Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 04:28, реферат
Главное в речи не только то, что и как сказано, но и то, что и как воспринято. Именно воспринятое говорит о нормативности речи, о ее целесообразности. В сочетании нормативность и целесообразность речи образуют ее культуру. Понятие это многогранное. Прежде всего, культура речи — это выработанные на протяжении развития общества нормы, правила, способы и приемы поведения.
Введение……………………………………………………………………………..………….3
История появления речевого этикета…………………………………………………….....….4
1. Первичный смысл понятия этика.……………………………………………………...7
2. Культура и этика………………………………………………………………………..8
3. Понятие речевой этики.…………………………………………………………...…...9
4. Этика речевого общения и основные правила речевого этикета………………….10
5. Основные правила речевого этикета…………………………………………….…..13
6. Особенности речевого этикета по телефону………………………………..….…….18
Заключение……………………………………………………………………………….….…22
Список литературы……………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
История появления
речевого этикета……………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В русском языке произношение, так же как и выбор слов, и употребление грамматических форм, подчиняется определённым правилам, нормам.
При
правильном, единообразном произношении
люди быстрее понимают друг друга, оно
облегчает общение между
Язык - важнейшее средство общения людей. Это - орудие мысли. Кроме того, он может являться ключом к успеху в работе и карьере. Грамотная, корректная и аргументированная речь является важнейшим фактором удачного проведения переговоров.
Всем людям приходится влиять на окружающих, но умение влиять особенности важно, когда успех зависит от способности ясно излагать свои мысли, убеждать окружающих в верности своей точки зрения.
В своей работе я попыталась выявить и изложить основы этических речевых норм, которые используются как в повседневной речи, так и в деловых переговорах, встречах, письмах.
Главное в речи не только то, что и как сказано, но и то, что и как воспринято. Именно воспринятое говорит о нормативности речи, о ее целесообразности. В сочетании нормативность и целесообразность речи образуют ее культуру. Понятие это многогранное. Прежде всего, культура речи — это выработанные на протяжении развития общества нормы, правила, способы и приемы поведения.
История появления речевого этикета
Возникновение
этикета как такового и речевого
этикета, в частности, прочно связывается
с развитием государства как
основной регулирующей и управляющей
системы общества. Государство, подразумевающее
по своей природе иерархическое
строение власти и институтов власти,
различные формы социальной стратификации,
различные формы подчинения, нуждается
в нормах и правилах поведения, которые
бы на практике служили средствами
дифференциации и распознавания
различных социальных групп, слоёв,
институтов. Система чинов, рангов,
титулов, званий и прочих атрибутов
иерархической системы власти в
обязательном порядке требует
В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил поведения, система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы: оберегай младших, заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не обижай, не оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым, совестливым - и т.д. и т.п. Так этикет и этика объединяются: ведь недаром второе значение слова этика словари определяют как систему норм нравственного поведения человека, какого-либо класса, общественной или профессиональной группы.
Естественно, что этикет и речь связаны теснейше. Манера речи, стиль, разрешение или запрет говорить одно и не говорить другое, выбор языковых средств как помета своей принадлежности к среде - все это заметно в наших повседневных речевых проявлениях.
Термин «норма» по отношению к языку прочно вошел в обиход и стал центральным понятием культуры речи. В современной лингвистике термин «норма» понимается в двух значениях: во-первых, нормой называют общепринятое употребление разнообразных языковых средств, регулярно повторяющееся в речи говорящих (воспроизводимое говорящими), во-вторых, предписания, правила, указания к употреблению, зафиксированные учебниками, словарями, справочниками.
“Здравствуйте” радует нас. Как бы то ни было, но это является нормой этикета, и, знак приветствия нужен нам хотя бы для того, чтобы сказать: я тебя замечаю. Отсюда можно сделать вывод относительно того, что такое этикет. Это самые разнообразные словесные и несловесные знаки, оповещающие окружающих о принадлежности человека к той или иной, более широкой или более узкой, среде, группе. Знаки этикета составляют некоторую систему правил, обязательных для исполнения в данном обществе. Не исполняющий этикетных правил выпадает из этой среды. А поскольку порядок поведения в обществе воспитывается с детства в каждом его члене семьей и школой, всей средой, то этикет становится частью моральных правил, изучаемых наукой - этикой.
