Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:34, дипломная работа
Цель работы заключается в выявлении особенностей деятельности транснациональных корпораций как доминирующих субъектов мировой экономики.
Постановка цели обусловила необходимость решения следующих задач:
рассмотреть подходы к анализу внешнеэкономических отношений и феномена ТНК и дать теоретическую характеристику экономического поведения субъектов мирового рынка;
исследовать эволюцию хозяйствующих субъектов в мировой экономике;
Основную
роль в регулировании деятельности ТНК
в настоящее время выполняют национальные
законодательства, регламентирующие допуск
и условия деятельности ПИИ в их экономиках.
И это понятно, так как именно ПИИ обеспечивают
более половины всего притока финансовых
ресурсов в развивающиеся страны, намного
превышая по своим объемам официальную
помощь на цели развития (ОПР).
2. Воздействие деятельности транснациональных
корпораций на экономику региона
2.1 Современные транснациональные
корпорации зарубежных стран
и их роль в мировой экономике
Рост числа и многообразие форм стратегических альянсов является закономерной чертой современных международных экономических отношений. По данным ОЭСР, в 1990-2006 гг. было создано приблизительно 150 тыс. стратегических альянсов, более 60 % из которых - международные стратегические альянсы. Сотрудничество в форме стратегических альянсов активно развивается, и общемировой оборот товаров и услуг в рамках альянсов достиг в 2004-05 гг. 40 трлн. долл. США7. С 1990 г. по 2007 г. отмечается общий рост числа стратегических альянсов с 3,3 тыс. до, примерно, 15 тыс. соответственно. Фирмы ЕС участвуют в 35-40 % от общего количества всех устойчивых стратегических альянсов в мире (таблица 4).
Широкое распространение стратегических альянсов в мировой экономике, а также значительный интерес к указанной форме кооперационного сотрудничества со стороны крупнейших ТНК, позволяет современным ученым отнести стратегические альянсы к одной из форм прямого иностранного инвестирования. Как правило, стратегические альянсы в этом случае рассматриваются в тесной взаимосвязи со сделками по слияниям и поглощениям8.
транснациональный корпорация экономика мировая
Таблица 4 Примерное число зарегистрированных стратегических альянсов (ед. в год)
Год | Мир | ЕС | США | Азия |
1990 | 3300 | 825-891 | 1122 | 1254 |
1995 | 9120 | 2280-2462 | 3101 | 3466 |
2000 | 10100 | 2525-2727 | 3434 | 3838 |
2005 | 11842 | 2961-3197 | 4026 | 4500 |
2006 | 12353 | 3088-3335 | 4200 | 4694 |
Стратегические альянсы как один из способов инвестиционного проникновения на внешние рынки в форме прямых зарубежных инвестиций наиболее часто применяют ТНК средне- и высокотехнологичных отраслей, таких как информационные и коммуникационные технологии, фармацевтика, автомобилестроение. Причем количество соглашений постоянно растет. Стратегические альянсы в отмеченных отраслях характеризуются сложностью кооперационных взаимосвязей и не ограничиваются рамками лишь одного вида сотрудничества. Наиболее значительно на приток прямых зарубежных инвестиций влияют технологические стратегические альянсы, созданные в форме совместных предприятий (таблица 4).
Значительную роль в развитии производственной кооперации и научно-технического сотрудничества играют технологические стратегические альянсы (таблица 5). Их число увеличилось в 1990-2007 гг. с 394 до 739 соответственно9.
Основными факторами роста числа технологических стратегических альянсов и альянсов в НИОКР являются: чрезвычайно высокие издержки и неопределенность в результатах НИОКР, необходимость быстрой передачи передовых технологий при сближении компаний, обладающих взаимодополняющими технологиями, стратегические исследования новых рынков или отдельных рыночных ниш, общее сокращение инновационного периода в современных условиях.
