Участие Ирландской Республики в европейской интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является выявление основных механизмов и предпосылок участия Ирландской республики в Европейской интеграции. Для достижения цели поставлены следующие основные задачи:
1) рассмотрение истории Ирландии от процесса вступления в ЕЭС до наших дней с точки зрения эффективности использования открывшихся в рамках единого рынка перспектив;
2)рассмотрение основных направлений внешней политики Ирландии в контексте европейской интеграции, определение их взаимосвязи с модернизацией самосознания ирландцев

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПЕЧАТЬ.doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

Введение 

     Темой нашей курсовой работы является «Участие Ирландской Республики в европейской интеграции». Актуальность выбранной темы на наш взгляд, несомненна. Сегодня, при нескольких стремительно произошедших волнах расширения ЕС, и вслед за этим наступившего на неопределенное время затишья совершенно очевидно возникают вопросы целесообразности европейской интеграции, ее путях дальнейшего проведения. Роль Ирландии значительно больше, чем это может выглядеть на первый взгляд. Все чаще речь идет об интеграции не государств, а регионов. «В Западной Европе развитие регионализма привело к разработке концепции «Европы регионов»». Существует три основных варианта концепции.

    Первый говорит об отмирании государства, и формировании Европы двух уровней – регионального и наднационального. Согласно второму, некорректные границы национальных государств мешают развитию естественных регионов. Третий предусматривает три уровня построения Европы (наднациональный, национальный, региональный). В известном плане, Ирландия находится на пересечении всех трех вариантов, вследствие своей разделенности.

     Многие культурно-исторические очаги Западной Европы расположены на территории двух или нескольких стран и государственные границы не способствуют их развитию. Ирландия - яркий пример именно такого региона. Отринутая некоторое время назад концепция федерализма Европы сейчас вновь набирает силу в связи с созданием новых основополагающих документов, таких как Лиссабонский договор. Однако и федерализация Европы вступит в резкое противоречие с действующими ирландскими законами и ирландским самосознанием.1Противоположным подходом к продолжающейся глобализации является то мнение, что унификация способствует устранению причин какой-либо вражды и приводит к установлению повсеместного мира.

Ирландия  является одним из наиболее ярких  примеров сопротивления унификации. Несмотря на многие столетия английского  гнета, долговременный запрет ирландского  языка и культуры, этническую дискриминацию, сегрегацию, апартеид (определенные периоды), этноцид (определенные периоды), ирландцы все же сохранили собственную самобытность, находясь в составе враждебного им государства. Ирландская самобытность продолжала сохраняться и в двадцатом веке, будучи практически законсервированной, однако, после внутренних реформ и вступления Ирландской Республики на путь модернизации (в том числе и в религиозно-нравственном плане), изоляционизм, покоившийся на этнической и религиозной основе, был преодолен, что впоследствии привело к экономическим реформам. Ценой за развитие стал упадок религиозного чувства.2 Однако национальное самосознание продолжает существовать с не меньшей силой, чем прежде и свидетельство тому – референдумы по договорам ЕС в Ницце и Лиссабоне, отказ от ряда ограничений суверенных прав государства, стремление сохранить максимум возможной независимости во внешней, и тем более, внутренней политике. Достаточно четко в ЕС просматриваются вопросы формирования общей политики, однако политическая составляющая европейской интеграции все еще довольно слаба. Однозначное движение по данному пути затруднено в силу отсутствия общепризнанных законодательных актов, таких как конституция Европейского Союза, на что Ирландия оказывает прямое влияние через институты демократии.

      Евроскептики приводят множество минусов происходящего. Различные маргинальные группы антиглобалистов проявляют свое резкое несогласие с интеграцией и также приводят собственные расчеты, говорящие отнюдь не в пользу объединительных процессов. В то же время, на данный момент можно констатировать, что в совершенно объективном процессе евроинтеграции Ирландия получила достаточно много, хотя вынуждена была поступиться частью суверенитета. Ответы на вопросы является ли этот пример показательным и чем обусловлено ирландское экономическое процветание могут быть полезны не только для Ирландской Республики, но и для других стран (входящих сегодня или тех, что войдут в ЕС в ближайшем будущем).

