Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:24, реферат
В настоящее время духовная музыка, в частности, музыка православного богослужения, стала объектом пристального внимания и глубочайшего изучения. Вызвано это тем, что духовная музыка, призванная в высших своих проявлениях выражать сверхчувственный мир является достоянием как русской культуры, нашей национальной гордостью, так и непреходящей ценностью мирового искусства. К тому же она значительно повлияла и на светскую музыкальную культуру России.
Введение
1 Эстетические основы православного искусства
в работах отечественных философов
2 Анализ социокультурной, исторической динамики философско-эстетических, религиозных, искусствоведческих взглядов на богослужебное пение в традициях русской эстетической мысли
3 Софиология как художественно-философская концепция русской религиозной философии
4 Проблемы творчества в исследованиях русского философа Н.А.Бердяева
5 Этические проблемы богослужения, сопровождаемого клиросным пением
6 Принципы музыкальной богослужебной эстетики
7Музыкальная эстетика в православно-русском ареале
8 Основополагающие принципы богослужебного пения
9 Этапы развития практической музыкальной эстетики
10«Распев»-главная художественная особенность древнерусского церковного пения
11 Богослужебный опыт «музыкальной теургии»
12 Эстетические характеристики богослужебного пения
Заключение
а
Московский Государственный Университет
Культуры
и Искусств
Институт музыки
Реферат на тему:
«Музыка и православие»
Исполнитель: студент 3 курса заочного обучения гр.№347
Сусликов В.Ю.
Руководитель:
Москва 2012 г
Оглавление
Введение
1 Эстетические основы православного искусства
в работах отечественных философов
2 Анализ социокультурной,
исторической динамики
3 Софиология как художественно-философская концепция русской религиозной философии
4 Проблемы творчества
в исследованиях русского
5 Этические проблемы богослужения, сопровождаемого клиросным пением
6 Принципы музыкальной богослужебной эстетики
7Музыкальная
эстетика в православно-
8 Основополагающие принципы богослужебного пения
9 Этапы развития
практической музыкальной
10«Распев»-главная
художественная особенность
11 Богослужебный опыт «музыкальной теургии»
12 Эстетические характеристики богослужебного пения
Заключение
Музыка и православие
В настоящее время духовная музыка, в частности, музыка православного богослужения, стала объектом пристального внимания и глубочайшего изучения. Вызвано это тем, что духовная музыка, призванная в высших своих проявлениях выражать сверхчувственный мир является достоянием как русской культуры, нашей национальной гордостью, так и непреходящей ценностью мирового искусства. К тому же она значительно повлияла и на светскую музыкальную культуру России.
В течение долгих лет в нашей стране была ограничена многовековая традиция православного богослужения. Сегодня духовная музыка и церковное искусство являются широко доступной и духовно значимой областью отечественной культуры, проводятся фестивали православной музыки, оживляется концертная практика, происходят изменения в клиросном репертуаре, повышается композиторский интерес к духовно-музыкальному творчеству. В музыкальных училищах и консерваториях изучаются художественные законы богослужебного пения, отличные от законов общей вокальной хоровой музыки. Многие студенты и выпускники музыкальных училищ и консерваторий несут послушание на клиросах храмов в качестве певчих и регентов. В связи с этим возрастает актуальность изучения эстетических аспектов богослужебного пения. Понятно, что мы не можем в полной мере охватить все пространство православной музыкальной эстетики, но уже сегодня в состоянии выявить главные ее компоненты в их историческом контексте. Музыкальная эстетика православного богослужения предполагает анализ теоретических суждений о богослужебном пении (имплицитной музыкальной эстетики православия), особенных законов художественного творчества и конкретных закономерностей православной музыки.
Богослужебное пение значительное эстетическое явление. На Руси причастных к певческому искусству называли избранными, мудрыми и особо посвященными и относились ко всему, связанному с пением, как к таинству. Сегодня мы ясно сознаем, что человек, воспринимая богослужение, а тем более участвуя в нем, гармонично соприкасается не только с религиозными аспектами службы, но, прежде всего, с художественной ценностью музыкального искусства как такового. С этих эстетических позиций мы и рассматриваем православное богослужебное пение.
Следует
сразу отметить различие между
богослужебным церковным
Эстетические основы православного искусства
в работах отечественных философов
Эстетические взгляды русских религиозных мыслителей, связанные с церковной музыкой, и само богослужебное пение, рассматриваются как специфическая система эстетического и художественно-творческого опыта.
Вопросами эстетики музыкального искусства в целом занимались и занимаются видные философы и музыковеды прошлого и настоящего. Что же касается рассмотрения музыкальной эстетики православного богослужения, то это направление относится к малоисследованным областям. Эстетические основы православного искусства затрагивались в ряде работ отечественной философско-эстетической мысли. Это известные эстетические работы Вл. Соловьева и С. Булгакова, в которых главный акцент делается на софийном аспекте искусства. В работах выдающегося философа и богослова П. Флоренского раскрываются эстетические аспекты взаимодействия искусств в храмовом действии, ставится вопрос о каноничности в искусстве, о проблемах взаимосвязи искусства и религии. В философско-этических трудах Н. Бердяева рассматриваются религиозно-этические и эстетические основы творчества, ставится проблема теургии как эстетическая проблема. Вопросам красоты, её назначения, а так же богословским основам церковного пения уделено внимание в работах целой династии Лосских.
