Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:47, реферат
В данной работе рассматриваются такие понятия как "миф","культура".
Понятие мифа и мифологии, их значение в жизни человека,основные тематические циклы мифов и их содержание, выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии, соотношение мифологии с другими философскими понятиями.
Введение
Глава I. Миф и культура 4
1. 1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека 4
1. 2. Основные тематические циклы мифов и их содержание. 6
1. 3. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии 9
Глава II. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями 11
Список использованной литературы 15
способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом
отличается от научной формы объяснения и анализа мира. Какие же особенности
отличают мифологическое сознание?
В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной
стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное,
единое.
В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно,
персонифицировано, одушевлено.
Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой,
действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.
Миф живет в своем, особенном времени - времени "первоначало",
"первотворения", к которому неприложимы человеческие представления о
течении времени.
Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он
объясняет мир, исходя не из знания, а из веры[6].
Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого
общества и человеческой культуры?
Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека,
Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между
прошлым, настоящим и будущем человечества,
Они являлись каналом, по
накопленный опыт,
знания, ценности, культурные блага, знания.
1. 3. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в
мифологии
Мифология выполняет функцию
объяснения и легитимации
Соответствующая мифическая версия санкционирует определенный (наличный,
естественный) порядок, выступая, одновременно, в качестве основы его
происхождения, идеологического оправдания его существования и неизменного
сохранения[7].
Миф выражает и кодифицирует верование, придает престиж традиции,
руководит в практической деятельности, учит правилам поведения. Характерные
для мифологии представления о божественном первоисточнике правил
человеческого поведения и человеческих установлений вообще, об
обусловленности норм человеческого общения (дозволений и запретов) более
широкими и глобальны ми отношениями, общемировыми (космическими) процессами
и порядками (с теми или иными изменениями и модификациями) сохраняют свое
значение и в дальнейшем, в условиях формирования государственности.
Соответствие земных, человеческих порядков, отношений норм и правил
поведения божественным началам является само собой разумеющимся моментом
общемифологического представления о всемогущих, всеопределяющих богах,
создателях неба и земли, человека и уклада его жизни. Естественное
(природное) согласно подобным воззрениям тоже божественно, а все
человеческое правильно и достойно положительной оценки в той мере, в какой
оно соответствует божественным (естественно-божественным) установлениям и
волениям. Причем в соответствии с иерархическими взаимоотношениями самих
мифических богов между собой, в качестве первоисточника всего
положительного, социально и этически наиболее важного и ценного выступает
сам верховный бог. Кроме того, один из богов (в разных мифах и на разных
этапах мифотворчества одного и того же народа эта роль может приписываться
раз личным богам) специально олицетворяет правду и справедливость.
Согласно божественной
наделены богами равными возможностями. На рушение такого рода равенства в
человеческих отношениях является свидетельством отступления людей от
божественного закона. Существенным фактором и мотивом, поддерживающим
божественно освященные устои официального порядка (тесно взаимосвязанные
между собой представления о божественной справедливости, правила
религиозного ритуала, принятые обычаи и нравы, установления властей и
судов), был страх перед наказанием - при жизни или неминуемо после смерти -
за те или иные прегрешения или проступки. Этот страх успешнее всего
культивировался там, где упирался на стойкую веру в бессмертие души и
загробный суд богов.
Мифологически и религиозно
недозволенном, справедливом и несправедливом существенным образом влияли на
источники древнего права - нормы обычного права, законодательство,
административные распоряжения и судебные решения. Правосудие осуществлялось
самими должностными лицами, жрецами и чиновниками.
Мифология отражает интенции ее носителей, и в результате, героика
полностью вытесняется из жизни.
Миф выступает способом
а миф настраивает на веру в правосудие.
В специфичном контексте
злом несомненно значима и для человеческих отношений, принципом
упорядочения которых, по смыслу мифа, выступает божественная
справедливость. Победа справедливости есть вместе с тем, согласно логике
мифа, утверждение правового начала и права вообще как торжества права над
неправом. Миф тем самым отражает представление о божественном
происхождении, источнике и характере справедливости и права как принципе
взаимоотношении в божественных и человеческих делах.
Политико-правовые умения и знания людей возводятся к некоторому
нечеловеческому (по смыслу - и божественному) источнику и авторитету. В
ряде мифологических сказаний и гимнов в качестве покровителя
справедливости, защитника слабых и теснимых фигурирует бог, жестоко
карающий все злое, лживое, несправедливое и неправое. Всякого, кто нарушит
путь правды, справедливости и права - ждет по тогдашним правопредставлениям
неминуемая и
суровая кара.
Глава II. Соотношение
мифологии с другими
Мифология находится в тесном взаимодействии с религией. Спецификой
религии является то, что основой здесь является культовая система, т. е.
система обрядовых действий, направленных на установление определенных
отношений со сверхъестественным. Миф в той мере религиозен, в какой он
включен в культовую систему. С помощью обрядности религия культивирует
человеческие чувства любви, совести, долга, милосердия, придает им особую
ценность.
Вера - свойство человеческого
мировоззрении. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь
преодолеть человеку относительную изменчивость его бытия. и возвысить
человека до чего-то абсолютного, вечного[8]. Религия помогает человеку
преодолеть житейские трудности. Главная и самоценная идея Бога. Из нее
выводится все остальное содержание. Идея Бога является не только принципом,
сколько такой идеей, которая связывает человека с нравственной идеей.
Религия - ответ на вопрос о смысле жизни. Религия, как и миф,
выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям
бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной
жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего
(трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а
сверхъестественные силы человека, и прежде всего, дух с его свободой и
творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как
сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от
мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных
сил и страстей.
Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности
светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат
друг другу. Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании и т. д[9].
Главное почти во всякой религии - это вера в Бога или вера в
сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В
этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило,
модифицирует становление религии, но утвердившись, религия начинает
изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под
значительным влиянием религии.
Параллельно с мифом и
действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в
образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей
жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных
переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами.
Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну
из важнейших потребностей человеческой души.
Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной
деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства
сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором
явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и
оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает
такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную
(вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру