Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 05:31, контрольная работа
Эстетика рассматривает чувственное познание окружающей действительности и имеет дело с ее разными сторонами: с природой, обществом, человеком и его деятельностью в самых различных жизненный сферах, вплоть до производственной. Так, эстетически люди оценивают красивые цветы, величественные здания, устремленные ввысь купола храмов, технические объекты (компьютеры, автомобили и...), созданные трудом человека, высокие нравственные поступки людей, прекрасные произведения искусства.
Введение 3
Эстетика и ее место в системе наук.
Эстетика как наука о прекрасном.
Заключение
Библиографический список
Хотя эстетическая ценность присуща всему, что мы называем «искусством», поскольку красота есть следствие искусности во всем, что бы человек ни делал, и органически присуща всем формам художественного творчества, к нему эстетика проявляет специальный интерес. Ряд авторов полагают, что эстетика изучает только искусство как наиболее последовательное выражение идеи прекрасного, хотя на самом деле это не совсем точно.
В истории культуры эта его сфера издавна и по сей день привлекает внимание целого спектра научных дисциплин, так и называющихся искусствоведческими. Каждая из них изучает определенный вид искусства (литературу, музыку, театр и все другие или целую группу искусств — изобразительные, сценические и т.п.) в двух плоскостях: исторической и теоретической. Теоретическое изучение каждой конкретной ветви художественно-творческой деятельности непосредственно соприкасается с изучением искусства эстетикой, и нередко, как уже отмечалось, последняя развивалась в недрах теории отдельных искусств. Однако такое теоретическое исследование только тогда приобретает эстетический масштаб, когда его проблематика выходит за пределы особенностей данного вида искусства (или данного семейства искусств), восходя на тот горизонт, на котором находят общие законы художественного освоения человеком мира, а затем и их специфические проявления в данной конкретной области искусства, — так вошли в историю эстетики «Поэтика» Аристотеля, «Трактат о живописи» Леонардо да Винчи, «О музыкально-прекрасном» Э. Ганслика, ибо коренное отличие эстетической теории, которое и придает ей философский характер, состоит в том, что предметом ее рассмотрения является целостное бытие искусства в культуре, т.е. сама сущность художественной деятельности и вытекающие из нее дифференцирующие силы, превращающие искусство в мир искусств (законы морфологии искусства).
Точно так же, как эстетосфера культуры становилась предметом изучения разных конкретных наук, и художественная деятельность входила в поле зрения широкого круга наук, поскольку они находили в искусстве проявление изучающихся ими сил и процессов; при этом оказывался возможным двоякий масштаб исследования — видовой, ограничивавший психологию искусства, социологию искусства, семиотику искусства каким-то одним видом художественного творчества, и общеэстетический, т.е. предполагающий рассмотрение данных свойств и процессов во всех искусствах. Понятно, что во втором случае эти науки непосредственно соприкасаются с эстетикой, но остаются принципиально от нее отличными формами конкретно-научного знания — именно потому, что каждая рассматривает их общий с эстетикой объект в какой-то одной плоскости, тогда как задача эстетики состоит в том, чтобы «видеть» эстетическое отношение в искусстве в его многосторонней целостности.
Такое «видение» не может возникнуть из простого суммирования той информации, которую добывают конкретные науки, только философское мышление эстетики способно теоретически смоделировать эту целостность. А это означает, что осмыслению подлежат здесь не произведения искусства сами по себе, и не психология творчества данного художника, или мастеров данного вида искусства, или вообще Художника, и не социальная детерминация его творчества, и не причудливая история восприятия, оценки и переоценки его произведений и т.п., а закономерности всего процесса порождения художественных ценностей, их образных содержательно-формальных характеристик, их реактивации в ходе сотворческого восприятия — переживания — осмысления произведений искусства, их роли в формировании сознания личности и в истории культуры.
Особое
место и специфические функции
искусства в культуре обусловливают
взаимоотношения наук, изучающих культуру
и искусство.
2.ЭСТЕТИКА КАК НАУКА О ПРЕКРАСНОМ
Прекрасное, категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Как эстетическая ценность Прекрасное отличается от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что оно связано с определённой чувственной формой и обращается к созерцанию или воображению; в отличие от утилитарно-полезного, восприятие Прекрасное носит бескорыстный характер.
Для древнейшего эстетического сознания Прекрасное мыслилось как неотъемлемое свойство мира, космоса. Для пифагореизма Прекрасное есть гармония, внутренне присущая вещам, источник которой усматривался в мистически понимаемых количественных отношениях. По Гераклиту, «прекраснейший строй мира» и «прекраснейшая гармония» являются результатом единства и борьбы противоположностей. Гераклит говорит также об относительности Прекрасное: «... Самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с родом людей». По Сократу, относительность Прекрасное обусловлена тем, что «все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено». Платон проводит чёткое различие между тем, «что прекрасно» и тем, «что такое прекрасное», т. е. между сущностью Прекрасное и его проявлениями. Сущность Прекрасное Платон трактует как вечную, безотносительную, божественную идею, от которой зависит существование всех прекрасных явлений. Человек же, «видя здешнюю красоту, вспоминает красоту истинную».
Отвергая теорию платоновских
«идей», Аристотель полагает, что должно
быть единым «прекрасное и бытие прекрасного».
В соответствии с этим Аристотель рассматривает
Прекрасное как объективное свойство
самой действительности, как проявление
её закономерностей: «... самые главные
формы прекрасного, это - порядок <в пространстве>,
соразмерность и определенность...»; в
живой природе Прекрасное связано с целесообразностью.
Объективно-идеалистическое
Мыслители эпохи Возрождения
были убеждены в объективности
Прекрасное, которое определяется
Л. Б. Альберты как «... строгая
соразмерная гармония всех
Классицизм трактовал
Материалистическая эстетика 18-19 вв.
доказывала объективность
В буржуазной эстетике конца
19 - 20 вв. проблема Прекрасное
Марксистская эстетика
Определенные закономерности (правильность, симметричность, гармония, ритм, пропорциональность, «целесообразность», мера в звуковых и цветосветовых отношениях), характеризующие внешний облик явлений, стали обладать эстетической значимостью, поскольку через познание и использование их человек материально и духовно утверждает себя в мире. Свойством Прекрасное обладает сам человеческий труд как свободная, творческая, общественно значимая деятельность, доставляющая наслаждение «... игрой физических и интеллектуальных сил», а также её результаты, несущие на себе «отпечаток» большого мастерства и высокой культуры. В продуктах человеческой деятельности Прекрасное выступает как проявление и, следовательно, как свидетельство целесообразности и совершенства.
Значение Прекрасное для
Прекрасное в искусстве - его
художественная ценность - обусловлено
правдивым отражением жизни (
Прекрасное как ценность, в которой
выражено объективное
В сов. литературе по эстетике
проблема Прекрасное - предмет дискуссии,
в центре которой соотношение
в Прекрасное объективного и
субъективного, природного и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Термин «эстетика» (от греч. «aisthetikos» — «чувственный, относящийся к чувственному восприятию»), ввел в научный обиход Александр Баумгартен (1735 год).
Эстетика - наука о прекрасном во всех его проявлениях и модификациях, об эстетическом отношении человека к действительности, которое реализуется как в его сознании, так и в разнообразных сферах практической деятельности.
Объектом изучения эстетики выступает весь мир, в качестве же предмета эстетики выступают особые свойства мира и определенные отношения, возникающие между миром и человеком в ходе их взаимодействия.
Содержание предмета эстетики определяется кругом тех проблем, которые исследует данная наука: