Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:26, курсовая работа
Целью данной работы является выявление основных механизмов и предпосылок участия Ирландской республики в Европейской интеграции. Для достижения цели поставлены следующие основные задачи:
1) рассмотрение истории Ирландии от процесса вступления в ЕЭС до наших дней с точки зрения эффективности использования открывшихся в рамках единого рынка перспектив;
2)рассмотрение основных направлений внешней политики Ирландии в контексте европейской интеграции, определение их взаимосвязи с модернизацией самосознания ирландцев
Единственным неизменным рекордно низкий налог на прибыль бизнеса (12,5%), чтобы не отпугнуть иностранных инвесторов. Поскольку он в два раза меньше среднего налога по Евросоюзу (во Франции эта ставка составляет 33,3%, в Бельгии – 33,9%), это вызывает законное недовольство остальных членов Евросоюза. Кроме того, оппоненты плана утверждают, что правительство сосредоточилось почти исключительно на сокращении расходов и слишком мало занимается стимулированием экономики и ростом доходной части бюджета
Несмотря на нестабильное финансовое и экономическое положение, Дублин долгое время упорно не желал попросить финансовую помощь у Евросоюза и Международного валютного фонда, более того, несмотря на объективные трудности, активно сопротивлялся попыткам навязать ему помощь. Подобное, на первый взгляд, нелогичное поведение имеет под собой несколько важных оснований. Первым является ограничение суверенитета страны. Помощь этих организаций предполагает вмешательство в финансовую и социальную политику государства, согласование с Брюсселем любых бюджетных трат. Другими словами, устанавливается контроль бюджета, переходящий в экономический диктат ,как это случилось с Грецией.Теперь правительство Греции вынуждено согласовывать бюджет страны с консультантами из Брюсселя. Некоторые эксперты называют Грецию «финансовым протекторатом» Европы.
Вторым основанием служат внутриполитические издержки. Обращение правительства за помощью ирландцами, как и ожидалось, было воспринято как ущерб для национальных интересов, ударило по доверию ирландцев к власти и привело к распаду правящей коалиции. В такой ситуации премьер-министр вынужден был объявить о намерении распустить правительство и назначить на начало 2011 года новые парламентские выборы, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Третьим основанием являются финансовые и инвестиционные проблемы. Дело в том, что страна, прибегающая к внешней финансовой помощи, неизбежно теряет доверие инвесторов и сталкивается с выводом денег из страны. Что и произошло с Грецией, надолго потерявшей иностранных инвесторов. Понятны опасения, что Ирландия может не справиться со своим долгом. Ведь ещё недавно гособлигации Ирландии котировались вровень с немецкими, самыми надежными в Европе.16
Кроме того, ирландцы очень болезненно воспринимают любое давление извне, они патриотичны.
Эти факторы
были в состоянии тормозить
В ответ
на повторное проведение референдума
Брюссель обещал закрепить за Ирландией
пост одного из еврокомиссаров на продолжительный
срок, признать нейтральный статус
Ирландии и ее автономию в налоговой и
социальной политике. Один из главных
противников договора, глава партии "Шинн
Фейн" Джерри Адамс утверждал, что документ
ограничит суверенитет Ирландии. Действительно,
предусмотренная Лиссабонским договором
система принятия решений в ЕС отменяет
право вето отдельных стран, вводя вместо
этого систему голосования, при которой
степень влияния отдельной страны в рамках
союза напрямую зависит от численности
населения.
Теперь, в связи с финансовым кризисом, финансовые аналитики, экономисты, инвесторы предлагают всевозможные сценарии перспектив Ирландии и всего Евросоюза. Всех их условно можно свести в две группы – европессимисты и еврооптимисты.
Европессимисты видят мрачные перспективы для острова. Согласно опросу агентства Bloomberg, 51% инвесторов уверены, что Ирландии дефолта не избежать.17 Риск для рынков усиливается в связи досрочными выборами в Ирландии, не исключено, что новое правительство захочет отказаться от принятой программы выхода из кризиса.
