Внешняя политика США во второй половине 20-ого века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:16, курсовая работа

Описание

Я выбрал эту тему так, как США - это одна из интереснейших стран, и особенно если рассматривать ее развитие после второй мировой войны. США - единственная страна мира, чья экономика вышла из второй мировой войны значительно окрепшей. В первые послевоенные десятилетия лидирующее положение США в мировом хозяйстве было бесспорно. Война избавила эту страну от серьезных конкурентов, хотя экономический подъем Западной Европы и промышленный рывок Японии существенно изменили это положение.

Содержание

1. Введение: Актуальность выбранной темы.
2. США и вторая мировая война.
2.1 военная экономика.
2.2. Международные конференции.
3. Основные итоги войны.
3.1. Экономические итоги
3.2. Милитаризм.
3.3. Реакция во внутренней политике.
4. Реконверсия.
4.1. От военной к мирной экономике.
4.2. Классовая борьба.
4.3. Начало президентства Трумэна.
4.4. Ревизия внешней политики Рузвельта
5. "Холодная война".
5.1. "Доктрина Трумэна" и "план Маршалла
6. Новое соотношение мировых сил
6.1. НАТО.
6.2Итоги внешней политики Трумэна
6.3Поражение демократов
7. Первое президентство Эйзенхауэра
7.1. Дуайт Эйзенхауэр
7.2. Маккартизм
8.Экономическое соревнование двух систем.
8.1. "Потепление" и "похолодание"
Заключение
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

внешняя политика сша курсовая работа.doc

— 236.00 Кб (Скачать документ)

    Частное учреждение образования

«Международный  Гуманитарно-экономический  Институт» 

Международные отношения

Внешняя политика США во второй половине 20-ого века. 
 

Курсовая  работа

по  истории международных  отношений 

Иванов  И.И.

студента 3 курса 

Специальности

«Международные  отношения»

заочной группы обучения №2. 
 

Научный руководитель: Миксюк А.С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2010

ПЛАН:

1. Введение: Актуальность выбранной темы.

2. США и вторая мировая война.

2.1 военная экономика.

2.2. Международные конференции.

3. Основные итоги войны.

3.1. Экономические итоги

3.2. Милитаризм.

3.3. Реакция во внутренней  политике.

4. Реконверсия.

4.1. От военной к  мирной экономике.

4.2. Классовая борьба.

4.3. Начало президентства  Трумэна.

4.4. Ревизия внешней  политики Рузвельта

5. "Холодная война".

5.1. "Доктрина  Трумэна" и "план  Маршалла

6. Новое соотношение  мировых сил

6.1. НАТО.

6.2Итоги внешней политики Трумэна

6.3Поражение демократов

7. Первое президентство  Эйзенхауэра

7.1. Дуайт Эйзенхауэр

7.2. Маккартизм

8.Экономическое соревнование двух систем.

8.1. "Потепление" и "похолодание"

Заключение

  Список используемой  литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Актуальность выбранной темы 

Я выбрал эту  тему так, как США - это одна из интереснейших  стран, и особенно если рассматривать  ее развитие после второй мировой войны. США - единственная страна мира, чья экономика вышла из второй мировой войны значительно окрепшей. В первые послевоенные десятилетия лидирующее положение США в мировом хозяйстве было бесспорно. Война избавила эту страну от серьезных конкурентов, хотя экономический подъем Западной Европы и промышленный рывок Японии существенно изменили это положение.

Народ США внес значительный вклад в победу над  гитлеровской Германией и милитаристической Японией, нельзя это недооценивать. В связи с тем, что война непосредственно не затронула Американский континент, США не испытали бедствий, обрушившихся на многие народы Европы и Азии. Людские потери США были относительно невелики.

Война способствовала росту национального богатства  США, их превращению в финансово-экономического и военнополитического лидера капиталистического мира. Природа внутреннего развития американского капитализма (быстрое накопление капитала, бурный рост производительных сил) побуждала его к широкой внешней экспансии. Этому благоприятствовало изменившееся соотношение сил по окончании войны. Основные конкуренты США или временно выбыли из строя (Германия, Япония), или попали в финансово-экономическую зависимость от американских кредиторов (Великобритания, Франция). США воспользовались этим, чтобы овладеть новыми рынками, увеличить экспорт товаров и капиталов (особенно путем предоставления кредитов и займов) и создать обширную "империю доллара".

После войны  США пыталось расположить свои вооруженные  силы во многих стратегически важных регионах земного шара, в том числе в Восточном полушарии - за тысячи миль от американских берегов. Под флагом защиты свободы и демократии заокеанские идеологи провозгласили задачей США противодействие радикальным политическими социально-экономическим изменениям, назревавшим во многих странах, борьбу против революционного и национально-освободительного движений, поддержку режимов, зависимых от Соединенных Штатов, утверждение "мира по-американски".

