Платон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:14, реферат

Описание

Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть "в идеале". При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие -государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящен трактат Платона "Государство".

Содержание

1. Краткая биография

2. "Государство" Платона

2.1 Отрицательные формы правления

2.2 "Разделение труда" в "идеальном" государстве

2.3 Четыре добродетели лучшего государства

2.4 Ограничение свободы личности в государстве Платона

2.5 Единство людей "идеального" государства

3. Почему государство Платона тоталитарно

3.1 Теория идей

4. Тоталитаризм личности

Литература

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (7).docx

— 32.17 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 

Введение 

1. Краткая биография 

2. "Государство"  Платона 

2.1 Отрицательные  формы правления 

2.2 "Разделение  труда" в "идеальном" государстве 

2.3 Четыре добродетели  лучшего государства 

2.4 Ограничение свободы  личности в государстве Платона 

2.5 Единство людей  "идеального" государства 

3. Почему государство  Платона тоталитарно 

3.1 Теория идей 

4. Тоталитаризм личности 

Литература 

Введение 
 

Проблема государственного устройства была, есть и будет одной  из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет  пытаются понять, каким государство  должно быть "в идеале". При  этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство  с хорошей экономикой, другие -государство, в котором каждый человек ощущает  себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей  и свободы личности. Этим вопросам и посвящен трактат Платона "Государство". 

1. Краткая биография 
 

Интерес к древнегреческому философу Платону [427 - 347 до н.э. (предположительно)], к его творчеству не ослабевает, быть может, даже усиливается в наше время. Во-первых, мнение даже самого обыкновенного  человека, жившего две с половиной  тысячи лет назад, интересно само по себе. Конечно, интерес многократно  усиливается, если этот человек - Платон. "... Платон - один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что  такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий  и свершений" - писал В.Ф. Асмус. Итак, значение мнения гениальнейшего афинского философа о важнейших  человеческих проблемах очевидно. 

Платон (427 - 347 до н. э.) - сын афинского гражданина. По своему социальному положению происходил из афинской рабовладельческой аристократии. И конечно же был своим человеком  в Сократовском кружке. В молодости был слушателем кружка сторонника учения Гераклита - Кратила, где познакомился с принципами объективной диалектики, на него также оказала влияние и тенденция Кратила к абсолютному релятивизму. В 20 лет он готовился участвовать в соревновании как автор трагедии и случайно перед театром Дионисия услышал дискуссию, в которой участвовал Сократ. Она настолько его увлекла, что он сжег свои стихи и стал учеником Сократа. Было это примерно в то время, когда афинский флот одержал последнюю значительную победу в Перепелонской войне. 

Платон разделял со всем кружком отвращение к афинской демократии. После осуждения и  смерти Сократа, в период, когда демократы  снова вернулись к власти, Платон отправляется к одному из старших  учеников Сократа - Евклиду - в Мегару. Однако вскоре он снова возвращается в город и принимает активное участие в ее общественной жизни. После возвращения в Афины  он предпринял первое путешествие в  Южную Италию и на Сицилию. Он пытается реализовать свои идеи и принял участие  в политической жизни на стороне  местной аристократии, возглавляемой  тогда Дионом, зятем Дионисия Старшего. Дион был последователем пифагорейской  философии и в своей общине представлял крайне реакционное  крыло. Политическая деятельность Платона  не была успешной. Дионисий выдал его, как военного, послу Спарты. На рынке  рабов его выкупили друзья и он возвращается в Афины. 

В Афинах Платон интенсивно работает в области философии. Во время своих странствий он познакомился с Пифагорейской философией, которая  в дальнейшем повлияла на него. Диоген Лаэртский считает, что учение Платона  является синтезом учений Гераклита, Пифагора и Сократа. В этот же период Платон в саду, посвященному полубогу Академу, основывает свою собственную философскую  школу - Академию, которая становится центром античного идеализма. 

В период правления  в Сиракузах тирана Дионисия Младшего Платон вновь пытается включиться в  политическую борьбу. И на этот раз  его стремление провести свои мысли  в жизнь не находят ожидаемого понимания. Подавленный политическими  неудачами он возвращается в Афины  где и умирает в возрасте 80 лет. 

2. "Государство"  Платона 

Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: трактат "Государство", диалоги "Законы", "Политик". Все они  написаны в довольно необычном жанре - жанре диалога между Сократом и менее известными греческими философами, например, Главконом, Адимантом, Кефалом. В своих произведениях Платон говорит о модели "идеального", лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего  строя, системы, а, напротив, модель такого государства, которого нигде и никогда  не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говорит об идее государства, создает проект, утопию. Это не значит, что автор не пробовал повлиять на государственное управление. В то время на Сицилии, в Сиракузах, было правление тиранов, и Платон не раз  пытался образумить развращенного  Дионисия, остановить деспотию и кровопролитие  на Сицилии, что закончилось весьма плачевно: афинского философа не раз  изгоняли из города, а один раз чуть было не продали в рабство. Так  бесславно закончилась попытка  устроить государственное управление на основах разума. 

Идеальное государство  трактуется Платоном как реализация идей и максимально возможное  воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни - в полисе. Конструируя идеальное  общество, Платон проводит аналогию между  справедливым человеком и справедливым государством. Так, трем началам (частям) человеческой души - разумному, яростному  и вожделеющему - аналогичны в государстве  три схожих начала - совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют  три сословия - правителей, воинов и  производителей (ремесленников и  земледельцев). 

