Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:06, реферат
Этикет по происхождению французское слово (etiguette). Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (ср. этикетка), а затем так стали называть придворный церемониал. Именно в этом значении, особенно после принятия французского церемониала при венском дворе, слово этикет получило распространение в немецком, польском, русском и других языках. Наряду с этим словом для обозначения совокупности принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности, используется слово регламентация и словосочетание дипломатический протокол. Многие тонкости общения, представленные протоколом, учитываются и в других сферах деловых отношений.
В таком случае выражается соболезнование. Оно не должно быть сухим, казенным. Формулы соболезнования, как правило, стилистически приподняты, эмоцион 17217n1320r 72;льно окрашены:
- Разрешите (позвольте) выразить (вам) мои глубокие (искренние) соболезнования.
- Приношу (вам)
мои (примите мои, прошу
- Я вам искренне (глубоко, сердечно, от всей души) соболезную.
- Скорблю вместе с вами.
- Разделяю (пон 17217n1320r 80;маю) вашу печаль (ваше горе, несчастье).
Наиболее эмоцион 17217n1320r 72;льно-экспрессивны выражения:
- Какое (большое, непоправимое, ужасное) горе (несчастье) обрушилось на вас!
- Какая большая
(невосполнимая, ужасная)
- Какое горе (несчастье) обрушилось на вас!
В трагической, скорбней или неприятной ситуации люди нуждаются в сочувствии, утешении. Этикетные формулы сочувствия, утешения рассчитаны на разные случаи и имеют различное назначение.
Утешение выражает сопереживание:
- (Как) я вам сочувствую!
- (Как) я вас пон 17217n1320r 80;маю!
Утешение сопровождается уверением в благополучном исходе:
- Я вам (так) сочувствую, но, поверьте мне (но я так уверен), что все кон 17217n1320r 95;ится хорошо!
- Не впадайте
в отчаяние (не падайте духом).
Все (еще) изменится (к
- Все будет в порядке!
- Все это изменится (обойдется, пройдет)! Утешение сопровождается советом:
- Не нужно
(надо) (так) волноваться (
- Вы не должны терять самообладание (голову, выдержку).
- Нужно (надо) успокоиться (держать себя в руках, взять себя в руки).
- Вы должны надеяться на лучшее (выбросить это из головы).
Перечисленные зачины (приглашение, поздравление, соболезнование, утешение, выражение сочувствия) не всегда переходят в деловое общение, иногда ими разговор и заканчивается.
В повседневной деловой обстановке (деловая, рабочая ситуация) также используются формулы речевого этикета. Например, при подведении итогов учебного года, при определении результатов участия в выставках, при организации различных мероприятий, встреч возникает необходимость кого-то поблагодарить или, наоборот, вынести порицание, сделать замечание. На любой работе, в любой организации у кого-то может появиться необходимость дать совет, высказать предложение, обратиться с просьбой, выразить согласие, разрешить, запретить, отказать кому-то.
Приведем речевые клише, которые используются в данных ситуациях.
Выражение благодарности:
- Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарность Николаю Петровичу Быстрову за отлично (прекрасно) организованную выставку.
- Фирма (дирекция, ректорат) выражает благодарность всем сотрудникам (преподавательскому составу) за.
- Должен выразить учащимся 10а класса (свою) благодарность за.
- Позвольте (разрешите) выразить большую (огромную) благодарность.
За оказание какой-либо услуги, за помощь, важное сообщение, подарок принято благодарить словами:
- Я благодарен вам за то, что.
- (Большое, огромное) спасибо вам (тебе) за.
- (Я) очень (так) благодарен вам! Эмоцион 17217n1320r 72;льность, экспрессивность выражения благодарности усиливается, если сказать:
- Нет слов, чтобы
выразить вам (мою)
- Я до такой степени благодарен вам, что мне трудно найти слова!
- Вы не можете
себе представить, как я
- Моя благодарность не имеет (не знает) границ!
Совет, предложение:
Нередко люди, особенно наделенные властью, считают необходимым высказывать свои предложения, советы в категорической форме:
- Все (вы) обязаны (должны).
- Вам непременно следует поступить так.
- Категорически (настойчиво) советую (предлагаю) сделать.
Советы, предложения, высказанные в такой форме, похожи на приказание или распоряжение и не всегда рождают желание следовать им, особенно если разговор происходит между коллегами одного ранга. Побуждение к действию советом, предложением может быть выражено в деликатной, вежливой или нейтральной форме:
- Разрешите (позвольте) дать вам совет (посоветовать вам).
- Разрешите предложить вам.
- (Я) хочу (мне хотелось бы, мне хочется) посоветовать (предложить) вам.
- Я посоветовал бы (предложил бы) вам.
- Я советую (предлагаю) вам.
Обращение с просьбой должно быть деликатным, предельно вежливым, но без излишнего заискивания:
- Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу...
- Если вам не трудно (вас это не затруднит)...
- Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите...
- (Не) могу ли я попросить вас...
- (Пожалуйста), (очень
вас прошу) разрешите мне.... Просьба
может быть выражена с
- Настоятельно
(убедительно, очень) прошу
Согласие, разрешение
формулируется следующим
- (Сейчас, незамедлительно) будет сделано (выполнено).
- Пожалуйста (разрешаю, не возражаю).
- Согласен отпустить вас.
- Согласен, поступайте
(делайте) так, как вы
При отказе используются выражения:
- (Я) не могу
(не в силах, не в состоянии)
помочь (разрешить, оказать
- (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) выполнить вашу просьбу.
- В настоящее
время это (сделать)
- Поймите, сейчас не время просить (обращаться с такой просьбой),
- Простите, ко мы (я) не можем (могу) выполнить вашу просьбу.
