Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:14, реферат
Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть "в идеале". При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие -государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящен трактат Платона "Государство".
1. Краткая биография
2. "Государство" Платона
2.1 Отрицательные формы правления
2.2 "Разделение труда" в "идеальном" государстве
2.3 Четыре добродетели лучшего государства
2.4 Ограничение свободы личности в государстве Платона
2.5 Единство людей "идеального" государства
3. Почему государство Платона тоталитарно
3.1 Теория идей
4. Тоталитаризм личности
Литература
Всех жителей "идеального"
государства автор разделяет
на три класса. Низший класс объединяет
людей, которые производят необходимые
для государства вещи или способствуют
этому; в него входят самые разные
люди, связанные с ремеслом, земледелием,
рыночными операция ми, деньгами, торговлей
и перепродажей - это земледельцы,
ремесленники, торговцы. Несмотря на то,
что торговцами и земледельцами
могут быть совершенно различные
люди, все они, по Платону, стоят приблизительно
на одной ступени нравственного
развития. Внутри этого низшего класса
также существует четкое разделение
труда: кузнец не может заняться торговлей,
а торговец по собственной прихоти
не может стать земледельцем.
Принадлежность человека
ко второму и третьему классам, а
это классы воинов-стражей и правителей-
Так Платон создает
тоталитарную систему разделения людей
на разряды, которая немного смягчается
возможностью перехода из класса в
класс (это достигается путем
длительного воспитания и самосовершенствования).
Переход этот осуществляется под
руководством правителей.
Характерно, что если
даже среди правителей появится человек,
больше подходящий для низшего класса,
то его необходимо "понизить" без
сожаления. Таким образом, Платон считает,
что для благосостояния государства
каждый человек должен заниматься тем
делом, для которого он приспособлен
наилучшим образом. Если человек
будет заниматься не своим делом,
но внутри своего класса, то это еще
не гибельно для "идеального" государства.
Когда же человек незаслуженно из
сапожника (первый класс) становится воином
(второй класс), или же воин незаслуженно
становится правителем (третий класс),
то это грозит крахом всему государству,
поэтому такой "перескок" считается
"высшим преступлением" против системы,
ведь для блага всего государства
в целом человек должен делать
только то дело, к которому он наилучшим
образом приспособлен.
Для обоснования
иерархии в обществе Платон ссылается
на миф, где Бог, вылепивший людей, в
тех из них, кто способен править,
примешал при рождении золота, а
в их помощников - серебра, а в
земледельцев и ремесленников - железа
и меди. Лишь в тех случаях, когда
от золота родится серебряное потомство,
а от серебра - золотое, Платон допускает
перевод членов одного сословия в
другое. Придуманный им миф кончается
предостережением, что государство
погибнет, когда охранять его будет
железный или медный сторож.
2.3 Четыре добродетели
лучшего государства
В трактате "Государство"
Платон пишет о том, что "идеальное"
государство должно обладать, по меньшей
мере, четырьмя главными добродетелями:
1. мудростью;
2. мужеством;
3. рассудительностью;
4. справедливостью.
Мудростью не могут
обладать все жители государства, но
правители-философы, избранные люди,
безусловно, мудры и принимают
мудрые решения. Мужеством обладает
большее количество людей, это не
только правители-философы, но и воины-стражи.
Если первые две добродетели были
характерны только для определенных классов
людей, то рассудительность должна быть
присуща всем жителям, она "подобна
некой гармонии", она "настраивает
на свой лад решительно все целиком".
Под четвертой добродетелью - справедливостью
- автор понимает уже рассмотренное деление
людей на разряды, касты: "...заниматься
своим делом и не вмешиваться в чужие -
это есть справедливость". Следовательно,
разделение людей на классы имеет для
Платона огромное значение, определяет
существование "идеального" государства
(ведь оно не может быть несправедливым),
и тогда неудивительно, что нарушение
кастового строя считается высшим преступлением.
Так государство Платона незаметно, ради
лучшей цели, приобретает те недостатки,
которые рассматривал сам автор, описывая
"порочные" государства (например,
расслоение общества в олигархическом
государстве).
2.4 Ограничение свободы
личности в государстве Платона
Характерно, что Платон,
живший во времена всеобщего
Это не значит, что
автор выступает против угнетения
человека человеком, просто, по его
мнению, высшие разряды (касты) не должны
иметь частной собственности, чтобы
сохранить единство. Тем не менее,
в диалоге "Законы", где также
обсуждаются проблемы государственного
устройства, Платон перекладывает основные
хозяйственные заботы на рабов и
чужестранцев, но осуждает воины.
В связи с рассмотренным
разделением людей на разряды
возникает вопрос: кто же возьмет
на себя ответственность определения
способности человека к некоему
делу, и только к нему? По-видимому,
в "идеальном" государстве эту
функцию возьмут на себя мудрейшие
и справедливейшие люди - правители-философы.
При этом они, естественно, будут
выполнять закон , ведь закон - важнейшая
составляющая "идеального" государства,
и его выполняют все без
исключения (доходит до того, что
дети должны играть (!) по законам государства).
