Внешняя политика США в Карибском регионе Латинской Америки (60-е – 80-е годы XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 01:00, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что СССР был активно вовлечен во взаимоотношения США и стран Латинской Америки на стороне антиамериканских сил и режимов.

Цель курсовой работы – анализ внешней политики США в Карибском регионе Латинской Америки (60-е – 80-е годы XX века)»

Содержание

Введение 2

Глава 1. Значение Карибского района Латинской Америки для США 3

§ 1. Карибский кризис осенью 1962 г. 3

§ 2. Латиноамериканский курс Р.Никсона (1969-1974) и Джералда Форда (1974-1977) 9

Глава 2. Особенности внешней политики США в Карибском регионе Латинской Америки (77-е – 80-е годы XX века) 14

§ 1. Латиноамериканский курс Джимми Картера (1977-1981) 14

§ 2. Карибский общий рынок в зоне свободной торговли (КАРИКОМ) 21

Заключение 25

Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

США и Карибский регион_.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

Российский  Университет Дружбы Народов 
 
 
 
 
 
 

Предмет: История региона Латинской Америка 
 

Курсовая  работа на тему:

«Внешняя  политика США в Карибском регионе 

Латинской Америки (60-е – 80-е годы XX века)» 
 
 
 
 

                Выполнил:  студент 

                Байгужин  Владислав

                группа: ГМБ-24 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Москва - 2008 г.

 

       
 
 
 

Содержание

                                                                                                                        

Введение  2 

Глава 1. Значение Карибского района Латинской  Америки для США  3

§ 1. Карибский кризис осенью 1962 г.   3

§ 2. Латиноамериканский курс Р.Никсона (1969-1974) и Джералда Форда (1974-1977)  9

Глава 2. Особенности внешней политики США в Карибском регионе Латинской Америки (77-е – 80-е годы XX века) 14

§ 1. Латиноамериканский курс Джимми Картера (1977-1981) 14

§ 2. Карибский общий рынок в зоне свободной торговли  (КАРИКОМ) 21 

Заключение 25

Список  использованной литературы 27 
 
 

 

      

      Введение 

      Во  второй половине XX в. Латинскую Америку не случайно называли «Вулканическим континентом». Революции и контрреволюции, военные перевороты, коллизии социально-политической борьбы, беспрецедентное противостояние маленькой Кубы и ее могучего северного соседа, Карибский кризис, поставивший планету на грань третьей мировой войны.

          В контексте глобализации экономики в мире сейчас идет широкомасштабная волна интеграционных процессов. Латинская Америка в этой связи располагает самым большим опытом. Критический анализ этого опыта - его как позитивных, так и негативных сторон - важная посылка решения задачи поиска более эффективных путей, методов и форм экономического взаимодействия стран региона на основе интеграционных объединений.

    Этот  процесс региональной экономической  интеграции охватывал и США при  создании Североамериканской зоны свободной  торговли (НАФТА). Отличительными чертами НАФТА являются во-первых, ее асимметричный силовой характер, проистекающий из того факта, что на США приходится почти 85% ВВП  и промышленного производства трех стран. Во-вторых, на лицо асимметрия уровней развития стран, входящих в нее.

      Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что СССР был активно вовлечен во взаимоотношения США и стран Латинской Америки на стороне антиамериканских сил и режимов.

      Цель курсовой работы – анализ внешней политики США в Карибском регионе Латинской Америки (60-е – 80-е годы XX века)» 

 

Глава 1. Значение Карибского района

Латинской Америки для США

     § 1. Карибский кризис осенью 1962 г

      Напряжение  между США и революционными режимами в Латинской Америке в начале 60-х годов нарастало. Если в Латинской Америке наблюдалась кампания солидарности с Кубой, то на севере наоборот прогрессировал «антикоммунистический психоз». Президент Джон Кеннеди испытывал сильное давление со стороны общественности и оппозиции. У Белого Дома расхаживали демонстранты с призывами «Джон, вторгайся!» К тому же в июле-августе 1962 г. глава правительства СССР Н.Н. Хрущев достиг тайного соглашения с Ф. Кастро о размещении на Кубе советских ядерных ракет. Воздушная разведка США узнала о наличии этих ракет. Затем последовало требование президента об их удалении с острова и введение 24 октября 1962 г. карантина на все виды наступательного оружия на Кубе. Этот «Карибский кризис» удалось разрешить благодаря благоразумию, хладнокровию и выдержке двух держав: СССР и США.

