Философия стоиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 04:12, доклад

Описание

В данном докладе представлена информация о философско -этическом учении стоицизм.

Работа состоит из  1 файл

стоицизм.doc

— 66.50 Кб (Скачать документ)
Главная > Витамины для души > Философия > Философы и их учения >

Философия стоиков

Учение  Стои — стоицизм — охватывает почти шесть столетий. В его столь долгой истории различают три основные части: Древнюю, или Старшую Стою (конец IV в. до н.э. — середина II в. до н.э.), Среднюю (II вв. до н.э.) и Новую (I в. до н.э. — III в. н.э.). 
 
Стоицизм как философское учение сочетал в себе элементы материализма и идеализма, атеизма и теизма. С течением времени идеалистическая тенденция в стоицизме нарастала, а сам стоицизм превратился в чисто этическое учение. Школа получила свое название от знаменитой художественной галереи Stoa Picelis («Расписанная Стоя»), портика на холме в Афинах, расписанного знаменитым греческим художником Полигнетом. Ее основателем считается Зенон из Кития с острова Кипр (336 — 264 гг. до н.э.), который проводил свои занятия под сводами этой галереи. 
Попав в Афины, Зенон в течение двадцати лет знакомился с разными школами и философскими течениями: киниками, академиками, перипатетиками. А около 300 г. до н.э. основал свою школу. В трактате «О человеческой природе» он первым провозгласил, что «жить согласно с Природой — это то же самое, что жить согласно с добродетелью» и что это — основная цель человека. Этим он ориентировал стоическую философию на этику. Выдвинутый идеал он реализовал в своей жизни. Зенону также принадлежит идея соединить три части философии (логику, физику и этику) в единую систему. 
 
Его последователями были Клеанф (331-232 гг. до н.э.) и Хрисипп (280 — 207 гг. до н.э.). 
 
Наиболее яркими представителями Средней Стои являются Панетий (Панеций) и Посидоний (Посейдоний). 
Благодаря Панетию (ок. 185 — ок. 110 гг. до н.э.) учение стоиков перешло из Греции в Рим. 
 
Наиболее видными представителями римского стоицизма (Новой Стои) были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Они жили в разное время, различным было и их социальное положение. Но каждый последующий из них был знаком с трудами предшественника.
Сенека (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.) — крупный римский сановник и богач, Эпиктет (50 — 138 гг. н.э.) — сперва раб, а потом нищий вольноотпущенник, Марк Аврелий (121 — 180 гг. н.э.) — римский император. Сенека известен как автор многих произведений, посвященных этическим проблемам: «Письма к Луцилию», «О стойкости философа»… Эпиктет сам ничего не писал, но его мысли зафиксировал ученик Арриан из Никомедии в трактатах «Рассуждения Эпиктета» и «Руководство Эпиктета». Марк Аврелий является автором знаменитых размышлений «К себе самому». Марк Аврелий — последний стоик античности, и, по сути, на нем стоицизм заканчивается. Стоическое учение во многом повлияло на формирование раннего христианства. 
 
Каково же учение стоиков? Это была эклектическая школа, которая объединяла разные философские направления. Место и роль наук в учении стоиков определялись ими следующим сравнением: логика — это ограда, физика — плодоносная почва, этика — ее плоды. Главная задача философии — в этике; знание — лишь средство для приобретения мудрости, умения жить сообразно Природе. Таков идеал истинного мудреца. Счастье же состоит в свободе от страстей и в спокойствии духа. 
 
Физика стоиков занималась изучением законов и явлений микро- и макрокосмоса. 
Логика была своего рода психологией, изучала скрытые механизмы человеческого мышления, что давало возможность познавать и понимать видимые и невидимые явления в Природе и в Космосе. 
Этика являлась философией жизни, или практической мудростью, то есть учением о морали. 
 
Стоики признают четыре основных добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Главной добродетелью в стоической этике является умение жить в согласии с разумом. 
В основе стоической этики лежит утверждение, что не следует искать причины человеческих проблем во внешнем мире, поскольку это — лишь внешнее проявление происходящего в человеческой душе. 
Человек — часть великой Вселенной, он связан со всем существующим в ней и живет по ее законам. Поэтому проблемы и неудачи человека возникают из-за того, что он отрывается от Природы, от Божественного мира. 
Ему надо вновь встретиться с Природой, с Богом, с самим собой. А встретиться с Богом — значит научиться видеть во всем проявление Божественного Промысла. Следует помнить, что многие вещи в мире не зависят от человека, однако он может изменить свое отношение к ним. 
 
