стал колдовать. Вскоре,
когда в стране пошли разговоры о перераспределении
земли и сокращении рабочего дня, члены
организации, созданной для поддержки
монархии, стали заявлять, что лучше вообще
не иметь никакого правительства, чем
терпеть нынешнее. Черносотенцы поговаривали,
что несколько честных офицеров,как в
Сербии, способны принести стране много
пользы – намек на политические убийства
в этой балканской стране. После первой
мировой войны террористические организации
находили поддержку прежде всего у правых
и сепаратистски настроенных групп, как,
например, хорватские усташи, получавшие
помощь от фашистской Италии и Венгрии.
Хорваты требовали независимости и были
готовы принимать помощь от кого угодно.
Как и у ирландцев, их борьба продолжалась
и после второй мировой войны. В 20-е годы
систематический терроризм культивировался
на перифериях новых многочисленных фашистских
движений, а также среди их предшественников.
Например "фрайкоровцев" в Германии
и особенно среди членов румынской "Железной
гвардии". Но в целом активность боевиков
оставалась в достаточно узких рамках.
Наступило время массовых политических
партий, как правого, так и левого толка,
и анархизм перерос в стадию индивидуального
террора. Конечно, и в те годы случались
громкие политические убийства – Розы
Люксембург и Карла Либкнехта в 1919-м, Ратенау
– в 1922-м, югославского царя Александра
и французского премьера Бартув 1934-м. Поскольку
последний инцидент носил международный
характер, и в нем было замешано четыре
правительства, Лига Наций сочла необходимым
вмешаться. Был вынесен ряд резолюций
и основано несколько комиссий с целью
борьбы с проявлениями международного
терроризма. Все эти старания оказались
тщетными,поскольку одни страны действительно
были намерены положить конец подобным
проявлениям жестокости, но другие ничего
не имели против терроризма, коль скоро
он лил воду на мельницу их политики. Три
десятилетия спустя с похожей ситуацией
столкнулась и Организация Объединенных
Наций.