      Первые  же беседы советских представителей с Макклоем и Стивенсоном показали, что достижение договоренностей по конкретным вопросам урегулирования в районе Карибского моря будет делом чрезвычайно трудным. Значительное место в переговорах занял вопрос о проверке демонтажа ракетных установок на Кубе, который был закончен уже 2 января. Мы заявили, что ракеты будут вывезены с Кубы 7—8 ноября и максимум 10 ноября1.

      Американская  сторона настаивала на допуске наблюдателей на Кубу, проведении наземного контроля. Советская сторона отклонила это требование, заявив, что вопрос о допуске наблюдателей на Кубу — это вопрос компетенции ее правительства. Что касается правительства Кубы, то оно решительно выступило против наземного контроля. Тогда американцы стали настаивать на возможности облетов Кубы для проверки с воздуха хода демонтажа «наступательного оружия».

      В результате интенсивных, зачастую острых переговоров была достигнута договоренность о том, что американские суда будут подходить на близкое расстояние к советским судам с погруженными на них советскими ракетами (всего на Кубе их было 42) и осуществлять визуальное наблюдение. При этом могут быть отвернуты и брезентовые покрытия. Мы дали также согласие на проверку советских судов, шедших на Кубу, представителями Международного Красного Креста, выделив для этого советское судно «Амата»..

      Демонтировав  установки и вывезя свои ракеты с  Кубы, Советский Союз выполнил тем самым обязательства, взятые на себя в посланиях Хрущева Кеннеди от 27 и 28 октября. Естественно, мы сразу поставили вопрос о выполнении обязательств американской стороной, содержавшихся в посланиях Кеннеди — об отмене «карантина» и предоставлении гарантий безопасности Кубе.

      Представители США стали, однако, выдвигать на переговорах  все новые и новые вопросы, создавали различные предлоги для продления «карантина». Еще 1 ноября они поставили вопрос о вывозе с Кубы советских бомбардировщиков ИЛ-28, в отношении вывоза которых Советский Союз не брал на себя никаких обязательств. Мы долго разъясняли, что это устаревший самолет, 15-летней давности, его никак нельзя отнести к «наступательному оружию», хотя, чего греха таить, все мы понимали, что ИЛ-28 относится к категории бомбардировщиков довольно большого радиуса действия и может быть отнесен к наступательным видам оружия. Не снимая этого вопроса в ходе дальнейших переговоров, американцы поставили вопрос о вывозе с Кубы ракетных боеголовок к вывезенным ракетам и ядерных бомб к самолетам.

      Советская позиция состояла в том, что Советский  Союз демонтировал ракетные установки и вывез ракеты с Кубы, предоставив американцам возможность визуального наблюдения. Поэтому мы требовали отменить «карантин» и дать конкретные гарантии того, что на Кубу не будет совершено вторжение ни со стороны США, ни со стороны других стран Западного полушария, что США будут уважать суверенитет Кубы, неприкосновенность ее границ, не будут вмешиваться в ее внутренние дела2.

      Однако  США не спешили с отменой «карантина», а выполнение своих обязательств по предоставлению гарантий безопасности Республике Куба обставили следующими условиями: вывоз с Кубы советских бомбардировщиков ИЛ-28; предоставление возможности убедиться в вывозе с Кубы ракетных боеголовок к вывезенным ракетам и ядерных бомб к самолетам; обеспечение проверки на месте, то есть на территории Кубы, факта ликвидации ракетных площадок и демонтажа всего наступательного оружия.

      Нажим со стороны США все усиливался. Так. 6 ноября Стивенсон и Гилпатрик  в беседе с Кузнецовым заявили, что  на Кубе активизировались ракетные площадки для запуска ракет «земля — воздух». а это затрудняет полеты американских разведывательных самолетов над Кубой. Днем раньше Стивенсон высказался в том духе, что если самолеты ИЛ-28 не будут вывезены, то возникнет серьезный тупик на переговорах, на что Кузнецов с металлом в голосе воскликнул: «Уж не ультиматум ли это?».

