Уровни налоговой системы Канады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:24, реферат

Описание

Становление налоговой системы Канады и приобретение ею современных очертаний прошло ряд этапов. При создании конфедерации в 1867 г. наиболее важные источники поступления государственных доходов были отнесены к ведению федеральной власти, провинции же получили лишь крайне ограниченные федеральные дотации на поддержание своих бюджетов.

Работа состоит из  1 файл

Уровни налоговой системы Канады.docx

— 55.53 Кб (Скачать документ)

     Бюджетный кодекс регламентирует деятельность органов  власти по составлению, рассмотрению и  исполнению бюджета, то есть определяет основные аспекты бюджетного процесса. Составной частью бюджетного процесса (межбюджетных отношений) является бюджетное  регулирование -перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. 

     В мировой практике сущность бюджетного федерализма определяется как нормативно-законодательное  установление бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон - федеральных  и региональных органов власти и  управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения  бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы. 

     Согласно  ст. 129 Бюджетного кодекса РФ «Основы  межбюджетных отношений», межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Однако определение межбюджетных отношений, имеющееся в Бюджетном кодексе РФ, с правовой точки зрения нельзя назвать удачным. Оно только содержит указание на то, что между бюджетами трех уровней имеются отношения, но не раскрывает природы этих отношений. В определении нет ссылок даже на то, что эти отношения возникают по поводу бюджетов.  
Из вышеприведенного определения следует, что в межбюджетные отношения вступают органы государственной власти Федерации, субъектов Федерации и органы местного самоуправления.

     Суть  межбюджетных отношений в российских условиях можно раскрыть следующим образом:

  1. сочетание интересов, обеспечивающее высокую степень самостоятельности территориальных бюджетов при сохранении ведущей роли бюджета вышестоящего уровня по отношению к бюджету нижестоящего уровня; 
  2. наличие трехзвенной бюджетной системы и равенство прав бюджетов одного звена; 
  3. применение единых критериев при расчетах объемов средств, выделяемых нижестоящим бюджетам в целях выравнивания развития соответствующих территорий и оказания им финансовой помощи. 

     Между понятиями «бюджетный федерализм»  и «межбюджетные отношения» ни в  коей мере нельзя ставить знак равенства. Бюджетный федерализм - понятие более высокого ранга (уровня), а межбюджетные отношения - механизм, на основе которого понятие «бюджетный федерализм» реализуйся на практике.

     Межбюджетные  отношения являются индикатором  реального бюджетного федерализма  и, с другой стороны, его проводником. Практически межбюджетные отношения  являются механизмом реализации принципа разделения полномочий в финансовой сфере, то есть решение проблемы бюджетного федерализма характеризуется через  систему межбюджетных отношений. 

     Бюджетный федерализм в Российской Федерации  проходит сложный этап становления. С одной стороны, это борьба регионов с «бюджетными традициями» тоталитарного  государства, а с другой - сохранение России как единого целого, недопущение  превалирования частных интересов  субъектов Федерации над национальным интересом РФ. Для решения данных противоречий необходим компромисс между достаточно жесткими требованиями политики финансовой стабилизации страны и достижением целей экономических  реформ в регионах и России в целом.

     Рассмотрим  модели бюджетного федерализма других государств.

     Американский  федерализм, никогда не являвшийся набором застывших правил, зафиксированных в Конституции, в течение уже более чем 200 лет представляется динамичным многомерным процессом, в котором можно выделить конституционные, административные, политические и экономические аспекты.

     Современная высоко децентрализованная бюджетная  система США включает федеральный бюджет, бюджеты 50 штатов, более 80 тыс. местных бюджетов  (графств, муниципалитетов, тауншипов (поселков в сельской местности),  школьных и специальных дистриктов  (округов)),  доверительные фонды.  При этом сферы компетенции федеральных властей и штатов разграничены.  Каждый уровень публичных финансов (федерация, штаты, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет,  разрабатывает и осуществляет налоговую политику,  управляет долгом.  Бюджеты штатов не входят в федеральный бюджет,  а местные бюджеты –  в бюджеты штатов. Местное самоуправление не включается в систему государственной власти.

