Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:24, реферат
В настоящее время духовная музыка, в частности, музыка православного богослужения, стала объектом пристального внимания и глубочайшего изучения. Вызвано это тем, что духовная музыка, призванная в высших своих проявлениях выражать сверхчувственный мир является достоянием как русской культуры, нашей национальной гордостью, так и непреходящей ценностью мирового искусства. К тому же она значительно повлияла и на светскую музыкальную культуру России.
Введение
1 Эстетические основы православного искусства
в работах отечественных философов
2 Анализ социокультурной, исторической динамики философско-эстетических, религиозных, искусствоведческих взглядов на богослужебное пение в традициях русской эстетической мысли
3 Софиология как художественно-философская концепция русской религиозной философии
4 Проблемы творчества в исследованиях русского философа Н.А.Бердяева
5 Этические проблемы богослужения, сопровождаемого клиросным пением
6 Принципы музыкальной богослужебной эстетики
7Музыкальная эстетика в православно-русском ареале
8 Основополагающие принципы богослужебного пения
9 Этапы развития практической музыкальной эстетики
10«Распев»-главная художественная особенность древнерусского церковного пения
11 Богослужебный опыт «музыкальной теургии»
12 Эстетические характеристики богослужебного пения
Заключение
«Распев»-главная художественная особенность древнерусского церковного пения
Духовное содержание смысла «распева», составляющего главную художественную особенность древнерусского церковного пения, вообще, и наиболее древнего знаменного, в частности, кроется в следующем: Богослужебное пение есть одно из проявлений божественного порядка. Конкретным выражением этого порядка и является распев, который можно определить как порядок мелодий, мелодический чин или мелодическое чинопоследование. И.Е. Лозовая, исследуя проблему церковно-певческого искусства, подробно раскрыла в своих работах особенности знаменного распева. В частности, показала смысл древнерусских эстетических понятий «ангелоподобие» и «ангелогласность» пения, которые породили совершенно особые качества знаменного распева, проявляющиеся как в характере общего мелодического строя, так и в особенностях его структуры. Характер мелодического строя знаменного распева можно определить как возвышенно-гимнический, торжественно-умилительный, радостно-сосредоточенный, просветленно-мужественный.
Важное место
в христианской эстетике
В храмовом синтезе важны все художественные элементы богослужения, которые служат вспомогательными звеньями литургического действа. Сюда относятся пение, чтение, живописная декорация храма, его архитектура, свет, аромат свечей, ладана, предметы богослужебного действа, облачение священнослужителей и т.д. В этом синтезе искусств музыка (певческое искусство) играет существенную роль, выступая в качестве художественного толкователя, интерпретатора текста, самого литургического действа и своего рода синтезатора всех остальных искусств.
Богослужебный опыт «музыкальной теургии»
представляет
собой попытку осмысления вопросов
«музыкальной теургии», основных характеристик
художественно-эстетического
Эстетические характеристики богослужебного пения
1. Любой церковный
музыкант (композитор, регент, певец)
должен быть «богословом» в
смысле культивирования в себе
самом «кафолического»
2. Евангельское
послание – это, прежде всего,
слово. «Литургическое» слово
– проповедь, гимнография,
3. Молитвенное правило научает нас правилу веры, то есть является совершенным отражением правила веры. Это целиком и полностью относится к «богословскому» характеру церковной музыки.
4. Христианская
музыка имеет анагогический,
5. В церковном пении выделяют три основные стиля пения, имеющие свои художественно-эстетические особенности: пение кафедральных соборов (кафедральное пение), пение провинциальных приходских церквей (приходское пение) и пение монастырей (монастырское пение).
6. Музыка в Церкви, как и иконопись, призвана изображать ноуменальный, сверхчувственный мир. Так, в православном понимании икона есть, прежде всего, выражение достоверного знания о духовной реальности, «окно в горний мир», через которое надмирная святость являет себя миру. «И созда, яко икону, песнь», – говорит богослужебный текст. Песнопение – это звучащая икона, а значит к нему предъявляются те же требования, что и к иконописи.
7. Церковное пение воспитывает молитвенное чувство, поэтому регент не должен безразлично относиться к выбору церковных песнопений для исполнения их при богослужении. Он должен достаточно зрело и всесторонне обдумывать, соответствует ли характер текста его музыкальному выражению; удовлетворяет ли данное сочинение требованиям музыкальной грамоты и вкуса, и церковно ли оно по стилю. Насколько выбранный репертуар отображает сверхчувственный мир. Не только с позиций идей о должном, добре, зле, но и с позиций прекрасного, духовного наслаждения, свидетельствующего о контакте верующего с духовным миром.
Заключение :
В результате всего этого можно сделать вывод, что основу богослужебного пения составляет «музыкальная теургия», характеризующаяся анагогическим, преображающим характером музыки и силой вложенного в нее молитвенного чувства. Мелодические и гармонические обороты, тембральные характеристики музыкального произведения способствуют не только простому восприятию этого песнопения, но и приводят к преображению души человека. Эмоциональный элемент является необходимым условием создания художественного образа. Молитва-мольба, горячее обращение-зов к авве и покровителю прямо и зримо соединяют Небо и Землю. Подобное пение всегда узнаешь сердцем, молящиеся в храме незримо и явно присоединяются к поющим. Люди слушают хор, хор слушает регента, регент слушает священника, священник слушает Бога.
Литература:
-печатная статья Областная научно-практическая конференция, состоявшаяся 25 мая 2004г., посвященная дням славянской письменности и культуры в г. Владимире;
III Международная научно-практическая конференция «Художественно-эстетическое образование и проблемы современной культуры», посвященная 85-летию Владимирского государственного педагогического университета, проходившей с 13 по 15 октября 2005г. в г. Владимире (печатная статья);
доклад и печатная
статья научно-практической
печатная статья в
Российско-американском
Публикация в журнале «Омский научный вестник» № 2 (54) за 2007 г.