Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:26, курсовая работа
Целью данной работы является выявление основных механизмов и предпосылок участия Ирландской республики в Европейской интеграции. Для достижения цели поставлены следующие основные задачи:
1) рассмотрение истории Ирландии от процесса вступления в ЕЭС до наших дней с точки зрения эффективности использования открывшихся в рамках единого рынка перспектив;
2)рассмотрение основных направлений внешней политики Ирландии в контексте европейской интеграции, определение их взаимосвязи с модернизацией самосознания ирландцев
Многие проблемы действительно были связаны с незнанием гражданами подробностей происходящего в общеевропейских бюрократических институтах. Нельзя, однако, отрицать и явлений, лежащих в другой плоскости, а именно – недовольство собственно проводимой на уровне рассматриваемых институтов политикой.
Так, в исследовании Millward BrownIMS, агентства, занимающегося маркетингом и изучением общественного мнения, посвященном последствиям референдума по Лиссабонскому договору, говорится о следующем. На референдум по новому союзному договору пришло больше людей, чем на аналогичный референдум по вопросу первого Ниццкого договора (53% против 35%). Соответственно выросло и число противников дальнейшей интеграции (с 18 до 28% от числа имеющих право голоса), при том, что сторонники договора повели себя пассивнее и просто не голосовали. Кроме того, 70% ирландцев полагают, что членство в ЕС благоприятно для страны. Следовательно, протестное голосование вызвано причинами, не связанными с фактом существования Союза и какими-либо антиглобалистскими настроениями. Голосовавшие против, в частности, полагали, что вслед за принятием нового договора может последовать эрозия ирландского нейтралитета, потеря контроля над абортами и набор ирландцев в европейскую армию. Кроме того, голосовавшие считали, что на уровне большой Европы с Ирландией не будут считаться после изменения основополагающих европейских документов. В то же время основной причиной для голосования за принятие Лиссабонского
договора
явилось положительное
То есть голосовавшие за голосовали за ЕС в целом и были настроены более про-европейски, нежели их оппоненты. Другой важной причиной стало «следование совету», то есть 22% сторонников реформ были убеждены чиновниками отдать голоса за договор .13А это, в свою очередь, свидетельствует о высоком доверии правительству и поддержке правящей партии. Голосовавшие против имели на это причины иного рода. В качестве первой называется непонимание сути договора, о чем заявили 45% человек. 30% высказали таким образом негативное отношение к самому договору. Другая группа таким образом выразила свой пессимизм в вопросе текущих и краткосрочных экономических перспектив.
Вообще, опросы общественного мнения показывают, что далеко не все жители Ирландии вполне осознают, что представляет собой Европейский союз. Это характерно и для сторонников и для противников договора.Многие избиратели не представляют механизм принятия решений в Союзе и опасаются потери Ирландией влияния. При этом большинство даже голосовавших против не настроено негативно по отношению к самому ЕС. Согласно проведенному исследованию, лишь 8% ирландцев считают ЕС отрицательным институтом, остальные же выступают либо положительно, либо доброжелательно-нейтрально. В значительной части сильная уверенность в положительности евроинститутов для Ирландии объясняется тем, что многие граждане осознают, насколько бедна была страна долгое время и насколько сложной была экономическая ситуация. Показательно, что более молодые (младше тридцати лет) респонденты уже не столь полны энтузиазма относительно членства в ЕС. В качестве негативных сторон приводятся повышение налогов и мнение, что существование евро влияет на рост цен. Иммиграция оказала свое влияние на исход референдума. Так, среди голосовавших против договора больше уверенных, что увеличение в стране количества иностранной рабочей силы негативно влияет на развитие страны.14 Впрочем, Ирландия выступает на этом фоне как страна с несколько отличным от
большинства других «старых» членов ЕС отношением к происходящему. Уровень благосостояния и экономического развития вырос в Ирландии относительно недавно и еще вполне активно поколение, нынешнее благосостояние создававшее. Ксенофобия же как таковая не вполне характеризует ирландцев, несмотря на века гонений. Можно с большой долей уверенности предполагать, что в целом на гражданском уровне присутствует понимание необходимости прибытия новой рабочей силы на остров. Несомненно, что внешняя политика Ирландии не может характеризоваться как полностью самостоятельная. Зависимость от ЕС является достаточно серьезной, хотя и не всегда столь уж обременительной для Республики. Очевидно, что политическая самоидентификация правительства Ирландии склоняется в пользу общеевропейского представительства и серьезного нивелирования национальных интересов.
Отмечается, что «ирландская позиция в ЕС подвергается изменениям, как благодаря собственно ирландскому успеху, так и по причине расширения Союза». Для Ирландии более выгоден ЕС, эффективно функционирующий на всех уровнях – внутреннем и международном. Ирландия направлена на сохранение и усиление своего членства в Евросоюзе.
