Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:14, реферат
Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть "в идеале". При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие -государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящен трактат Платона "Государство".
1. Краткая биография
2. "Государство" Платона
2.1 Отрицательные формы правления
2.2 "Разделение труда" в "идеальном" государстве
2.3 Четыре добродетели лучшего государства
2.4 Ограничение свободы личности в государстве Платона
2.5 Единство людей "идеального" государства
3. Почему государство Платона тоталитарно
3.1 Теория идей
4. Тоталитаризм личности
Литература
Так Сократ и вслед
за ним Платон различают красивые
предметы (лира, кухонный горшок, конь,
девушка) и красоту, прекрасное само
по себе, идея прекрасного; добрый поступок
и добро как таковое.
"Идея" у Платона
это то, что есть:
1. причина, источник
бытия вещей, то, что дает им
жизнь, волю к жизни, вызывает
их бытие.
2. образец, взирая
на который, демиург создает
вещный мир, подражая "идеальному".
3. цель, к которой
надо стремиться как к
4. модель, порождающая
структура, принцип вещи.
Таким образом, можно
предположить, что, создавая диалог "Государство",
Платон, в первую очередь, пытается
понять, какова идея государства в
нашем мире, с какого образца создавались
существующие государства. Проблема познания
идеи государства, безусловно, шире, чем
проблема построения "лучшего" государства,
поняв идею государства, мы одновременно
поймем, к чему надо стремиться. Следовательно,
вопрос о том, насколько хорошо государство
Платона, вторичен, важнее то, что это не
существующее государство, но его "идея".
4. Тоталитаризм личности
В связи с этим
возникает еще одна проблема. Человек,
не знакомый с творчеством Платона
и впервые прочитавший трактат
"Государство", скажет, что Платон
создал отвратительное тоталитарное государство,
что он был не прав. Современный
человек осуждает Платона. Но ведь мы
понимаем только свои культурные ценности,
мы ценим личность, а все притесняющее
ее называем тоталитаризмом. При этом
мы не хотим понять, что автор
имел совершенно другие понятия о
человеческих ценностях. Мало того, мы
даже не чувствуем, что, возможно, Платон
не собирался воплощать в жизнь
именно этот проект, что он писал
об идее государства. Обвиняя Платона
в тоталитаризме, мы сами подавляем
его свободу, мы сами становимся тоталитарными
людьми, уничтожающими право человека
на другие мысли, другую культуру. Не стоит
спешить обвинять Платона в тоталитаризме,
когда тоталитаризма достаточно
в нас самих, в каждой личности.
Быть может, это изначально заложено
в нас, как инстинкт самосохранения,
и без него человек перестанет
быть человеком. Тем не менее, надо понять,
что в любой, даже самой бытовой
ситуации человек имеет право
на собственное мнение. За две тысячи
лет мы научились осуждать тоталитаризм
общества. Теперь каждый человек должен
стремиться исключить тоталитаризм
из собственной души.
Литература
1. Лосев А.Ф. "Жизненный
и творческий путь Платона"
// Платон,
собр. соч., т.1, М, 1990.
2. Платон, собр. соч.,
т.3, ч. 1, "Государство" // М, 1971.
3. Поппер К. "Открытое
общество и его враги", т.1, "Чары
Платона", // М, 1992.
4. Асмус В.Ф. "Платон", // К, 1993.