Этика делового общения в государственной службе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 18:04, реферат

Описание

Достаточно распространена точка зрения, согласно которой этикет, как элемент внешнего поведения человека, органически не связан с его нравственностью: человек с изысканными манерами, с детства впитавший премудрости политеса, может оставаться высокомерным, негуманным, безнравственным. Однако такой человек вряд ли сможет долго вводить в заблуждение окружающих его людей относительно права называться человеком культурным, воспитанным. Внешняя форма поведения, лишённая нравственной основы, теряет свой смысл, приобретая лишь вид замаскированного хамства и неуважения к людям, которое рано или поздно выйдет наружу. «Ледяная» или «хамская» вежливость не имеют ничего общего с подлинной культурой человека. Правила этикета, соблюдаемые лишь внешне, позволяют человеку в зависимости от обстоятельств и индивидуальных черт характера с лёгкостью отступать от них.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………2

I. Служебная этика………………………………………………………………3

II. Специфика формирования этики государственной службы………………5

1. Этика государственной службы как единство профессиональной и управленческой систем …………………………………………………………5

2. Роль права в формировании и развитии этики государственной службы..7

3. Основные понятия профессиональной этики государственной службы…7

III. Функции этикета на государственной службе…………………………...11

1.Требования к государственным служащим……………………………….11
2.Основные функции этикета на государственной службе…………………14
IV. Основные принципы этикета государственного служащего……………15

Заключение………………………………………………………………………21

Список литературы……………………………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

реферат по этике делового общения.docx

— 42.89 Кб (Скачать документ)

     Гражданская честь оказывает существенное влияние  и на честь служебную, по крайней  мере, в той части, которая связана  с высокой социальной значимостью  службы и служебной деятельности. В современном понимании служба - это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи  в жизни государства, когда резко  возрастает ответственность людей  за судьбы страны.

     Служебная честь, кроме социального смысла, имеет и другую, не менее важную сторону, связанную с выполнением  служащими своего долга. В виду публичности  службы деятельность государственных  служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным  вниманием общественности. Как отмечает Шопенгауэр, «служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности.

     Профессиональная  честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного служащего  будут выражаться в принятых решениях и различных поступках.

     Профессиональная  нравственность для государственного служащего включает в себя и понятие  «профессиональной справедливости». Быть справедливым не так просто. Государственному служащему требуется затратить  много усилий, чтобы досконально  исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить  по шаблону, по совету начальства - гораздо  легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает  государственного служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», мафиозных  групп и др. Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в  оценках «своих» и «чужих», удобных  и не удобных разрушают и моральное  сознание самого специалиста, и морально-психологический  климат коллектива. Так как общение  с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени  основного числа государственных  служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как «профессиональный  такт».

     Особенно  стоит выделить основные принципы профессиональной этики государственного служащего.

     Прежде  всего, исходным для профессиональной этики государственного служащего  является принцип гуманизма, т.е. уважительного  отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип  гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

     С принципом гуманизма пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности  без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так  и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов  демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

     Любая деятельность, особенно та, которая  непосредственно направлена на человека, должна быть осенена, одухотворена высокой  идеей. Поэтому профессиональная этика  государственного служащего должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным  отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения  Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как  середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью  и приниженностью, заискиванием перед  всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение  к достижениям других народов.

     Основные  понятия и принципы профессиональной этики государственного служащего  образуют её каркас, который наполняется  «плотью и кровью» в различных  житейских ситуациях.  

     III. Функции этикета на государственной службе 

     
  1. Требования  к государственным служащим
 

     Нравственные  требования, предъявляемые к государственным  служащим можно разделить на 4 группы: группа требований связана с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне, где принимаются решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);

     Исполнительская дисциплина. В основе этого требования лежит тот факт, что от государственного служащего порой зависит и  жизнь человека, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на человека с момента  его рождения. Дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность - эти качества характеризуют исполнительскую  дисциплину;

     Такие качества, которые определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём  общения. Здесь важно то, что общение  не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение  включаются новые слои населения, которые  различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такие  качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;

       Качества, объясняемые «Эффектом аквариума»5. Это особое положение государственного служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание людей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что государственная служба - это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение - это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве.

