Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:38, контрольная работа
Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: "Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому. Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д.
Введение
1. Добро.
1.1. Понятие добра. Релятивизм.
1.2. Особенности понятия добра.
1.3. Соотношение пользы и добра.
2. Понятие зла
2.1. Зло. Виды зла.
2.2. Точки зрения на природу зла в истории этической мысли.
2.3. Религиозные теории происхождения зла.
2.4. Проблема конструктивности зла.
3. Противоречия в понимании добра и зла
4. Добро и Зло: особенности и парадоксы.
5. Борьба между добром и злом.
Заключение
Список используемой литературы.
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)
Факультет: | «Экономики и управления» |
Специальность: | «Менеджмент организации» |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Этика и эстетика
Тема: «Категории этики: добро и зло»
Выполнил: | Студентка 4 курса, 5-2331Д/4-1 группы Карпузович О.С. |
Проверил: | Кузеванова М.Н.
|
г. Красноярск 2011 г.
Оглавление
Введение
1. Добро.
1.1. Понятие добра. Релятивизм.
1.2. Особенности понятия добра.
1.3. Соотношение пользы и добра.
2. Понятие зла
2.1. Зло. Виды зла.
2.2. Точки зрения на природу зла в истории этической мысли.
2.3. Религиозные теории происхождения зла.
2.4. Проблема конструктивности зла.
3. Противоречия в понимании добра и зла
4. Добро и Зло: особенности и парадоксы.
5. Борьба между добром и злом.
Заключение
Список используемой литературы.
Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.
Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.
Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: "Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому. Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра достаточно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией.
Добро и Зло - наиболее общие понятия морального сознания, разграничивающие нравственное и безнравственное. Они являются этической характеристикой всякой человеческой деятельности и отношений.
Традиционно Добро связывают с понятием Блага, к которому относят то, что полезно людям. Однако благо относительно: нет ничего такого, что было бы только вредным, как и такого, что было бы только полезным.
Поэтому благо в одном отношении может быть злом, в другом - благо для людей одного исторического периода может не быть таковым для людей другого периода. Блага имеют неодинаковую ценность и в разные периоды жизни индивида (например, в молодости и старости). Не все то, что полезно одному человеку, полезно другому .
Этику интересуют не любые, а духовные блага, к которым относятся такие высшие моральные ценности, как свобода, счастье, любовь. В этом ряду Добро - особый вид блага в сфере человеческого поведения. Смысл добра как качества поступков состоит в том, какое отношение эти поступки имеют к благу. Поэтому все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага, есть добро. Зло же есть уничтожение, разрушение того, что является благом.
Поскольку высшее благо - это совершенствование личности и отношений в обществе, то все, что в действиях индивида способствует этому, есть добро; все, что препятствует, - зло.
4
Добро и зло – это основные категории этики и морального сознания человека. На понятиях добра и зла основаны все этические представления.
Понятия добра и зла являются обобщенными и обозначают диаметрально противоположные характеристики, а также выражают важнейшие установки морального сознания.
Добро – это положительное значимое для человека (сообщества людей), необходимое условие жизни человека и общества. Добро ассоциируется с гармонией, благополучием и т.д. Слово «добро» имеет также:
относительный смысл: хорошее, полезное для данного человека в данных обстоятельствах;
абсолютный смысл: добро в абсолютном значении – это выражение самоценного добра (не являющегося средством достижения цели), выражение положительного значения явления относительно высшей ценности (идеала). Добро в абсолютном смысле является этическим понятием;
в обыденном сознании добро (благо) является результатом субъективной оценки человека;
в религиозном сознании добро является характеристикой мира, задано Богом, существует объективно; является самим Богом (высочайшим благом).
Понятия «добро» и «благо» часто употребляют как синонимы. Они применяются к нравственному поведению, материальным ценностям. Положительная оценка явлений и вещей основано на понимании добра как того, что ценно значимо для людей.
Формирование понятий добра и зла шло в процессе становления морали. Происходило осознание добра и зла как ценностей, не связанных с природными явлениями (которые могут быть полезными и вредными, но находятся вне категории морали).Добро и зло является характеристиками поступков, то есть действий, совершенных намеренно, свободно, соотнесенных с идеалом.
Содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственности: добро – то, что стремится к идеалу, зло – то, что отдаляется от идеала.
Добрым можно назвать человека, творящего добро. Доброта выражается в жизни, практической деятельности людей, она свойственна целостной личности (добрый человек добр и в поведении и в мыслях), она неэгоистична: добрый человек жертвует частными интересами ради блага других.
Добродетель – нравственно положительные качества человека. Добродетели отражают разные стороны добра и воспитываются в людях. Разным историческим эпохам культурам, моральным системам были свойственны разные добродетели. Добродетель одной системы могла быть пороком в другой( стоическое бесстрастие с точки зрения христианства является пороком).
Понятие о добре и зле, моральные суждения относительны. У каждого человека есть свои склонности (тяга к удовольствиям или аскетизму). Релятивизм моральных суждений может вылиться в моральный волюнтаризм или в аморальность. Все ценности получают моральные оценки в зависимости от того, как человек переживает их на собственном опыте. Моральные понятия добра и зла проявляются через моральный опыт людей и утверждение добра в борьбе со злом происходит в духовном мире человека.