Опираясь на временную монополию на атомное  оружие, систему военных баз и финансово-экономическое превосходство, США откровенно заявили о своих претензиях на мировую гегемонию. Применение Соединенными Штатами атомного оружия против Японии по существу возвестило о начале ядерной эры. Стержнем возникшей вскоре "холодной войны" стало противоборство между США и СССР во всех основных областях, особенно в военнополитической и идеологической. Крупные перемены на земном шаре, происшедшие в последующие годы, существенно ограничили возможности притязаний США на "руководство миром".

Экономически  окрепшие страны Западной Европы и  Япония стали теснить своего соперника  в конкурентной борьбе за источники  сырья, рынки сбыта товаров и  сферы приложения капиталов. В условиях формирования полицентризма в мировой экономике США являются могущественным, но не единственным, а одним из трех основных центров контроля и влияния.

Современные США - сильнейшая держава, достигшая высокого уровня экономического развития, обладающая мощным научно-техническим потенциалом. Это страна, имеющая в своем распоряжении огромный арсенал ракетно-ядерного оружия и разнообразные средства международного влияния. Американская модель экономического роста использовалась как образец многими развитыми странами, а впоследствии и новыми индустриальными государствами. США претендуют также на роль генератора в формировании новой системы микрохозяйственных связей.

Политика США  остается сегодня источником не только политической, но и экономической напряженности в мире. Стратегия массированного нажима на всех - наиболее важная и наиболее характерная черта современной внешнеэкономической политики США. И все это побудило меня обратиться к этой обширной теме и попробовать раскрыть ее.

2. США и вторая  мировая война

2.1 военная экономика

Возникновение в сентябре 1939 г. войны в Европе положило начало военно-хозяйственной конъюнктуре в США. До нападения Гитлера на Польшу хозяйство США еще не оправилось от кризиса 937-1938 гг. Если принять индекс промышленного производства США за пятилетие, предшествовавшее второй мировой войне, 1935-1939 гг., за 100, то в 1937 г. он равнялся 113, а в 1939 г.-108. С января по сентябрь 1939 г. этот индекс промышленного производства составлял 101.

 Лишь после  начала войны, в сентябре 1939г, он дошел до у ровня 1937 г. - до 113, а в декабре поднялся до 126. С тех пор индекс промышленного производства США беспрестанно повышался и достиг своего максимума в октябре 1943г., когда он дошел до 247. Средний индекс за весь 1943 г. равнялся 239, в 1945 г. снизился до 235. На этом уровне он оставался в первом квартале 1945 г. Потом в связи с окончанием войны с Германией он начал снижаться и сократился до 164 в последнем квартале этого года.

Таким образом, за первые четыре года второй мировой войны (с осени 1939 г. до осени 1943 г.) промышленное производство США беспрерывно увеличивалось и выросло за это время почти в 2,5 раза, Такой громадный рост производства был вызван исключительно войной, военными заказами.

"Развитию  военного производства США способствовали  многие благоприятные факторы,  связанные с тем, что война  велась далеко за пределами Североамериканского континента, а накануне ее страна располагала самой мощной в мире промышленной базой. Вот почему в сравнении с Советским союзом, который, имея мирную направленность экономики до войны, совершил перестройку и наладил выпуск во многом лучшего в мире вооружения в исключительно тяжелых условиях, успехи США по интенсивности роста и эффективности военного производства уступали успехам СССР. Это вынужден был признать президент Рузвельт, который в своем послании американскому конгрессу от 7 января 1943 г. указывал на то, что достижения США в производстве были сравнительно небольшими, чем достижения русских, развивавших свою военную промышленность в условиях неимоверных трудностей, порожденных войной"1.

1 История второй  мировой войны 1939-1945 гг., 1976 г., т. 7, с. 368.

Колоссальный  рост промышленной продукции за такой  короткий период вызвал существенные изменения в экономике страны, что имело свои последствия во внутренней политике и в международном  положении США, которое будет рассмотрено дальше. Пока отмечу, что военная экономика вызвала сложные проблемы.

Большая программа  военного производства требовала известных  жертв, сокращение потребления, снижения жизненного уровня населения. Военная  продукция и предметы гражданского потребления производятся человеческим трудом, имеющим свой предел: если больше труда тратится на военную продукцию, то меньше труда остается для производства предметов гражданского потребления.

