Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 05:31, контрольная работа
Эстетика рассматривает чувственное познание окружающей действительности и имеет дело с ее разными сторонами: с природой, обществом, человеком и его деятельностью в самых различных жизненный сферах, вплоть до производственной. Так, эстетически люди оценивают красивые цветы, величественные здания, устремленные ввысь купола храмов, технические объекты (компьютеры, автомобили и...), созданные трудом человека, высокие нравственные поступки людей, прекрасные произведения искусства.
Введение 3
Эстетика и ее место в системе наук.
Эстетика как наука о прекрасном.
Заключение
Библиографический список
Санкт-петербургская академия управления и экономики
МУРМАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
ФАКУЛЬТЕТ менеджмента
ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
сПЕЦИАЛЬНОСТЬ
«МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине
«Этика и эстетика»
Тема: «Эстетика
как наука о прекрасном»
ВЫПОЛНИЛ (А):
Студент (ка) Аникин Даниил Олегович
ПРОВЕРИЛ (А):
Преподаватель
Комарницкая Светлана Евгеньевна
Мурманск
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение
Библиографический
список
ВВЕДЕНИЕ
В последней четверти ХХ века в эстетической науке происходят заметные изменения. Осознается недостаточность ее понимания как философии искусства или как науки о прекрасном, современная эстетика — это скорее антикаллистика, которая должна забыть о своей «божественной предназначенности» и стать «эстетикой непредставимого, непредставленного» (Ж. Деррида). Эстетика мыслится как интерпретация, отвечающая множественности позиций эстетического восприятия, она обладает существенными преимуществами, ибо открыта свободному поиску, эксперименту (Ф. Гаттари). Плюралистически-эстетическая модель, способная охватить жизненные явления во всей их многомерности и предоставляющая единственную возможность для критического философствования, по утверждению Ж.-Ф. Лиотара, приходит на смену традиционной рациональности с ее тотальным притязанием на господство. Сегодня граница между логическим и эстетическим становится непрочной; что-либо воспринимать означает, в первую очередь, различение, и такой акцент на различении (в чувстве, ощущении) и есть эстетика в широком смысле слова (П. Слотердийк). Множественность действительности, ее нередко опосредованная явленность предполагает становление нового типа «ощущающего» мышления, которое способно схватить «след первоначальных значений», находящихся вне сферы непосредственной чувственности; именно такой тип мышления и должен стать предметом эстетики (В. Вельш).
Эстетика
рассматривает чувственное
О
людях, чутких к красоте, говорят, что
они наделены эстетическим чувством.
Сам процесс подобного
1.ЭСТЕТИКА И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК
Приступая к изучению эстетики, следует иметь в виду, что это исключительно своеобразная наука, исследующая уникальные как по своему содержанию, так и по форме духовные ценности.
Сам термин «эстетика» (образованный от греческого «aisthetikos» — «чувственный, относящийся к чувственному восприятию»), впервые был введен в научный обиход в XVIII столетии немецким просветителем Александром Баумгартеном (1735 год).
В истории эстетической мысли издавна известны, например, два подхода к красоте, ярко изображенные Платоном в его диалоге «Гиппий Больший» (приводится по: Платон. Собр-е соч. В 4 т. – Т.1. – М., 1990. – С.392-398.). Один из них (выраженный в позиции платоновского Гиппия) пытается ответить на вопрос: «Что прекрасно?» и перечисляет определенные вещи, охарактеризованные таким образом. Другой (в облике Сократа) ставит проблему иначе: «Что есть прекрасное?», то есть пытается выяснить сущность красоты, а значит, переводит сам этот вопрос в русло философского взгляда на него.
Здесь, собственно, обозначены подходы, имеющие, на наш взгляд, по меньшей мере равное право на существование, в которых выражены две стороны диалектического единства сущности и явления, внутреннего и внешнего, единичного и общего, необходимого и случайного, в равной мере свойственных красоте и понятию «прекрасного».
Нам представляется, что первая линия («что прекрасно?») разрабатывалась преимущественно в практике мировой художественной культуры, формировалась в ходе непосредственного эстетического опыта человечества, в зримых, реальных проявлениях человеческой культуры. Вторая линия («что есть прекрасное?»), думается, в большей степени характерна для философского либо системного, теоретического мышления, тяготеет к философии, создавая с ее помощью на основе и с использованием собственно эстетической проблематики своеобразную «философию прекрасного».
Поскольку дать исчерпывающий ответ о предмете эстетики (так же как и о предмете любой другой науки) с самого начала невозможно, ограничимся сперва предварительным определением, в котором обозначим границы данной науки.
