Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Этика".
– уметь находить себе помощников в социальной работе, поддерживать участие общественности в развитии социальной защиты, социальной политики;
– вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути профессиональной деятельности, беспристрастно выполняя обязанности;
– полностью информировать
клиента о предпринимаемых
– не использовать свои профессиональные отношения в личных целях; участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью; уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом; принимать плату за услуги, только добровольно предлагаемую и на законных основаниях; не принимать ценных подарков за выполненную работу;
– стремиться к постоянному
повышению профессиональных знаний,
мастерства, уровня квалификации как
специалиста в области
– защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии; уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, соблюдая деликатность и справедливость; предпринимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег;
– всемерно помогать людям, информируя и делая социальные службы доступными различным группам населения;
– содействовать развитию благосостояния общества посредством:
а) расширения личностных возможностей людей, различных семей, проявления особого внимания к ущемленным группам и лицам с ограниченными физическими возможностями;
б) активной борьбы против несправедливости и ущемления на основе национального происхождения, политических или религиозных убеждений, сексуальных ориентации, возраста, брачного статуса, психических или физических недостатков, а также против привилегий отдельных категорий населения;
в) создания условий для поддержки уважения к различиям культур, составляющих общество;
г) инициативы, направленной на изменения в политике и законодательстве с целью улучшения социальных условий жизни и поддержания социальной справедливости.
36. Лидерство и руководство. Стили руководства.
В настоящий момент в трактовке понятий «лидерство» и «руководство» существует две точки зрения. Первая – разведение этих двух понятий по нескольким признакам (в отечественной психологии), вторая точка зрения – эти понятия практически тождественны друг другу (в зарубежной психологии).
Отношение первого типа – должностные, функциональные; отношения второго типа – психологиеские, эмоциональные. 1. Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет организацию официальных отношений группы как социальной организации.
2. Лидерство можно
констатировать в условиях
3. Лидерство возникает
стихийно, руководитель всякой реальной
социальной группы либо
4. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от настроения в группе, в то время как руководитель явление более стабильное.
5. Руководство подчиненными,
в отличие от лидерства,
6. Процесс принятия
решений руководителем более
сложен и опосредован
7. Сфера деятельности лидера в основном малая группа, где он является лидером, сфера деятельности руководителя шире, так как представляет малую группу в более широкой социальной системе.
НО
1. Руководство и лидерство
– средства координации
2. Оба феномена реализуют процессы социального влияния в коллективе.
3. Руководству, как
и лидерству присуща
Само понятие «лидерство» подразумевает под собой тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Власть – это возможность влиять на поведение людей.
Влияние – это поведение отдельного человека, которое может вносить изменения в поведение, отношения, ощущения и тому подобное другого человека. Для того, чтобы лидерство и влияние были эффективными, руководители применяют власть.
Руководитель имеет
возможность наказать
Лидер становится привлекательным для последователей благодаря умению видеть то, что в конечном счете будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако эта не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят или могут иметь. Кроме того, видение становиться привлекательным, если оно больше или лучше, чем существующая реальность, то есть в определенной мере допускается идеализация будущего состояния.
Стиль руководства — способ, система методов воздействия
руководителя на подчиненных. Один из
важнейших факторов эффективной работы
организации.
Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией
руководства, доминированием единоначалия.
Руководитель требует, чтобы о всех делах
докладывали именно ему, единолично принимает
решения или отменяет их. К мнению коллектива
не прислушивается, все решает за коллектив
сам. Авторитарный стиль руководства отрицательно
сказывается на морально-психологическом
климате, ведет к значительному снижению
инициативности, самоконтроля и ответственности
работников
Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий,
инициативы и ответственности между руководителем
и заместителями, руководителем и подчиненными.
Руководитель демократического стиля
всегда выясняет мнение коллектива по
важным производственным вопросам, принимает
коллегиальные решения. Регулярно и своевременно
проводится информирование членов коллектива
по важным для них вопросам. Общение с
подчиненными проходит в форме просьб,
пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений
за качественную и оперативную работу,
доброжелательно и вежливо; по необходимости
применяются приказы. Руководитель стимулирует
благоприятный психологический климат
в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.
Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного
участия руководителя в управлении коллективом.