В вопросе голосования по Лиссабонскому договору ирландское правительство также высказалось лишь в поддержку документа.На основании вышесказанного очевиден вывод об исключительной заинтересованности ирландской политической элиты в процессах дальнейшей европейской интеграции. Ирландское правительство активно работает над донесением гражданам страны понимания особенностей работы европейских институтов. Подчеркивается значительная роль ЕС в экономическом рывке страны и подготовке к вызовам. Таким образом, членство в ЕС для политики ирландского правительства является центральным внешнеполитическим ориентиром. Более того, для Ирландии Союз предстает в качестве углового камня политической и экономической стабильности в Европе. Соответственно, государство стремится развивать положительные стороны членства. К их числу относятся: доступ к единому рынку, включающему 460 миллионов человек. По оценкам до 700 тысяч рабочих мест было создано в Ирландии за время членства в ЕС, значительно
выросли иностранные инвестиции. Членство в Союзе помогло развитию социальной и культурной жизни страны. Кроме того, каждый гражданин Ирландии имеет возможность свободно путешествовать по всему Союзу. По программе помощи Ирландии было выделено 9,3 миллиарда евро только за пери-
од 2000–2006 годов и более 17 миллиардов евро с 1973 года, что позволило уменьшить диспропорции в уровне развития регионов объединенной Европы
Роль Ирландии в мире действительно возросла, что нельзя не заметить. Это очевидно хотя бы уже потому, что одна эта страна смогла заблокировать принятие важнейшего документа на уровне целого континентального сообщества. За этот факт говорит и включенность государства благодаря членству в решение международных проблем, его вовлеченность в мировые экономические, производственные процессы и так далее.
Как можно видеть из вышесказанного, отсутствуют
какие-либо коренные противоречия между
правящей элитой и гражданами Ирландии
в их отношении к Европейскому союзу. Провал
референдума по Лиссабонскому договору
скорее явился отражением страхов за будущее
и недоверия бюрократии, но не к самому
этому экономико-политическому институту.
Глава
II Особенности современного
экономического развития
Ирландской Республики
За свои очевидные успехи в 90-начале 2000 гг. Ирландия получила комплиментарный титул «Кельтского тигра». В 1990 году Ирландия была отсталой аграрной страной, но буквально за 10 лет Ирландия, традиционно одна из беднейших стран Европы, не обладающая сколько-нибудь значительными природными ресурсами, совершила самый головокружительный экономический рывок в новейшем времени, показав чрезвычайно высокие темпы развития:
темпы роста ВВП Ирландии в 1996–2000 годах составляли в среднем 9%. Страна в течение жизни одного поколения превратилась в важнейший финансовый центр Европы, развитую постиндустриальную площадку с заводами крупнейших транснациональных IT-компаний. У Ирландии лучший показатель в ЕС по экспорту промышленной продукции – 80%, причём 25% экспорта приходится на электронику.
В этой связи естественным выглядит вопрос, за счёт чего произошли эти перемены?
Основными причинами, обеспечившими рост экономического благосостояния Ирландии, стали как внешние, так и внутренние факторы:
Мощный приток внешних инвестиций. Так, на прямые зарубежные инвестиции приходится около 66% ирландского ВВП по сравнению с 20% в среднем по ЕС. Считается, только США инвестировали в Ирландию более $100 миллиардов.
Членство в ЕС. Есть данные, что с 1973 года Ирландия получила $60 млрд. субсидий от Евросоюза. Хотя, с другой стороны, критики тезиса о решающей роли ЕС в успехе страны обычно указывают на то, что не меньшие субсидии получили Греция, Испания, Португалия, но ни одна из них не добилась ирландских темпов роста. Правда, в отличие от других стран, Ирландия потратила их на образование и на развитие современной инфраструктуры, к тому же сумела разумно воспользоваться открывшимся для неё общеевропейским рынком, возможностью беспроблемного вывоза продукции в любую географическую точку ЕС. С другой стороны, сегодня многие ирландцы убеждены, что именно единая европейская валюта погубила экономику страны, поскольку лишила её возможности девальвировать свой фунт.
Льготная налоговая политика и ставка на привлечение иностранного высокотехнологичного бизнеса. Во второй половине 90-х годов около 40% всех инвестиций США в европейскую электронную промышленность были направлены именно в Ирландию. Считается, что только американские hi-tech корпорации – Dell, Microsoft, Google и другие вложили в страну десятки миллиардов долларов. К этому ряду уместно будет добавить, что 9 из 10 ведущих фармацевтических компаний мира также имеют предприятия в Ирландии.
Лёгкость языковой интеграции.
Туризм. В кризис, чтобы привлечь дополнительное число туристов в страну, правительство пошло на введение бесплатных или льготных железнодорожных билетов для пенсионеров-туристов из стран ЕС.