- Я вынужден запретить (отказать, не разрешить).
Немаловажным компон 17217n1320r 77;нтом речевого этикета является комплимент. Тактично и вовремя сказанный, он поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к оппон 17217n1320r 77;нту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент.
Комплимент относится к внешнему виду, свидетельствует об отличных профессион 17217n1320r 72;льных способностях адресата, его высокой нравственности, дает общую положительную оценку:
- Вы хорошо (отлично,
прекрасно, превосходно,
- Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны).
- Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) партнер (компаньон).
- Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить (управлять) людьми, организовывать их.
Задание 176. Проиграйте предложенные ролевые ситуации. При обсуждении выполненного задания обратите внимание на поведение его участников, их мимику, жесты, интон 17217n1320r 72;цию, соблюдение этикетно-речевых правил.
а) Вы - учащийся 11-го класса. Вам необходимо обратиться с просьбой к директору, преподавателю, одному из родителей, товарищу.
б) Вы - председатель молодежной организации «Турист». К вам пришел: ваш соученик, незнакомый юноша (девушка), мастер спорта, представитель фирмы «Спорт»).
в) Вы - работник администрации. Вам необходимо по телефон 17217n1320r 91; попросить:
- ветерана Великой Отечественной войны принять участие в празднике;
- ученого из
университета выступить в
- руководителя
фирмы помочь благоустроить
7.3. Обращение в русском речевом этикете
Общение предполагает наличие еще одного слагаемого, еще одного компон 17217n1320r 77;нта, который проявляет себя на всем протяжении общения, является его неотъемлемой частью, служит перекидным мостиком от одной реплики к другой. И в то же время норма употребления и сама форма обращения окон 17217n1320r 95;ательно не установлены, вызывают разногласия, являются больным местом русского речевого этикета.
Автор письма в эмоцион 17217n1320r 72;льной форме, достаточно остро, используя данные языка, ставит вопрос о положении человека в нашем государстве. Таким образом, синтаксическая единица - обращение - становится социально значимой категорией.
Чтобы разобраться
в этом, необходимо осмыслить, в чем
заключается особенность
Обращение испокон
веков выполняло несколько
Поскольку в качестве обращений используются как собственные имена (Анна Сергеевна, Игорь, Саша),так и названия людей по степени родства (отец, дядя, дедушка}, по положению в обществе, по профессии, должности (президент, генерал, министр, директор, бухгалтер); по возрасту и полу (старик, мальчик, девочка), обращение помимо вокативной функции указывает на соответствующий признак.
Након 17217n1320r 77;ц, обращения могут быть экспрессивно и эмоцион 17217n1320r 72;льно окрашенными, содержать оценку? Любочка, Маринуся, Любка, болван, остолоп, недотепа, шалопай, умница, красавица. Особенность таких обращений заключается в том, что он 17217n1320r 80; характеризуют как адресата, так и самого адресанта, степень его воспитанности, отношение к собеседнику, эмоцион 17217n1320r 72;льное состояние.
Приведенные слова-обращения используются в неофициальной ситуации; только некоторые из них, например собственные имена (в их основной форме), названия профессий, должностей, служат обращениями и в официальной речи.
Задание 177. Напишите двадцать обращений, которые указывают на степень родства или возраст, пол и одновременно являются эмоцион 17217n1320r 72;льно окрашенными. Например: тетечка, мальчугашка.
Задание 178. Напишите все возможные варианты вашего имени. Определите, какие из них используются в официальной, какие в неофициальной речи; какую функцию выполняет каждый из вариантов.
Задание 179. Напишите известные вам клички людей. Как он 17217n1320r 80; образованы и какую функцию выполняют, выступая в роли обращения?
Отличительной чертой официально принятых обращений на Руси было отражение социального расслоения общества, такой его характерной черты, как чинопочитание.
Не поэтому ли в русском языке корень чин оказался плодовитым, дав жизнь
- словам: чиновник, чиновничество, благочинный, благочиние, чинолюбие, чинопочитание, чинон 17217n1320r 72;чальник, чинон 17217n1320r 72;чальствоватъ, бесчинный, бесчинствовать, чикоразрушителъ, чиногубипгелъ, чинопочитатель, чинокрад, чинно, чинность, подчиниться, подчинение;
- словосочетаниям: не по чину, раздать по чинам, чин чином, большой чин, не разбирая чинов, не чинясь, чин по чину;
- пословицам: Чин чина почитай, а меньшой садись на край; Пуля чинов не разбирает; Дураку, что большому чину, везде простор; Целых два чина: дурак да дурачина; А тот бы и в чинах, да жаль, карманы пусты.
Социальное расслоение общества, неравенство существовавшие в России несколько веков, нашли отражение в системе официальных обращений.
Во-первых, существовал документ «Табель о рангах», изданный в 1717-1721 гг., который затем переиздавался в несколько измененном виде. В нем перечислялись военные (армейские и флотские), гражданские и придворные чины. Каждая категория чинов подразделялась на 14 классов. Так, к 3-му классу относились генерал-поручик, генерал-лейтенант, вице-адмирал, тайный советник, гофмаршал, шталмейстер, егермейстер, гофмейстер, обер-церемон 17217n1320r 80;мейстер; к 6-му классу - полковник, капитан 1-го ранга, коллежский советник, камер-фуръер; к 12-му классу - корнет, хорунжий, мичман, губернский секретарь.
Помимо названных чинов, которые определяли систему обращений, существовали обращения ваше высокопревосходительство, ваше превосходительство, ваше сиятельство, ваше высочество, ваше ее. личество, милостивейший (милостивый) государь, государь и др.