Таким образом, правители-философы
вершат судьбы всех остальных людей.
Они не только определяют способности
человека, но и осуществляют регламентацию
брака, имеют право (и должны) убивать
малолетних детей с физическими
недостатками (здесь, как и в некоторых
других случаях, Платон берет за образец
государственное устройство современной
ему Спарты).
2.5 Единство людей
"идеального" государства
Философы, на основах
разума, управляют остальными классами,
ограничивая их свободу, а воины
играют роль "собак", держащих в
повиновении низшее "стадо". Этим
усугубляется и без того жестокое
разделение на разряды . Например, воины
не живут в одних местах с ремесленниками,
людьми труда. Люди "низшей" породы
существуют для обеспечения "высших"
всем необходимым. "Высшие" же охраняют
и направляют "низших", уничтожая
слабейших и регламентируя
Можно предположить,
что такая всесторонняя мелочная
регламентация важнейших
Платон также выступает
противником частной
Таким образом, правящие
классы государства Платона составляют
коммунистическое единство. Этот коммунизм,
как уже говорилось, не допускает
среди высших классов бедности или
богатства, а следовательно, по логике
автора, уничтожает среди них раздоры.
Прообраз власти у Платона - это пастух,
пасущий стадо. Если прибегнуть к
этому сравнению, то в "идеальном"
государстве пастухи - это правители,
воины - это сторожевые собаки. Чтобы
удержать стадо овец в порядке, пастухи
и собаки должны быть едины в своих
действиях, чего и добивается автор.
Итак, по выражению К.Поппера, платоновское
государство обращается с "человеческим
стадом", как мудрый, но жестко сердечный
пастух со своими овцами. Этого скрестить
с тем-то, этих - на бойню. Видно, что,
по нашим представлениям, это тоталитарная
программа, при которой кучка
людей (пусть даже мудрейших) подчиняет
"...жалкие вожделения большинства
разумным желаниям меньшинства".
3. Тоталитарное государство.
Почему
Каким же образом
Платон, создавая "идеальное" государство
на основах разума, получил одно
из ужаснейших тоталитарных государств,
примеры которых мы видим слишком
часто, которые описаны в современной
литературе в жанре антиутопий (Д.Оруэл,
"1984")? Для того, чтобы ответить
на этот вопрос, необходимо уяснить, что
понимал Платон под словами "идеальное
государство". Во-первых, это государство,
устроенное лучшим образом, во-вторых,
(и это важнее) это идея государства.
Рассмотрим сначала, что мог понимать
Платон под словами "лучшее государство".
Видимо, Платон считал,
что все бедствия людей происходят
из-за отсутствия общности, постоянных
раздоров, отсутствия хорошего начальства.
Все это наблюдается во время
мира, напротив, во время войны существует
и единство, и порядок, и общая
цель. Во время войны у людей
много общего, и они, благодаря
порядку, мудрым начальникам и регламентации
жизни могут добиться того, чего
невозможно сделать, живя, как заблагорассудится
и занимаясь не своим делом. Единство
людей во время войны замечательно
показал Л.Толстой в "Войне
и мире", показал ту силу, которая
возникает, когда все векторы
человеческих стремлений направлены в
одну сторону, а это возможно только
во время социальных потрясений. Когда
же их нет, каждый человек более или
менее свободен, и все векторы
людских желаний направлены в
разные стороны, возникает хаос, беспредел,
невозможно провести общую линию
действий, как это делается на войне.
Так почему бы не устроить жизнь
государства таким образом, чтобы
люди всегда жили как бы на войне, но,
естественно, не погибали?
Такой жизнь была
в Спарте, которая иногда служила
Платону как образец для
Очевидно, что эти
принципы выполняются в "идеальном"
государстве Платона, и действительно,
"...нет ничего лучшего... в деле
достижения удачи и победы на войне".
Но как же личность? Дело в том, что
для Платона личности с ее целями
и интересами как бы не существует,
существуют только общие интересы.
3.1 Теория идей
Однако имеется
и второй смысл словосочетания "идеальное
государство". Дело в том, что для
Платона "идеальное" не только "лучшее",
но и то, что является "идеей"
предмета. Слово "идея" и близкое
к нему "эйдос" обозначает у
Платона "сущность", "форму",
"вид", "облик" предмета. Это
умопостигаемая, внутренняя форма вещи,
а не та, что непосредственно дана
чувственному восприятию. Идеи-формы
бестелесны. Тела пребывают в непрестанно
движущемся (все течет), неустойчивом,
становящемся, а не ставшем мире,
постоянно непостоянном. Разум ищет
в этом движении ту скрытую поверхностью
вещей сущность, которая не только
сохраняется во всех изменениях вещного
бытия, но и является исходной причиной
этих изменений. Так разум различает
сущность и явление. То, что кажется
существующим, не есть истинное бытие,
но лишь причастно ему - постольку, поскольку
являет ("явление") идеальное, совершенное
("идею", "сущность"). Прежде всего
надо различать: что всегда существует
и никогда не становится, и что
всегда становится, но никогда не существует",
- писал Платон в диалоге Тимей.