     При практическом применении понятия и  принципы профессиональной этики государственной  службы обретают форму этических  требований. Из них основные, которые должны предъявляться к государственному служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий:

     Приверженность  высшим нравственным принципам, верность государству; государственный служащий должен ставить государственные  интересы выше индивидуальных, частных  интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений;

     Соблюдение  принципов государственной службы;

     Постоянная  готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов  субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги  на верность государству и не отказываться от законных требований по государственной  должности;

     Честная служба государству;

     Стремление  найти и использовать наиболее эффективные  и экономичные способы выполнения государственных задач и функций;

     Отсутствие  в деятельности государственного служащего  элементов дискриминации одних  субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без  него, с другой;

     Никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и  преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;

     Не  делать никаких личных обещаний, связанных  с обязанностями государственной  службы;

     Никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время  исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;

     Не  заниматься предпринимательской деятельностью;

     Разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней в государственных органах;

     Соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами;

     Стремиться  создавать деловой имидж государственного служащего;

     Не  высказывать публично своего личного  мнения о действующих политических деятелях;

     Избегать  злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности;

     В общении с гражданами, как при  исполнении своих полномочий, так  и во внеслужебных отношениях соблюдать  общепринятые правила поведения; вести  себя с достоинством; демонстрировать  вежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко  разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию; равное отношение ко всем гражданам  и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых  управленческих решений.  

     
  1. Основные  функции этикета на государственной службе
 

     Специфика такого рода профессиональной деятельности, как государственная служба, особенности  социально-правового статуса государственного служащего и вытекающих из него соответствующих  служебных ситуаций, позволяют говорить об этикете государственных служащих как о совокупности специфических  правил, регламентирующих внешние проявления взаимоотношений между людьми в  процессе их профессиональной деятельности во всём многообразии форм служебного общения.

     На  государственной службе, где отношения  строятся на основе субординации, каждый вид общения (подчинённого и начальника, коллег, чиновника и посетителя) обладает достаточной спецификой и  подчинён своим, выработанным практикой правилам этикета, ориентированного на честь и достоинство как высшую ценность.

     Этикет  на государственной службе выполняет  различные функции. Выделяют информационную функцию, функцию стандартизации моделей  индивидуального и группового поведения, функцию социального контроля и  социального влияния, функцию создания психологического комфорта. Нормы этикета6 информируют о том, как следует вести себя государственному служащему в той или иной конкретной служебной ситуации и какого поведения следует ожидать от коллег, от начальника или от подчинённых. Стандартизируя поведение каждого члена коллектива, этикет помогает им, не задумываясь, порой почти бессознательно, выбирать линию поведения в соответствии с реальной обстановкой и ожиданиями окружающих, не рискуя попасть в неловкое или затруднительное положение или вызвать осложнения в отношениях с другими. Следование принятым правилам поведения у каждой из сторон общения укрепляет уверенность в правильности своих действий, рождает самоуважение, создаёт чувство психологического комфорта.  

     IV. Основные принципы этикета государственного служащего 

     Основу  этикета государственного служащего  составляют общие принципы современного этикета, соблюдаемые сегодня во всём мире: это принципы гуманизма, целесообразности действий, эстетической привлекательности поведения и  уважения к традициям своей страны и стран, с представителями которых  государственным служащим приходится вступать в деловые контакты.

     Принцип гуманизма закрепляет нравственную основу делового этикета. Он конкретизируется в требованиях, обращённых к культуре взаимоотношений и включающих вежливость во всём многообразии её оттенков: корректность, учтивость, любезность, деликатность, тактичность, скромность, точность. Кредо принципа гуманизма: добрые отношения являются залогом плодотворного сотрудничества, выступая одним из наиболее действенных мотиваторов трудовой деятельности, неотъемлемой частью организационной культуры.

     В каждой конкретной ситуации мы выбираем соответствующую данной ситуации форму  вежливости, а именно корректную вежливость, которая позволяет, не нарушая этикета, дать понять человеку наше отношение  к его поступку. Корректность позволяет  сторонам сохранить чувство собственного достоинства и не унизить другого.

     Другая  форма вежливости - учтивость, почтительная вежливость. В служебных отношениях почтительная форма вежливости служит надёжным способом защитить и достоинство  подчинённого, и авторитет руководителя, соблюдая служебную иерархию, оказать  уважение начальнику без тени услужливости и унижения и «почтить» вниманием  подчинённого без высокомерия и  чванства. Учтивость не имеет ничего общего с услужливостью и подобострастием  в чиновной среде.

Информация о работе Этика делового общения в государственной службе