Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:34, дипломная работа
Цель работы заключается в выявлении особенностей деятельности транснациональных корпораций как доминирующих субъектов мировой экономики.
Постановка цели обусловила необходимость решения следующих задач:
рассмотреть подходы к анализу внешнеэкономических отношений и феномена ТНК и дать теоретическую характеристику экономического поведения субъектов мирового рынка;
исследовать эволюцию хозяйствующих субъектов в мировой экономике;
Интерес к участию в международных стратегических альянсах проявляют наиболее крупные российские авиакомпании. Следует отметить, что только одна российская авиакомпания – ОАО «Аэрофлот» уже является членом альянса Sky Team, а в мае 2009 г. ОАО «Сибирь» подала заявку на вступление в альянс Oneworld. При этом необходимо отметить безуспешные попытки формирования альянсов между российскими авиаперевозчиками.
Отрасли машиностроения, несомненно, имеют потенциал для развития производственной кооперации и стратегических альянсов, а также серьезные технологические заделы. Однако развитие альянсов и производственно-сбытовую кооперацию в этих отраслях сдерживает низкий производственный и научно-технический уровень многих российских компаний, сложность и непрозрачность систем корпоративного управления, засилье бюрократического аппарата и недостаточное количество квалифицированных кадров.
Телекоммуникационная отрасль имеет наибольшие перспективы для развития стратегических альянсов. Многие механизмы и приемы, используемые ведущими европейскими ТНК, могут быть успешно применены лидирующими российскими телекоммуникационными компаниями уже сейчас. Процесс применения стратегических альянсов в сфере ИКТ приобретет значительную динамику, как только удастся преодолеть низкий уровень инвестирования в НИОКР, характерный для российских фирм.
Основными препятствиями при развитии стратегических альянсов в краткосрочной перспективе являются: отсутствие надежного партнера, финансовые проблемы, проблемы бюрократического характера, проблемы, связанные с законодательством, взаимное непонимание, несовпадение интересов и оценок перспектив развития альянсов. В отдельных случаях препятствиями служат слабое развитие инновационного потенциала российских компаний, низкий уровень деловой культуры фирм и качества менеджмента.
Основными участниками стратегических альянсов с иностранным участием являются крупные российские компании и европейские ТНК, а также ТНК из иных «центров экономической силы». Специфической чертой использования стратегических альянсов в российской предпринимательской практике можно назвать слабое участие в альянсах российских малых и средних компаний. Результаты, полученные в ходе исследования альянсов с участием европейских компаний, свидетельствуют, что узкоспециализированные малые и средние фирмы являются основной движущей силой при формировании и развитии альянсов особенно в средне- и высокотехнологичных отраслях. Одновременно необходимо создание условий также и для развития уже существующих высокотехнологичных малых и средних фирм.
Участие
и рост вовлеченности российских фирм
в процесс формирования альянсов и их
сетей могли бы в значительной степени
способствовать развитию и повышению
эффективности внешнеэкономических связей
России. Кроме того, стратегические альянсы
во многом могли бы способствовать модернизации
производственных мощностей самих компаний
и повышению конкурентоспособности производимой
ими продукции как на российском, так и
на мировом рынке.
3.2 Проблемы и перспективы
развития ТНК
Идея полного обеспечения деловых организаций всем, что им требуется для становления и успешного развития, нашла свое воплощение в создании таких инфраструктурных объектов, как бизнес-инкубаторы, технопарки, научные и исследовательские парки, технико-внедренческие и производственные зоны, кластерные образования.
Создание особой инфраструктуры для активизации деятельности ТНК для достижения экономического роста российской экономики является не только прерогативой государства, но и самих ТНК. Инфраструктура включает самые различные организации, оказывающие как узкоспециализированные, так и комплексные услуги, может быть создана на условиях партнерства государства и транснациональных корпораций.
Перечислим условия, при которых ПИИ транснациональных корпораций благотворно влияют на национальную экономику:
Практика показывает, что функционирование высоко и всесторонне развитой инфраструктуры поддержки предпринимательства при непосредственном и активном участии в ее создании самих ТНК является неотъемлемым элементом современной отечественной рыночной системы хозяйствования, без которого ни сами транснациональные корпорации, ни экономика в целом не могут успешно развиваться.
ТНК более заинтересованы во вложении своего капитала в те страны, в которых капитал будет эффективно работать, и приносить доход. Для этих целей необходимо создание условий не «точечного» стимулирования для конкретных компаний, а создание условий в масштабах всей страны.
Таким образом, с целью привлечения ПИИ транснациональных корпораций в Россию необходимо сконцентрировать внимание на улучшении именно инвестиционных характеристик российской экономики, а не предоставлять более значительные налоговые и иные льготы потенциальным инвесторам. В связи с этим считаем необходимым:
- усилить государственный контроль за деятельностью ведомств, отвечающих за различные аспекты международной деятельности российских и зарубежных компаний на территории РФ, ужесточив при этом наказание за проявления привилегированности в данной сфере;
- развивать обрабатывающие отрасли промышленности, проводя политику умеренного протекционизма, способствующего развитию здоровой конкуренции, притоку квалифицированных кадров и новых технологий;
- усилить контроль и разработать четкий прозрачный порядок таможенной очистки импортируемых и экспортируемых грузов;
- развивать транспортную, финансовую и пр. инфраструктуру страны, уделяя внимание обеспечению равномерного развития страны;
- обеспечить государственные гарантии кредитования бизнеса по целевым проектам ТНК, способствующим развитию страны.
Для координации деятельности ТНК для достижения целей активизации инвестиционного процесса и направления инвестиций в нужные для государства отрасли и регионы необходимо, чтобы компании могли оценить возможности реализации своих первоочередных целей. В связи с этим, представляется необходимым построение порядка действий государства для привлечения прямых инвестиций ТНК, которые повлекут за собой благотворное влияние на национальную экономику:
1. Определение приоритетных направлений (отраслей, регионов) привлечения капитала ТНК и видов желаемых инвестиций. На сегодняшний день в России сложились уже определенные отношения между ТНК и местными компаниями в отдельных отраслях, на основании анализа которых государство может принимать решения о том, куда можно допускать ТНК, а какие отрасли необходимо защищать. Далеко не всякий капитал ТНК и не везде в национальной экономике будет оказывать позитивное влияние. Важно, чтобы решение о том, куда будут осуществляться инвестиции ТНК, принималось правительством России, а не руководством корпорации. Только в этом случае можно будет с уверенностью утверждать, что данные инвестиции не только не принесут вреда национальной экономике, но и благотворно повлияют на отечественную экономику.
2. Создание заинтересованности у иностранных ТНК в осуществлении инвестиций в определенные государством направления. Россия в силу своего географического положения является наиболее удобной страной для иностранных корпораций для размещения на ее территории производственных мощностей, на которых будет производиться продукция, поставляемая в страны бывшего СССР. Это необходимо использовать, как один из важнейших факторов в процессе привлечения капитала иностранных ТНК.Необходимо создавать условия для того, чтобы население стремилось к освоению тех специальностей, которые нужны для развития национальной экономики. Стимулами для этого служат целевые наборы на обучение, которые можно проводить совместно с заинтересованными компаниями (в том числе и иностранными ТНК), повышение уровня заработной платы и квалификации кадров.
3. Создание благоприятных экономических, политических и социальных условий в стране. Активизация инвестиционного процесса невозможна без институциональных реформ. Ключевую роль здесь играют государственное регулирование, прав собственности, независимость судов, прозрачность государственной политики, надежность структур корпоративного управления.
Необходимо не только регулировать внутренние условия в стране, но и создавать и поддерживать имидж России за рубежом как правового государства, обеспечивающего все необходимые свободы, но не допускающего вмешательства в свои внутренние дела.
Для соблюдения предложенного порядка, необходимо создание специализированного инфраструктурного подразделения, которое будет координировать и согласовывать деятельность ТНК в России. Основными направлениями деятельности подразделения, должны стать:
- оценка экономической ситуации в России для целей привлечения капитала ТНК;
- оценка необходимости привлечения ПИИ ТНК в национальную экономику по отраслям, регионам и видам инвестиций;
- оценка влияния деятельности ТНК на определенную отрасль и выявление компаний и принципов взаимодействия с ними для наилучшей реализации целей повышения уровня национальной экономики;
- оценка возможности и необходимости присутствия конкретных ТНК, стремящихся на российский рынок, где их присутствие было бы желательным для отечественной экономики;
- оценка реального влияния ТНК, ведущих свою деятельность на территории РФ, и внесение предложений по возможной корректировке взаимодействия с ними в сторону поощрения или ограничения их влияния.
Организованное таким методом взаимодействие ТНК и государства приведет, к созданию наиболее благоприятных условий для развития отечественной экономики.
Инструментами адаптации ТНК к современным российским условиям, должны быть:
- соответствие рынкам и юрисдикции России специфики структуры самих ТНК. Для этого требуется хорошо разработанная долговременная стратегия, гибкая система управления, обеспеченность необходимыми ресурсами;
-адаптация продукции и услуг ТНК российским рынкам;
- знание менеджеров компаний особенностей и отечественных условий ведения бизнеса;
- соблюдение национального законодательства;
- четко выраженная склонность к участию в совместных предприятиях, в том числе и с государственными компаниями;
-
готовность ТНК учитывать и соблюдать
экспортные квоты.
Заключение
Транснационализация экономики – один из наиболее влиятельных процессов современности, обеспечивающий увеличение масштабов и эффективности производства, расширение географических рамок кооперационных связей, совершенствование механизмов аккумуляции капитала и ресурсов развития, унификацию экономического пространства в виде сближения «правил игры» и единообразия в потребительских предпочтениях через доминирование мировых брэндов и стандартов. В этой связи активное участие в процессе транснационализации отечественного бизнеса позволит повысить конкурентоспособность российской экономики, сформировать дополнительные источники развития, обеспечить прорыв к производству и распределению мирового дохода. Но эффективность реализации процесса транснационализации может быть достигнута только на основе глубокого теоретического осмысления закономерностей и принципов последнего, особенностей его проявления в условиях различных стран.
Транснационализация экономики представляет собой противоречивый процесс: с одной стороны, она формирует новые источники и факторы экономического роста, но с другой – возникают серьезные опасения по поводу поддержания заданного направления экономического развития стран в условиях снижения роли национального структурирования экономики. В экономически развитых странах уход капитала из страны в поисках наиболее выгодных условий приложения приводит к потере существенной части налоговых поступлений в бюджет, обостряется проблема занятости. В менее развитых странах проявляется обеспокоенность перераспределением все большей части мирового дохода в пользу ведущих глобальных игроков. Все это порождает противодействие процессу транснационализации со стороны государственных, общественных организаций и предпринимательских кругов отдельных стран.