Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:14, реферат
Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть "в идеале". При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие -государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящен трактат Платона "Государство".
1. Краткая биография
2. "Государство" Платона
2.1 Отрицательные формы правления
2.2 "Разделение труда" в "идеальном" государстве
2.3 Четыре добродетели лучшего государства
2.4 Ограничение свободы личности в государстве Платона
2.5 Единство людей "идеального" государства
3. Почему государство Платона тоталитарно
3.1 Теория идей
4. Тоталитаризм личности
Литература
Содержание
Введение
1. Краткая биография
2. "Государство"
Платона
2.1 Отрицательные
формы правления
2.2 "Разделение
труда" в "идеальном"
2.3 Четыре добродетели
лучшего государства
2.4 Ограничение свободы
личности в государстве Платона
2.5 Единство людей
"идеального" государства
3. Почему государство
Платона тоталитарно
3.1 Теория идей
4. Тоталитаризм личности
Литература
Введение
Проблема государственного
устройства была, есть и будет одной
из самых сложных и противоречивых
проблем, стоящих перед человечеством.
Множество людей уже тысячи лет
пытаются понять, каким государство
должно быть "в идеале". При
этом некоторые люди считают лучшим
сильное, боеспособное государство
с хорошей экономикой, другие -государство,
в котором каждый человек ощущает
себя вполне свободным и счастливым.
Так проблема общественного, государственного
устройства перерастает в проблему
понимания блага, человеческих ценностей
и свободы личности. Этим вопросам
и посвящен трактат Платона "Государство".
1. Краткая биография
Интерес к древнегреческому
философу Платону [427 - 347 до н.э. (предположительно)],
к его творчеству не ослабевает,
быть может, даже усиливается в наше
время. Во-первых, мнение даже самого обыкновенного
человека, жившего две с половиной
тысячи лет назад, интересно само
по себе. Конечно, интерес многократно
усиливается, если этот человек - Платон.
"... Платон - один из учителей человечества.
Не будь его книг, мы не только хуже
понимали бы, кем были древние греки,
что они дали миру, - мы хуже понимали
бы самих себя, хуже понимали бы, что
такое философия, наука, искусство,
поэзия, вдохновение, что такое человек,
в чем трудности его исканий
и свершений" - писал В.Ф. Асмус.
Итак, значение мнения гениальнейшего
афинского философа о важнейших
человеческих проблемах очевидно.
Платон (427 - 347 до н. э.)
- сын афинского гражданина. По своему
социальному положению
Платон разделял
со всем кружком отвращение к афинской
демократии. После осуждения и
смерти Сократа, в период, когда демократы
снова вернулись к власти, Платон
отправляется к одному из старших
учеников Сократа - Евклиду - в Мегару.
Однако вскоре он снова возвращается
в город и принимает активное
участие в ее общественной жизни.
После возвращения в Афины
он предпринял первое путешествие в
Южную Италию и на Сицилию. Он пытается
реализовать свои идеи и принял участие
в политической жизни на стороне
местной аристократии, возглавляемой
тогда Дионом, зятем Дионисия Старшего.
Дион был последователем пифагорейской
философии и в своей общине
представлял крайне реакционное
крыло. Политическая деятельность Платона
не была успешной. Дионисий выдал его,
как военного, послу Спарты. На рынке
рабов его выкупили друзья и он
возвращается в Афины.
В Афинах Платон интенсивно
работает в области философии. Во
время своих странствий он познакомился
с Пифагорейской философией, которая
в дальнейшем повлияла на него. Диоген
Лаэртский считает, что учение Платона
является синтезом учений Гераклита, Пифагора
и Сократа. В этот же период Платон
в саду, посвященному полубогу Академу,
основывает свою собственную философскую
школу - Академию, которая становится
центром античного идеализма.
В период правления
в Сиракузах тирана Дионисия Младшего
Платон вновь пытается включиться в
политическую борьбу. И на этот раз
его стремление провести свои мысли
в жизнь не находят ожидаемого
понимания. Подавленный политическими
неудачами он возвращается в Афины
где и умирает в возрасте 80
лет.
2. "Государство"
Платона
Социально-политическим
вопросам посвящены несколько
Идеальное государство
трактуется Платоном как реализация
идей и максимально возможное
воплощение мира идей в земной общественно-политической
жизни - в полисе. Конструируя идеальное
общество, Платон проводит аналогию между
справедливым человеком и справедливым
государством. Так, трем началам (частям)
человеческой души - разумному, яростному
и вожделеющему - аналогичны в государстве
три схожих начала - совещательное,
защитное и деловое, а им соответствуют
три сословия - правителей, воинов и
производителей (ремесленников и
земледельцев).
