Миф и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:47, реферат

Описание

В данной работе рассматриваются такие понятия как "миф","культура".
Понятие мифа и мифологии, их значение в жизни человека,основные тематические циклы мифов и их содержание, выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии, соотношение мифологии с другими философскими понятиями.

Содержание

Введение
Глава I. Миф и культура 4
1. 1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека 4
1. 2. Основные тематические циклы мифов и их содержание. 6
1. 3. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии 9
Глава II. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями 11
Список использованной литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Миф и культура.docx

— 37.00 Кб (Скачать документ)

Миф и культура

Содержание 
 

Введение    

Глава I. Миф и  культура      4 

  1. 1. Понятие  мифа и мифологии и их значение  в жизни человека     4 

  1. 2. Основные  тематические циклы мифов и  их содержание.    6 

  1. 3. Выражение  общечеловеческих ценностей и  социальных норм в мифологии

  9 

Глава II. Соотношение  мифологии с другими философскими понятиями    11 

Список использованной литературы  15 

Введение 

       Миф есть не только исторически  первая форма культуры, но и   изменения

душевной жизни  человека, сохраняющееся и тогда, когда  миф  утрачивает  свое

абсолютное  господство.  Всеобщая  сущность  мифа  состоит  в  том,  что  он

представляет  собой бессознательное смысловое породнение  человека  с силами

непосредственного бытия, будь  то  бытие  природы  или  общества.  Если  миф

выступает как  единственная форма культуры,  то  это  породнение  приводит  к

тому, что человек  не отличает смысл  от  природного  свойства,  а  смысловую

(ассоциативную)  связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа

выступает как  мир грозных, но родственных человеку мифологических существ  -

демонов и богов.

       В обыденном понимании мифы - это прежде всего античные, библейские  и

другие старинные "сказки" о сотворении мира и  человека, рассказы  о  деяниях

древних богов  и героев -  Зевсе,  Апполоне,  Дионисе,  Геракле,  аргонавтах,

искавших "золотое  руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея. Само  слово

"миф" имеет  древнегреческое  происхождение   и  означает  именно  "предание",

"сказание"[1].

       Особенно  сильно  значение   мифологии   проявляется   при   изучении

философских  понятий  и   исторически   сложившейся   системы   человеческих

ценностей. Это  определяет необходимость изучения  мифологии  всесторонне  во

взаимосвязи ее с другими науками и философскими понятиями и категориями. 

Глава I. Миф и  культура 
 

       1. 1. Понятие мифа и мифологии  и их значение в жизни человека 

       Миф - наиболее древняя система   ценностей.  Считается,  что   в  целом

культура движется от мифа к логосу,  то  есть  от  вымысла  и  условности  к

знанию, к закону. В этом плане в современной  культуре миф  играет  архаичную

роль, а его  ценности и идеалы имеют рудиментарное  значение.  Развитие  науки

и   цивилизации   часто   обесценивает   миф,   показывает    неадекватность

регулятивных  функций и ценностей мифа, сущности современной  социокультурной

действительности. Однако, это не  значит,  что миф исчерпал  себя.  Миф в

современной культуре создает средства и способы символического мышления,  он

способен  ценности  современной   культуры   интерпретировать   через   идею

"героического", что, скажем недоступно науке.  В ценностях  мифа  чувственное

и рациональное даны синкретно, слитно,  что малодоступно  другим  средствам

культуры  XX  века.  Фантазия  и  вымысел   позволяют   легко   преодолевать

несовместимость смыслов и содержания, ибо в  мифе все условно и символично.

       В  этих  условиях  выбор   и  ориентация  личности  раскрепощается  и,

следовательно, используя условность, она может  достигать  высокой  гибкости,

что, например, почти  недоступно религии. Миф, очеловечивая и  персонифицируя

явления окружающего  мира, сводит их к человеческим представлениям.  На  этой

почве становится возможной конкретно-чувственная  ориентация человека, а  это

один из самых  простых способов упорядочивания его  деятельности. В  ранних  и

примитивных культурах  такому способу принадлежала ведущая  роль, например,  в

язычестве[2].  Но  в развитых  культурах подобные  явления имеют   скорее

характер  рецидива  или  являются  механизмом  реализации  того  или   иного

архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.

       Мифология часто используется  в  XX  веке  как  усилитель   ценностей,

обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять

тот или  иной  аспект  ценности,  гиперболизировать  ее,  а,  следовательно,

подчеркивать  и даже выпячивать.

       Мифологическое мировоззрение - начальный тип  мировоззрения,  который

можно  назвать  предмировоззрением.  Мифология возникла   на   той   стадии

общественного развития, когда человечество пыталось  дать  ответы  на  такие

вопросы, как  происхождение и устройство  мироздания  в  целом.  Значительную

часть мифологии  составляют космологические мифы.

