Философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2011 в 23:05, курс лекций

Описание

Учебное пособие написано в соответствии с новыми требованиями, содержащимися в государственных образовательных стандартах.
Рассмотрены вопросы истории философии, общетеоретическая основа философии и логика социальной философии.

Содержание

От составителя ………………………………………………………4
Тема 1. Философия, ее проблемы и роль в обществе……………….5
Тема 2. Возникновение философии. Античная философия ……….11
Тема 3. Философия Средневековья…………………………………..24
Тема 4. Философия эпохи Возрождения…………………………….34
Тема 5. Наука и философия Нового времени………………………..47
Тема 6. Немецкая классическая философия………………………...55
Тема 7. Русская философия XIX – XX вв…………………………...64
Тема 8. Возникновение и сущность
марксистской философии…………………………………...75
Тема 9. Главные направления современной западной
философской мысли ……………………………………….81

Работа состоит из  1 файл

Сборник философия ч1.doc

— 407.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пермский  государственный педагогический университет

Кафедра философии

 
 
 
 
 
 
 
 

ФИЛОСОФИЯ

Учебное пособие

Для студентов  педагогических вузов

заочной формы обучения

часть1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь 2006 

УДК  1(075.8)

ББК   Ю1я7

          Ф 561 
 

Авторы:  А.Л. Жуланов (темы 9,11,13,14),  Л.Е. Зиновьева (тема 21),             М.Ф. Калашников (темы 1,8,10,12,), Е.М. Калашникова (темы 15, 16, 19),     А.А. Краузе (темы 17, 18, 20 , 22),  В.Л. Семенов (темы 5,6,7),                         Т.А. Сыпачева (темы 2,3,4,9). 

           Ответственный редактор: д-р филос.  наук, профессор М.Ф. Калашников 

Р е ц  е н з е н т ы:

  Доктор  философских наук, профессор кафедры  философии Пермского

                            Государственного университета О.А.Барг;

  Доктор  философских наук, профессор кафедры  философии Пермской

             Государственной сельскохозяйственной академии В.Н.Кукьян 

  Ф 561 Философия:  Учебное пособие для студентов педагогических вузов заочной формы обучения/ Под ред. М.Ф. Калашникова; Перм.гос.пед.ун-т. ­

Пермь, 2006. ­ 204с. 

ISBN 5-85218-194-3 

          Учебное пособие написано в соответствии с новыми требованиями, содержащимися в государственных образовательных стандартах.

           Рассмотрены вопросы истории философии, общетеоретическая основа философии и логика социальной философии.

            Издание адресовано студентам  заочной формы обучения  педагогических  вузов.  
 

УДК  1(075.8)

ББК   Ю1я7  
 

Печатается  по решению учебно – методического  совета

Пермского государственного педагогического университета 
 
 

ISBN 5-85218-194-3                                                  

                                                                                          © Коллектив авторов, 2006 

СОДЕРЖАНИЕ 

От составителя    ………………………………………………………4

Тема 1. Философия, ее проблемы и роль в обществе……………….5

Тема 2. Возникновение философии. Античная философия ……….11

Тема 3. Философия Средневековья…………………………………..24

Тема 4. Философия эпохи Возрождения…………………………….34

Тема 5. Наука и философия Нового времени………………………..47

Тема 6. Немецкая классическая философия………………………...55

Тема 7. Русская философия XIX – XX вв…………………………...64

Тема 8. Возникновение и  сущность

              марксистской философии…………………………………...75

Тема 9. Главные направления современной западной

             философской  мысли   ……………………………………….81 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОТ  СОСТАВИТЕЛЯ 

      Изучение курса «Философия» в  системе профессиональной подготовки  студентов высших учебных заведений  имеет очень важное значение. Основная задача курса заключается в формировании методологических и мировоззренческих ориентиров у студентов, в данном случае студентов педагогических специальностей.

     Предлагаемое читателю пособие  представляет собой краткое изложение  нормативного курса философии,  изучаемого в высших учебных заведениях России. Его цель – помочь студентам заочной формы обучения усвоить курс философии. В пособии учтено небольшое количество аудиторных часов, отведенных на курс, поэтому многие вопросы вынесены для самостоятельного  изучения. Темы и содержание материала в учебном пособии (авторы -  преподаватели кафедры философии Пермского государственного педагогического университета) соответствуют стандартам ГСЭ ф.10.

     Так как курс «Философия» предлагается  в сокращенном варианте,  пособие не может рассматриваться в качестве единственного источника его изучения.  С учетом этого предлагается список   основной и дополнительной литературы.  Приведены контрольные вопросы по темам и вопросы, вынесенные на экзамен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕМА  1.  ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРОБЛЕМЫ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ 

        Вопросы

  1. Философия как основа мировоззрения и как особая форма общественного сознания.
  2. Основной вопрос философии.
  3. Метод философии. Диалектика и ее альтернативы.
  4. Философия и наука. Функции философии.

       Основные понятия: мировоззрение, мифология, религия, философия, бытие, сознание, материализм, идеализм объективный, идеализм субъективный, монизм, дуализм, пантеизм, деизм, агностицизм, диалектика, метафизика, догматизм, скептицизм, софистика, эклектика, гносеологические и социальные  корни идеализма и религии. 

    1. Философия -  это сложная и  внутренне противоречивая сфера  духовной жизни общества, его  мировоззренческая основа, одна  из форм общественного сознания. Все существующие философские учения имеют своим предметом один комплексный вопрос: Что есть мир? Что есть человек? Каково отношение человека к миру?

