Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:00, реферат
Наука публичных выступлений зародилась в Древней Греции. Умение говорить убедительно, красиво, доходчиво и интересно высоко ценилось древними греками. Они создали риторику (греч. Rhetorike ) — науку публичного выступления, или теорию красноречия. Древние греки рационально решали проблему публичного выступления, например, в философской системе стоиков логика подразделялась на две части: диалектика и риторика.
Введение
Основная часть
Публичное выступление
Синтаксические особенности
Лексические особенности
Правила построения ораторской речи
Заключение
Список используемой литературы
План.
Введение.
Наука публичных выступлений зародилась в Древней Греции. Умение говорить убедительно, красиво, доходчиво и интересно высоко ценилось древними греками. Они создали риторику (греч. Rhetorike ) — науку публичного выступления, или теорию красноречия. Древние греки рационально решали проблему публичного выступления, например, в философской системе стоиков логика подразделялась на две части: диалектика и риторика.
В Древнем Риме публичное
выступление рассматривалось
В средневековой схоластике существовало семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. На Руси риторика понималась скорее как напыщенная, красивая, но малосодержательная речь. Обучению красиво и убедительно говорить уделялось много внимания в европейских и российских университетах, лицеях и колледжах. Риторика как наука о построении проповеди (гомилетика) преподавалась в семинариях.
В настоящее время ораторское умение высоко ценится в профессиональной среде, оно обеспечивает продвижение по карьерной лестнице. От эффективного устного доклада, презентации своих идей и предложений, грамотных ответов на вопросы зависит авторитет сотрудника, его статус в организации. Огромное значение способность к публичному выступлению и овладение тайнами риторики имеет в деятельности политика, бизнесмена, преподавателя. Формирование навыков ораторского искусства требует постоянного упорного труда, тренировки и самоанализа. Эффективными ораторами не рождаются, ими становятся. В публичном выступлении оратор должен стимулировать интерес людей к обсуждаемой проблеме, использовать способы воздействия на установки людей и их поведение.
Публичное выступление.
Деятельность человека, профессия
которого связана с постоянным произнесением
речей, чтением лекций и докладов,
просто немыслима без основательных
знаний принципов и правил ораторского
искусства. К числу таких людей
относятся политики, профессора, преподаватели,
прокуроры, адвокаты и др. Для них
публичная речь – главнейшее оружие.
Ораторство – сильнейший рычаг культуры.
Однако теоретические вопросы
Публичная речь может рассматриваться
как своеобразное произведение искусства,
которое воздействует одновременно
и на чувства и на сознание. Если
речь действует только на способность
логического восприятия и оценки
явлений, не затрагивая чувственность
сферы человека, она не способна
производить сильное
Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами – этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.
Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.
Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.
Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное – неспособна воздействовать па чувства и через них на разум.
Речь, состоящая из одних
рассуждений, не может удержаться в
голове людей, она быстро исчезает из
памяти. Но если в ней были картины
и образы, этого не случится. Только
краски и образы могут создать
живую речь, такую, которая способна
произвести впечатление на слушателей.
Живое изображение
К выступлению
обязательно нужно
Прежде всего следует четко сформулировать тему выступления, спросив себя: что я хочу сказать? Не следует самоуверенно полагать, что говорящему это всегда и так ясно.
Определите цель
выступления. Чего бы вы
В начале
выступления сразу же
Определите
главную мысль, расчлените ее
на отдельные составляющие. Это
членение должно быть
Начинайте изложение содержания с самых главных, основополагающих тезисов. На конец оставьте второстепенные, дополнительные компоненты.
В случае необходимости
подберите к каждому тезису
соответствующую информацию: статистические
данные, сведения по истории вопроса,
результаты социологических
Свое мнение можно подкрепить ссылкой на лицо, которое признано авторитетным. С этой целью целесообразно привести цитату, пересказать другой текст, воспроизвести элементы личной беседы и т.п.
Высказываемая мысль будет более убедительной, если вы подкрепите ее примерами.
Приводя аргументы в обоснование своего мнения, расположите их таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Поставьте самые сильные аргументы в конце. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый.
Оцените непротиворечивость всего текста в целом. Проверьте, насколько соответствует последовательность изложения материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной речевой ситуации, сложившейся к моменту начала вашего выступления.
Наиболее типичные погрешности выступления: значительные отступления от основного содержания, непоследовательность, несоразмерность отдельных частей, неубедительные примеры, повторы.
Каждому выступлению свойственна своя специфика подготовки, но это не означает, что общие принципы работы над текстом выступления отсутствуют.
Синтаксические особенности.
Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего — свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом прежде всего следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста.
1. Простые предложения
и части сложных предложений
не должны быть чрезмерно
2. Более легко
воспринимаются такие типы
3. Нежелательно
употреблять конструкции
Лексические особенности.
Восприятие речи значительно осложняется использованием отглагольных существительных, заканчивающихся на =ние, =тие, а также других подобных им. Любое отглагольное существительное - это свернутое предложение, оно является как бы сгустком смысла, требующим развертывания и осознания. Поэтому текст с большим количеством отглагольных существительных, как правило, малопригоден для ораторского выступления.
При подготовке ораторского выступления нельзя злоупотреблять также использованием терминов: не перегружайте текст терминологией и не используйте узкоспециальные термины.
Правила построения ораторской речи.
Логические аспекты
Будьте последовательны в своей речи. Не переходите к следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.
Начинайте выступление
с наиболее существенных
Не тратьте время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении.
Не повторяйтесь. Если считаете необходимым повторить сказанное, оговорите это специально. Дайте понять, что это намеренное повторение.
Не уходите в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекайтесь на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры и т.п.
В конце выступления обобщите сказанное и сделайте выводы.
Заключение
Вряд ли нужно доказывать, что все виды публичного выступления нуждаются в осмыслении, упорядочивании, самоконтроле. Это и есть культура общения, т.е. речи. Научное осмысление некоторых видов уже имеет свою многовековую историю, иные новы: например, культура внутренней речи, которая, кстати, в жизни человека составляет наибольший, труднейший и самый долгий по времени блок.
Культура мысленной речи - залог успеха внешней, звучащей или написанной, речи.
Сравнительно недавно предметом риторики стала и бытовая речь, кроме дружеской беседы, которой уделил внимание Аристотель.
Возможно, в дальнейшем будут выделены еще какие-то виды речи, их сферы, например, врачебное красноречие, речь в сфере обслуживания - гостеприимства, туризма…
Список используемой литературы.
Информация о работе Публичное выступление: приемы повышения эффективности речи