     В отечественной историографии Ирландия и развитие кельтских народов рассматривалась в России под разными углами зрения. Многие ученые посвятили исследования культуре, религии и языку ирландцев и кельтов в целом. В то же время, политическая история Ирландии в отечественной историографии освещалась достаточно своеобразно и относительно слабо. В разные исторические периоды затрагивались различные аспекты экономико-политического развития региона, входившего, к тому же, в состав другого государства. Так, работа Колпакова А. Д. «Ирландия на пути к революции», безусловно, не может претендовать на всеохватность, однако, в работе качественно представлена панорама всех основных событий на территории Ирландии от заселения ее кельтами, до современной европейской интеграции. В данном случае под современными рубежами выступает конец 1970-х годов, время, когда «новый курс» уже был пройден, и Ирландия вступила в Европейские Сообщества. Разумеется, в этом содержится и некоторый минус данной работы. За прошедшие с момента публикации почти тридцать лет исследование подверглось моральному устареванию. Этому способствовали и необходимые на момент издания идеологические вставки и антикапиталистическая риторика. Кроме того, авторы недостаточно подробно рассматривают интеграцию Ирландии в единую Европу.3

       Логическим продолжением темы являются работы О.Л. Шахназарова. В частности, его обзор «Ирландия: нерешенные проблемы» вышедший в 198 6 году доходит в своем анализе актуальных экономических проблем Ирландской Республики до середины восьмидесятых годов XX века.4

     Работы современных авторов, таких  как Ю.А. Борко и В. Г. Шемятенков. Например, «Европейский Союз на пороге ХХI века: выбор стратегии развития», «Социальная политика и экономическая интеграция: механизм взаимодействия» Борко и «Европейская интеграция» ,«Que Vadis Europa: Европейский союз перед историческим выбором// Европа: вчера, сегодня, завтра.» В.Г.Шемятенкова Авторы уделяют этой стране определенное место в своих исследованиях. Главным образом, специалисты, касающиеся ирландских вопросов, относятся к ИМЭМО РАН и Институту Европы РАН.

      Статьи, в частности, статья Шевцова « Ирландия-торможение европейской интеграции или технический сбой? », опубликованная в альманахе «Геополитика» 

     Целью данной работы является выявление основных механизмов и предпосылок участия Ирландской республики в Европейской интеграции. Для достижения цели поставлены следующие основные задачи: 

1) рассмотрение  истории Ирландии от процесса  вступления в ЕЭС до наших  дней с точки зрения эффективности  использования открывшихся в  рамках единого рынка перспектив;  

2)рассмотрение основных направлений внешней политики Ирландии в контексте европейской интеграции, определение их взаимосвязи с модернизацией самосознания ирландцев 

3) изучение отношения лиц, принимающих внешнеполитические решения в Ирландии, и граждан Республики к процессам расширения ЕС; а также исследование, в какой степени расширение участия страны в мировой хозяйственной системе и международных экономических отношениях обусловило успешность ее экономического развития и позволило достичь современного экономического положения 

4)анализ особенностей отраслевой и географической структуры внешней торговли страны, отношений с основными торговыми и производственными партнерами, участия в международном движении капитала, рабочей силы и технологий.

   

     Хронологические рамки исследования охватывают период с 1973 года по наши дни. 1 января 1973 года является датой вступления Ирландии, Великобритании и Дании в Евросоюз и выступают точкой отсчета коренных изменений произошедших в экономике острова. Череда реформ и трансформаций ЕС за прошедшие годы привела к тому, что был остро поставлен вопрос о дальнейшей судьбе Единой Европы. Ответы на возникшие вопросы содержатся в институциональных изменениях предлагаемых различными группами политиков 

     Для решения поставленных задач была использованы следующие источники:

Источниковую  базу представляют документы, которые можно разделить на три группы:

1)нормативно-правовые акты органов государственной власти Ирландской Республики:

«Программа национального возрождения 2010»

«Финансовая резолюция 2011»

Использование этих документов Ирландского правительства  было необходимо для получения достоверной  информации о внутриполитической ситуации в стране, в частности, состоянии  экономики и перспективах ее развития, с учетом сделанных займов у Евросоюза. 

