Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:16, курсовая работа
Я выбрал эту тему так, как США - это одна из интереснейших стран, и особенно если рассматривать ее развитие после второй мировой войны. США - единственная страна мира, чья экономика вышла из второй мировой войны значительно окрепшей. В первые послевоенные десятилетия лидирующее положение США в мировом хозяйстве было бесспорно. Война избавила эту страну от серьезных конкурентов, хотя экономический подъем Западной Европы и промышленный рывок Японии существенно изменили это положение.
1. Введение: Актуальность выбранной темы.
2. США и вторая мировая война.
2.1 военная экономика.
2.2. Международные конференции.
3. Основные итоги войны.
3.1. Экономические итоги
3.2. Милитаризм.
3.3. Реакция во внутренней политике.
4. Реконверсия.
4.1. От военной к мирной экономике.
4.2. Классовая борьба.
4.3. Начало президентства Трумэна.
4.4. Ревизия внешней политики Рузвельта
5. "Холодная война".
5.1. "Доктрина Трумэна" и "план Маршалла
6. Новое соотношение мировых сил
6.1. НАТО.
6.2Итоги внешней политики Трумэна
6.3Поражение демократов
7. Первое президентство Эйзенхауэра
7.1. Дуайт Эйзенхауэр
7.2. Маккартизм
8.Экономическое соревнование двух систем.
8.1. "Потепление" и "похолодание"
Заключение
Список используемой литературы.
6.3 Итоги внешней политики Трумэна
Подводя самые общие итоги внешней политики правительства Трумэна, напомним, что Трумэн попал в Белый дом в дни победоносного завершения войны в Европе, менее чем за месяц до капитуляции Германии, в период между Ялтинской и Потсдамской конференциями, когда народы земного шара ожидали наступления длительного и прочного мира, согласия и сотрудничества между великими державами-победителями, союзниками в величайшей в истории войне против общего врага, угрожавшего человечеству. Однако уже в первый год своего правления Трумэн отклонил не только политику дружественных советско-американских отношений его предшественника, политику, которая после смерти Франклина Рузвельта защищал Генри Уоллес, но и отказался от умеренных предложений государственного секретаря Бирнса, направленных к некоторому смягчению напряженности, по инициативе американского правительства быстро нараставшей в отношениях между США и СССР.
В декабре 1945 г.,
когда Бирнс в Москве вел переговоры
на совещании министров
Второе президентство Трумэна началось созданием главного военного агрессивного союза Вашингтона - НАТО. В дальнейшем оно "отличалось" бесславной интервенцией. В Корею и нависшей угрозой третьей мировой войны. Хотя Трумэн по настоянию его военных и гражданских советников тогда не пошел на риск общего мирового побоища, он не отказался от разжигания третьей мировой войны, хранил втайне, как мы видели, соответствующий план. Однако ход мирового развития, вопросы войны и мира, судьбы человечества решали не тайные планы и соглашения Трумэна, не дипломатическая игра премьера лейбористского правительства Эттли во время его переговоров в Белом доме, не конфликт Макартура с Пентагоном, а соотношение в новой расстановке сил на мировой арене.
6.5. Поражение демократов
С начала 1952 г. политическая жизнь страны с каждым месяцем все больше сосредоточивалась вокруг выборной кампании. Президентская кампания 1952 г. занимает особое место в политической истории США, в борьбе за правительственную власть между республиканцами и демократами.
Престиж правительства Трумэна в стране резко упал. Пятилетние итоги "холодной войны" оказались безотрадными. К началу 1952 г. США (по стравленную с 1947 г.) ослабили свои международные позиции. За это время изменилось соотношение сил на мировой арен: США лишились монополии на атомное оружие и потерпели исключительное по своим размерам и последствиям поражение в Китае. Компенсация, которую Вашингтон пытался получить в Западной Европе созданием и финансированием НАТО, не вызывала энтузиазма ни в Европе, ни в Америке. Наконец, в довершение всего правительство Трумэна втянуло страну в длительную, непопулярную, опасную для США и безнадежную войну в Корее. У республиканцев впервые за 20 лет появились реальные перспективы на возвращение в Белый дом.
За год до выборов руководящие деятели обеих партий претендовали на то, чтобы заполучить согласие Д. Эйзенхауэра на выдвижение его кандидатуры в президенты. Каждая из этих партий считала его своим человеком и каждая из них была уверена, что этот генерал является тем наиболее популярным кандидатом, который соберет нужное количество голосов не президентских выборах. 16 февраля 1952 г. Эйзенхауэр сообщил через генерала Клея, что он согласен баллотироваться как кандидат в президенты США от республиканской партии. Эйзенхауэр победил. Однако Эйзенхауэр не набрал такого большинства поданных голосов, как кандидаты республиканской партии в 20-х годах и Рузвельт в 30-х годах. Сопоставление выборов в конгресс с президентскими выборами показывает, что победа 1952 г. принадлежала не республиканской партии, а лично Эйзенхауэру. Эйзенхауэр получил большинство голосов даже Штате Иллинойс, где Стивенсон был губернатором, и в родном штате Трумэна-Миссури. Подобная картина наблюдалась на выборах в конгресс в 18 штатах, в которых Эйзенхауэр получил большинство голосов. Итак, республиканцы после 20-летнего пребывания в оппозиции стали хозяевами федеральной исполнительной власти. Хотя никто не может внятно сказать, какая разница между обеими партиями, успех республиканцев не президентских выборах 1952 г расценивался в руководящих капиталистических кругах США как их большая политическая победа.
7. Первое президентство Эйзенхауэра
7.1. Дуайт Эйзенхауэр
Дуайт Эйзенхауэр-34-й президент США.
У него не было, ни тех черт, ни тех интеллектуальных качеств, которыми отличались выдающиеся американские президенты. Онне ученый, не энциклопедист и не мыслитель, как Джеферсон. Высказывания Эйзенхауэра не цитировали, как изречения Линкольна, которые гремели как удары грома и передавались из уст в уста по штатам страны. Он не мастер доходчивых лозунгов, как Франклин Рузвельт. Об эйзенхауе не пишут, как о Рузвельте, что он "величайший оратор своего времени". Эйзенхауэр относится к тем "уважаемым" докладчикам, которым аудитория аплодирует больше до начала, чем после окончания их речей. Он никогда не выдвигал новых творческих идейПолитическая карьера Эйзенхауэра феноменальна. Но партийные профессионалы США считали его политическим дилетантом. Ему уже исполнилось 60 лет, а он еще не знал, к какой партии примкнуть, еще не решил, от кого баллотироваться на выборах-от республиканцев или от демократов.
Эйзенхауэр возглавлял правительство в условиях, когда сохранение м упрочение мира, смягчение или усиление международной напряженности во многом зависят от политики США, от политики главной, руководящей страны в лагере капитализма. А в США немало зависит от президента, от главы государства и правительства 50 штатов. В новых условиях деятельность президента США и его правительства приобретает особое международное значение. Воспитанный в духе преклонения перед богатством, перед преуспевающими капитанами индустрии, он утверждал, что Америка многим обязана капиталистам, выступая против классовой борьбы, за классовое сотрудничество. Довольный своими достижениями, он считал, что каждый должен сам прокладывать себе дорогу в жизнь. До того, как он стал президентом США, он высказывался против социального страхования. На словах он был против государственного вмешательства в экономическую жизнь. На деле, однако, его правительство активно вмешивалось в хозяйство. В 1952 г. (еще до того, как его официально выбрали кандидатом в президенты США) он признал, что правительство не может быть пассивным наблюдателем экономической жизни страны.
Он говорил
тогда, что бедствия, вызываемые экономическим
кризисом, служат топливом для войны,
что государство обязано
7.2. Маккартизм
Первые годы президентства Эйзенхауэра, когда Даллес довел "холодную войну" до максимального напряжения, вошли в историю США как времена позорного маккартизма. В США, как и в других империалистических государствах, агрессивная внешняя политика всегда сопровождалась реакционными мероприятиями внутри страны. Маккартизм наглядно продемонстрировал это положение. Маккартизм снял покрывало с США и выставил перед всем миром разрекламированную свободу Соединенных Штатов в ее наготе, без маски и грима. Все увидели, какую опасность таят в себе политические нравы этой страны, увидели сущность ее хваленой демократии, ее близость к грубой милитаристической демагогии и склонной к фашизму реакции. Маккартизм-продукт определенной политической атмосферы, создававшейся в США по мере нарастания и углубления "холодной войны". Маккарти не создал ни "холодной войны", ни ее атмосферы. Напротив, атмосфера "холодной войны" породила то, что называли маккартизмом. Через два месяца после прихода в Белый дом, 27 марта 1953 г., Эйзенхауэр зачитал на заседании правительственного кабинета письмо, которое, по его утверждению, отражало общественное мнение страны. Автор письма считал, что не Эйзенхауэр, а Маккарти фактически руководит государством.