Таблица 5 Соотношение притока прямых зарубежных инвестиций в участие в уставном капитале и количества стратегических альянсов10
Год | Приток ПЗИ в мире (млрд. долл. США) | Инвестиции в участие в уставном капитале (млрд. долл. США) | Кол-во технологических СА (мир) |
2000 | 1270,8 | 717,2 | 483 |
2001 | 735 | 404,3 | 607 |
2002 | 651 | 418,5 | 527 |
2003 | 560 | 372,8 | 695 |
2004 | 710,07 | 443,7 | 671 |
2005 | 916 | 499,2 | 685 |
2006 | 1306 | 715,7 | 726 |
2007 | 1979 | 1080 | 739 |
2008 | 1697 | 1028 | - |
Наиболее
значительными проблемами, вне зависимости
от сектора формирования стратегического
альянса, являются изменение характера
конкуренции при формировании альянсовых
сетей и существование различных деловых
культур в управлении стратегическими
альянсами.
Таблица 5
Технологические альянсы в промышленности ЕС
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Всего в мире | 483 | 607 | 527 | 695 | 671 | 685 | 762 | 739 |
с участием компаний из ЕС, в том числе: | 232 | 284 | 277 | 287 | 320 | 336 | 396 | 366 |
ИКТ | 79 | 68 | 62 | 76 | 70 | 70 | 69 | 69 |
фармацевтика /биотехнологии | 91 | 171 | 177 | 178 | 197 | 217 | 280 | 254 |
новые материалы | 7 | 12 | 9 | 6 | 7 | 6 | 5 | 3 |
космос/оборона | 5 | 17 | 13 | 11 | 9 | 7 | 6 | 4 |
химическая промышленность | 30 | 10 | 4 | 8 | 15 | 13 | 12 | 11 |
автомобильная промышленность | 28 | 12 | 12 | 18 | 22 | 23 | 24 | 25 |
В современной высоко конкурентной внешней среде альянсовые сети постепенно становятся одним из значительных факторов конкурентных преимуществ, а также завоевания и удержания ведущими ТНК лидирующих позиций на мировом рынке. При создании обычного стратегического альянса фирмы-партнеры получают экономию на масштабах производства. При создании сети альянсов достигается эффект масштаба деятельности, благодаря которому многопрофильные ТНК способны быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды с меньшими издержками за счет использования дополняющих друг друга систем знаний и компетенций. Каждая из ведущих мировых ТНК из списка Fortune Global 500 участвует в среднем в 3-5 альянсовых сетях. Наиболее значительные сети альянсов созданы в секторе ИКТ, а также в фармацевтической и биотехнологической отрасли.
В основе проблемы различия деловых культур в управлении стратегическим альянсом лежат разные управленческие стили менеджеров компаний ЕС, США и Японии. Они определяют основные направления формирования стратегических альянсов и сетей отдельной национальной фирмы. Наиболее важными показателями являются склонность к риску, настойчивость в достижении поставленной перед альянсом цели и ориентация на будущее развитие.
Управление
в рамках стратегического альянса и альянсовой
сети ставит перед менеджерами сложные
комплексные задачи и проблемы. Нередко
возникают трудности в принятии управленческих
решений из-за несовпадений интересов
партнеров или различных взглядов менеджеров
на отдельные вопросы. Кроме того, традиционные
иерархические структуры управления дополняются
многочисленными горизонтальными связями.
На современном этапе происходит переход
к новой модели внутрифирменного управления,
основанной на интеграционных процессах
в компаниях, их объединении с помощью
глобальных информационных систем в стратегические
альянсы11.
2.2 Анализ транснациональных
корпораций и их влияние
Рассмотрим
основные направления и перспективы развития
стратегических альянсов и их сетей в
автомобильной, фармацевтической и биотехнологической
отраслях, а также в секторе ИКТ ЕС.