Если этикет как установившийся в обществе свод правил регулирует наше поведение в соответствии с социальными требованиями, то речевой этикет можно определить как регулирующие правила речевого поведения. Это широкая зона единиц языка и речи, которая словесно выражает этикет поведения, дает нам в руки те языковые богатства, которые накопились в каждом обществе для выражения неконфликтного, «нормального» отношения к людям, а это значит - отношения доброжелательного. С другой стороны, этикет регулирует сложный выбор наиболее подходящего, наиболее уместного средства именно данным человеком, для его конкретного адресата, в данном конкретном случае, в данной ситуации и обстановке общения. В одном случае получается текст: Тань, а Тань, сбегаем в кино!, а в другом: Уважаемая Татьяна Сергеевна, разрешите пригласить вас на новый фильм. Мы каждый день и по много раз употребляем выражения речевого этикета: обращаемся к людям, приветствуем их, прощаемся, благодарим, извиняемся, поздравляем с праздником, желаем успехов - и т.д. и т.п. Мы сочувствуем и соболезнуем, одобряем и делаем комплимент, мы что-то советуем, кого-то приглашаем, о чем-то просим - и все это так, что учитываем и официальную или неофициальную обстановку общения, и свои собственные роли относительно ролей собеседника, и конкретную ситуацию общения, и национальные привычки и обычаи. И все это привычно, автоматически, потому что «так надо».
В
силу тысячекратного повторения в типичных
ситуациях речевой этикет воплотился
в стереотипах, в устойчивых выражениях,
формулах общения, которые мы не строим
заново каждый раз, когда нам надо
их употребить, а используем готовые,
отложившиеся в нашем языковом сознании.
В целом речевой этикет - это
зона устойчивых, стереотипных коммуникативных
единиц языка, хотя каждый конкретный
выбор в каждом конкретном речевом
акте, как и всякий выбор, дело творческое.
1. Первичный смысл понятия этика.
В последнее время слово «этика» стало часто употребляемым (и даже расхожим), благодаря распространению слов, связанных с управленческой тематикой, – например, стало привычным такое словосочетание, как «корпоративная этика», из-за которого сложилось устойчивое и ошибочное представление о том, что если в организации, учреждении установить свои правила и нормы отношений, то это будет своя, собственная этика. Поэтому слово «этика» требует осмысления; это понятие нуждается в очищении.
Необходимо
вспомнить, что ЭТИКА – едина,
и нормы отношений, нравственность,
– едины для всех. Это правила,
законы жизни, единые и обязательные
для всех. Они существуют с древних
времен у всех народов и связаны
с общечеловеческими
Относиться
с уважением к каждому, помогать
друг другу в трудностях, не быть
равнодушным к людям, к природе,
высшему, ко всему живому – в этом
состоит Этика, и три ее составляющие
основы – ДОБРО, ДОЛГ, СОВЕСТЬ формируют
нормы отношений между людьми.
Иначе говоря, творить добро –
это долг человека, подсказанный его
совестью. В этом состоит сущность
этики. Этика – это не показные,
внешние (фальшивые) отношения, но сущность
жизни. Живая Этика – культурная
основа жизни.
2. Культура и этика
Этика – основополагающее понятие, означающее жизненные начала, исходящие из самих основ мироздания. С точки зрения современной науки, в контексте целостного взгляда на человека и на весь культурно-исторический процесс, культура играет ведущую роль в космической эволюции человечества. Речь идет о природе Культуры как космическом явлении, где этические моменты составляют основу связи человека с Высшим, Космосом. Понимание Этики, таким образом, существенно расширяется, включая не только межличностное и общественное значения, но выходя за их пределы, обретает космопространственный смысл[6].2
Этический и энергетический процесс преображения человека (усовершенствование его внутренних качеств), в целом неотделим от Культуры, это есть основная составляющая пути его космической эволюции9[9]3.
Так, необходимо осознавать, что моральные принципы имеют свои корни в глубочайших основах Вселенной; космический процесс этичен в самом глубоком смысле.
Пришло
время, когда обществу надо осознать
эволюционную необходимость соблюдения
этических принципов бытия на
всех уровнях – и на внешнем, поведенческом,
и на внутреннем, психологическом, эмоционально-мыслительном
(стремиться мыслить честно – императив
времени).
Речевой этикет представляет собой правила речевого поведения, систему "вежливых" словесных формул и выражений в определенных ситуациях общения, имеющих свою специфику в разных национальных культурах.
В
процессе воспитания, социализации человек,
становясь личностью и все, более
совершенно овладевая языком, познает
и этические нормы
Этикетных знаков великое множество в каждом сообществе. Они бывают общенациональными, бывают знаками социальной среды, или социальной группы, или узкого круга - и при этом всегда несут важную информацию: свой - чужой (не принадлежащий к среде, кругу), вышестоящий - нижестоящий, далекий - близкий, знакомый - незнакомый, желанный - нежеланный и т.д.
Речевой этикет- есть ли точное его определение? Л.А. Введенская в своей книге "Русский язык и культура речи" даёт такое определение речевому этикету: "Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения"[3].4 Н.И.Формановская дает такое определение: “Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности” [4]5. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это, прежде всего, относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, журналистам и пр. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение