Этика деловых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 03:19, контрольная работа

Описание

Этика (от греч. ethos - обычай, нрав) - учение о морали, нравственности1. Это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.
Мораль (от лат. moralis - нравственный) - социальный институт, состоящий из системы стандартов, признанных и разделяемых членами культурной общности. Это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни - семье, быту, политике, науке, труде и т. д2.

Содержание

Этика деловых отношений в мировой практике…………………………3
Формы делового общения. Их особенности…………………………….10
Виды дискуссий. Отличие дискуссий от спора………………………...20
Список использованной литературы………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

крЭтика деловых отношений в мировой практике.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

            Содержание

            с.

  1. Этика деловых отношений в мировой практике…………………………3
  2. Формы делового общения. Их особенности…………………………….10
  3. Виды дискуссий. Отличие  дискуссий от спора………………………...20

    Список использованной литературы………………………………………..24 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Этика деловых отношений  в мировой практике

     Этика (от греч. ethos - обычай, нрав) - учение о морали, нравственности1. Это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.

     Мораль (от лат. moralis - нравственный) - социальный институт, состоящий из системы стандартов, признанных и разделяемых членами культурной общности. Это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни - семье, быту, политике, науке, труде и т. д2.

     Мораль - это убеждения о добре и зле, посредством которых мы управляем нашим поведением.

     Этикет - это свод правил, принятых в обществе, которые регламентируют порядок поведения между людьми, социальными группами, организациями и общностями3. Этикет, как и этика, определенным образом регулирует поведение людей, устанавливая порядок и правила поведения где-либо. Раньше они были необходимы для регулирования поведения при дворах монархов и в дипломатических кругах. В настоящее время этикет означает некий кодекс вежливости. Правила этикета по сути не имеют моральной природы, речь идет о хороших или плохих манерах.

     Существует  этикет поведения в общественных местах, проведения и организации деловых встреч, обедов, представления сторон, этикет разговора по телефону и т. д.

     Особенности этических норм и правил в отличие  от других норм и правил, регулирующих поведение людей, следующие: 1) нарушение их может угрожать благосостоянию, здоровью и безопасности других людей; 2) этические нормы имеют приоритет по отношению к другим критериям; 3) проблематичным является вопрос об источнике этических стандартов: сложно определить, кто устанавливает моральные нормы.

     Этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни.

     ЭДО изучает соответствие моральных  норм человека деятельности и целям  организации и представляет собой  инструмент анализа и решения  проблем, которые встают перед нравственным человеком в деловой сфере.

     Этические нормы деловых отношений основываются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, но имеют специфические особенности.

     Работодатели  уделяют все больше внимания вопросам соблюдения этических норм деловых  и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу. Этика деловых взаимоотношений важна также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. Соблюдение этики деловых взаимоотношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

     Основополагающие  нормы этики: уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальная ответственность за психологическую защищенность сотрудников и т.п. - это нормы, на которых базируется современная этика деловых отношений.

     Принципы  этики деловых отношений - обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.

     Деловая этика позволяет рассматривать  и оценивать деловые отношения предпринимателей, а также их личное поведение с точки зрения соответствия общепринятым в деловом мире принципам поведения.

     Деловая этика базируется на такой общечеловеческой ценности, как свобода. Это означает, что бизнесмен должен ценить не только свободу своих коммерческих действий, но и свободу своих конкурентов, что выражается в недопустимости вмешательства в их дела, ущемления даже в мелочах их интересов.

     Другим  основополагающим принципом деловых  взаимоотношений является терпимость, которая означает осознание невозможности преодоления слабостей и искоренения недостатков партнера, клиентов или подчиненных. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, помогает избежать конфликтных ситуаций.

     У деловых людей всего мира существует такое понятие, как деловая обязательность.

     В США, например, известен термин техасское рукопожатие, когда стороны просто договариваются, что будут вместе заниматься какой-либо деятельностью. Если одна из сторон нарушила условия договора, никто больше не будет иметь с ней дела.

     Формула успеха западных предпринимателей: преуспевание = профессионализм + порядочность4.

     За  рубежом очень ценят проверенных годами партнеров, а новичков с подозрением изучают и часто вычеркивают из своих записных книжек имена тех, кто пренебрегает вышеназванными принципами. Деловые контакты обрываются сразу же, как только обнаруживается некомпетентность или непорядочность предпринимателей, к какому бы государству они ни принадлежали.