Очень важно различать понятия добра и пользы. Дело в том, что начиная с XVII—XVIII вв. в Европе формируется представление о морали как системе взаимной полезности. Между добром и практической пользой ставится знак равенства. Во многих этических учениях (утилитаризм, прагматизм) добром считали все, что полезно. Человек, согласно этим теориям заботится, прежде всего, о своей пользе (материальных, социальных и других благах). Сведение добра к пользе размывает грань между добром и злом. Для обретения неких благ и удовлетворения своих потребностей может быть весьма полезно (выгодно) кого-нибудь убить или ограбить. Это поможет достичь личной цели и получить искомое удовольствие — богатство или власть. Кроме того потребности человека могут быть извращенными, опасными для других людей.
В моральном сознании истинное добро — это то, что является добром для всех, для человечества как целого и для каждого индивида. Конечно, такое добро очень абстрактно в мире, где сталкиваются потребности, желания и мнения. Для всеобщего добра нередко надо отступиться от своего маленького добра, от своекорыстной пользы, добровольно принести их в жертву интересам рода и этим помочь человечеству гармонизировать социальные и моральные отношения. Польза является средством достижения добра. Например, полезно зарабатывать много денег. Для чего полезно? Чтобы обеспечить сытую жизнь, престиж или возможность в перспективе иметь свободное время. Но деньги выступают здесь лишь как средство для чего-то иного. Они не добро, а путь к тому, что мы в данном случае считаем добром, к каким-то иным ценностям, которые никак лишь к деньгам не сводятся.
В разных моральных системах несомненным добром, которое не может быть сведено к полезности, выступают высшие ценности. Они самоценны, не утилитарны. Высшие ценности конкретных людей и конкретных культур различны и не приносят конкретной выгоды людям (пользы), иногда даже требуют жертвования своими интересами. Высшими ценностями является гуманность, справедливость, любовь, а в религиозной этике – любовь к Богу, спасение души, милосердие.
Еще один момент, который отличает пользу от добра, это бескорыстие добра. Отношения взаимной полезности возмездны, поскольку, если делаешь кому-либо нечто полезное, то с расчетом на то, что получишь больше, чем отдал. Отданное другим благо должно тут же вернуться, потому что цель всей «операции» — стяжание полезного для себя. Это практично и рационально, это даже здорово и удобно, но это не добро. Поэтому отношения взаимной полезности не могут считаться добром, поскольку основаны на эгоистических интересах.
Добро имеет возможность быть щедрым и не требовать моментального вознаграждения. Точнее, оно вообще не требует вознаграждения, а может лишь надеяться на него. Потому настоящее добро, возможно делать только при условии большого душевного богатства. Чтобы безвозмездно и щедрой рукой отдавать другим благоволение, заботу, внимание, любовь, надо все это иметь в изобилии и не бояться, что, истощившись, сам останешься без ничего. Правда, народная мудрость говорит, что тому, кто щедро делает добро, в ответ тоже многое прибывает, чем больше отдаешь — тем больше получаешь. И все-таки рассчитывать на это нельзя. Истинное добро творится без расчетов, из самой потребности изливать любовь, дарить ее миру и людям.
Таким образом, будучи связанными между собой, добро и польза весьма различны.
Если добро ассоциируется у нас с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей, то зло — это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло — всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло деструктивно, оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия, к гибели
Можно выделить следующие виды зла:
природное, естественное зло (стихийные силы, болезни) не зависит от деятельности человека;
социальное зло является частью исторического процесса, совершается под влиянием деятельности людей и не контролируется человеком (бунты, революции, войны – являются результатом столкновения интересов и воли множества людей, стихийной силой, не подвластной воле индивида);
нравственное зло, зло, которое совершается при непосредственном участии человеческого внутреннего мира — его сознания и воли. Это зло, происходящее и творимое по решению самого человека, по его выбору.
Современные исследователи выделяют две основные разновидности морального зла, выраженные в человеческих пороках (нравственно отрицательных качествах) – враждебность и распущенность.
К враждебности мы относится стремление к разрушению, агрессию, насилие, гнев, ненависть, желание гибели, подавление других. Это зло активное, энергичное, стремящееся уничтожить чужое бытие и благополучие. Оно направлено вовне. Враждебно настроенный человек сознательно стремится нанести другим вред, ущерб, страдание, унижение. Нередко пусковым механизмом активной враждебности является страх: тот, кто перешел от обороны к нападению, уже не испытывает этого мучительного и унизительного чувства.
Распущенность — другая разновидность морального зла — объединяет такие человеческие пороки: малодушие, трусость, лень, холопство, неумение совладать со своими влечениями, желаниями и страстями. Распущенный человек легко поддается соблазнам, недаром христианство утверждает, что дьявол овладевает душой двумя путями — либо силой, либо обольщением. К распущенности можно отнести жадность, обжорство, похотливость, неуемную страсть к самым разным удовольствиям. Распущенный человек становится рабом своих страстей и тяги к удовольствиям, нарушает социокультурные запреты, не способен к деятельной любви к ближнему.
В XX в. философы и психологи много занимались проблемой враждебности. Существует целый ряд версий относительно причин этой разновидности морального зла и ее укорененности в человеческой природе. Ученые пытались обосновать положение, что человек от природы зол и эгоистичен, находится в состоянии конкурентной борьбы с другими людьми. Так, Фрейд утверждал, что враждебность и агрессия – это присущий человеку инстинкт смерти.