      Американские  представители делали упор на то, что  для США единственным средством для наблюдения и надзора остаются разведывательные полеты их самолетов над Кубой. Они подчеркивали, что при отсутствии наземной инспекции необходимо обеспечить стабильность обстановки и уверенность путем получения информации в результате полетов американских самолетов над Кубой, Макклой в беседе с Кузнецовым высказался даже в таком смысле: слава Богу, что у американцев есть самолеты У-2, иначе СССР и США, может быть, уже были бы в состоянии войны.

      Продолжая настаивать на полетах разведывательных американских самолетов, 15 ноября Стивенсон  в беседе с Кузнецовым сделал заявление  о том, что У Таи в тот  день сообщил ему о полученном от Фиделя Кастро письме, в котором содержалось предупреждение сбивать американские самолеты над Кубой. По словам американца, поскольку СССР, мол, не выполнил своего обязательства об инспекции на месте на территории острова, у США нет другого способа убедиться в демонтаже ракетных установок, как осуществлять полеты разведывательных самолетов над Кубой. В заявлении подчеркивалось, что самолеты будут продолжать летать над Кубой, и если какой-либо из этих самолетов будет сбит, то ответственность за последствия будет лежать не на США.

      Кузнецов  неоднократно обращал внимание представителей США на недопустимость продолжения  полетов американских самолетов  над территорией Кубы. Они незаконны, накаляют обстановку, затрудняют переговоры, ведут к обострению отношений между США и Кубой. Что Касается инспекции на месте, то советское правительство никогда не давало такого обязательства. В посланиях Хрущева Кеннеди от 27 и 28 октября говорилось о возможности проверки на месте лишь с согласия кубинского правительства.

      Кузнецов прямо говорил представителям США, что мы не принимаем обращение американской стороны к нам с предложением обеспечить безопасность полетов их разведывательных самолетов над Кубой, что по этому вопросу надо адресоваться к правительству Кубы3.

      К середине ноября советское правительство выполнило взятые на себя обязательства в отношении прекращения работ по строительству пусковых установок для ракет средней дальности действия и демонтажа этих установок. Более того, оно пошло на вывоз ракет с Кубы, не дожидаясь согласования условий окончательного урегулирования кризиса. Советский Союз взял на себя обязательство не ввозить в дальнейшем эти виды оружия на Кубу.

      Это и позволило Кузнецову заявить  своим американским коллегам 15 ноября, что, по мнению советской стороны, пора перейти к рассмотрению конкретного документа, который охватывал бы весь комплекс вопросов, связанных с окончательным урегулированием карибского кризиса. Американской стороне был вручен проект протокола, совместно подготовленного правительствами СССР и Кубы. При этом Кузнецов высказался за трехсторонний характер дальнейших переговоров.

      Американские  представители отклонили указанный  проект протокола. Они заявили, что в протоколе содержатся фактически пять условий Фиделя Кастро, в основе же окончательного урегулирования карибского кризиса, по их мнению, должны быть только согласованные в переписке между Кеннеди и Хрущевым положения. Ими была выражена готовность США выступить в Совете Безопасности с заявлением, касающимся их обязательств, однако не в форме совместного протокола. Американская сторона требовала от нас решения одного за другим вопросов, относящихся к обязательствам Советского Союза.

      Как это не раз было в прошлом в  практике международных переговоров, в сложных ситуациях на помощь приходят неофициальные встречи и беседы. Мне кажется, именно неофициальная встреча Кузнецова с Макклоем на советской даче 18 ноября в Гленкове (близ Нью-Йорка), состоявшийся там доверительный обмен мнениями способствовали лучшему уяснению позиций сторон, поиску развязок вопросов, относящихся к окончательному урегулированию кризиса.

      Сообщив, что он обсуждал с Кеннеди вопросы, связанные с урегулированием кубинского кризиса, Макклой как бы констатировал, что Советский Союз вывез свои ракеты с Кубы, а США фактически ослабили «карантин», без задержки пропуская советские суда на Кубу. Он высказался в том духе, что в настоящее время США готовы пойти еще дальше, а именно отменить «карантин», если Советский Союз даст заверение в том, что самолеты ИЛ-28 будут вывезены с Кубы в течение определенного времени. На это Кузнецов заявил, что советская сторона готова пойти навстречу в вопросе о самолетах ИЛ-28 (их было 48). надеясь, что тем самым устраняется последнее препятствие на пути к урегулированию кризиса.

Информация о работе Внешняя политика США в Карибском регионе Латинской Америки (60-е – 80-е годы XX века