Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:24, реферат
В настоящее время духовная музыка, в частности, музыка православного богослужения, стала объектом пристального внимания и глубочайшего изучения. Вызвано это тем, что духовная музыка, призванная в высших своих проявлениях выражать сверхчувственный мир является достоянием как русской культуры, нашей национальной гордостью, так и непреходящей ценностью мирового искусства. К тому же она значительно повлияла и на светскую музыкальную культуру России.
Введение
1 Эстетические основы православного искусства
в работах отечественных философов
2 Анализ социокультурной, исторической динамики философско-эстетических, религиозных, искусствоведческих взглядов на богослужебное пение в традициях русской эстетической мысли
3 Софиология как художественно-философская концепция русской религиозной философии
4 Проблемы творчества в исследованиях русского философа Н.А.Бердяева
5 Этические проблемы богослужения, сопровождаемого клиросным пением
6 Принципы музыкальной богослужебной эстетики
7Музыкальная эстетика в православно-русском ареале
8 Основополагающие принципы богослужебного пения
9 Этапы развития практической музыкальной эстетики
10«Распев»-главная художественная особенность древнерусского церковного пения
11 Богослужебный опыт «музыкальной теургии»
12 Эстетические характеристики богослужебного пения
Заключение
Опираясь на теургическую эстетику русских религиозных мыслителей начала прошлого века, мы вводим в диссертации понятие «музыкальной теургии», которая, на наш взгляд, хорошо выражает главный смысл богослужебного пения – его анагогический (от древнегреч. anagoge – возведение, возвышение) и преображающий характер. Этот эстетический аспект теургии был хорошо разработан в русской эстетике анализируемыми в данной главе авторами, и он позволяет нам выявить эстетическое своеобразие русской духовной музыки, которая вся была направлена на возведение человека к высшим духовным сферам и на преображение его души.
Литургическое
творчество, осуществляемое в богослужении
целой группой лиц от
Красота
мира, и храмового богослужения
в частности, согласно многим
русским мыслителям, выступает важнейшим
показателем реализации
Проблемы творчества в исследованиях русского философа Н.А.Бердяева
В русской
религиозной философии
Следуя идеям Бердяева, мы, между тем, рассматриваем творчество регента и исполнителя духовных песнопений, т.е. прямых участников музыкальной теургии, как определенный вид эстетической деятельности, полагая что главной целью его является воспроизведение, воссоздание определенного рода красоты с помощью звуков. Доступность и эмоциональность музыкального языка помогает восприятию молитвенных текстов и «возвеличиванию», т.е. глубинному раскрытию, смысла пропеваемых слов, возвышению духа исполнителей и слушателей, их соборно-музыкальному возведению в духовный мир. Исполнение музыкального произведения есть реализация духовно художественного потенциала музыкального произведения на основе таланта исполнителей, выступающих со-художниками автора песнопения. Творчество исполнителя, регента достаточно интеллектуально и эмоционально. Рожденная в процессе этого творчества красота – не только цель искусства, но и в широком смысле – цель жизни, устремляющейся к «полноте бытия». Красота рождает эстетические переживания, красота духовной музыки - это религиозно-творчский путь вверх: от замысла произведения, его создания, исполнения до восприятия его слушателями (участниками богослужения), индивидуально переживающими данное произведение искусства и соборно возносящимися к воспеваемым духовным феноменам.
Этические проблемы богослужения, сопровождаемого клиросным пением
Проблема искупления имеет в православии глубоко нравственное значение. Искупительная сила молитвы, облаченной в музыкальную форму – это духовное возвышение. Возвышаясь духовно, человек преображается, хорошо ощущая и даже сознавая те изменения, которые произошли в его душе. Духовное рассматривается здесь в широком смысле и как собственно человеческое начало в диалектическом соотношении его личностной и общественной сторон. В структуру духовного входят все проявления человеческого сознания. Это и мышление, и чувство, и его внутренняя составляющая – эмоции. Духовность включает в себя и то, что находится на границах с реальностью, – она связана как со сверхчувственным, так и с чувственностью. Синтез всех компонентов духовности проявляется и в православном музыкальном искусстве. Музыка и рациональна, и сверхчувственна. Сколь важным не был бы чувственный компонент музыкального переживания, он всегда составляет лишь условие, первоначальный уровень раскрытия музыкального содержания, над которым надстраиваются высшие уровни духовного переживания.
Для понимания природы музыкального содержания необходимо уточнить, что музыка живет и функционирует только в индивидуальном опыте человека. Индивидуальная природа музыкального переживания приводит к тому, что музыкальное содержание претерпевает известные изменения в процессе своего движения от композитора к исполнителю, от исполнителя к слушателю. Сохраняя в себе общественно обусловленное ядро, или смысловое ядро православного вероучения, это содержание индивидуализируется, приобретает личностно определяемые смыслы в сознании каждого участника музыкальной коммуникации во время богослужения.
Акцент на
восприятии и переживании
Пониманию
красоты музыкального
Принципы музыкальной богослужебной эстетики
1) Процесс взаимоотношения
художественного и
2) Между религией
и музыкальным искусством
3) Музыкальное
искусство и религия на
4) Преобразование
возможно по теургическим, духовно-эстетическим
принципам, основывающимся на
божественной помощи через
Музыкальная эстетика в православно-русском ареале
В ранний
период христианского песнотвор
Песенно-поэтическая
форма, доходчиво передающая
Музыка в
церкви оказывала огромное
Основополагающие принципы богослужебного пения :
1. Церковное
пение является образом
2. В качестве
канонически предписанного
3. Особенно подчеркивается
недопустимость громкого пения,
4. Высшей формой церковного песнопения является юбиляция, чисто музыкальное вокальное восхваление Бога и с особой эстетической силой воздействующее на верующих, возводящее их в высшие духовные сферы.
Этапы развития практической музыкальной эстетики
т.е. художественных
типов богослужебного
На втором этапе развития музыкальной эстетики, со II века в церковном пении постепенно произошли следующие изменения: во-первых, из всенародного оно во многих местах превратилось в профессиональное – пение специальными хорами; во-вторых, расширилось и усложнилось само количество песнопений и, в-третьих, хоровое исполнение, ставшее более искусным, уклонилось от былой простоты в сторону некоторой изысканности и самодовлеющей красоты. Это вызвало некоторые разногласия среди ревнителей веры.
Третий этап в развитии певческой практики ознаменовался введением церковного осмогласия – стройной, музыкально обоснованной художественной системы, явившейся выражением подлинной сущности действительно церковного пения и ограждавшей его от произвола, могущего выразиться и в выборе неподходящего звукоряда, и в других явлениях, не вяжущихся с принятым в Церкви пением. Над музыкально-техническим ее совершенствованием трудились великие песнотворцы: на Западе – святой Григорий Великий, или Двоеслов, на Востоке – святой Иоанн Дамаскин. Труды Иоанна Дамаскина способствовали становлению осмогласия, которое стало основным законом богослужебного пения в практике всей Восточной Церкви. Характерной музыкальной особенностью осмогласия является присущее ему живое, светлое, радостное религиозное чувство, как плод христианского благолепия, без скорби и уныния; оно превосходно выражает чувства кротости, смирения, мольбы, богобоязненности, но и духовной радости, душевного ликования, выраженные высоко художественными музыкальными средствами.