     Основной  постулат этики каждой уважающей  себя компании: «прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли».

     В бизнесе есть золотое правило: заботься о своих клиентах, а рынок позаботится о тебе. Известен следующий факт. Американская фирма «Дженерал Моторс» однажды истратила 3,5 млн долл. на одни только почтовые расходы, но пошла на это, чтобы вовремя предупредить 6,5 млн владельцев своих автомобилей о замеченных дефектах в креплении двигателей5. Именно так формируется профессиональная репутация производителя.

     Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:

  1. создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;
  2. прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения общественно значимых целей;
  3. приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

   Этика бизнеса действует на трех соподчиненных  иерархических уровнях.

   I. Мировой уровень  (гипернормы). Эти нормы основаны на общечеловеческих ценностях и зафиксированы в «Принципах международного бизнеса» - всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии в городе Ко («Декларация Ко») представителями ведущих компаний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии.

   В сжатом виде они сводятся к социальной ответственности бизнеса (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения в целом); модернизации технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций; повышению доверия к бизнесу; уважению правовых норм и обеспечению равных возможностей в конкуренции; признанию верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали); содействию свободе многосторонней торговли; уважительному отношению к окружающей среде; отказу от противозаконных действий (взяточничества, отмывания денег, продажи оружия террористам, наркоторговли).

      Особо выделяются моральные обязательства компаний и предпринимателей по отношению к следующим категориям лиц:

1. Покупателям (высокое качество товаров и услуг, честность в рекламе, уважение человеческого достоинства);

2. Работникам (достойная оплата и условия труда, охрана здоровья и

трудоспособности, равные права и возможности трудоустройства);

3. Владельцам и инвесторам (гарантирование справедливой прибыли на вложенный капитал, свободный доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции);

4. Поставщикам - справедливые и честные отношения с ними, включая ценообразование, лицензирование, отсутствие принуждения и излишних судебных разбирательств, обмен информацией и привлечение к участию в процессе планирования, своевременная оплата поставок и др.

5. Конкурентам - взаимное уважение, развитие открытых рынков товаров и капиталов, отказ от использования сомнительных средств достижения конкурентных преимуществ, уважение прав собственности.

6. Местному населению - соблюдение прав человека, уважение культурной целостности, спонсорские акции, участие компаний в гражданской жизни.

     Гипернормы  являются главенствующими по отношению  к национальным и корпоративным этическим кодексам и правилам.

      II. Макроуровень. Макроуровневый подход характерен для взаимодействия на уровне мирового сообщества, стран, международных корпораций, организаций внутри страны. Особенно он значим для экономик переходного периода, в которых происходит трансформация основных экономических институтов. В это время несоблюдение этических принципов на макроуровне, как правило, приводит к бесполезной трате усилий на решение частных этических проблем на уровне трудового коллектива.

     Это гипернормы и близкие к ним  этические постулаты, реализуемые в отраслевых или национальных кодексах этики бизнеса. Например, стремясь учесть специфику деловой культуры, Национальный фонд «Российская деловая культура» в 1997 году разработал документ «Двенадцать принципов ведения дел в России»6 (табл.1.).

     Таблица 1

     Принципы  деловых отношений в России

№ п/п Наименование  группы принципов Состав принципов  групп
1 2 3
1 Принципы личности 1. Прибыль важнее  всего, но честь дороже прибыли.

2. Уважай участников общего дела - это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых деловых обязательств.

3.  Воздерживайся  от насилия и угрозы применения  насилия как способов достижения  деловых целей.

2 Принципы профессионала 4.  Всегда  веди дело сообразно средствам.

5. Оправдывай  доверие, в нем - основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера.

6.  Конкурируй  достойно. Не доводи деловые разногласия  до суда. Самый надежный партнер - тот, который тоже выигрывает от сделки.

3 Принципы гражданина России 7.  Соблюдай  действующие законы и подчиняйся  законной власти.
 
 
 
 
8. Для законного  влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов.

9.  Твори  добро для людей, а не ради  корысти и тщеславия. Не требуй  за него непременного общественного  признания.

4 Принципы гражданина Земли 10.  При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе.

11.  Найди  в себе силы противостоять  преступности и коррупции. Способствуй  тому, чтобы они стали невыгодны  всем.

12.  Проявляй  терпимость к представителям  других культур, верований и стран. Они не хуже и не лучше нас, они - просто другие.

 

Информация о работе Этика деловых отношений