XX век в области
эстетики музыки оставил нам
труды замечательного философа
А.Ф. Лосева, в которых философский
метод достаточно
В целом можно отметить, что результаты анализа литературы, посвященной различным аспектам (эстетико-философским, теоретико-музыковедческим, религиозным) изучения места музыкального искусства в православном богослужении свидетельствуют об интересе ученых к вопросам эстетики православного богослужения в целом, однако специально эстетикой богослужебного песнопения никто еще не занимался.
Анализ социокультурной, исторической динамики философско-эстетических, религиозных, искусствоведческих взглядов на богослужебное пение в традициях русской эстетической мысли
1) определение
места и значения православной
музыки в отечественной
2) выявление
софийно-теургического аспекта
3) анализ основных произведений Отцов Церкви о церковном пении как духовном феномене;
4) систематизация философско-эстетических взглядов и представлений о богослужебном пении на протяжении последних лет, а также исторический обзор становления богослужебного пения;
5) анализ художественно-
6) выявление собственно регентских взглядов на художественное своеобразие и перспективы развития богослужебного пения в его эстетическом аспекте.
Богослужебное пение- эстетически значимый феномен православного церковного искусства. Ниже рассмотрим анализ православного богослужения и его музыкальной эстетики с позиций художественной значимости клиросного пения, его софийно-теургического аспекта, выразительности певческих средств, творческого потенциала занятых в православном пении людей. Введено понятие «музыкальная теургия» для выражения особой возвышенно-эстетической специфики певческого искусства.
Предметом теоретического осмысления стали эстетические аспекты русского богослужебного пения, тем самым была введена новая область в сферу эстетических исследований. Были разработаны некоторые основы методологической базы исследования художественных образов православной музыки, историческая динамика развития которой является важной частью культурогенеза.
1. Музыкальная эстетика православного богослужения основывается на софийно-теургических принципах, выявленных русской религиозной философией рубежа XIX-XX вв., но изначально присущих церковной музыке. Творчество является способом самореализации преображающегося человека, духовно открытого, действующего не только в силу сознательного различения добра и зла, но и на основе эстетического опыта. Творчество имеет, прежде всего, антропологическое начало, глубинно связанное с музыкальными переживаниями в православном богослужении.
2. Богослужебное пение Православной Церкви является одной из форм самого богослужения. В качестве канонически предписанного можно назвать пение молитвенное, внимательное, умиленное и благоговейное, без сопровождения инструментов. Святоотеческая традиция характеризует богослужебное пение как смиренное и тихое моление со страхом и трепетом. Церковное пение, по учению Святых Отцов и учителей Церкви, возбуждает усердие христиан к молитвенному деланию, участию в литургическом таинстве. Идеалом церковного пения надлежит признать духовное единение участников богослужения в пении «единым сердцем и едиными устами», когда все прихожане участвуют в исполнительстве, ибо церковное пение, согласно Отцам Церкви, прежде всего – молитва, а уже потом – искусство. Однако сегодня мы знаем, что эта молитва осуществляется во многом на музыкально-эстетическом, эмоционально наполненном уровне.
3. Богослужебное пение – это искусство, подчиненное законам религиозного мироощущения. Церковное искусство, православная икона, фреска, музыка – суть философия и богословие, проявленные в особой форме, эстетически реализуемые. Эстетическая выразительность исполнения – это своеобразное выражение «Божественного замысла». Художественные образы и символы музыкально-певческого искусства создаются по особым, характерным только для певческого православного искусства законам и имеют анагогический, возвышающий душу характер.
4. Эту преображающую,
возносящую верующего в
Софиология
как художественно-философская
Одной из
значимых художественно-
О. Павел Флоренский пытался осмыслить культовые памятники – софийные храмы, иконы, гимнографию и церковное пение, – в софийном аспекте. Одновременно он рассматривал Софию как особый многозначный символ, наделенный божественной энергией и снимающий антиномизм между Богом и миром, Богом и человеком. София представлялась ему тем идеалом красоты, который на земном уровне воплощался в образе Богоматери и ее иконах, в самой Церкви Христовой, в богослужении, в православной иконе, церковном пении.
Продолжая
софиологические начинания свои
Наиболее точно идею теургии применительно к искусству выразил Н.А. Бердяев в своей философии творчества, которую он разрабатывал практически всю свою жизнь. Помимо того, что само искусство он считал теургийным, т.е. боговдохновляемым, он видел в теургии развитие божественного замысла о продолжении творения мира. И в этом главную роль отводил творцам-художникам. Бердяев был убежден, что искусство в его традиционной форме находится в кризисе, достигло своего предела, в чем его убеждали опыты современных художников-модернистов (Пикассо, особенно). И далее искусство должно смениться теургией, оно должно выйти за пределы искусства в жизнь и строить ее по эстетическим законам, по законам красоты, опираясь на божественную помощь. Последняя, как показали Соловьев, Флоренский, Булгаков, идет к творцам через Софию Премудрость Божию.