Основными задачами стоической философии были:

  • Воспитание внутренне свободного человека, не зависящего от внешних обстоятельств.
  • Воспитание внутренне сильного человека, способного выстоять в хаосе окружающего мира.
  • Пробуждение в человеке голоса Совести.
  • Воспитание веротерпимости и любви к людям.
  • Воспитание чувства юмора.
  • Умение применять все это на практике.

Сто́ики —

представители Стои — философской школы эпохи эллинизма, одной из крупных школ в истории лингвистических учений. Основателем школы считается Зенон из Китиона на Кипре (около 336—264 до н. э.). Его учителя принадлежали к древнегреческим философским школам: киников, мегарской, платоновской Академии. Не удовлетворённый во многом этими учениями, стремившийся к цельному догматическому миросозерцанию, Зенон основал собственную школу в «узорчатом портике» (греч. στοά — портик), от которого она и получила своё название. Помимо Зенона, корифеями Стои в области изучения языка были Хрисипп (около 281—209 до н. э.), Диоген Вавилонский (около 240—150 до н. э.) и другие.

Произведения  стоиков дошли до нас во фрагментах, цитатах и поздних изложениях. Основные источники взглядов стоиков  на язык, его природу и принципы исследования: труд греческого писателя 3 в. н. э. Диогена Лаэртского «Жизнь и учения знаменитых философов», трактат Варрона «О латинском языке» (1 в. до н. э.), трактат христианского богослова Блаженного Августина «О диалектике», сочинения Секста Эмпирика (конец 2 — начало 3 вв.), Аммония и др. По этим изложениям не всегда возможно определить, кому из стоиков принадлежат те или иные идеи в области языка, так как в источниках говорится, как правило, о стоиках вообще. Такой подход к трудам стоиков, сложившийся ещё в античности, говорит о близости их взглядов.

Стоики создали  целостную систему знаний о слове  в широком смысле, т. е. о речи и разуме (мысли) в единстве, о слове как логосе. Их учение о языке опирается на общую философскую концепцию, согласно которой философия в целом отражает в словесно оформленных дисциплинах единую разумную силу мира — логос, в котором нераздельно слиты активная и пассивная, материальная и духовная стороны бытия. Это одновременно и физическая субстанция, и универсальный логос, разумное одушевление природы. Для постижения логоса необходимы три составные части знания: логика, физика и этика. Термин «логика» впервые введен стоиками как название учения о внутреннем и внешнем слове-логосе, т. е. о мысли и о словесной её форме.

Логика подразделялась на диалектику и риторику, которые понимались соответственно как «наука о правильном рассуждении» и «наука об умении говорить красиво». В основе разработки диалектики лежало представление о знаковом характере слова-логоса, о необходимости различать «обозначающее» и «обозначаемое». Между этими понятиями трудно провести чёткую границу: так, учение о частях речи, т. е. формы и средства, они относили к области «обозначающего», а учение о грамматических категориях рассматривали как учение об «обозначаемом», т. е. о том, что мыслится относительно реальных форм речи. Приоритет в разработке теории «обозначаемого» и «обозначающего» позволяет говорить о стоиках как об основателях семиотической теории языка и возводить понятие языкового знака именно к ним.

Стоики исследовали  проблемы общей философии языка, его грамматического строя, принципы описания языка (понятие «аномалии» и его применение к описанию фактов языка) и проблемы этимологии слов.

Вопросы общей  философии языка разрабатывались  с разных сторон, из которых наибольший интерес для современной науки представляет учение об «обозначаемом», «высказываемом». В изложении Секста Эмпирика это положение стоицизма трактуется так: «Стоики утверждают, что три [вещи] между собой сопряжены — обозначаемое, обозначающее и объект. Из них обозначающее есть звук... Две вещи телесны, именно звук и объект, одна — бестелесна, именно обозначаемая вещь, и это есть высказываемое, которое бывает истинным и ложным». «Обозначаемое», или «высказываемое», является собственно языковым феноменом; оно существует лишь в языке и через него осуществляет связь между миром мысли и миром «вещей».

Развивая учение об «обозначающем», стоики полагали, что  наиболее важным аспектом развёртывания этой стороны логоса в языке является не собственно языковая материя, а её оформленность в ряде различных компонентных ипостасей — частей речи. Традиционно стоики (Хрисипп) выделяли пять частей речи (имя собственное, имя нарицательное, глагол, союз и член), позже к ним стали добавлять наречие. Слова распределялись по частям речи на основе их наиболее общих семантических и синтаксических признаков, морфологические характеристики либо вообще не принимались во внимание, либо рассматривались как второстепенные. Например: «Нарицание — часть речи, обозначающая общее качество, например человек, конь»; «Глагол — часть речи, обозначающая несоставной предикат» и т. д. (Диоген Вавилонский). Общие семантические и синтаксические признаки частей речи рассматривались как универсальные формы развертывания логоса в языке, осуществляемые параллельно со звуковым (или любым другим субстанциональным воплощением), без которых звук перестает быть собственно языковым явлением.

Стоики положили начало учению о ряде грамматических категорий имени и глагола (хотя термина «грамматическая категория», или «акциденция», у них не было). Учения о некоторых грамматических категориях (в частности, о падеже) практически без изменений включались в более поздние грамматические сочинения и вошли в европейскую грамматическую традицию (см. Европейская языковедческая традиция).

Употребление  термина «падеж», заимствованное стоиками у Аристотеля, получило у них более широкое и близкое к современному толкование. Под падежом стоики понимали любую форму имени (в отличие от Аристотеля, у которого падеж означает лишь «косвенные» формы слова, отклоняющиеся в речи от его исходной формы). Стоики выделяли 5 падежей (так как изучали это явление лишь применительно к древнегреческому языку): «прямой», или «именительный», падеж, «родительный», «дательный», «винительный» и позднее — «звательный». Происхождение названий этих падежей остаётся предметом дискуссий. Эти названия были скалькированы римскими грамматиками, и, в свою очередь, явились источниками ка́лек и непосредственных заимствований для европейских грамматик средних веков и нового времени. Падеж трактовался стоиками как категория «обозначаемого», т. е. преимущественно с семантических позиций, что, вероятно, и дало возможность применения этого понятия к описанию различных языков, даже тех, которые лишены падежа в узкоформальном смысле.

Разработанное стоиками учение о временах глагола  позволило им выделить основные временные  значения и формы древнегреческого глагола. Поскольку они изучали главным образом семантику глагольных времён, их учение обладало предпосылками широкой применимости к описанию других языков, что позволило перенести теорию глагольных времен в практику описания латинского языка. Частично скалькированная, частично непосредственно заимствованная римскими грамматиками у стоиков, система терминов для описания времён вошла в европейскую грамматическую традицию (например, «определённые» и «неопределённые» времена, аорист, «настоящее продолжающееся» время, или praesens, и др.; см. Время глагольное).

Стоики являются родоначальниками европейской синтаксической традиции (термин «синтаксис» был впервые введён ими). В пределах общего учения о логосе синтаксические единицы рассматриваются в первую очередь с точки зрения логической и риторической. Подробно разработаны различные классификации предложений-суждений. Основными являются классификации по типам предикатов, а также по смыслу и цели высказывания. Сам термин «сказуемое», или «предикат», появился в смысле, близком к современному, именно у стоиков, последовательно различавших «глагол» как часть речи и «предикат» как синтаксическую категорию. В стоицизме была разработана теория сложного предложения, также вошедшая (вместе с терминологией) в европейскую теорию и практику описания языка.

Будучи сторонниками теории о «природной» связи между  словом и обозначаемым им предметом, стоики уделяли большое внимание этимологическим разысканиям, но их этимологии в большинстве случаев  умозрительны и ложны.

Учение стоиков  о языке оказало значительное влияние на формирование александрийской школы и на древнеримские штудии в области языка. Выдвинув понятие аномалии в качестве принципа строения языка, стоики способствовали разработке проблем системных и несистемных факторов в строении языка, выступавших в истории языкознания в виде «спора об аналогии и аномалии», дискуссии о соотношении «разума и обихода» в языке и его описаниях (17—18 вв.).

Информация о работе Философия стоиков