Высокая рождаемость. В Ирландии редкий для быстро стареющей Европы прирост населения – 0,41 %, что делает её одной из самых молодых стран Европы.
Наличие высококвалифицированной рабочей силы из-за проведенной реформы в сфере образования с упором на высококлассные технические знания в области информационных технологий, электроники и фармацевтики.
Социальная стабильность.В самом начале
реформ, правительство договорилось с
профсоюзами и работодателями в течение
трёх лет не повышать зарплату в обмен
на постепенное снижение подоходного
налога, а так же оптимизировать социальную
сферу (так называемая «Программа национального
возрождения»), что значительно сократило
число забастовок в стране, а Ирландию
сделало безопасным местом для ведения
бизнеса.
В результате этой политики были укреплены конкурентные позиции страны, и в Ирландию потянулись деньги, технологии и специалисты. Но в 2008 году одним из самых слабых звеньев Евросоюза, наряду с Грецией, Португалией и Испанией, стала Ирландия. Согласно данным Европейского Центробанка, сегодня Ирландия входит в пятерку самых проблемных стран мира, которым может угрожать дефолт.
Причинами упадка являются отличительные особенности Ирландской экономики. При всей схожести кризиса в других странах ЕС -Греции, Испании, и Ирландии, разные факторы привели к дестабилизации экономики в этих странах. Если Греция получила огромный дефицит из-за неэффективного госсектора и бездумной социальной политики, то современная Ирландия является "детищем неолиберальных экономических веяний"15, сегодня её громадный государственный долг является результатом небрежности как раз частного сектора и минимизации государственного участия в экономике.
Основными параметрами
бюджетный дефицит превышает 32% ВВП, что в 10 раз превышает нормы ЕС,
а безработица в стране достигла пика – 13,7%.
В основе сегодняшних болезненных проблем Ирландии лежит,в первую очередь,
финансовый и строительный «пузырь». Дешёвая ипотека привела к строительному буму и раздула «пузырь» недвижимости. Стоимость недвижимости в стране за последние десять лет увеличилась больше чем на 300%. С кризисом приток иностранных инвестиций серьёзно замедлился, банковская система страны оказалась на грани банкротства.Так, в 2003–2007 годах ирландская банковская система импортировала денег на сумму, эквивалентную 50% ВВП. Убытки от невозвращённых кредитов превысили €85 млрд. – это почти половина годового ВВП страны. В результате долг ирландских банков Европейскому ЦБ сейчас составляет более €45,2 млрд., а задолженность перед иностранными банками достигла €730 млрд. евро Для маленькой страны это огромные деньги.
Стоимости рабочей силы в Ирландской республике растет, что делает Ирландию менее конкурентоспособной и вынуждает инвесторов свёртывать здесь производство. Экономика, ориентированная на экспорт, полностью зависит от воли привлечённых ею транснациональных корпораций и от подверженного колебаниям в мировой торговле экспорта.
Рост социальных расходов. Дело в том, что на волне экономического бума в стране восстановилась традиционная для Ирландии развитая социальная сфера. В стране не было многократного налога на недвижимость, сбора за пользование энергоресурсами, а плата за обучение в колледже была совсем небольшая. Зато существует разветвлённая система налоговых льгот и компенсаций. Даже в кризис подоходный налог, и без того умеренный, был сокращён – нижняя ставка с 22 до 21%, а максимальная – с 44 до 42%. В результате Ирландия становится страной-банкротом, делаются прогнозы о «потерянном десятилетии» Ирландии. Страна переходит к режиму строгой экономии. В связи с этим, для борьбы с огромным дефицитом бюджета Правительство обнародовало проект «Национальный план восстановления Ирландии»,в соответствии с которым правительство Ирландии запланировало сокращение бюджетных расходов почти на 20% в течение ближайших 4-х лет, снижение заработных плат новых работников госсектора на 10%,сокращение численности госслужащих;, минимальная заработная плата уменьшится на €10 евро, до €7,65 в час,предполагается сократить на 10% социальные расходы на детей, пособия по безработице на 4%.Готовится повышение старых налогов и введение новых: НДС будет повышен в течение 4-х лет с 21% до 23%,предполагается ввести налоги на собственность и на воду.Так же планируется рекапитализация банковской системы: будет повышена капитализация отечественных банков с 8% до 12%.Правительство готовится выкупить контрольный пакет акций Bank of Ireland (сегодня доля государства – 36%). Правительство вынуждено национализировать 3-и из 6-и крупнейших банков страны. Считается, что на оживление банков может уйти до €50 млрд., это притом, что Ирландия уже потратила на спасение своей банковской системы почти 20% ВВП.
Информация о работе Участие Ирландской Республики в европейской интеграции