Справедливость состоит  в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось  в чужие дела. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической  соподчиненности этих начал во имя  целого: способности рассуждать (т.е. философам, носителям этой способности) подобает господствовать; яростному  началу (т.е. воинам) - быть вооруженной  защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом  вожделеющих (ремесленниками, земледельцами  и другими производителями), которое "по своей природе жаждет богатства". 

Идеальное государство  Платона - справедливое правление лучших и благородных. Таким образом, лучший тип государственного устройства - если среди правителей выделится  кто-нибудь один - монархия, если несколько  правителей - аристократия. 

2.1 Отрицательные  формы правления 
 

Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет  четыре других. В трактате "Государство" Платон пишет о том, что главная  причина порчи обществ и государств (которые когда-то, во времена "золотого века" имели "совершенный" строй) заключена в "господстве корыстных "интересов", обуславливающих  поступки и поведение людей. В  соответствии с этим основным недостатком  Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности  в порядке ухудшения государственности, "извращения" совершенного типа, нарастания "корыстных интересов" в их строе. 

Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще  сохранила черты "совершенного" строя. Она появляется, когда появляется частная собственность на землю  и дома, происходит превращение свободных  в рабов. Это ведет к вырождению идеальной аристократии и возникновении  тимократии. "Там побоятся ставить  мудрых людей на государственные  должности, потому что там уже  нет подобного рода простосердечных  и прямых людей…, там будут склоняться на сторону тех, что яростны духом, а также и тех, что попроще - скорее рожденных для войны, чем  для мира, там будут в чести  военные уловки и ухищрения, ведь это государство будет вечно  воевать". В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных  работ. Большое внимание уделяется  спортивным упражнениям. 

Люди этого государства  отличаются жадностью, грубостью и  сребролюбием. Удовольствиям, пишет  Платон, они предаются втайне, "убегая от закона, как дети от старого отца, ведь воспитало их насилие, а не убеждение". Платону ненавистны войны, особенно между эллинами. 

У людей уже заметно  стремление к обогащению, и "при  участии жен" спартанский образ  жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к  олигархии. 

Олигархия - "строй, основывающийся на имущественном цензе". В олигархическом государстве уже  имеется четкое разделение на богатых ( немногочисленный правящий класс) и  бедных, которые не участвуют в  управлении и которые делают возможной  совершенно беззаботную жизнь правящего  класса. В этом государстве как  бы два государства: одно - бедняков, другое - богачей. У бедных появляется ненависть против бездельников- богатых, приводящая к перевороту в государстве  и установлению демократии 

Демократия. "Демократия, на мой взгляд, - пишет Платон, - осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников  уничтожат, иных изгонят, а остальных  уравняют в гражданских правах и  в замещении государственных  должностей, что при демократическом  строе происходит большей частью по жребию". В этом государстве  будет "полная свобода и откровенность  и возможность делать что хочешь". В таком обществе к власти может  придти человек, который не имеет  способности к управлению и не добродетелен, но ему оказывается  почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе. 

Однако, демократия "опьяняется свободой в неразбавленном виде", она еще более усиливает  разобщенность бедных и богатых  классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что  может привести к возникновению  наихудшей государственной системы - тирании. 

Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком  сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток  свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти  одного человека - тирана. "Из крайней  свободы возникает величайшее и  жесточайшее рабство". Тирания - наихудший  тип государственного устройства, где  царят беззаконие, уничтожение более  или менее выдающихся людей, подозрение в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом  предательств, "очищения" государства  от всех тех, кто мужественен, великодушен, богат. 

С позиции своего идеального государства Платон классифицирует существующие государственные формы  на две большие группы: 

1. Приемлемые государственные  формы 

2. Регрессивные - упадочные. 

Первое место в  группе приемлемых государственных  форм - это его "идеальное" государство. К упадочным, нисходящим государственным  формам он относил тимократию. В  античной Греции к этому типу больше всего относилась Спарта V и VI вв. Существенно  ниже тимократии стояла олигархия - власть нескольких личностей, опирающаяся  на торговлю, ростовщичество. Главным  предметом раздражения. Платона  является демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. До н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии. 

2.2 "Разделение  труда" в "идеальном" государстве 
 

Отрицательные формы  государственной власти Платон противопоставляет  своему видению "идеального" общественного  устройства. Огромное внимание автор  уделяет определению в государстве  места правящего класса. По его  мнению, правителями "идеального" государства должны быть исключительно  философы, для того чтобы в государстве  властвовали рассудительность, разум. Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость государства Платона, ведь им свойственны "…правдивость, решительное неприятие какой  бы то ни было лжи, ненависть к ней  и любовь к истине". Платон считает, что любое новшество в идеальном  государстве неизбежно ухудшит  его (нельзя улучшить "идеальное"). Очевидно, что именно философы будут  охранять "идеальный" строй, законы от всяческих нововведений, ведь они  обладают "...всеми качествами правителей и стражей идеального государства". Именно поэтому деятельность философов  обуславливает существование "идеального" государства, его неизменность. По существу, философы охраняют остальных людей  от порока, каким является любое  нововведение в государстве Платона. Не менее важно и то, что благодаря  философам правление и вся  жизнь "идеального" государства  будет построена по законам разума, мудрости, там не будет места порывам  души и чувствам. 

Если в государстве  Платона существуют люди, которые  занимаются законами и устройством  государства, то естественно предположить, что в нем существуют и люди, занимающиеся исключительно земледелием, ремеслом. Действительно, основной закон  существования "идеального" государства  состоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только то дело, к которому он пригоден. 

Информация о работе Платон