2)официальные документы Европейского Союза, Европейских Сообществ и их функциональных органов: 

«Договор  о вступления Ирландии, Великобритании и Дании в Европейский союз» от 1 января 1973 года. Именно подписание этого договора является началом интеграции Ирландской республики  в Европейский Союз 

«Ниццкий договор» был подписан европейскими лидерами 26 февраля 2001 года и вступил в силу 1 февраля 2003 года. Он внес изменения в Маастрихтский договор (или Договор о Европейском союзе), а также Римский договор (или Договор о создании Европейского сообщества). Ниццкий договор реформировал институциональную структуру Европейского союза для расширения на восток, т.е. способствовал задаче, которая была изначально поставлена Амстердамским договором, но не была решена на текущий момент.

     Вступление договора в силу некоторое время было под сомнением после его отклонения гражданами Ирландии, на референдуме в июне 2001. В результате договор был принят лишь после повторного референдума, состоявшемся чуть более года спустя.

    

      «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества», подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007.Призван заменить собой не вступившую в силу Конституцию ЕС и внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС. Население Ирландии 12 июня проголосовало против принятия страной Лиссабонского договора, на котором должно основываться дальнейшее функционирование ЕС. Ирландия стала единственной страной ЕС, вынесшей принятие Лиссабонского договора на референдум, поскольку этой стране пришлось бы внести поправки в конституцию в случае его вступления в силу. Договор был принят только после повторного референдума. 
 

  А также открытые интернет ресурсы, необходимые для получения статистического материала:

http://www.economic-crisis.ru/ -с данного интернет-ресурса была использована информация о задолженностях страны, были взяты важнейшие экономические показатели, такие как объем экспорта и импорта, ВВП, необходимые для характеристики экономической ситуации в стране, а так же суммы займов у Евросоюза.

http://offshore.ru/ - сайт предоставляет информацию о крупнейших предприятиях Ирландской республике, а именно о странах-учредителях, о филиалах ирландских предприятий в других странах, а так же процент трудовых мигрантов, информация о внесении изменений в налоговое законодательство. 
 

    Степень научной новизны проблемы. Проблема понимания взаимосвязи европеизации и трансформации Ирландии и участия Республики в глобализации не рассматривалась на достаточном уровне. В силу узкой направленности она практически не выступает объектом целенаправленного исследования. 
 
 
 
 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Глава I Ирландская   республика  и   углубление   интеграционных процессов   в    начале   XXI   века

1.1.Политическая интеграция Ирландской республики в Евросоюз

     Договор Ниццы

К началу председательства Ирландии перед ЕС стояло несколько серьезных вопросов. Основными были, безусловно, вопрос о конституции и финальная стадия очередного расширения союза.

Тремя годами ранее сама Ирландия едва не стала серьезной помехой на пути продолжения европейской интеграции, когда ее граждане отвергли Ниццское соглашение, но и правительство Ирландии, и Европейская Комиссия, и ирландские активисты, поддерживавшие Договор Ниццы, приложили немалые усилия, чтобы убедить жителей Изумрудного острова в необходимости сказать «да» на референдуме.

      Вопрос о дальнейших перспективах Евросоюза (то есть конституции) поднимался неоднократно. Например, в 2000 году министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер предлагал обдумать вопрос о возможности заключения некоего «нового основополагающего договора». В тот раз Ирландия повела себя осторожно, не высказывая однозначной поддержки, но и не отрицая идею полностью.

      Во второй половине 2003 года под председательством Италии были созваны межправительственные конференции, от которых ожидалось принятие конституции. В этом смысле они потерпели крах. В частности, Ирландию наряду с другими малыми странами и странамикандидатами не устраивало уменьшение численности Еврокомиссии и ограничение права вето, а следовательно, неизбежное отстранение Ирландской Республики от принятия важных решений. Впрочем, несколько позднее был достигнут компромисс относительно членства в Комиссии (было оговорено, что все 25 стран будут иметь своего представителя в Брюсселе). Однако проблема распределения голосов в Совете министров ЕС оказалась непреодолимой. Благодаря несогласию малых стран (в том числе Ирландии), выступавших с приведенными положениями, в 2003 году конституция принята не была. Италия же в лице Сильвио Берлускони выразила надежду, что Ирландии удастся найти компромисс во время своего председательства.

Информация о работе Участие Ирландской Республики в европейской интеграции