Справедливость состоит
в том, чтобы каждое начало занималось
своим делом и не вмешивалось
в чужие дела. Кроме того, справедливость
требует соответствующей
Идеальное государство
Платона - справедливое правление лучших
и благородных. Таким образом, лучший
тип государственного устройства -
если среди правителей выделится
кто-нибудь один - монархия, если несколько
правителей - аристократия.
2.1 Отрицательные
формы правления
Идеальному (аристократическому)
государственному устройству Платон противопоставляет
четыре других. В трактате "Государство"
Платон пишет о том, что главная
причина порчи обществ и
Тимократия - власть
честолюбцев, по мнению Платона, еще
сохранила черты "совершенного"
строя. Она появляется, когда появляется
частная собственность на землю
и дома, происходит превращение свободных
в рабов. Это ведет к вырождению
идеальной аристократии и возникновении
тимократии. "Там побоятся ставить
мудрых людей на государственные
должности, потому что там уже
нет подобного рода простосердечных
и прямых людей…, там будут склоняться
на сторону тех, что яростны духом,
а также и тех, что попроще -
скорее рожденных для войны, чем
для мира, там будут в чести
военные уловки и ухищрения, ведь
это государство будет вечно
воевать". В государстве такого
типа правители и воины были свободны
от земледельческих и ремесленных
работ. Большое внимание уделяется
спортивным упражнениям.
Люди этого государства
отличаются жадностью, грубостью и
сребролюбием. Удовольствиям, пишет
Платон, они предаются втайне, "убегая
от закона, как дети от старого отца,
ведь воспитало их насилие, а не убеждение".
Платону ненавистны войны, особенно
между эллинами.
У людей уже заметно
стремление к обогащению, и "при
участии жен" спартанский образ
жизни переходит в роскошный,
что обуславливает переход к
олигархии.
Олигархия - "строй,
основывающийся на имущественном цензе".
В олигархическом государстве уже
имеется четкое разделение на богатых
( немногочисленный правящий класс) и
бедных, которые не участвуют в
управлении и которые делают возможной
совершенно беззаботную жизнь правящего
класса. В этом государстве как
бы два государства: одно - бедняков,
другое - богачей. У бедных появляется
ненависть против бездельников- богатых,
приводящая к перевороту в государстве
и установлению демократии
Демократия. "Демократия,
на мой взгляд, - пишет Платон, - осуществляется
тогда, когда бедняки, одержав победу,
некоторых из своих противников
уничтожат, иных изгонят, а остальных
уравняют в гражданских правах и
в замещении государственных
должностей, что при демократическом
строе происходит большей частью
по жребию". В этом государстве
будет "полная свобода и откровенность
и возможность делать что хочешь".
В таком обществе к власти может
придти человек, который не имеет
способности к управлению и не
добродетелен, но ему оказывается
почет, лишь бы он обнаружил свое расположение
к толпе.
Однако, демократия
"опьяняется свободой в неразбавленном
виде", она еще более усиливает
разобщенность бедных и богатых
классов общества, возникают восстания,
кровопролития, борьба за власть, что
может привести к возникновению
наихудшей государственной
Тирания. По мнению Платона,
если некое действие делается слишком
сильно, то это приводит к противоположному
результату. Так и здесь: избыток
свободы при демократии приводит
к возникновению государства, вообще
не имеющего свободы, живущего по прихоти
одного человека - тирана. "Из крайней
свободы возникает величайшее и
жесточайшее рабство". Тирания - наихудший
тип государственного устройства, где
царят беззаконие, уничтожение более
или менее выдающихся людей, подозрение
в вольных мыслях и многочисленные
казни под надуманным предлогом
предательств, "очищения" государства
от всех тех, кто мужественен, великодушен,
богат.
С позиции своего
идеального государства Платон классифицирует
существующие государственные формы
на две большие группы:
1. Приемлемые государственные
формы
2. Регрессивные - упадочные.
Первое место в
группе приемлемых государственных
форм - это его "идеальное" государство.
К упадочным, нисходящим государственным
формам он относил тимократию. В
античной Греции к этому типу больше
всего относилась Спарта V и VI вв. Существенно
ниже тимократии стояла олигархия - власть
нескольких личностей, опирающаяся
на торговлю, ростовщичество. Главным
предметом раздражения. Платона
является демократия, в которой он
видит власть толпы, неблагородного
демоса, и тирания, которая в античной
Греции начиная с VI в. До н. э. представляла
диктатуру, направленную против аристократии.
2.2 "Разделение
труда" в "идеальном"
Отрицательные формы
государственной власти Платон противопоставляет
своему видению "идеального" общественного
устройства. Огромное внимание автор
уделяет определению в
Если в государстве
Платона существуют люди, которые
занимаются законами и устройством
государства, то естественно предположить,
что в нем существуют и люди,
занимающиеся исключительно земледелием,
ремеслом. Действительно, основной закон
существования "идеального" государства
состоит в том, что каждый член
общества обязан выполнять только то
дело, к которому он пригоден.