Этика делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:49, контрольная работа

Описание

Деловые отношения - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Обязательным условием в процессе деловых отношений является общение людей. Деловые отношение тесно связаны с общением, взаимодействием производственной деятельности - это самый массовый вид социального общения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………….2 Глава 1. Понятие, структура и функции делового общения
1.1. Понятие делового общения…………………………………………………..3
1.2. Структура и функции общения………………………………………………..5
1.3. Коммуникативная функция общения………………………………………..6
1.4. Интерактивная и перцептивная функции общения…………………………10
Глава 2. Общие этические принципы и характер делового общения
2.1. Понятие принципов делового общения…………………………………….11
2.2. Этика делового общения «сверху-вниз»…………………………………...13
2.3. Этика делового общения «снизу-вверх»…………………………………...15
2.4. Этика делового общения «по горизонтали»……………………………….17
Заключение…………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………..21

Работа состоит из  1 файл

Этика делового общения.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

                                               Содержание 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………….2 Глава 1. Понятие, структура и функции делового общения

1.1.  Понятие делового общения…………………………………………………..3

1.2. Структура  и функции общения………………………………………………..5

1.3.  Коммуникативная функция общения………………………………………..6

1.4.  Интерактивная и перцептивная функции общения…………………………10

Глава 2. Общие этические  принципы и характер делового общения

2.1. Понятие  принципов делового общения…………………………………….11

2.2. Этика делового общения «сверху-вниз»…………………………………...13

2.3. Этика делового общения «снизу-вверх»…………………………………...15

2.4. Этика делового общения «по горизонтали»……………………………….17

Заключение…………………………………………………………………………19

Список  литературы………………………………………………………………..21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   ВВЕДЕНИЕ

       Деловые отношения - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Обязательным условием в процессе деловых отношений является общение людей. Деловые отношение тесно связаны с общением, взаимодействием производственной деятельности - это самый массовый вид социального общения.

       Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть их профессионального облика.

     Существует  комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике и этике управления в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой. 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие, структура  и функции делового общения

          1.1.Понятие делового общения. 

       Этика – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки.

       Мораль  – это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль – важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни – семье, быту, политике, науке, труде и т.д.

       Важнейшими  категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д.

       Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация. По мнению Аристотеля, способность вступать в общение отличает человека от «недоразвитых в нравственном смысле существ» и от «сверхчеловека». Поэтому «тот кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодавлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством».

       Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяются необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самодавлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений – это прежде всего получение максимальной прибыли.

       Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он вообще их учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

       С учетом всего вышесказанного этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.  
 
 
 
 
 
 
 

                         1.2. Структура и функции общения. 

       К структуре общения можно подойти  по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон:

       1.Коммуникативной - состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;

       2.Интерактивной - заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями);

       3.Перцептивной - означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

       Употребление  этих терминов условно, иногда в аналогичном  смысле употребляют и другие: в  общении выделяют три функции - информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Рассмотрим каждую функцию в отдельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           1.3.  Коммуникативная функция общения. 

       Во  время процесса общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

       Сама  по себе исходящая от коммуникатора  информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

       Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление средств коммуникации – на вербальные и невербальные, использующие разные знаковые системы.

       Вербальная  коммуникация использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.

       Можно выделить три позиции коммуникатора  во время коммуникативного процесса:

    открытая (открыто объявляет себя сторонником  излагаемой точки зрения);

    отстраненная (держится, подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения);

    закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

          Любое утверждение, особенно категорическое, вызывает дух противоречия. Если придать сообщению форму вопроса, то можно смягчить, нейтрализовать протест собеседника. Вопросная форма снижает вероятность спора, конфликта в служебном общении.

       Вопросы позволяют деловому человеку направить  процесс передачи информации в нужное русло, перехватить и удержать инициативу, активизировать слушателя. На основе этих функций выделяют 5 типов вопросов:

       «Закрытые» - это вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Доверие собеседника можно завоевать, задавая в начале контакта вопросы, требующие утверждения «да». «Закрытые» вопросы лишают другого высказать свое мнение, им нельзя злоупотреблять.

       «Открытые» вопросы требуют какого-либо объяснения, задаются для получения дополнительных сведений, выяснения реальных мотивов. Они начинаются словами «Что, кто, как, сколько, почему, каково ваше мнение ...»

       Риторические  не требуют ответа, их цель - вызвать  новые вопросы, указать на нерешенные проблемы, обеспечить поддержку позиции говорящего путем молчаливого одобрения. Вопросы для обдумывания вынуждают размышлять, комментировать сказанное, вносить поправки в изложенное. Переломные вопросы удерживают беседу в строго установленном направлении или поднимают новые проблемы, переключают на другое.

       Невербальная  коммуникация. Установлено, что в процессе взаимодействия людей 60-80% коммуникации осуществляется путем применения невербальных выражений. Они развиваются как общественные знаки коммуникации, хотя некоторые элементы, составляющие их, врожденны. Жесты и мимика, позы наделены семантико-экспрессивной окраской, подчиняются этическим нормам. В условиях служебного взаимодействия тональность невербального поведения должна оставаться нейтральной. Чрезмерная жестикуляция при деловом разговоре может быть расценена как проявление фамильярности.

       Невербальные  выражения делятся на четыре группы:

       Экстра- и паралингвистические - различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску:  тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.

       Оптико-кинетические - это то, что человек «прочитывает» на расстоянии:  жесты, мимика, пантомимика.

       Жест  – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

       - коммуникативные (заменяющие речь)

       - описательные (их смысл понятен только при словах)

       - жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

       Одни  жесты являются произвольными (ритмические, указательные и т. п.), другие - обусловлены импульсами подсознания.

       Мимика  – это движение мышц лица.

       Владение  мимикой, умение передавать эмоции (радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть ...) является профессиональным требованием для менеджеров, политиков, педагогов, всех, работающих с людьми. Считается, что наиболее экспрессивны - рот, губы.

       Пантомимика (кинесика) – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве (позы).

       Проксимика - организация пространства и времени коммуникативного процесса)

       Выделяют  четыре основные дистанции общения:

       интимная - от 0 до 0,5 метра. На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики;

       Межличностная - от 0,5 до 1,2 метра. На ней осуществляется общение между друзьями;

Информация о работе Этика делового общения