Но более всего европессимисты опасались «эффекта домино», того, что финансовые кризисы распространятся на другие проблемные страны, например, Португалию и Испанию, и потопят экономику всего Евросоюза. И хотя экономика Ирландии занимает всего 1,7% от ВВП всего Евросоюза, доля её в кредитах Европейского ЦБ составляет впечатляющие 24,3%. Крушение финансового сектора Ирландии неизбежно бы вызовало цепную реакцию по всему Евросоюзу и очень неблагоприятно бы сказалось на евро. Можно говорить о том,что помощь оказывали не только и не столько Ирландии, сколько всей зоне евро, более того, финансовой состоятельности всего ЕС (банки Великобритании и Германии выдали займов ирландским банкам на сумму $427 миллиардов). Кризис переходит из одной европейской страны в другую,так, бюджет сводят с дефицитом 21 из 27 стран Евросоюза.
Еврооптимисты же, напротив, уверены, что
помощь Ирландии поможет ей выйти из долгового
кризиса и кризис не распространится на
другие страны еврозоны. В сумме население
трёх проблемных стран – Греция, Ирландия,
Португалия – составляет всего 25 млн.
человек, а их совокупный ВВП даёт лишь
6% ВВП еврозоны. Специалисты призывают
не ставить Грецию, Португалию и Ирландию
— экономических «карликов» — в один
ряд с Германией и Францией. Как известно,
экономика Ирландии занимает 13-е место,
а Греции – 11-е место в ЕС. Кроме того, ситуация
в Ирландии в корне отличается от греческой
– её экономика является в целом конкурентоспособной
и куда более кредитоспособной. Дефолт,
даже в проблемных странах еврозоны, маловероятен,
так как слишком высока цена этого для
всего Евросоюза. 18
Заключение
Рассматривая основные результаты, полученные в ходе исследования, необходимо отметить, что уже в самом начале своего пути в Европейских сообществах Ирландская Республика являет собой страну, ищущую пути динамичного развития, модернизации и готовой к интеграционным процессам. Ряд негативных тенденций, таких как значительная роль государства в экономике, аграрная направленность экономики, неразвитость инфраструктуры и рыночных институтов, начинает уходить в прошлое, а само государство активно включается в мировые экономические процессы. Впрочем, и по сей день для Ирландии актуальны зависимость рынка от внешних центров влияния и отсутствие ресурсной базы. Трудности, предполагавшиеся для неразвитой экономики Республики, хотя и проявились на первом этапе, однако уже тогда стала заметна оборотная сторона вхождения Ирландии в Единый рынок, оказавшаяся положительной. Кроме того, приглашение в страну иностранного капитала и особенности местной ресурсной базы позволили создать предпосылки для развития наиболее технологичных товаров, то есть, со временем превратить ирландское производство в наиболее передовое.
Несмотря на положительную динамику Ирландская Республика, все же, долгое время остается наименее развитым участником европейских экономических процессов. ЕЭС стали для Ирландии серьезным риском, и делавшиеся экономические прогнозы были для государства далеко не радужными. Кроме того, для граждан страны был (и по сей день остается) крайне важным вопрос о сохранении традиционного ирландского нейтралитета. Ряд негативных сторон членства проявился довольно быстро. Мировой экономический кризис, глобальные риски наднационального сообщества, затрагивавшие теперь и Ирландию, отрицательно влияли на государство. Впрочем, большинство опасений на данный момент не оправдалось. Влияние Британии на Ирландию постепенно сокращалось - экономически этому способствовала развивавшаяся промышленность и инвестиции со стороны США и стран ЕС. Благодаря структурным и аграрным фондам ЕС страна получает дополнительные средства для развития, начинается субсидирование местных бизнес-проектов, а само государство получает выход на гигантский общеевропейский рынок. И благодаря финансовой помощи и в силу естественных причин происходит также модернизация сознания и самоидентичности ирландских граждан и ирландских политических элит, либерализация сознания. Встраивание Ирландии в мировой рынок способствовало развитию нового сознания и самоосознания ирландцев, направленного на экономическое развитие государства и на построение нового независимого и процветающего общества. Консерватизм и романтизм заменяются рационализмом. На политической арене государства появляются новые партии и движения, которые, даже будучи неспособными завоевать большинство в ирландском парламенте, влияют на линию поведения основных партий, и лиц, принимающих политические решения. Благодаря изменению экономической ситуации, произошло изменение общественно-политического сознания. Более прагматичные подходы к политике государства заставляют руководство Республики искать новые подходы к реализации национальных интересов.
Вместе с тем, благодаря финансовым и промышленным
связям определенную силу набирает про-европейская
и про-американская направленность во
внешнеполитических интересах Республики.