Таблица 6 Показатели по созданию стратегических альянсов компаний ИКТ, фармацевтической и биотехнологической отраслей и автомобилестроения ЕС12
Название | Сфера деятельности | Инвестиции в НИОКР в 2008 г. (млн. евро) | СА с учетом сетей (2000-08 гг.) | Наиболее крупные альянсы |
Nokia | ИКТ | 5 321 | 1500 | Nokia Siemens Networks, Siemens-РЖД |
Royal Philips Electronics | ИКТ | 1 613 | 1000 | AOL-Philips; Philips-Checkpoint Systems; Philips-Visa; Philips-Epic; Nokia-Philips-Sony; STMicroelectronics-Philips |
L. M. Ericsson | ИКТ | 2 975 | 700 | SonyEricsson (телекоммуникационное оборудование); ST-Ericsson (разработка платформ и стандартов для беспроводных систем) |
Siemens AG | ИКТ | 3 836 | 650 | Nokia Siemens Networks; Siemens-Bosch-PolilC-Evonic Ind.- Elantas Beck-BASF (RFID-технологии) |
GSK | Фармацевтика/ биотехнологии | 3 836 | 130 | GSK-Genmab (2 млрд. долл. США - самый крупный СА в ЕС между фармацевтической и биотехнологической компанией по НИОКР); GSK-EPIX; GSK-ChemoCentryx |
AstraZeneca | Фармацевтика/ биотехнологии | 3 622 | 80 | AstraZeneca-Bristol Mayers Sqibb (НИОКР онкологических препаратов на основе малых молекул) |
Sanofi-Aventis | Фармацевтика/ биотехнологии | 4 608 | 80 | Sanofi-Aventis-Exelixis (1 млрд. долл. США, НИОКР); Sanofi-Aventis-Wellstat Therapeutics |
Renault | Автомобильная | 2 235 | 20 (прямые) | Renault-Nissan; Peugeot-Volvo-Renault |
Fiat S. A. | Автомобильная | 1 986 | 20 (прямые) | Fiat-GM (совместная разработка платформ малолитражных автомобилей, двигателей, сбыт в Латинской Америке и США); Fiat-Chtysler |
Значение стратегических альянсов как фактора развития возрастает в зависимости от уровня развития кооперационных отношений и технологий в отрасли. Альянсы имеют наибольшее значение в среднетехнологичных отраслях с высоким уровнем предметной специализации (автомобилестроение, химическая отрасль) и высокотехнологичных отраслях (ИКТ, фармацевтика, биотехнологии, авиастроение).
В автомобилестроении альянсы заключаются в жестких формах и носят сложный, комплексный и комплементарный характер. Партнерские ТНК широко используют механизм взаимного участия в капитале. В автомобильной промышленности, по данным ОЭСР, в период с 1998 по 2006 гг. было создано около 3 тыс. стратегических альянсов. Примерно 75 % стратегических альянсов в автомобильной промышленности - производственные совместные предприятия. Основными целями создания стратегических альянсов являются: достижение глобального охвата рынков, проведение совместной разработки автомобильных платформ, унификация узлов и деталей, проведение совместных НИОКР, осуществление совместных закупок, а также совместное использование сбытовой сети.
Все более усложняющаяся и разветвленная система взаимоотношений между партнерами в рамках альянса затрагивает различные хозяйственные единицы и направления деятельности. В современных альянсах взаимодействие компаний переходят в сложный процесс «конкуренция-сотрудничество». При дальнейшем развитии происходит сокращение конкурентного пространства. Конкуренция ведется между глобальными альянсовыми сетями, состоящими из нескольких автомобильных ТНК и основных стратегических поставщиков комплектующих.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) являются современной и динамично развивающейся отраслью экономики ЕС. В 1997-2002 гг. доля стратегических альянсов в секторе ИКТ составляла примерно 15-17 % от общего числа всех создаваемых стратегических альянсов ЕС. В 2003-06 гг. доля стратегических альянсов сектора ИКТ сократилась до 7-8 %. В секторе услуг доля ИКТ в 1997-2002 гг. составляла 24-25 %, в 2003-06 гг. – 10 % 13. В 1997-2002 г. в ЕС было сформировано 2,4 тыс. стратегических альянсов, в которые было вовлечено 5,3 тыс. фирм. В 2003-06 гг. было создано около 900 альянсов с участием 1,8 тыс. фирм. Более 90 % образованных в 1997-2006 гг. стратегических альянсов в ИКТ ЕС являлись международными. В 1997-2006 гг. от 10 до 26 % альянсов создавалось в форме совместных предприятий.
В секторе ИКТ, характеризующемся динамичной и гиперконкурентной средой, альянсы европейских ТНК создаются в основном с целью адаптации к внешней среде. Благодаря развитию значительных альянсовых сетей, крупнейшие ТНК имеют возможность выстраивать гибкие стратегии среднесрочного и долгосрочного развития, а также оперативно реагировать на резко меняющиеся условия внешней среды.