     Основным  источником доходной части бюджета  являются налоговые поступления. При  этом виды взимаемых налогов,  их ставки,  суммы сборов распределяются по уровням так,  чтобы удовлетворять потребности страны и граждан,  избегая в то же время чрезмерного налогового бремени.  Одна из особенностей налоговой системы и системы государственного регулирования в США состоит в том, что некоторые виды налогов взимаются на всех трех уровнях, другие – лишь на одном (или двух) уровнях.

     Главный принцип американской модели бюджетного федерализма состоит в обеспечении практической независимости полномочий в области налогообложения штатов и федерального правительства.  Уровни налогов достаточно твердо закреплены за относительно самостоятельными, формируемыми преимущественно за счет собственных источников,  бюджетами. Федеральные налоги в США поступают преимущественно в федеральный бюджет, налоги штатов – в бюджеты штатов, местные налоги – в местные бюджеты.

     Центральное место в финансовой системе США  принадлежит федеральному бюджету. Через него проходят около 65 % совокупных доходов и расходов консолидированного бюджета, 35 % – доля остальных двух уровней, распределяющаяся между штатами и местными органами власти в отношении 2 к 1.

     За  федеральными органами закреплены расходы  общенационального значения (на военные  цели и международные дела;  на финансовую поддержку каких-либо отраслей и секторов национального хозяйства;  на содержание федерального государственного аппарата;  на управление федеральным государственным долгом и т.д.). На долю властей штатов и местных органов приходится значительная часть государственных расходов,  связанных с финансированием социальных нужд местного хозяйства, административного аппарата.  При этом федеральные налоги едины и обязательны для всех жителей страны, в то время как местные налоги территориально различаются.

     Штаты США обладают широкими налоговыми полномочиями,  имеют право вводить такие  же прямые налоги,  как и на уровне федерации,  определять ставки и базу налогообложения.  Одним из основных источников доходов штатов является налог на продажи.

     Муниципалитеты  США имеют разный уровень доступа  к поступлениям от местных налогов, поскольку на их взимание требуется получать разрешение штатов. Источниками доходов местных бюджетов является: налог на недвижимость, налог на продажи, различные сборы и иные виды поступлений.

     Применяемая в США модель, характеризуемая  высокой степенью децентрализации  управления налогово-бюджетными процессами по вертикали власти и бюджетной системы,  сочетается с приоритетностью федерального законодательства,  гарантирующего соблюдение общегосударственных интересов и возможность федерального центра оказывать в основном целевую финансовую поддержку территориальным образованиям,  не ставит целью выравнивание территорий,  налоговый потенциал которых оказывается ниже среднего уровня.

     Особенностью  американской модели можно считать  также и то,  что около половины всего объема целевой финансовой помощи предоставляется на долевой основе,  то есть выделение средств бюджетами вышестоящего уровня происходит только при условии финансирования органами власти нижестоящего уровня определенной доли расходных статей,  охваченных действием гранта.  В США применяются все основные виды специальных грантов:  формульные,  проектные,  проектные формульные,  гранты с открытым финансированием и особые гранты.  Большинство целевых грантов носит характер закрытого финансирования с заданными верхними пределами сумм,  что обусловлено необходимостью ограничения роста федеральных расходов.

     Целью совершенствования финансовой системы  США,  обеспечивающей сочетание интересов территорий и групп населения, является поддержание государственности, сохранение упорядоченности общественной жизни.

     Особенностью  германской модели бюджетного федерализма  принято считать ее ориентацию на создание одинаковых условий жизни для всей нации и обеспечение на федеральном уровне наиболее важных приоритетов:  законодательной функции,  распределения финансовых ресурсов и формирования основных направлений политики в той или иной области.  По мнению экспертов,  коренное отличие германского кооперативного федерализма от американского конкурентного федерализма заключается в обеспечении единства стандартов жизни,  в процедуре расщепления доходов и в природе самофинансирования межземельного выравнивания.