Совершенный нейтралитет также подвергается
эрозии, как общественное мнение, так и
политические круги начинают склоняться
в сторону большего участия в общеевропейских
мероприятиях, носящих военный характер,
происходит постепенная передача части
суверенитета наднациональным экономическим
и политическим институтам единой Европы.
С другой стороны, Ирландия продолжает проведение собственной «нейтральной» линии. И политические элиты и граждане Республики продолжают негативно оценивать потенциальную возможность построение квазигосударственного образования, федеративная модель действия ЕС не пользуется в стране популярностью. Особенно это характерно для первого этапа членства Ирландии в Общем рынке.
На сегодняшний день серьезнейшая зависимость Ирландии от внешних рынков и зарубежных производителей, имеющих свои предприятия на территории острова и вносящих большой вклад в ирландскую экономику, вызывает опасения, особенно в силу мирового финансового кризиса. Второй этап участия Ирландии в ЕС характеризуется быстрыми темпами развития страны и резким ростом благосостояния граждан. Замедление темпов развития станет логичным продолжением экономической ситуации, но потенциально возможное сворачивание каких-либо иностранных производств находящихся в Республике может нанести по экономике страны серьезный удар.
В целом можно отметить, что Ирландия характеризуется на сегодняшний день как стабильный, динамично развивающийся регион, располагающий серьезным потенциалом развития. Тот факт, что Республика отличается в благоприятную сторону от других развитых стран Европы может свидетельствовать, что в стране еще не сложился в полной мере тот тип общества, который характерен для Западной Европы. Модернизация прошла в Ирландской Республике не вполне обычным путем, что дало возможность появлению уникального общества.
Позиция Ирландии в отношении совместных усилий в области военного строительства по-прежнему диктуется принципами неприсоединения и стремлением сохранять нейтралитет, и является осторожной. Хотя Ирландия участвует в ряде миротворческих операций. Невозможность же присоединиться к Шенгенским соглашениям следует из нежелания разрывать налаженное сотрудничество с Великобританией, что способствует сохранению тесной взаимосвязи Британских островов.
Возможность для Республики участвовать в ряде интеграционных процессов затруднена, в силу объективных обстоятельств, что вызывает негативные чувства у ирландского руководства. Политические элиты страны показали себя как наиболее активные сторонники европейской интеграции. Именно поэтому в дальнейшем очевидно стремление к развитию и усилению европейскихкомпоненты во внешней политике и внешнеэкономических связях.
Вместе с тем, граждане Республики после появлению «ирландского экономического чуда» изменили свое мнение относительно будущего ЕС. Этому способствуют и расширение бюрократии, и собственные экономические интересы, и в целом отношение ирландцев к европейской интеграции продолжает оставаться настороженным.
Несомненно, что внешняя политика Ирландии не может характеризоваться как полностью самостоятельная. Зависимость от ЕС является достаточно серьезной, хотя и не всегда столь уж обременительной для Республики. И все же столкновения традиций европейской демократии и брюссельской бюрократии часто показывают неспособность чиновников решить наиболее актуальные вопросы и ответить на вызовы современности.
По всей видимости, внешняя и внутренняя политика Ирландии и в дальнейшем будут тесно взаимосвязаны. Как можно видеть, такие аспекты внутригосударственного развития, как сельскохозяйственный сектор ирландской экономики, безвизовый проезд по разделенному межгосударственной границей острову, трудовая миграция в Ирландию, находятся в прямой зависимости от решений принимаемых на общеевропейском уровне. А это означает, что во внутриполитической борьбе будут использоваться апелляции к внешнеполитическим интересам, а на международном уровне будут учитываться интересы ирландских партий, объединений и граждан, что делает связи Республики с ЕС еще сложнее и сильнее.
Ирландия включена в ряд международных
организаций и систем, в том числе наднациональных,
а через это в процессы способствующие,
в том числе, свободной миграции людей.
Остается открытым вопрос о том, насколько
интеграция является новым закабалением
территорий, но несомненно, что на примере
Республики можно проследить процессы,
характерные для всего мира.
Список использованных источников и литературы:
1.Опубликованные документы
«Программа национального возрождения 2010»
«Финансовая резолюция 2011»
«Договор о
вступления Ирландии, Великобритании
и Дании в Европейский союз»
Информация о работе Участие Ирландской Республики в европейской интеграции