Предпочитает не рисковать, «не высовываться»,
увиливает от разрешения назревших конфликтов,
стремится уменьшить свою персональную
ответственность. Работу пускает на самотек,
редко ее контролирует.
37. Этика делового
общения «сверху-вниз», «снизу-вверх» и «по
горизонтали».Этика делового общения
«сверху-вниз», «снизу-вверх» и «по-горизонтали»
Деловое общение
«сверху-вниз»
Искусство и успех делового общения
во многом определяются теми нормами и
принципами, которые использует руководитель
по отношению к своим подчиненным: какое
поведение на службе приемлемо, а какое
— нет. Без соблюдения этики делового
общения между руководителем и подчиненным
большинство людей чувствуют себя в коллективе
дискомфортно.
Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения,
необходимо дать ему понять, что вам известно
об этом.
Критикуйте действия и поступки, а не личность
человека.
Никогда не давайте сотрудникам возможности
заметить, что вы не владеете ситуацией,
если вы хотите сохранить их уважение.
Соблюдайте принцип распределительной
справедливости: чем больше заслуги, тем
больше должно быть вознаграждение.
Поощряйте свой коллектив даже в том случае,
если успех достигнут главным образом
благодаря успехам самого руководителя.
Укрепляйте у подчиненного чувство собственного
достоинства.
Защищайте своих подчиненных и будьте
им преданными.
Формами распоряжения могут быть: приказ,
просьба, запрос и так называемый «доброволец».
Приказ чаще всего следует использовать
в чрезвычайной ситуации, а также в отношении
недобросовестных сотрудников. Просьба
используется в том случае, если ситуация
рядовая, а отношение между руководителем
и подчиненным основано на доверии и доброжелательности.
Этика делового
общения «снизу-вверх»
Знать, как следует обращаться и относиться
к своему руководителю, не менее важно,
чем то, какие требования следует предъявлять
к своим подчиненным. Используя те или
иные нормы, можно привлечь руководителя
на свою сторону, сделать своим союзником,
но можно и настроить его против себя,
сделать своим недоброжелателем.
Старайтесь помогать руководителю в создании
в коллективе доброжелательной нравственной
атмосферы.
Не пытайтесь навязывать
руководителю свою точку зрения или
командовать им. Высказывайте ваши
предложения или замечания тактично и вежливо.
Не разговаривайте с начальником категорическим
тоном, не говорите всегда только «да»
или только «нет
Будьте преданы и надежны, но не будьте
подхалимом. Имейте свой характер и принципы
Не стоит обращаться за помощью, советом,
предложением и т.д. «через голову», сразу
к руководителю вашего руководителя, за
исключением экстренных случаев.
Этика делового
общения «по горизонтали»
Применительно к коллегам-управляющим
следует иметь в виду, что найти верный
тон и приемлемые нормы делового общения
с равными по статусу сотрудниками из
других подразделений — дело весьма непростое.
Особенно если речь идет об общении и отношениях
внутри одной организации. В этом случае
они нередко являются соперниками в борьбе
за успех и продвижение по службе по отношению
друг к другу.
Попытайтесь достичь четкого разделения
прав и ответственности в выполнении общей
работы.
Если круг ваших обязанностей пересекается
с кругом обязанностей ваших коллег, это
весьма опасная ситуация. Если управляющий
не разграничивает ваши обязанности и
ответственность от других, попытайтесь
сделать это сами.
Не давайте обещаний, которые вы не сможете
выполнить. Не преувеличивайте свою значимость
и деловых возможностей. Если они не оправдаются,
вам будет неудобно, даже если на это были
объективные причины.
Не лезьте человеку в душу. На работе не
принято спрашивать о личных делах, а тем
более проблемах.
Не старайтесь показаться лучше, умнее,
интереснее, чем вы есть на самом деле.
Рано или поздно все равно все выплывет
наружу и встанет на свои места.
Рассматривайте вашего коллегу как личность,
которую следует уважать саму по себе,
а не как средство для достижения ваших
собственных целей.
***
Этические нормативы делового общения
и поведения должны описывать общую систему
и правила, которых, по мнению организации,
должны придерживаться ее работники.
38. Деонтология. Профессиональная этика и мораль специалиста.
Деонтология (— должное) — учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали. Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом.
Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.
Содержание любой
Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика)
Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности.
Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, и т. д.
Профессиональная этика
не является следствием неравенства
в степени моральности