  Даже такая богатая страна, как США, в годы войны была не в силах одновременно производить много пушек и потреблять вдоволь масла. В 1942 г. был установлен строгий лимит на потребление черных и цветных металлов, резиновых и текстильных и других изделий, необходимых в производстве легковых машин, что привело к сокращению производства легковых машин, такого обычного и важного для Америки производства. Наряду с легковыми автомобилями в 1942 г. было приостановлено или ограничено производство холодильников, радиоприемников, стиральных машин, пылесосов, металлической мебели и других предметов домашнего обихода. С 10 апреля того же года было запрещено без специального правительственного разрешения строительство жилых зданий стоимостью свыше 500 долл. 8 апреля 1942 г. начальных управления военного производства Нельсон заявил, что с 1 июля производство большинства товаров широкого потребления будет прекращено.Лучше обстояло дело с бензином. Большая добыча и переработка нефти в США позволяли удовлетворять возросшие в военное время потребности страны в бензине. Но во многие крупные приморские города бензин доставляли преимущественно на танкерах, которых в Америке после ее вступления в войну не хватало. Поэтому для 17 восточных штатов, округа Колумбия, а также штатов Орегон и Вашингтон в мае 1942 г. были введены карточки на бензин.

Самым сложным  вопросом, который вызвал большие опасения и которому правительство и конгресс США уделяли особое внимание в 1942-1943 гг., была проблема инфляции. 10 апреля 1942 г. по инициативе президента США состоялось специальное совещание по борьбе с инфляцией.27 апреля Рузвельт обратился с посланием к конгрессу, в котором предложил программу из семи пунктов для борьбы с инфляцией: установить потолок цен, увеличить налоги, стабилизировать заработную плату и сельскохозяйственные цены, увеличить продажу облигаций государственных военных займов, рационировать все основные товары, в которых наблюдается недостаток, препятствовать продаже товаров в рассрочку и поощрять выплату долгов. Спустя 4 месяца, 7 сентября, Рузвельт вторично обратился к конгрессу по этому вопросу, повторил свою программу, которая, по его мнению, должна была снизить покупательную способность населения США. При этом Рузвельт заявил, что если конгресс до 1 октября не примет решения , уполномочивающего его стабилизировать стоимость жизни, то он, как президент США, возьмет ответственность на себя и будет действовать единолично

После бурного  обсуждения 2 октября 1942 г. конгресс США  принял закон о борьбе с инфляцией. В тот же день его подписал Рузвельт. Закон немедленно вступил в силу. Он предоставлял президенту США широкие полномочия в отношении контроля цен, квартирной и заработной платы.

2.2. Международные конференции

    В годы второй мировой войны США участвовали во многих международных конференциях. Никогда в прошлом Америка не заключала в течение пяти лет так много и столь важных для своего времени соглашений с государствами, расположенным по ту сторону Атлантики, сколько в 1941-1945 гг. Вильсон был первым американским президентом, отправившимся через Атлантический океан с миссией в Европу. Это было после окончания первой мировой войны. В годы второй мировой президент Рузвельт трижды пересекал Атлантический океан для участия в международных конференциях в Европе, Азии и Африке.Прежде чем касаться роли США на конференциях, занимающих определенное место в дипломатической истории второй мировой войны , необходимо напомнить, что политические принципы и лозунги, провозглашенные на англо-американских конференциях, носили зачастую декларативный характер. Правительство США старалось придать своим международным актам такую внешнюю форму, которая импонировала бы народам, боровшимся против фашизма.

В дипломатии форма  обычно отличается от содержания. Тем  более эта форма проявлялась  во время второй мировой войны. Из восьми пунктов Атлантической хартии, в которой правительства США и Англии сформулировали в августе 1941 г. свои взгляды на послевоенный мир, все наиболее важные были чисто декларативным. В сентябре того же года подлинные послевоенные цели монополистического капитала США были в программе " Америка в послевоенном мире".9 августа 1941 г. к берегам Ньюфаундленда подошел новейший английский линкор "Принц Уэльский". На борту линкора находились Черчилль и сопровождавшие его высшие чины Великобритании. В этот же день туда прибыл на американском крейсере "Аугуста" Рузвельт в сопровождении группы военных и дипломатических деятелей США. Переговоры между Черчиллем и Рузвельтом на борту английского линкора и американского крейсера продолжались три дня. Большое место в этих переговорах занимал вопрос об общих действиях на Дальнем Востоке, а также о военной помощи Англии и СССР. Была достигнута договоренность о конференции трех держав (она открылась 28 сентября 1941 г. в Москве).Рузвельт и Черчилль провозгласили " некоторые общие принципы национальной политики" Англии и США для будущего послевоенного мира. Эти принципы были опубликованы 14 августа 1941 г. и получил название Атлантической хартии. Восемь пунктов Атлантической хартии сводились к следующему:

Информация о работе Внешняя политика США во второй половине 20-ого века