    В зависимости от  ответа на этот вопрос образовалось несколько направлений  в философии. Они представляют собой  философскую основу различных мировоззрений и сами могут рассматриваться как мировоззрение в узком значении этого понятия.

    Мировоззрение – система обобщенных взглядов и представлений  о действительности, убеждений и идеалов, которые выражают отношение человека к миру, способ видения, понимания и оценки окружающей действительности, способ осознания себя как конкретно-исторического субъекта познания и практики.

    Мировоззрение – сплав знаний, убеждений и  опыта, свойство каждого человека, но не всякий человек имеет философское  мировоззрение. Философским мировоззрением обладает только тот человек, который определил свою позицию в отношении к миру, к самому себе и решил для себя, что есть мир. В концентрированном виде  это выражено в решении основного вопроса философии: Как относится сознание (идея, дух, бог) к материи (бытию)?

    У большинства людей мировоззрение  вырабатывается на основе их повседневного  опыта, поэтому оно ограниченно, не имеет философского ядра, что  является причиной его внутренней противоречивости. Основной вопрос философии в обыденном мировоззрении, во всяком случае в осознанной форме, не фиксируется.

    2. Основной вопрос философии - вопрос  об отношении материи, природы  к сознанию, идее, духовному - имеет  две стороны. Первая сторона – что первично1: материя, природа или сознание, идея? Вторая сторона – адекватно ли сознание бытию или способен ли человек правильно познавать мир, то есть воспроизводить его в своем сознании в мысленных образах, соответствующих действительности?

    На первую сторону основного вопроса философии возможны три варианта ответов: 1) первична материя, природа, а сознание – свойство человека, т.е. высокоорганизованной материи, вторично. Такое направление в философии получило название материализм; 2) первично сознание, а материя, природа - его творение – вторичны. Такое направление в философии получило название идеализм; 3) сознание и материя вечны и только взаимодействуют. Такое направление в философии получило название дуализм.

    Идеалистическое направление в философии изначально разделилось на две ветви –  объективный идеализм и субъективный идеализм.

    Объективные идеалисты признают, что создавшее  мир духовное начало существует объективно, до человека, вне его сознания. От этого и название. Признают они и реальность природы, человека, сотворенных, якобы, духовным началом, что вполне согласуется с религиозным учением.

    Субъективный  идеализм признает реально существующим только сознание. Все остальное - его ощущения, вещи – комплексы ощущений.

    Разделились философы в поисках ответа и на вторую сторонуосновного вопроса философии.

    Материалисты  считают, что человек способен правильно  познавать мир. Подтверждение этому  видят в его (человека) успешной практической и теоретической деятельности. Таких  взглядов придерживались в истории  философии дуалисты Аристотель и  Р. Декарт, объективный идеалист Гегель. Напротив, субъективные идеалисты отрицают способность человека правильно познавать мир. Ссылаются на ограниченность и несовершенство наших органов чувств, субъективность восприятия и другие особенности процесса познания. Философское направление в гносеологии (учение о познании мира), отрицающее способность человека правильно воспроизводить действительность в своем сознании, получило название агностицизм. В гносеологии существует и такое направление, как скептицизм, сторонники которого возможность познания мира человеком подвергают сомнению.

    Идеализм, агностицизм, скептицизм - не выдумки  досужих людей: они имеют причины  и условия своего возникновения. Наиболее важные из них принято называть гносеологическими и социальными корнями. Важнейшим условием, без которого возникновение таких учений совершенно невозможно, является способность человека к фантазированию, в процессе которого мысль отрывается от действительности и творит такие образы, аналогов которым нет в действительности. Именно это свойство отличает абстрактное мышление человека от конкретного мышления высших животных. Для человека способность к фантазированию является духовной основой его творчества. Фантазирование происходит на основе отрыва мысли от действительности и такой отрыв необходим и полезен до тех пределов, пока он контролируется нашим опытом и истинными знаниями о мире. Этот предел не имеет жестко очерченных границ, легко нарушается сознанием, оторвавшимся от действительности, и сознание начинает творить не только такие образы, аналогов которым еще нет в действительности, но которые уже содержатся в возможности и могут стать действительными, но и такие образы, которые никогда действительными стать не могут. Конкретные причины заключаются в недостаточной гибкости нашего сознания, в его приверженности к шаблонам, антропоцентризме и антропоморфизме, многих других особенностях сознания, а также в трудностях и некоторых особенностях процесса познания. Социальные корни идеализма (также и религии) заключаются в потребности, заинтересованности определенных, обычно господствующих слоев общества (сословий, классов и др.) в создании на основе ошибочных представлений и заблуждений таких учений, идеологий, которые соответствовали бы их взглядам и служили бы их целям.

    3. Всякое учение наряду с предметом - в философии это мир, человек в мире – вырабатывает свой подход к его осмыслению, исследованию, изучению. Не является исключением в этом и философия. В ее истории сложились два основных метода, два подхода к своему предмету – диалектический и метафизический. В чем различие их подхода к своему предмету ? Диалектика исходит из следующих принципов: 1) все в мире взаимосвязано и все находится во взаимной зависимости; 2) все в мире находится в постоянном движении, изменении; 3) причины движения заключены в самих вещах. Это такие внутренние тенденции, которые одна без другой не существуют, но в то же время одна другую отрицают. Эти отрицания вызывают внутренние противоречия, которые и вызывают изменения, движение. Таким образом, движение представляется как самодвижение, самоизменение.

Информация о работе Философия