В 1954 г. 83-й конгресс завершил свою работу принятием нового закона против Коммунистической партии США. Новый закон назван "актом 1954 г. о контроле над коммунистами". Он объявил коммунистическую партию незаконной. Поэтому закону коммунистическая партия лишается "любых прав, привилегий и иммунитета, которыми пользуются законные учреждения, действующие под юрисдикцией Соединенных Штатов". Это, прежде всего, означало лишение коммунистов права выдвигать своих кандитов, по крайней мере, в национальных выборных кампаниях. Закон 1954 г., как и принятый, в 1950 г. "закон Маккарэна", запрещал коммунистам получать заграничный паспорт, состоять на государственной службе в федеральном учреждении и работать на военном заводе. Закон, принятый в дни произвола маккартизма, распространил жесткие правила на более широкий, фактически на неограниченный круг граждан США. Он установил 14признаков, которые служили критериями для определения причастности любого лица в стране к Коммунистической партии или к коммунистическому движению. Эти признаки настолько неясны и неточны и в то же время настолько обширны, что они позволяли распространить правила акта 1954 г. на любого жителя США, имевшего когда-либо хотя бы отдаленную связь с какой-нибудь прогрессивной организацией или высказавшегося когда-либо за какое-нибудь прогрессивное мероприятие. Одним из 14 признаков, например, является подписание петиции, которую пропагандируют коммунисты. В 1950 г., как мы видели, 2,5 млн. американцев поставили свои подписи под петицией о запрещении атомного оружия. все они подпадали под закон 1954 г.
В дни возвышения Маккарти все в конгрессе и в правительстве избегали ему прекословить, предпочитали с ним не спорить. Даже кандидат в президенты США Эйзенхауэр, выступая в 1952 г. в штате Висконсин, приспособил содержание своей речи в Милуоки, а в известной мере и форму, к запросам и вкусам Маккарти-сенатора из этого штата. Эйзенхауэр говорил о своей общности интересов с Маккарти. В сенате в начале 50-х годов Маккарти установил свои правила. Однажды, будучи недоволен ходом обсуждения вопроса об ассигнованиях, он выхватил молоток у председателя и сам вел до конца заседание. Председатель не протестовал. Летом 1955 г. Маккарти внес свою последнюю резолюцию в сенат. Резолюция обязывала правительство США поставить на совещании в верхах в Женеве вопрос об изменении существующего строя в странах, вставших на путь строительства социализма. Резолюция была отклонена большинством в 77 голосов против 4.В конгрессе Маккарти бойкотировали и игнорировали. В сенате каждый раз, когда он появлялся на трибуне, сенаторы оставляли зал заседания, пустовала и галерея для представителей печати. Его также игнорировал и президент США. В 1955 г. на большой прием в Белый дом были приглашены все члены обеих палат конгресса, кроме сенатора Маккарти.
Маккарти считал, что друзья и поклонники изменили ему. Особенно чувствительно для него было "предательство" со стороны вице-президента Никсона, которому Маккарти всегда доверял. Маккарти спился. Более чем за полтора года до истечения положенного срока пребывания в сенате (2 мая 1957 г.) на 48-м году жизни он скончался. Маккарти умер. Но маккартизм остался, остались те силы, благоденствуют те реакционеры, которые его поддерживали и финансировали. И каждый раз, когда этим реакционным силам удается обострить международную обстановку, маккартизм дает о себе знать.
8.1. Экономическое соревнование двух систем
С начала президентства Эйзенхауэра американская печать, государственные и политические деятели Вашингтона все больше внимания стали уделять экономической борьбе двух социальных систем. На конференциях американских банкиров и промышленников, в капиталистических и партийных клубах все чаще произносились слова "экономическая холодная война".
15 октября 1957
г. вице-президент США Никсон
в своем выступлении в Сан-
Информация о работе Внешняя политика США во второй половине 20-ого века