Эстетику в самом общем значении этого слова можно определить как науку о прекрасном во всех его проявлениях и модификациях, об эстетическом отношении человека к действительности, которое реализуется как в его сознании, так и в разнообразных сферах практической деятельности.
В дальнейшем мы постараемся конкретизировать это определение, наполнить его реальным содержанием.
Обратим внимание на один из парадоксов эстетики, состоящий в том, что ее проблематика сложилась задолго до «официального признания» эстетики наукой. Эстетические проблемы возникли и развивались в лоне духовной культуры человечества в качестве составных моментов философии, богословия, литературы, искусствоведения, житейской практики людей — в области материального производства, социально-политических отношений, в сфере быта и других сферах практической деятельности.
Однако лишь в XVIII столетии эстетика обрела, наконец, статус самостоятельной научной дисциплины.
Что же конкретно изучает эстетика, каков ее предмет? В истории эстетической мысли, в современной литературе можно найти немало различных определений этой науки. По мнению известного эстетика Ю. Борева, «предметом эстетики является весь мир, рассматриваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для человечества» (Борев Ю. Эстетика. - М., 1988. С.9).
В самом деле, эстетика не обходит своим вниманием ни одну из областей человеческой жизнедеятельности. Однако, это определение, на наш взгляд, нуждается в уточнении. Весь мир является не предметом, но объектом изучения эстетики, в качестве же предмета эстетики выступают особые свойства мира и определенные отношения, возникающие между миром и человеком в ходе их взаимодействия.
Содержание предмета эстетики определяется кругом тех проблем, которые исследует данная наука. Вкратце перечислим основные из них.
Эстетическое отношение человека к действительности, его сущность, возникновение, анализ разнообразных подходов к решению этой проблемы.
Эстетическая деятельность человека, ее смысл и специфические признаки, основные сферы (труд, материальное производство, социально-политические, семейно-бытовые отношения, поведение и общение, игра, искусство и прочее).
Эстетическое сознание человека, его структура (эстетическая потребность, эстетическая эмоция, эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал), особенности функционирования и развития.
Основные категории эстетики, прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, эстетическое и художественное и др., эволюция их содержания, особенности использования в различных «эстетических контекстах».
Искусство, художественная деятельность человека во всем ее многообразии (эстетические и социальные особенности, основные функции, система и виды искусства, особенности художественного творчества и эстетического восприятия произведений искусства и пр.).
Эстетическая культура личности и общества (культура поведения и общения, эстетический потенциал личности и общества и др.).
История эстетических учений, современные эстетические концепции, возникновение и развитие представлений о красоте в различные исторические эпохи, формирование концепций эстетического, их взаимодействие, место в системе духовных ценностей человека.
Таков приблизительно круг основных вопросов, в своей совокупности составляющих «предметное поле» эстетической науки.
Связь эстетики с другими науками
Надо иметь в виду, что в эстетической проблематике важное место отводится вопросам методологии эстетического познания и деятельности, а также связям и взаимодействию эстетики с другими духовными ценностями человека.
Связь эстетики с философией, ее философскую природу «выдает» и сам категориальный аппарат эстетической науки, в котором широко используются такие философские категории как «объективное» и «субъективное», «содержание» и «форма», «прогресс» и «регресс» и ряд других категорий.
Конечно, не следует, в буквальном смысле отождествлять эстетику с философией. И та, и другая сферы духовной жизни человека сохраняют свою специфику. Речь идет лишь о таком взаимодействии их, которое формирует определенный способ как философского, так и эстетического мироощущения. Философия, в частности, «вооружает» эстетику системным подходом, помогает рассматривать эстетические объекты, как определенную целостность, обладающую теми или иными специфически эстетическими особенностями.
В свою очередь, эстетика помогает философии формировать универсальное представление о человеке, его возможностях, раскрывает внутреннюю гармонию мира человека, указывает на творческий характер всех сторон его жизнедеятельности, возможности их преобразования по законам красоты. В эстетике активно используются разнообразные философские и общенаучные методы.
Одна из важнейших особенностей эстетики состоит в ее связи с теорией и практикой развития мировой художественной культуры, которая представляет собой мощный источник, питающий эстетику как идеями, мыслями, так и важнейшим конкретным материалом для анализа различных аспектов духовной деятельности человека. Эстетика при этом стремится выявить и исследовать общие закономерности художественного творчества, развития искусства как некоего духовного целого, устанавливает его связи с жизнью, социальной и личной практикой людей, выявляет саму специфику художественной деятельности, понять которую крайне затруднительно, оставаясь в пределах какого-либо одного из видов искусства.