       Большое внимание в  мифах   уделяется  рождению,  смерти,  испытаниям.

Особое  место  занимает  добыча  огня,  изобретение  ремесел,  одомашнивание

животных. Миф - это не первоначальная форма  знаний,  а  вид  мировоззрения,

образное представление  о природе и коллективной жизни. В мифах  объединились

зачатки знаний, религиозных верований.

       Для первобытного сознания мыслимое  должно совпадать  с  переживаемым,

действительное  с тем, кто  действует.  Генетический  принцип  -  сводится  к

выяснению кто  кого породил. Мифы построены на  установлении  гармонии  между

миром и человеком.

       Наряду  с  мифологией  существует  и  религия.  Но   чем   отличается

мифологическое  мировоззрение   от   религиозного?   Воплощенные   в   мифах

представления тесно переплетаются с обрядами.

       Европейским  народам  вплоть  до  XVI-XVII  вв.  были  известны  лишь

знаменитые и  поныне греческие и римские мифы, позже  им  стало  известно  об

арабских,  индейских,  германских,  славянских,  индийских  сказаниях  и их

героях. Со  временем  сначала ученым,  а потом и более широкой публике

оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось,  что

в  основе  священных  книг  христиан,  мусульман,  буддистов   также   лежат

различные,   подвергшиеся   переработке   мифологические    предания.    Что

удивительно:  обнаружилось,  что  на   определенной   стадии   исторического

развития более  или менее развитая мифология  существовала практически у  всех

известных науке  народов, что некоторые сюжеты и  рассказы  в  той  или  иной

мере повторяются  в мифологических циклах разных народов[3].

       Сегодня большинство ученых  склоняются  к  тому  мнению,  что  секрет

происхождения  мифа  следует  искать  в  том,  что  мифологическое  сознание

явилось древнейшей формой понимания и осмысления  мира,  понимания  природы,

общества и  человека[4]. Миф возник из потребности  древних людей в  осознании

окружающей его  природной и социальной стихии, сущности человека. 

       1. 2. Основные тематические циклы  мифов и их содержание. 

       Среди  всего  множества   мифических  преданий  и  рассказов   принято

выделять несколько  важнейших циклов. Назовем их[5]:

     - космогонические мифы - мифы о  происхождении мира и вселенной,

     -  антропогонические  мифы  -   мифы   о   происхождении   человека   и

       человеческого общества,

     - мифы о культурных героях - мифы  о происхождении и  введении  тех  или

       иных культурных благ,

     - эсхатологические мифы - мифы о  "конце света", конце времен.

       Космогонические  мифы,  как   правило  делятся на  две группы:  мифы

развития и  мифы творения.

       Антропогонические    мифы    являются    составной    частью    мифов

космогонических.  Согласно  многим  мифам,  человек  сотворяется   и   самых

разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще  всего,  творец

создает сначала  мужчину, потом женщину. Первый человек  обычно наделен  даром

бессмертия,  но  он  утрачивает  его  и  становится  у   истоков   смертного

человечества (таков  библейский  Адам,  вкусивший  плодов  с  древа  познания

добра и зла). У  некоторых  народов  бытовало  утверждение  о  происхождении

человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

       Мифы  о  культурных  героях  повествуют  о том,   как   человечество

овладевало секретами  ремесла, земледелия, оседлой жизни,  пользования  огнем

- иначе говоря, как в его жизнь внедрялись  те  или  иные  культурные  блага.

Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое  сказание  о  Прометее,

двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - "мыслящий  прежде",

"предвидящий")  наделил  разумом  жалких  людей,  научил  их  строить   дома,

корабли, заниматься ремеслами, носить  одежды,  считать,  писать  и  читать,

различать  времена   года,   приносить   жертвы   богам,   гадать,   внедрил

государственные начала и правила совместной  жизни.  Прометей  дал  человеку

огонь, за что  и был покаран Зевсом: прикованный  к горам Кавказа,  он  терпит

страшные мучения  -  орел  выклевывает  ему  печень,  ежедневно  вырастающую

вновь.

       Эсхатологические мифы повествуют  о судьбе человечества, о  пришествии

"конца света"  и наступлении "конца времен". Наибольшее значение в культурно-

историческом    процессе     сыграли     эсхатологические     представления,

сформулированные  в  знаменитом  библейском  "Апокалипсисе":  грядет  второе

пришествие Христа  -  Он  придет  не  как  жертва,  а  как  Страшный  Судия,

подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит  "конец времен",  и праведники

будут предопределены к жизни вечной, грешники же к  вечным мучениям.

       Сказанного достаточно, чтобы подтвердить  сформулированную выше мысль:

мифы возникли из настоятельной потребности  людей  объяснить  происхождения,

природа,  людей,  устройство  мира,  предсказать  судьбу  человечества.  Сам

Информация о работе Миф и культура