Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2011 в 23:05, курс лекций
Учебное пособие написано в соответствии с новыми требованиями, содержащимися в государственных образовательных стандартах.
Рассмотрены вопросы истории философии, общетеоретическая основа философии и логика социальной философии.
От составителя ………………………………………………………4
Тема 1. Философия, ее проблемы и роль в обществе……………….5
Тема 2. Возникновение философии. Античная философия ……….11
Тема 3. Философия Средневековья…………………………………..24
Тема 4. Философия эпохи Возрождения…………………………….34
Тема 5. Наука и философия Нового времени………………………..47
Тема 6. Немецкая классическая философия………………………...55
Тема 7. Русская философия XIX – XX вв…………………………...64
Тема 8. Возникновение и сущность
марксистской философии…………………………………...75
Тема 9. Главные направления современной западной
философской мысли ……………………………………….81
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пермский государственный педагогический университет
ФИЛОСОФИЯ
Учебное пособие
Для студентов педагогических вузов
заочной формы обучения
часть1
Пермь 2006
УДК 1(075.8)
ББК Ю1я7
Ф 561
Авторы: А.Л. Жуланов (темы 9,11,13,14), Л.Е. Зиновьева (тема 21), М.Ф. Калашников (темы 1,8,10,12,), Е.М. Калашникова (темы 15, 16, 19), А.А. Краузе (темы 17, 18, 20 , 22), В.Л. Семенов (темы 5,6,7), Т.А. Сыпачева (темы 2,3,4,9).
Ответственный редактор: д-р филос.
наук, профессор М.Ф.
Калашников
Р е ц е н з е н т ы:
Доктор философских наук, профессор кафедры философии Пермского
Государственного университета О.А.Барг;
Доктор философских наук, профессор кафедры философии Пермской
Государственной сельскохозяйственной
академии В.Н.Кукьян
Ф 561 Философия: Учебное пособие для студентов педагогических вузов заочной формы обучения/ Под ред. М.Ф. Калашникова; Перм.гос.пед.ун-т.
Пермь, 2006. 204с.
ISBN 5-85218-194-3
Учебное пособие написано в соответствии с новыми требованиями, содержащимися в государственных образовательных стандартах.
Рассмотрены вопросы истории философии, общетеоретическая основа философии и логика социальной философии.
Издание адресовано студентам
заочной формы обучения педагогических
вузов.
УДК 1(075.8)
ББК
Ю1я7
Печатается по решению учебно – методического совета
Пермского
государственного педагогического университета
ISBN 5-85218-194-3
СОДЕРЖАНИЕ
От составителя ………………………………………………………4
Тема 1. Философия, ее проблемы и роль в обществе……………….5
Тема 2. Возникновение философии. Античная философия ……….11
Тема 3.
Философия Средневековья…………………
Тема 4.
Философия эпохи Возрождения………
Тема 5. Наука и философия Нового времени………………………..47
Тема 6. Немецкая классическая философия………………………...55
Тема 7. Русская философия XIX – XX вв…………………………...64
Тема 8. Возникновение и сущность
марксистской философии……………………
Тема 9. Главные направления современной западной
философской мысли ……………………………………….81
ОТ
СОСТАВИТЕЛЯ
Изучение курса «Философия» в
системе профессиональной
Предлагаемое читателю пособие
представляет собой краткое
Так как курс «Философия»
ТЕМА
1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРОБЛЕМЫ
И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
Вопросы
Основные понятия: мировоззрение,
мифология, религия,
философия, бытие, сознание,
материализм, идеализм
объективный, идеализм
субъективный, монизм,
дуализм, пантеизм, деизм,
агностицизм, диалектика,
метафизика, догматизм,
скептицизм, софистика,
эклектика, гносеологические
и социальные корни
идеализма и религии.
1.
Философия - это сложная и
внутренне противоречивая
В зависимости от ответа на этот вопрос образовалось несколько направлений в философии. Они представляют собой философскую основу различных мировоззрений и сами могут рассматриваться как мировоззрение в узком значении этого понятия.
Мировоззрение – система обобщенных взглядов и представлений о действительности, убеждений и идеалов, которые выражают отношение человека к миру, способ видения, понимания и оценки окружающей действительности, способ осознания себя как конкретно-исторического субъекта познания и практики.