     Трехуровневая бюджетная система Германии включает бюджет федерации,  специальные правительственные фонды,  бюджеты 16  земель  (в том числе,  трех городов),  бюджеты более 10  тыс. общин.  В Конституции страны закреплено существование двух уровней государственной власти  – федерации и земель (членов федерации). Общины являются частью земель, в связи с чем самоуправление общин носит ограниченный характер. Доминирующим принципом германской системы межбюджетных отношений является обеспечение единого уровня жизни для населения всей страны.  Первоосновой федеративного устройства Германии следует рассматривать принцип субсидиарности в распределении компетенции между федераций и землями.  В Конституции подчеркивается,  что осуществление государственных полномочий является делом земель.

     В германской модели кооперативного федерализма  доходная часть бюджетов всех уровней формируется преимущественно за счет законодательно определенных отчислений  (долей)  от федеральных налогов.  Основной принцип заключается в дифференциации преимущественно федеральных  (республиканских,  государственных)  налогов по доходным частям относительно самостоятельных территориальных бюджетов. Так, федеральные налоги поступают в разных пропорциях в федеральный бюджет,  в бюджеты субъектов федерации  (земель и городов),  в местные (муниципальные,  коммунальные)  бюджеты.  Доходные части всех уровней бюджетов в значительной части формируются за счет федеральных налогов и федеральной финансовой помощи,  и лишь малая часть доходной части территориальных бюджетов – за счет местных и земельных налогов.

     Спецификой  бюджетной системы Германии является наличие сложного механизма вертикального и горизонтального выравнивания,  закрепленного в Конституции страны:  главный инструмент вертикального выравнивания –  распределение поступлений от НДС между федеральным и совокупным бюджетом земель;  для горизонтального выравнивания используются, прежде всего, общие налоги, направляемые в бюджеты земель. НДС распределяется следующим образом: 75 % (от 44 %-ной доли земель в доходе)  распределяется с учетом численности населения,  то есть в расчете на душу населения,  а 25 % –  в зависимости от экономического потенциала земли,  эта часть идет в фонд субсидирования бедных. Кроме того, 2 % дохода от части НДС, поступающего в федеральный бюджет, используется в виде дополнительных субсидий землям с низким уровнем налоговых доходов.

     Особое  значение в Германии придается выравниванию налогового потенциала земель с помощью системы горизонтальных трансфертов.  Современная германская модель бюджетного федерализма ориентирована на партнерство и активную политику федерального центра по вертикальному и горизонтальному выравниванию территориальных образований, у которых бюджетная обеспеченность меньше среднего уровня.

     Финансовые  взаимоотношения федерации и  общин незначительны –  необходимую  помощь общины получают в основном из бюджетов земель.  Если собственных доходов после финансового выравнивания оказывается недостаточно, общины имеют право на получение общих дотаций и целевых субсидий.  Общие дотации выступают в качестве компенсации недостатка налоговых поступлений.

     Целевые субсидии имеют строго определенное назначение:  значительная их часть  идет на финансирование капиталовложений; гранты для покрытия разницы доходных и расходных показателей (сумма финансовой помощи определяется на основе разницы размеров собственных доходов и расходов нижестоящих бюджетов или на основе определения стандартных уровней расходов нижестоящих бюджетов,  вне зависимости от налогового потенциала данной территории).  Система бюджетного федерализма в Германии, а также способы и приемы бюджетного выравнивания находятся в постоянном реформировании и совершенствовании.

     Германская  модель бюджетного федерализма создала  высокую степень однородности региональных общественно полезных услуг для населения.  Использование ее позволило в короткие сроки за счет массивных трансфертов в земли Восточной Германии создать современную социальную инфраструктуру,  продвинуть вперед предпринимательство и,  что очень важно,  стабилизировать общественную жизнь.

Информация о работе Уровни налоговой системы Канады