Мировоззрение – сплав знаний, убеждений и опыта, свойство каждого человека, но не всякий человек имеет философское мировоззрение. Философским мировоззрением обладает только тот человек, который определил свою позицию в отношении к миру, к самому себе и решил для себя, что есть мир. В концентрированном виде это выражено в решении основного вопроса философии: Как относится сознание (идея, дух, бог) к материи (бытию)?
У
большинства людей
2. Основной вопрос философии - вопрос об отношении материи, природы к сознанию, идее, духовному - имеет две стороны. Первая сторона – что первично1: материя, природа или сознание, идея? Вторая сторона – адекватно ли сознание бытию или способен ли человек правильно познавать мир, то есть воспроизводить его в своем сознании в мысленных образах, соответствующих действительности?
На первую сторону основного вопроса философии возможны три варианта ответов: 1) первична материя, природа, а сознание – свойство человека, т.е. высокоорганизованной материи, вторично. Такое направление в философии получило название материализм; 2) первично сознание, а материя, природа - его творение – вторичны. Такое направление в философии получило название идеализм; 3) сознание и материя вечны и только взаимодействуют. Такое направление в философии получило название дуализм.
Идеалистическое
направление в философии
Объективные идеалисты признают, что создавшее мир духовное начало существует объективно, до человека, вне его сознания. От этого и название. Признают они и реальность природы, человека, сотворенных, якобы, духовным началом, что вполне согласуется с религиозным учением.
Субъективный идеализм признает реально существующим только сознание. Все остальное - его ощущения, вещи – комплексы ощущений.
Разделились философы в поисках ответа и на вторую сторонуосновного вопроса философии.
Материалисты считают, что человек способен правильно познавать мир. Подтверждение этому видят в его (человека) успешной практической и теоретической деятельности. Таких взглядов придерживались в истории философии дуалисты Аристотель и Р. Декарт, объективный идеалист Гегель. Напротив, субъективные идеалисты отрицают способность человека правильно познавать мир. Ссылаются на ограниченность и несовершенство наших органов чувств, субъективность восприятия и другие особенности процесса познания. Философское направление в гносеологии (учение о познании мира), отрицающее способность человека правильно воспроизводить действительность в своем сознании, получило название агностицизм. В гносеологии существует и такое направление, как скептицизм, сторонники которого возможность познания мира человеком подвергают сомнению.
Идеализм, агностицизм, скептицизм - не выдумки досужих людей: они имеют причины и условия своего возникновения. Наиболее важные из них принято называть гносеологическими и социальными корнями. Важнейшим условием, без которого возникновение таких учений совершенно невозможно, является способность человека к фантазированию, в процессе которого мысль отрывается от действительности и творит такие образы, аналогов которым нет в действительности. Именно это свойство отличает абстрактное мышление человека от конкретного мышления высших животных. Для человека способность к фантазированию является духовной основой его творчества. Фантазирование происходит на основе отрыва мысли от действительности и такой отрыв необходим и полезен до тех пределов, пока он контролируется нашим опытом и истинными знаниями о мире. Этот предел не имеет жестко очерченных границ, легко нарушается сознанием, оторвавшимся от действительности, и сознание начинает творить не только такие образы, аналогов которым еще нет в действительности, но которые уже содержатся в возможности и могут стать действительными, но и такие образы, которые никогда действительными стать не могут. Конкретные причины заключаются в недостаточной гибкости нашего сознания, в его приверженности к шаблонам, антропоцентризме и антропоморфизме, многих других особенностях сознания, а также в трудностях и некоторых особенностях процесса познания. Социальные корни идеализма (также и религии) заключаются в потребности, заинтересованности определенных, обычно господствующих слоев общества (сословий, классов и др.) в создании на основе ошибочных представлений и заблуждений таких учений, идеологий, которые соответствовали бы их взглядам и служили бы их целям.
3. Всякое учение наряду с предметом - в философии это мир, человек в мире – вырабатывает свой подход к его осмыслению, исследованию, изучению. Не является исключением в этом и философия. В ее истории сложились два основных метода, два подхода к своему предмету – диалектический и метафизический. В чем различие их подхода к своему предмету ? Диалектика исходит из следующих принципов: 1) все в мире взаимосвязано и все находится во взаимной зависимости; 2) все в мире находится в постоянном движении, изменении; 3) причины движения заключены в самих вещах. Это такие внутренние тенденции, которые одна без другой не существуют, но в то же время одна другую отрицают. Эти отрицания вызывают внутренние противоречия, которые и вызывают изменения, движение. Таким образом, движение представляется как самодвижение, самоизменение.